Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Дополнительный выпуск мая 2010 года.
© Ross W. Greene PhD, The Explosive Child, 1998
© О.В. Бермант-Полякова PhD, авторизованный перевод и примечания, 2010

Примечания к Главе 2


Что должно быть для вас совершенно определённым, - все эти дети имеют замечательные качества и огромный потенциал. В большинстве случаев они интеллектуально развиты по возрасту. Их «застревающая» натура

Стандарт психодиагностической работы в Израиле составляют пять тестов, и исследование интеллекта входит в обязательный набор исследований.
Первым предъявляется Бендер-Гештальт, это рисуночный тест на визуально-моторную координацию, который сразу позволяет исключить дезорганизованных психозом или грубым нейропсихологическим дефектом, и проверка кратковременной визуальной памяти.
Потом тест Дом-Дерево-Человек, здесь к проверке визуально-моторной координации добавляется сравнение: есть ли ухудшение, когда материал несёт эмоциональную и смысловую нагрузку (изображение Дома, Дерева, Человека, Человека другого пола, составить рассказ об изображённом). Записывая рассказ дословно, мы имеем возможность изучить процесс речепорождения, уровень речевой инициативы, словарный запас.
Тест Бендер стандартизирован в том числе и для России, его можно предъявлять с 3 лет, ДДЧ (дом-дерево-человек) предъявляют тоже с 3-4 лет, на него нет возрастных таблиц, это проективная методика.
Третьим в Израиле стандартно предъявляется тест Векслера, это фактически 11 разных экспериментов. Векслер стандартизирован в России.
Шкалы Векслера WAIS-R стандартизированы на выборке испытуемых от 16 до 64 лет, для детей существует свой набор заданий, организованный по тому же типу, WISC, для детей от 5 лет до 15 лет 11 мес.

Сначала в Векслере задают вопросы на общую осведомлённость (это позволяет ориентироваться в том, какой уровень школьной программы освоил), 8 баллов по этому субтесту считается baseline для сравнения с остальными субтестами,
потом выясняют, насколько человек ориентируется в житейских ситуациях и понимает происходящее, это имеет отношение к способности адекватно оценивать реальность,
третий субтест арифметический, там требуется умение считать в уме (внимание, память) и знание алгоритмов решения простейших арифметических задач (объём рабочей памяти, распределение внимания, планирование),
четвёртый субтест на мышление и номинативную речь, нужно установить сходство, выделить общий для разных понятий признак,
пятый субтест просит повторить числовые ряды из двух, трёх, четырёх и так далее цифр, воспроизведение в прямом порядке и в обратном порядке (исследует краткосрочную слуховую память, в тесте Бендер смотрели краткосрочную визуальную. При обратном воспроизведении – объём внимания и рабочей памяти)
шестой субтест словарный, предлагается объяснить значение слов, всего предлагается 42 слова, исследует процессы мышления и речи.
Стандартная батарея устроена так, чтобы одно и то же свойство проверялось в разных контекстах. В тестах Роршаха, где неопределённость кляксы и в ТАТ, где провокация, заложенная в стимульном материале картины (агрессия, гомосексуальность, суицид, нарциссические потребности и др.), требуют не просто слаженной работы высших психических функций, как в тесте Векслера, но и способности противостоять эмоциональной перегруженности. Мы сравним, как клиент выполнял эмоционально нейтральные "школьные" задания шкал Векслера и какие ошибки в мышлении, речи, запоминании допускал и какие ошибки появились в состоянии аффективной дезорганизации, и сделаем вывод о том, какие особенности проявились И в одном, И в другом контексте – то есть что можно отнести к особенностям его натуры.

Все перечисленные ниже тесты относятся к словесному (вербальному) интеллекту, следующие шкалы к невербальному интеллекту:
шифровка, числа обозначаются символами, задание на объём внимания, распределение и переключение внимания, проверяет, как и тест Бендер, визуально-моторную координацию,
затем субтест на нахождение недостающих деталей, это способность адекватно оценивать реальность,
субтест кубиков Кооса, классика, проверяет сформированность квази-пространственных представлений,
субтест последовательности картинок, потом просят рассказать по картинкам рассказ и смотрят, может ли, заметив ошибку, самостоятельно исправить, поскольку рассказы с юмористической идеей, это интересный эксперимент, на мышление, понимание контекста социального взамиодействия, житейских ситуаций и т.д., иногда называют ещё «эмоциональный интеллект»,
субтест составления фигур, это верификация кубиков Кооса, там перед глазами был образец, по которому собирать, здесь даны разрезанные на части картинки и надо догадаться, что это - и собрать либо действовать методом проб и ошибок. Очень чётко показывает нейропсихологические нарушения: может назвать, что это, не может составить, или не может ни назвать, ни составить (то есть уровень идеи и уровень моторного, экспрессивного нарушения),
у детей есть ещё задание «лабиринт».

В норме вербальный и невербальный интеллект равны,
И профиль человека обычного ума выглядит так (пример):
Вербальный 8 7 8 8 9 8
Невербальный 7 9 8 89

Профиль человека небольшого ума выглядит так (пример):
Вербальный 5 4 6 6 4 5
Невербальный 6 7 6 65

Профиль человека большого ума выглядит так (пример)
Вербальный 11 10 12 12 11 11
Невербальный 12 13 11 11 12

Я намеренно не даю перевод оценок по шкалам Векслера в IQ, хотя в психологическом отчёте пишут в пересчёте на «количество интеллекта». Как вы обратили внимание, разница между субтестами составляет 1 или 2 балла, а разница между вербальным или невербальным профилями, с учётом что в одном 6 субтестов, а в другом 5, В СРЕДНЕМ даёт одно и то же число, то есть и левополушарные, и правополушарные функции уравновешены и взаимодействуют гармонично.

Грин в книге для родителей пишет, что большинство детей интеллектуально развиты по возрасту, это совершенная правда, потому что в среднем эти дети дают такой же балл, как сверстники, а вот в распределении по шкалам мы увидим или «два этажа», или характерную «пилу», или и то и другое вместе. Тест Векслера за полтора-три часа выявляет слабые места и даёт точный ответ на вопрос, какое (простое или сочетанное) нарушение лежит в основе затруднений ребёнка жить, играть и учиться так, как это делают все другие дети.

Салли, ребёнок-россыпь
Возраст 7 лет 5 мес
Пример на «два этажа» в шкалах Векслера

Вербальный: 7 11 10 13 8 11, среднее 10
Невербальный: 12,13,14,13,13, среднее 13

Разницу внутри одного и того же интеллекта видите? Между 7 и 13 разрыв в ШЕСТЬ баллов, вместо допустимого разрыва в один-два балла. Это «пила» в словесном интеллекте. Невербальный интеллект структурно – гармоничное равномерное распределение по шкалам.
Разницу между уровнями вербального и невербального интеллекта видите? 10 и 13? В норме должно быть одно и то же число, плюс-минус десятые доли балла, а у Салли то, что на слэнге называется «два этажа». Разница в ТРИ балла.
А в общем итоге вполне терпимо, на уровне большого ума.

Вербальный:
Общая осведомлённость 7
Арифметический 11
Словарный запас 10
Понимание ситуаций 13
Запоминание цифр 8
Сравнение 11
Невербальный:
Нахождение недостающих деталей 12
Последовательность картинок 13
Кубики Кооса 14
Составление фигур 13
Шифровка 13

Ребёнок диагностирован как страдающий дефицитом внимания с гиперактивностью, без лекарств.

Коля, ребёнок-россыпь
Возраст 8 лет 3 мес
Пример на «пилу» в шкалах Векслера

Вербальный: 8 11 5 11 7 9, среднее 8,5
Невербальный: 5 10 15 10 8, среднее 9,6

Разницу внутри одного и того же интеллекта видите? Между 5 и 11 ШЕСТЬ баллов разрыва в вербальном, между 5 и 15 ДЕСЯТЬ баллов разрыва в невербальном, вместо разницы в ОДИН-ДВА. «Пила» в словесном интеллекте и «пила» в невербальном.
А в общем итоге вполне терпимо, на уровне среднего ума.

Вербальный:
Общая осведомлённость 8
Арифметический 11
Словарный запас 5
Понимание ситуаций 11
Запоминание цифр 7
Сравнение 9
Невербальный:
Нахождение недостающих деталей 5
Последовательность картинок 10
Кубики Кооса 15
Составление фигур 10
Шифровка 8

Ребёнок диагностирован как страдающий дефицитом внимания с гиперактивностью, получает метилфенидат.


После теста Векслера предъявляется Роршах-тест. Благодаря работе Экснеровского фонда и трудам Джона Экснера и Ирвина Вайнера Роршах-тест ТОЖЕ СТАНДАРТИЗИРОВАН, и предъявлять его можно детям с 5 лет, верхней границы нет. Картину не-соответствующего возрастной норме ментального функционирования благодаря Экснеровской интегративной системе можно "приложить" на то, как разные диагнозы (психоз, расстройство адаптации, депрессия и др.) или разные по возрасту группы испытуемых воспринимают и перерабатывают информацию. Роршах-тест предъявляют четвёртым, когда в процессе исследования уже ясно, что нет органической патологии - её обнаружили бы обязательно и Бендер, и ДДЧ, и Векслер, где после двух неудачных попыток по инструкции переходят к следующему субтесту, так что при сниженном интеллекте за двадцать минут исследования вы уже имеете половину заполненного протокола, а в Роршахе он вам увидит десять бабочек подряд, и речевая продукция будет скудной. Дольше описывать, чем предъявлять.
Роршах-тест является сложной задачей, и после того как она исчерпает ресурсы, испытуемый подустал, поэтому в последнем, проективном тесте ТАТ, психологические защиты работают не-идеально, а нам того и надо, чтобы получить через проективную продукцию доступ к внутриличностным конфликтам. Для детей существует свой набор картин, CAT. Children Apperception Test существует в двух формах: одни и те же ситуации с изображением героев-людей и изображением героев-животных.

Логика стандартного психодиагностического исследования: сначала эксперимент – потом клиническое интервью. Бендер и ДДЧ это три задания, Векслер 11 субтестов, Роршах 10 клякс и ТАТ 12 картин - 36 экспериментов в общей сложности, они дают рабочие гипотезы, которые психолог уточняет во время клинического интервью. Все полученные в исследовании результаты необходимо объединить в тексте психологического заключения.



Психодиагностическое обследование можно делать раз в полгода-год, таковы рекомендации для ретестирования. Положа руку на сердце, к рекомендованному перерыву нужно добавить ещё время, ведь несколько встреч с ребёнком, обработка протоколов и написание заключения занимают у коллеги-психолога месяц-полтора, то есть оперативным инструментом диагностики стандартную батарею тестов язык не повернётся назвать. А принимать решения (помните, принцип единства диагностики и коррекции?) в практической работе надо каждые два-три занятия. Есть подвижки или нет? В том ли направлении продвигаемся? Что улучшилось и насколько?

Поэтому давайте согласимся, что тест Векслера это прекрасно, Роршах это замечательно, ТАТ (CAT) великолепно, а тест Розенцвейга это здорово, однако детям задания взрослых неинтересны, каждые две недели делать эти тесты с ними нереально, а значит, для диагностической работы у нас остаётся любимое детское занятие – рисование. Вот о рисунке человека, рисунке дерева, рисунке дома и рисунке семьи мы и будем говорить на уровне детализированного мышления :) когда будем обсуждать в работу психолога-практика с ребёнком-россыпью. Надеюсь, что за десять глав Примечаний смотреть рисунки настолько вам надоест, что в последней вы с удовольствием вновь прочитаете о Роршахе.

Итак, рисуночные тесты, начнём с рисунка человека. Как известно, все дети проходят один и тот же путь моторного развития, в том числе и в овладении графическими навыками. От стадии каракулей (возраст 2-4 года, четыре уровня, от неконтролируемого движения карандаша по листу бумаги (disordered scribble), к длинным линиям, когда ребёнок повторяет одни и те же движения, осознаёт, что они видимы окружающим и получает удовольствие (longitudinal scribble) , рисует круги (circular), и затем начинает рассказывать истории о том, что он намалевал на листе (naming), так совершается переход от стадии думания-движением (kinesthetic thinking in terms of motion) к стадии думания-образами (imaginative thinking in terms of pictures)), развитие переходит к стадии до-схематического рисунка (возраст 4-6 лет, рисунок отражает идею схемы тела, которая совершенствуется и детализируется. Использование цвета в соответствии с переживаниями, а не логично), от неё к стадии схематического рисунка, которая длится от 7 до 9 лет (её наступление легко определить по появлению в рисунке пространства, того что выше и ниже, то есть линии неба и линии земли. Цвет соответствует природным краскам, преувеличения размера объектов, когда человек выше дома, члены семьи выше или ниже реального отражают отношение автора рисунка к тому, кого он изображает. Сильные чувства причиной изображения фигур перпендикулярно к линии основания, кверх ногами или одновременно видимыми и изнутри, и снаружи, - отношение к изображению ещё некритично), следующая стадия совпадает с возрастным кризисом, когда для ребёнка референтной группой становятся сверстники своего пола, он становится предельно самокритичным, и Лоунфельд называет её «рассвет реализма» (9-11 лет). Ребёнок пытается нарисовать реалистично, не в смысле фотографичности, а в смысле различий в образе мальчиков, мужчин, девочек и женщин в деталях одежды. На этой стадии в рисунках появляется перспектива. Осознание своей неумелости лишает процесс рисования спонтанности, которая была присуща ему на предыдущих стадиях. Псевдореалистическая стадия (от 11 до 13) это скачкообразное изменение. До неё ребёнку было интересно и важно рисование как процесс, теперь ему в рисовании важен результат. На этом этапе вы увидите рисунки, где источником вдохновения послужило увиденное во внешнем мире (visual art), и рисунки, вдохновителем которых стали внутренние переживания ребёнка (nonvisual art). Художник первого типа остаётся зрителем спектакля, происходящего на сцене, и в переживании дистанцированы от своего творения, художник второго типа воссоздают в творении себя и в переживании слиты с ним. Различие проявляется прежде всего в работе с цветом: первые изучают, как изменяется цвет и свет под влиянием внешних условий, вторые считают, что палитра отражает внутреннее эмоциональное состояние. (Оригинал CREATIVE AND MENTAL GROWTH, Viktor Lowenfeld, Macmillan Co., New York, 1947)

Как получилось, что мозг ребёнка не полностью развился в той или иной области? Наука собрала убедительные свидетельства, что нарушения в прелобных и лобных областях мозга и других мозговых структур, связанных с этими областями, могут вносить вклад в ухудшение «исполнительных» мыслительных навыков, часто замечаемые в детях с СДВГ.

Грин пишет о том, что ребёнок остаётся «ужасным двухлеткой» в эмоциональном плане, и тому есть нейропсихологические причины. Ответ на вопрос «Кто виноват?» даёт нейропсихология, Грин называет несколько фактов, открытых этой наукой, не вдаваясь в подробности. Подробности звучали бы так:

Синдромы несформированности:
Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга.
Функциональная несформированность левой височной доли.
Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела).
Функциональная несформированность правого полушария.

Синдромы дефицитарности:
Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга.
Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром.
Атипия психического развития.

Желающим ознакомиться с темой на научно-популярном уровне рекомендую книгу Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

Психологам лучше читать её же Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М: ТЦ Сфера, 2003. 288 с.

Желающих углубиться в нейропсихологическую тему адресую к книге Анны Владимировны Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза». Это наша современница, она занимается темами функциональная асимметрия мозга, подкорково-корковое и межполушарное взаимодействие; формирование интегративной работы мозга в онтогенезе. Проблема левшества. Нейропсихосоматические интеграции человека, их формирование в онтогенезе. Нейропсихологическая диагностика, прогнозирование, профилактика, коррекция и абилитация процессов развития.

Мы с вами не поленимся и выпишем из неё нормы, чтобы были под рукой, в скобках пояснения трудных слов, терминов.

Цитируем по книге:
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 232 с.

Со стр. 6-7
Как известно, развитие психических функций и отдельных их составляющих (факторов) протекает по законам гетерохронии и асинхронии (сначала одно, потом другое, недружно). В этой связи в настоящем описании предлагается краткий обзор возрастной динамики («коэффициентов развития») наиболее важных психологических факторов. Опора на этот материал поможет исследователю оценить состояние того или иного функционального звена не вообще, а в соответствии с возрастными нормативами, которые были получены в ходе нейропсихологического обследования хорошо успевающих учеников массовых школ и дошкольных учреждений: обследовались дети от 4 до 12 лет.
При исследовании двигательных функций было установлено, что различные виды кинестетического праксиса (праксис – это действия) полностью доступны детям уже в 4 —5 лет, а кинетического лишь в 7 (причем проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется лишь к 8 годам).
Тактильные функции (то, что на ощупь) достигают своей зрелости к 4 — 5 годам, в то время как соматогностические — к 6 (осознание схемы тела, Лоуэнфельд говорит о том же). Различные виды предметного зрительного гнозиса (познания) перестают вызывать затруднения у ребенка к 4 —5 годам; здесь необходимо подчеркнуть, что возникающее иногда замешательство связано не с первичным дефицитом зрительного восприятия, а с медленным подбором слов (ага, и в тесте Векслера мы видим это как разницу между «этажами» невербального и вербального интеллектов). Это обстоятельство может обнаружить себя и в других пробах, поэтому крайне важно разделять эти две причины. До 6 — 7 лет дети демонстрируют затруднения при восприятии и интерпретации сюжетных (особенно серийных) картин (субтест в тесте Векслера, последовательность картинок).
В сфере пространственных представлений раньше всех созревают структурно-топологические и координатные факторы (6 — 7 лет), (это про выше-ниже, слева-справа, по Лоуэнфельду это появление линии неба и земли в рисунке), в то время как метрические представления (это про то, сколько, понятие числа, больше или меньше, одинаковое количество) и стратегия оптико-конструктивной деятельности (это кубики Кооса и составление фигур) — к 8 и 9 годам соответственно.
Объем как зрительной, так и слухоречевой памяти (т.е. удержание всех шести эталонных слов или фигур после трех предъявлений) достаточен у детей уже в 5 лет (вот вам и ответ на вопрос, сколько фигур в тесте Бендер и сколько цифр на слух «нормально» запоминать); к 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов (это значит, через двадцать минут-полчаса ребёнка просят назвать то, что заучивали вначале встречи) вне зависимости от ее модальности (то есть неважно, зрительно предъявляли или говорили на слух). Однако лишь к 7—8 годам достигает оптимального статуса избирательность мнестической деятельности (способен извлекать из памяти то, что нужно именно сейчас).
До этого возраста в зрительной памяти ребенок, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, искажает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то детали (т. е. демонстрирует массу параграфий и реверсий), путая заданный порядок. То же в слухоречевой памяти: вплоть до 7-летнего возраста даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазии, т.е. замен эталонов словами, близкими по звучанию или значению.
Наиболее поздно из базовых факторов речевой деятельности созревают у ребенка: фонематический слух (7 лет), ( это умение различать на слух б-п, в-ф, з-с), квазипространственные вербальные синтезы (Петя побил Колю. Кто драчун? И другие примеры на предлоги и падежные соотношения слов) и программирование самостоятельного речевого высказывания (8 — 9 лет). Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций, как письмо, решение смысловых задач, сочинение и т.п. (да, да, да, а в школе требуется это делать с шести-семи лет, вот и получается неспособность овладеть письмом – дисграфия, неспособность овладеть чтением – дислексия, неспособность овладеть счётом – дискалькулия и другие «нарушения обучаемости»).
Ответ на вопрос «Что делать?» тоже давно дан, - возвращаться к стадии, предшествующей нарушению, и проходить её заново, той же А.В. Семенович. Добавить тут можно только разработки Бориса Алексеевича Архипова и Елены Владимировны Максимовой, по теме «Нарушения восприятия «себя», как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей».

Ответ на вопрос «Как это отражается в рисунке человека?» тоже известен, я уже цитировала Атлас А.Л.Венгера, где на с. 24-25 читаем: «Нарушение обучаемости, органическое поражение мозга.
Нарушение обучаемости (задержка психического развития) – значительно более лёгкое, но и намного более распространённое отклонение, чем умственная отсталость. Его основной признак – это локальные нарушения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций. В отличие от умственно отсталого, ребёнок с нарушением обучаемости способен овладеть программой массовой школы, но нуждается для этого в специально организованной коррекционной работе.
Причиной нарушений обучаемости (задержки психического развития) обычно служат органические поражения мозга. Для них характерно не столько снижение общего уровня изобразительной деятельности (хотя оно тоже часто имеет место), сколько специфические нарушения. К ним относятся:
Грубая асимметриия рисунка,
Сильное смещение его вправо или влево от центра листа,
Неудачное расположение, при котором рисунок не помещается на листе,
Отклонение рисунка от вертикали,
Особо сильное искажение формы и пропорций,
Промахи, при которых линии не попадают в нужную точку,
Двигательные персеверации,
Распад целостного образа».

Давайте я вам покажу «блондинку» и «брюнетку» в этой теме, чтобы вы могли ВИДЕТЬ нарушения обучаемости, проходя на уроке рисования между рядами парт, СРАЗУ выявляя из десятков детей с нарушениями обучаемости, и среди них – детей, который «рассыпаются» со вспышками гнева, "застревающих", "лобных" - о них пишет в своей книге Грин. Все рисунки, которые мы будем смотреть, принадлежат младшим школьникам, детям в возрасте 6,7 и 8 лет, первоклассникам и второклассникам. По Лоуенфельду, в рисунках этой стадии НЕТ внешней детализации различий по возрасту и полу, НЕТ перспективы, рисование спонтанно и приносит удовольствие, - собственно, в рисунках это так и есть, с художественной точки зрения это досхематические и схематические рисунки.

Хотя на стадиях досхематического и схематического рисунка у детей нет критики к результату своей работы, вам встретятся и дети, которые видят, что «плохо получается», например вот здесь комментарий девочки: «Руки слишком большие», критичность мышления,
Пример


или рационализируют диспропорциональное изображение, например, девочка рисовала себя в новом балетном купальнике, раскрасила, посмотрела на результат работы, сказала «ноги большие потому что это мама», подумала и провела по линии талии синим фломастером линию, и закрасила синим всё вокруг: «Это мама плавает в море»
Пример


или отказываются рисовать, - свидетельство избегания изобразительной деятельности. Это дети, у которых в структуре нарушения есть расстройство hand-eye coordination, координации глаз-рука. Они откликаются на просьбу нарисовать что-либо неохотно, потому что визуально-моторная координация у них слаба и они избегают её практиковать. И подавляющее большинство таких детей – мальчики. Поскольку рисунки нужны нам для точной, быстрой и эффективной коррекционной работы, - за несколько месяцев можно добиться значительного успеха, коррекцию с "избегающими рисовать" начнём с упражнения, известного как «лежачие восьмёрки», как это делать, подробно рассказано в соответствующем разделе Примечаний.

Органические поражения мозга в рисунке человека проявляют себя так:

«Грубая асимметрия», «Особо сильное искажение формы и пропорций» по А.Л. Венгеру, нарушение восприятия Себя по Б.А. Архипову и Е.В. Максимовой, функциональная дефицитарность стволовых образований мозга по А.В. Семенович
Пример

Это кисти-клешни, одна "из пояса", другая из плеча, а ноги не дифференцированы, и этот ребёнок учится в обычном первом классе, жалобы на слабый нажим при письме, плаксивость и безынициативность. Родители вовремя обратились за помощью. Хорошая дружелюбная девочка, тихоня, потому что гиподинамична с рождения. На голове у героини корона, любит принцесс Диснея, школу не любит, кто бы удивлялся, - она не готова в ней учиться. Посмотреть рисунок крупным планом.
Здесь же пример, на уровне плеч, иллюстрация на признак «промахи, при которых линии не попадают в нужную точку».

Пример

Проведите ось симметрии через центр тела, центр шеи и центр головы, вы увидите смещение оси вправо. Пальцев на руках и ногах по три, - и этот ребёнок прекрасно считает до двадцати, и легко пересчитывает пальцы на своих руках в вашем присутствии, - однако образ тела, познание тела=соматогнозис, отражение которого мы наблюдаем в рисунке, показывает, что картина не настолько радужна. Внимательно смотрите на "крылья", они не случайно отмечены тем же цветом, что и платье, ибо это "у неё как бы руки и ноги на спине", у героини рисунка. Получается, в бессознательном представлении представление о руке и ноге двоится, оно "переднее" и "заднее" одновременное. Эта девочка, когда играла со мной в катание мяча по полу, не могла перекрестить руки между собой и схватить мяч, она направляла либо обе руки вправо, либо обе руки влево, синхронно, - то есть была неврологически незрелой. Невролог обследовал, написал в заключении "развитие по возрасту". Посмотреть крупным планом .
Жалобы на ребёнка - скандалы из-за сбора портфеля в школу, забывает класть тетради или пенал, в дневнике через день замечания учительницы о том, что явилась в школу без принадлежностей.

«Распад целостного образа» по А.Л. Венгеру, нарушение восприятия Себя по Б.А. Архипову и Е.В. Максимовой, функциональная дефицитарность стволовых образований мозга по А.В. Семенович

Пример

Это пациентка с аутистическиподобным синдромом. Ребёнок мог по полчаса сидеть "пялиться" в никуда, дома очень любил открыть кран, лить воду и смотреть как она льётся. Пришли по направлению от психиатра, исключить психоз детского возраста. Красивая работа, нам в последующих главах ещё доведётся видеть рисунки, как они изменились, когда мамину депрессию убрали и она стала делать то, что пока не делает слабое Эго ребёнка. Красная линия – это ретивая мама пририсовывает, показывает ребёнку, что он «неправильно» нарисовал. Ось симметрии, вертикаль тела и вертикаль голова-шея не совпадают, ног нет, целостный образ распадается. Посмотреть крупным планом.

Психологу лучше хвалить за любой рисунок, что ему дарит ребёнок. Передавая вам рисунок, ребёнок словно дарит вам себя, доверчиво, искренне и по поле душевного порыва, цените эти мгновения.

Пример

Это тоже распад целостного образа, сначала голова и руки, ни тела ни ног не рисовал мальчик, притом у него была привычка складывать лист пополам, работать только с половиной пространства, так сказать. На второй половине вы видите его же рисунок спустя две недели, - линии рук и ног уже двойные, однако лист по-прежнему сложен, и фигура не по центру пространства, а смещена влево, выполняет признак "смещение вправо или влево от центра листа". Пальцев не пять, - хотя школьник учится во втором классе и по математике успевает на "хорошо", и нет левого плеча, рука примыкает сразу к центру тела, увидели? как и попытку исправить "вырванное плечо" линией, которая соединяет тело и голову, игнорируя шею слева. Посмотреть крупным планом.

«Отклонение рисунка от вертикали» по А.Л. Венгеру, нарушение восприятия Себя по Б.А. Архипову и Е.В. Максимовой, функциональная дефицитарность стволовых образований мозга по А.В. Семенович

Пример

Проведите мысленно ось симметрии через голову-шею-грудь и от талии до линии земли, видите отклонение? Вот на столько же градусов ротировала (поворачивала) фигуры теста Бендер, когда перерисовывала их с карточки на лист эта аккуратистка. У неё были пристрастия к одежде одного цвета, Грин упоминает об этом признаке в своей главе. Такое "фанатичное" предпочтение одного вида еды, или одного цвета в одежде, или одной и той же модели одежды - "визитная карточка" стволовых детей. Создаётся впечатление, что одежда для них часть Я, как родная кожа, и за право её носить они готовы сражаться насмерть. Рекомендация  тут простая, сразу закупать пять-десять комплектов любимой одежды, не спорить. Посмотреть крупным планом.

Напоминаю, вы читаете и смотрите рисунки детей, которые ходят в обычные школы, просто НЕ ХОТЯТ в неё ходить до такой степени, что их ведут к психологу. Все иллюстрации из частной практики, где родители – преуспевающий средний класс. Все дети – дошкольники или младшие школьники из полных семей, где оба родителя с высшим образованием, как и бабушки и дедушки, и никто и никогда в семье не стационировался в психиатрическую больницу. НОРМА. Всех детей осматривал и невролог, и психиатр и нашёл развитие соответствующим возрасту, ведь они умеют прыгать и бегать, правильно отвечают на вопросы, знают буквы и цифры, делают всё, что написано в таблицах по психическому развитию. Именно здесь отчётливо видно, где заканчиваются возможности медицины и начинаются возможности психологии. Все иллюстрации с разрешением от родителей на публикацию.

Как получилось, что мозг ребёнка не полностью развился в той или иной области? Наука собрала убедительные свидетельства, что нарушения в прелобных и лобных областях мозга и других мозговых структур, связанных с этими областями, могут вносить вклад в ухудшение «исполнительных» мыслительных навыков, часто замечаемые в детях с СДВГ.

«Двигательные персеверации», по А.Л. Венгеру, функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга по А.В. Семенович, то, что в книге Грина называется «нарушения в прелобных и лобных областях мозга» и ответственно за «застревающую» натуру ребёнка, и функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга, то что в книге Грина называется «нарушения других мозговых структур, связанных с этими областями» и ответственно за неспособность переносить ситуации фрустрации и эмоциональную незрелость, в рисунке человека могут выглядеть так:

Пример на двигательные персеверации

В рисунке нет линии подбородка, окружность головы разомкнута снизу. Бывают варианты, когда разомкнута сверху или разрыв в области левого уха, - всё это свидетельства органических нарушений. Первсеверации (многократно повторяющиеся линии в рисунке) это моторный, двигательный аналог что в тесте Роршаха мы кодировали как PSV, тугоподвижность внимания и ригидность мышления.

Посмотреть крупным планом.

Пример на двигательные персеверации

В рисунке подписаны на иврите слова, притом каждое слово обведено в овал, первое слово «принцесса», второе «красивая», потом «красивейшая», «очень красивая», внизу в большом овале «день рождения принцесса очень грустная». Украшения на юбке, цветы, и слова, подписанные сбоку рисунка – примеры «застревания», повторения, или терминологически правильно, персевераций. В тесте Бендер, копируя ряд из 12 точек, девочка продолжает ставить точки, пока не доходит до края листа. Это двигательная персеверация, в Роршах-тесте мы кодировали знаком PSV тугоподвижность внимания и ригидность мышления. Судя по содержанию текста в подписи, она тоже имеет место.
Сама фигура, как легко заметить, выполняет критерий на стволовые нарушения, в рисунке есть признак «отклонение фигуры по вертикали», наблюдаются две пары рук, одни из точки плеча, другие (ладони) из талии. На рисунке крупным планом видны «промахи, при которых линии не попадают в одну точку». Жалобы на приёме – у девочки нет подружек в классе.

Ещё примеры на сочетанные стволовые-лобные нарушения, нарушения схемы тела: к голове пририсовано платье, а к платью – руки и ноги и всё украшено многочисленными однотипными деталями,

Пример

Посмотреть крупным планом.
Обращайте внимание на нереалистичную прозрачность рукавов платья, в тесте Роршаха мы отмечали оценкой FABCOM2 случаи нереалистичной прозрачности в кляксах, обычно это звучит как «Это шкура лисы, вот голова, вот позвоночник, вот хвост». В реальности позвоночник скрыт под кожей, мы видим мех лисы, а не её хребет. Сами руки обозначены двойной линией, что соответствует возрастной норме.

Пример

Здесь любопытная попытка работать цветом. Лобные доли мозга ответственны, как мы знаем, за планирование деятельности и её произвольную регуляцию, то есть управление своими действиями. Соединяющее звено между головой и телом, миром идей и миром поступков – это шея. Искажённая шея в рисунке – индикатор проблем с самоконтролем.
Здесь в рисунке руки, двойная линия, соотвественно возрастной норме, идут сразу из головы, минуя шею. Плечи раскрашены коричневым, как руки, а тело сиреневым, - попытка придать смысловое единство плечевому поясу. Нарушения схемы тела, автор рисунка не может нарисовать руки выходящими из точки плеча, хотя изображён И локтевой, И плечевой суставы.
Посмотреть крупным планом.
Жалобы на упрямство, консультация по направлению педиатра, у ребёнка трёхдневные запоры, врач подозревает психологическую причину соматической проблемы. Стволовые проблемы легко определить, если мысленно провести ось симметрии по центру нижней части фигуры, между ног, и верхней части фигуры, где голова и грудь, вы увидите смещение оси, она словно двоится. Двигательные персеверации не так заметны в итоговом рисунке, в процессе рисования было видно, как волосам добавили длины, линии талии добавили двойную, линии низа юбки добавили украшение, все горизонтали де-факто удвоены, и сделано это было под конец рисования.

Теперь давайте взглянем, как рисует себя ребёнок, когда он в бешенстве «рассыпается», вот пример, первый рисунок мальчика, второй рисунок девочки:

Пример «рассыпанного» Я

Двигательные персеверации, однотипные элементы это свидетельство «застревания», распад целостного образа тела в Роршах-тесте понималось как утрата способности воспринимать контуры объектов, vague в восприятии, аморфность в мышлении
Посмотреть крупным планом.
Рисунок сделан в ситуации протеста, в ответ на просьбу психолога ребёнок вышел в соседнее помещение и начал стереотипно бегать по кругу, психолог настаивал на возвращении в приёмную, ребёнок сел и нарисовал то, что вы видите. Зубастое солнце и зубастый герой, по-видимому, репрезентация конфликтной атмосферы встречи.

Пример «рассыпанного» Я

Обращайте внимание на ноги, «подставленные» к платью, и солнце, которое светит снизу, из платья, притом удвоенное солнце. Это то, что в Роршах-тесте мы кодировали как FABCOM, объекты (платье, солнце) существуют в реальности, нереалистично соотношение между ними. Линия, которая обводит девочку, заключает вовнутрь хаос деталей, которым перегружен рисунок. Зачернение в области шеи, разглядывайте в рисунке крупным планом, двигательная персеверация, ручка словно «отпиливала» голову от тела. Рисунок сделан на сессии, психолог обратилась к ребёнку с просьбой, которая вызвала недовольство и, вместо того, чтобы эмпатически спросить «Тебе не хочется за это браться?» стала настаивать. Поскольку рисовать во время сессии можно когда угодно, девочка взялась за ручку и бумагу, изобразила картинку, которую вы видите, и молча сунула в руки психологу. Её папа, когда забирал с занятия, распознал знакомый ему сюжет «Мне насрать на тебя», психолог не догадалась, что нарисовано «Фе», она благодарила за сердечки :)
В этом рисунке интересны ещё кисти рук и стопы, нарисованные в виде цветков, притом ноги показаны двойной линией, возрастная норма, а вот руки только намечены палочками и заметна неспособность попасть в точку плеча ни в левой, ни в правой части рисунка.

Дети-дошкольники со стволовыми нарушениями часто изображают себя в виде цветка, у меня есть в коллекции работ такой вот рисунок, этого ребёнка я видела в связи с разводом его родителей и ночными кошмарами мальчика:

До начала работы с психологом

Не поленитесь кликнуть и рассмотреть крупным планом, там те же летающие создания, что в небе, летают в голове,

А это рисунок после работы с психологом. Родители по-прежнему поджигают двери квартир и машины друг другу, ребёнок по-прежнему в свои пять лет вынужден давать показания в уголовной полиции, образ Я по-прежнему соответствует картине стволовых нарушений, это тело-цветок, а вот кошмаров у него уже нет.

Посмотреть рисунок крупным планом.

Непослушание и эмоциональные трудности детей с функциональным дефицитом тех или иных мозговых структур вообще часто «списывают» на трудности адаптации в связи с переездом, разлукой с мамой, разводом родителей, переходом в новую школу и другими кризисными ситуациями. Однако кризис только видоизменяет детали картины, структурно она остаётся прежней.

Давайте я вам покажу ребёнка, у которого не работает как следует правое полушарие мозга, и он «живёт» левым полушарием, то есть формами, схемами, символами. «Не работает» осознание тела, и оно изображается в виде квадратов и треугольников, смотрите

Диспропорции в правой и левой части фигуры заметили? Трудности в попадании линии в нужную точку видите? Проведите мысленно вертикальную ось через голову-шею и через нижнюю часть тела, излом по линии оси видите? Это свидетельства стволовых нарушений, с ними нужно работать, «не починив» основу, не получится двинуться дальше

Крупный план

Вот заодно вам картиночка, пример из работы с психологом.

Ребёнок тоже «живёт» левым полушарием, туловище квадрат, ноги треугольники, изображение формализовано, стволовые нарушения, а именно нарушения вертикальной оси тела и оси голова-шея и асимметрия лица заметны невооружённым глазом. Ребёнок рисует ручкой, психолог предлагает выбрать цветной карандаш и «показывает» как надо штриховать, пока ребёнок выполняет задание и заштриховывает фигуру цветом внутри, психолог дорисовывает задний план – кулисы, сцену. Спонтанно ребёнок берёт чёрный карандаш и пририсовывает микрофон, затем жёлтым обводит микрофон и самостоятельно закрашивает жёлтым волосы.

Задумка психолога нарисовать выступление на сцене это попытка получить доступ к влечению hy, пение или говорение в микрофон это доступ к влечению m, понятно, что работа психолога пойдёт ЗА ребёнком, в направлении m.

Посмотреть рисунок крупным планом.

А вот ребёнок, чьи родители ведут громкий бракоразводный процесс, о котором пишут газеты, он тоже левополушарный, много думает о происходящем и изображает голову символически, «ушки на макушке».

Ребёнок аудиал по ведущему каналу восприятия информации, как легко догадаться. Стрессовое состояние в разводной ситуации заметно по деталям: один глаз пустой, без зрачка, густая опушка ресниц свидетельствует о настороженности и сверхбдительности ребёнка, - после занятий с психологом это, вероятнее всего, изменится. А вот то, что одна половина рисунка «толще» другой, это нарушение не зависит от кризисной разводной ситуации, - симметрия появится, когда сгладится функциональный дефицит правого полушария, которое пока не работает как следует.

Крупный план

Вот рисунок ребёнка, у которого не работает как следует левое полушарие, и он «живёт» правым. Такие рисунки легко узнать по контаминациям – CONTAM помните, была такая оценочка в Роршах-тесте? Контаминация это соединение несоединимого, так появляются такие изображения человека, пример


Крупный план

И вот ещё вариант для такого же нарушения


Крупный план

Ребёнок, чьи родители ведут бракоразводный процесс третьей категории враждебности, с вмешательством полиции и социальных служб, после выходного дня, проведённого у одного из родителей, где по требованию родителя 1 записывали на видео сюжет, где ребёнок говорит на камеру, что он не любит родителя 2 и не хочет возвращаться к родителю 2, с намерением предъявить сюжет как доказательство в суде, спустя неделю после инцидента, на консультации у психолога, родитель 2 обратился по поводу отсутствия аппетита у ребёнка,



Пишу, и до сих пор трудно комментировать. В рисунке нет рта, - увидели?

Горе, затопившее ребёнка с головой, увидели? Родители, надумавшие разводиться, не сводите детей с ума, пожалуйста. Ребёнку удалось помочь, но это было непросто.

Рисунок крупным планом.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное