Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Выпуск четвёртой недели августа 2010.

Цитируем по книге:

Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей: понимание и формирование отношений. Материалы I Международной конференции по социальной психологии (19 февраля 2010 г., Екатеринбург). Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2010. - 216 с.

Cо стр. 29-33

К ИССЛЕДОВАНИЮ ДЕЗАДАПТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Ольга Викторовна Бермант-Полякова

O.V. Bermant-Polyakova


Аннотация: Статья представляет собой обзор современных социально-психологических зарубежных исследований, посвящённых нарушениям адаптации и взаимодействия человека и его социального окружения. Эти исследования обширны и разнообразны как в прикладном, так и в теоретическом аспектах. Часть работ посвящена аспектам неадекватного реагирования на групповые нормы и требования реальности в форме отклоняющихся поведенческих реакций, искажений Я-концепции и психопатологических состояний. Вместе с тем большой интерес проявлен к индивидуальным различиям в адаптации: в сфере познавательных способностей (cognitive abilities), личностных особенностей (personality), установок восприятия (social attitude), интересов и мотивов (psychological interests) и психопатологии (psychopathology). Особое место занимают прикладные и экспериментальные сравнительные исследования.


Abstract: The paper presents a survey of modern social psychological studies devoted to maladjustment and hindered interaction of an individual and his environment. The volume of research work is vast and varied in both empirical and theoretical aspects. Some papers analyze inadequate reactions to group norms and reality requirements in the form of deviant behavior patterns, distorted “self-concept” and psychopathological states. In addition to these aspects, individual differences in maladjustment covering cognitive abilities, personality, social attitudes, drives and psychological interests, psychopathology are given much consideration to. Applied and experimental comparative studies rank as scientific researcj of great interest.


Тема конференции «Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей: понимание и формирование отношений» приглашает поговорить о нарушениях процесса приспособления с социально-психологической точки зрения, обозначая нарушение как необратимое: приставка «де-», которую мы встречаем в иностранных словах, таких как «декомпенсация», «децентрализация», «деменция», означает не только отрицание, но и устранение чего-либо, лишение признака, который был раньше присвоен предмету или явлению. Таким образом, дезадаптация, по аналогии с дезинтеграцией, дезорганизацией и другими «дез-» это прекращение адаптации, её отсутствие. При употреблении латинской же приставки «дис-», знакомой психологам по словам дистония, дисгармония, дисбаланс, дислексия, дисграфия, в написании «дизадаптация» подчёркивается преходящий характер нарушения, его обратимость.

Под влиянием нарушенной социально-психологической адаптации формируется неадекватное реагирование на групповые нормы и требования реальности в форме отклоняющихся поведенческих реакций, искажений Я-концепции и психопатологических состояний. Представляется допустимым принять именование «дезадаптация» по отношению к утрате способности быть включённым во взаимоотношения и взаимодействие с общностью, самоопределяя себя в ней, а именование «дизадаптация» к временным, неустойчивым, ситуативным, обратимым нарушениям взаимодействия человека с социумом, а адаптацию понимать как поведение, отражающее согласованность мотивов, самооценки и притязаний с возможностями личности и реальностями социального окружения.

Социальная психология сосредоточена на изучении «того, что между»: ситуации межличностного и межгруппового взаимодействия, взаимозависимости установок, поведения человека и групповых норм, тогда как прилегающая к ней область психологии индивидуальных различий исследует свой предмет в «пяти царствах»: в сфере познавательных способностей )cognitive abilities), личностных особенностей )personality), установок восприятия )social attitude), интересов и мотивов (psychological interests) и психопатологии )psychopathology) (Lubinski, 2000), и фокусирует внимание на «том, что внутри» и индивидуальных чертах, а социология рассматривает «то, что снаружи», исследуя поведение больших групп и массовые явления. Основные исследовательские области в современной социальной психологии можно определить как социальное познание )social cognition), установки и их изменение )attitudes and attitude change), насилие и агрессия (violence and aggression), социально желательное поведение )prosocial behavior), предубеждения и дискриминация )prejudice and discrimination), личная и коллективная идентичность (self and social identity), групповое поведение )group behavior), социальное влияние )social influence), межличностные взаимоотношения )interpersonal relationships).

Социально-психологическая реабилитация детей и подростков с нарушенной адаптацией в современной зарубежной социальной психологии рассматривается в контекстах межгруппового и внутригруппового взаимодействия, межличностного взаимодействия и изучения личностных черт.

В конетексте психологии групп особый интерес учёных вызывают прикладные и сравнительные аспекты детей и подростков с нарушениями адаптации. Среди многочисленных и разнообразных работ американских коллег на эту тему можно указать исследование процесса взросления у подростков с эмоциональными трудностями, где проведено сравнение cельской молодёжи с городскими сверстниками (Heflinger CA, Hoffman C., 2009); работу канадских коллег, сравнивших социальную адаптированность подростков (выборка в 1050 молодых людей), посещающих церковную службу и подростков, посещающих танцевальные клубы (Good M, Willoughby T, Fritjers J., 2009); оживлённое обсуждение британскими коллегами методологических и концептуальных аспектов парадигмы свободного информирования о принадлежности к сексуальному меньшинству (Hegarty P., 2009) и американское лонгитюдное исследование трудностей адаптации на этнически разнообразной выборке подростков, сообщивших о своей лесбийской, гомосексуальной или бисексуальной идентичности (Rosario M, Schrimshaw EW, Hunter J., 2009); изучение злоупотребления алкоголем и наркотиками среди жертв детского сексульного насилия на выборке в 555 участников, показало, что зависимость от психоактивных веществ и пост-травматическое стрессовое расстройство действуют как независимые факторы, а также, что пострадавшие в детском возрасте от ненадлежащего сексуального обращения и развившие впоследствии симптомы эмоционального «отупения», чаще становятся жертвами повторной травматизации во взрослые годы жизни, сравнительно с пострадавшими, сообщившими о симптомах «застревания» на травматическом переживании (re-experiencing) (Ullman SE, Najdowski CJ, Filipas HH., 2009).

В контексте экспериментальных исследований межличностного взаимодействия современные работы делают акцент на социально желательном поведении )helping), мотивации взаимоотношений оказывающего помощь (helper) и принимающего её. Американские коллеги выявили взаимосвязь между добровольным просоциальным поведением и ощущением собственного благополучия )well-being) и выдвинули предположение, что оказывание помощи удовлетворяет внутриличностные потребности обоих участников взаимодействия (Weinstein N, Ryan RM., 2010). В серии экспериментов было установлено, что отказ прямо просить о помощи связан с ожиданиями услышать в ответ «нет», и, по сравнению с реальным взаимодействием, испытуемые в воображении недооценивают согласие других оказать помощь в 50% случаев (Flynn FJ, Lake VK., 2008). Израильские психологи описали феномен «оборонительной помощи» (defensive helping), которую оказывают не-члену группы, чьи достижения ставят под угрозу статус членов группы, и обсуждают проблемы групповой идентичности в свете патернализма и межнациального взаимодействия (Nadler A, Harpaz-Gorodeisky G.Ben-David Y., 2009).

В контексте изучения личностных черт зарубежные коллеги продолжают развивать теоретическую концепцию Five Factor Model (Goldberg L R, 1993; Schaller M, Murray DR, 2008; Cuperman R, Ickes W., 2009; Hopwood CJ, Morey LC, Ansell EB, Grilo CM, Sanislow CA, McGlashan TH, Markowitz JC, Gunderson JG, Yen S, Shea MT, Skodol AE, 2009; Klimstra TA, Hale WW, Raaijmakers QA, Branje SJ, Meeus WH, 2009; Piedmont RL, Sherman MF, Sherman NC, Dy-Liacco GS, Williams JE, 2009) и предлагают новые модели. В последний год много дискутируют об идеях, открывающих перспективу междисциплинарных исследований, в качестве иллюстрации можно указать на концепцию эмоциональных инвестиций в величие группы, так называемый коллективный нарциссизм (de Zavala AG, Cichocka A, Eidelson R, Jayawickreme N, 2009), модель культуры как ситуативного знания (Oyserman D, Sorensen N, Reber R, Chen SX, 2009) и другие.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что современные социально-психологические исследования нарушений адаптации и затруднённого взаимодействия человека и его социального окружения за рубежом обширны и разнообразны как в прикладном, так и в теоретическом аспектах.


Литература:

1. Cuperman R, Ickes W. 2009. Big Five predictors of behavior and perceptions in initial dyadic interactions: personality similarity helps extraverts and introverts, but hurts "disagreeables". Journal of Personality and Social Psychology Oct;97(4):667-84.
2. Goldberg, L. R. 1993. The structure of phenotypic personality traits. American Psychologist 48: 26-34.
3. Good M, Willoughby T, Fritjers J. 2009. Just another club? The distinctiveness of the relation between religious service attendance and adolescent psychosocial adjustment. Journal of youth and adolescent. Oct;38(9):1153-71.
4. Flynn FJ, Lake VK. 2008. If you need help, just ask: underestimating compliance with direct requests for help. Journal of Personality and Social Psychology Jul;95(1):128-43.
5. Heflinger CA, Hoffman C. 2009. Double whammy? Rural youth with serious emotional disturbance and the transition to adulthood. The Journal of rural health: official journal of the American Rural Health Association and the National Rural Health Care Association Fall; 25(4):399-406.
6. Hegarty P. 2009. Toward an LGBT-informed paradigm for children who break gender norms: comment on Drummond et al. (2008) and Rieger et al. (2008). Developmental Psychology Jul;45(4):895-900.
7. Hopwood CJ, Morey LC, Ansell EB, Grilo CM, Sanislow CA, McGlashan TH, Markowitz JC, Gunderson JG, Yen S, Shea MT, Skodol AE. 2009. The convergent and discriminant validity of five-factor traits: current and prospective social, work, and recreational dysfunction. Journal of Personality Disorders. Oct;23(5):466-76.
8. Klimstra TA, Hale WW, Raaijmakers QA, Branje SJ, Meeus WH. 2009 Maturation of personality in adolescence. Journal of Personality and Social Psychology Apr;96(4):898-912.
9. Lubinski D. 2000. Scientific and social significance of assessing individual differences: “Sinking shafts at a few critical points”. Annual Review of Psychology 51:405–444.
10. Nadler A, Harpaz-Gorodeisky G. Ben-David Y. 2009 Defensive helping: threat to group identity, ingroup identification, status stability, and common group identity as determinants of intergroup help-giving. Journal of Personality and Social Psychology Nov;97(5):823-34
11. Oyserman D, Sorensen N, Reber R, Chen SX. 2009. Connecting and separating mind-sets: culture as situated cognition. Journal of Personality and Social Psychology Aug;97(2):217-35.
12. Piedmont RL, Sherman MF, Sherman NC, Dy-Liacco GS, Williams JE. 2009. Using the five-factor model to identify a new personality disorder domain: the case for experiential permeability. Journal of Personality and Social Psychology Jun;96(6):1245-58.
13. Rosario M, Schrimshaw EW, Hunter J. 2009. Different Patterns of Sexual Identity Development Over Time: Implications for the Psychological Adjustment of Lesbian, Gay, and Bisexual Youths. Journal of sex research Nov 11:1-13.
14. Schaller M, Murray DR. 2008. Pathogens, personality, and culture: disease prevalence predicts worldwide variability in sociosexuality, extraversion, and openness to experience. Journal of Personality and Social Psychology Jul;95(1):212-21.
15. Ullman SE, Najdowski CJ, Filipas HH. 2009. Child sexual abuse, post-traumatic stress disorder, and substance use: predictors of revictimization in adult sexual assault survivors. Journal of child sexual abuse Jul-Aug;18(4):367-85.
16. Weinstein N, Ryan RM. 2010. When helping helps: autonomous motivation for prosocial behavior and its influence on well-being for the helper and recipient. Journal of Personality and Social Psychology Feb;98(2):222-44.
17. de Zavala AG, Cichocka A, Eidelson R, Jayawickreme N. 2009. Collective narcissism and its social consequences. Journal of Personality and Social Psychology Dec;97(6):1074-96.
Конец цитаты.


Наверх

В избранное