Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск четвёртой недели октября 2010 года.

Давно мечтала показать свою работу, - а она конфиденциальна, как любое обращение к психологу, - и много раз просила у клиентов разрешения опубликовать диагностический отчёт в интернете. И вот наконец-то мечта сбылась, вашими молитвами, наверное :)

Читаем страницы 6-10 отчёта,

Olga Bermant-Polyakova PhD
Psychologist & Psychotherapist
Bet Shean Valley 13
Modiin-Makkabim-Reut Israel 71721
Tel/fax +97289718206 cell +972547441276

ד''ר אולגה ברמנט-פוליאקוב
פסיכולוגית, פסיכותרפיסטית
עמק בית שאן 13 מודיעין-מכבים-רעות 71721
טל/פקס 08-9718206 נייד 054-7441276
office_dr_olga@mail.ru


Psychological Assessment
הערכה פסיכולוגית

На момент второго психологического обследования мальчик учился в третьем классе школы. Были проведены тесты WISC-95 и проективные тесты Завершение предложений, Рисунки и ТАТ. Задача обследования – рекомендовать способы лечения и подходящую форму обучения. Рекомендовано немедленно начать психологическое лечение, не конкретизировано какое; немедленно дать ребёнку взрослого помощника, который будет содействовать ему, - не в компенсации дефицитов ребёнка, а в предотвращении опасного поведения. Рекомендован перевод из обычной школы в школу специального обучения для детей с нарушенным поведением. Решением комиссии перевод был утверждён.

В отчёте написано об отвлекаемости ребёнка и упоминается, что ему диагностировано расстройство внимания и его концентрации (ADHD). Это противоречит результатам выполнения субтестов, где способность концентрировать внимание в норме. При проверке найдена значительная разница в результатах между субтестами и и внутри субтестов и колебания в способности сотрудничать: когда затруднялся выполнить задание, просил разрешения на перерыв, иногда прятался под стол, бил себя рукой по голове и ворчал. Слова поддержки в такой ситуации помогали ему продолжить работу. Сказанное согласуется с гипотезой о нарушениях на уровне стволовых отделов головного мозга on-off. Диагностическая гипотеза подтверждается данными психиатрического отчёта о том, что психофармакологическое лечение MPH (Риталин) оказалось малоэффективным.

В психологическом отчёте слабые стороны ребёнка описаны подробнее, чем сильные. Игнорируется положительная динамика самостоятельности: в первом отчёте у ребёнка трудности сепарации, во втором отчёте указано, что пришёл на встречу в сопровождении матери и расстался с нею без затруднений. Игнорируется положительная динамика речевого развития и вклад систематического обучения в школе: в возрасте 5+ лет он отказался выполнять словесные задания, а в возрасте 8+ лет был кооперативным, завершал предложения и сочинял рассказы по картинкам TAT. «Неподчинение» наблюдается в ситуации школьного обучения, дома неадекватных реакций на требования окружающих нет.

Обсуждение 3:

В отчёте написано, что мальчик не справляется с чувством агрессии и разрушительными импульсами, переполнен тревогой и подозрительностью, от которой защищается с помощью враждебности к окружающим, а также затрудняется проявить эмпатию по отношению к другому. В нашем распоряжении нет отчёта арт-терапевта о проделанной работе и оценки эмоциональной сферы и способности к сопереживанию во временной перспективе 9 месяцев. По словам матери мальчика, терапия искусством помогла ребёнку.

Эмоциональная сфера ребёнка оценивалась по самоотчёту ребёнка и по тестам. Мальчик описывает себя как человека, которого «бесит любая мелочь». Когда его попросили описать чувства других людей, ответил: «Не знаю, у меня нет чувств по отношению к другим». Его слова толкуются как свидетельство нарушений моральной сферы и опасность для окружающих. Упоминается диагноз, поставленный психиатром д-ром *** в апреле 2007 года, F91.3 Oppositional defiant disorder, и в итоге рекомендована школа для детей с поведенческими нарушениями. Ответ «не знаю, у меня нет чувств по отношению к другим» истолкован как враждебность, возможно, под влиянием уже имеющегося психиатрического диагноза. Те же данные можно истолковать как свидетельство низкой фрустрационной толерантности в первом случае и алекситимии (неспособности обозначать чувства словами) во втором, то есть нарушения в эмоциональной сфере, и направить в класс для детей с эмоциональными нарушениями.

Предположим, что у ребёнка незрелость номинативных функций речи (затрудняется думать с помощью имён существительных, например «стул», и предпочитает думать с помощью глаголов, например «на этом сидят»). Это объясняет слабые оценки в профиле по субтестам «Понимание» и «Словарный» и разрыв между субтестами. Наличие литературных выражений (в нашей проверке в тесте Роршаха 10-летний испытуемый среди прочих дал ответ: «Это Пегас») может быть понята как попытка скомпенсировать имеющийся дефицит собственными силами. Возможно, это нарушение тяжелее прочих в нейропсихологическом профиле ребёнка, поскольку и на момент первой проверки по прошествии полутора лет жизни в Израиле и при повторной проверке, он затрудняется сформулировать свои мысли словами и дать определение. Ограниченный репертуар имён существительных, описывающих конкретные предметы окружающего мира становится ещё более скудным, когда требуется описание беспредметных переживаний, чувств.

Учитывая, что именно по самовыражению в словах во время проективных тестов были сделаны выводы о переживаниях мальчика, углублённое исследование эмоциональной сферы несловесными средствами должно стать первоочередной диагностической задачей.


В направлении из школы подробно описаны затруднения ребёнка. В межличностном взаимодействии он стоит в одиночестве в стороне и не участвует в происходящем, это несмотря на страстное желание, которое проявляется в том, что он приближается к месту событий, смотрит на них со стороны и подаёт реплики. Когда ему предлагается посредничество, отвечает что ему «Всё равно» и «У него ничего не получится». Отмечается также повышенная чувствительность к шуму, выкрикам и прикосновениям других людей, в этих ситуациях ведёт себя агрессивно. В течение дня педколлектив является свидетелем разнообразных странностей в поведении, например: поедание пластилина, бус, листьев и заталкивание этих предметов в отверстия тела, вскарабкивание на деревья и крыши строений, игра с мёртвыми птенцами, насекомыми и попытки попробовать их на вкус. В ситуациях, подобных описанным, похоже, что мальчик словно «внутри пузыря», и когда педагоги обращаются к нему с просьбой, чтобы перестал так себя вести, противится и иногда реагирует агрессией. Также склонен издавать звуки и класть голову на парту. Мальчик много раз за время урока просит выйти в туалет, часто ведёт разговоры на анальные темы. Создаётся впечатление, что он не понимает потенциальной опасности своих поступков для самого себя. Высказывается просьба дать оценку и рекомендации по лечению в письменном виде.

Обсуждение 4:

Исчерпывающее и точное описание, представленное школой, позволяет сформулировать диагностическую гипотезу о неврологическом нарушении, дисфункции сенсорной интеграции (Sensory Processing Dysfunction / Sensory Integration Disorder) в области слуховых ощущений. Подпороговые раздражители мальчик воспринимает как пороговые и, когда чувствует перегрузку, изолирует себя от источника звука. Он реагирует действиями, затыкает уши тем, что у него имеется под рукой или ведёт разговоры на отталкивающие собеседников анальные темы. Многократные просьбы выйти в туалет и упирание головы в стол, так, что глаза не видят ничего, свидительствует о потребности прервать зрительный контакт и перегрузке в области визуальных ощущений. Эти явления элиминируются с возрастом по мере неврологического созревания, ускорить которое могут занятия по системе нейропсихолога А.В. Семенович.

Расхождение данных предыдущих психологических отчётов и отчёта из школы, в первом случае не наблюдалось поведения с поеданием предметов и затыканием отверстий, разговоров на отталкивающие темы, во втором случае сообщается о странностях, может быть объяснено разницей в сеттинге наблюдения. Обследование у психолога проводится один на один в тихой комнате, и гиперстимуляции слуховых ощущений нет, поэтому ни в одном психологическом отчёте не сообщается об отклоняющемся поведении. Во время настоящей проверки так же не наблюдалось засовывания предметов в органы тела.

Социальное поведение, позиция «взгляда со стороны» нуждается в дополнительном исследовании. Без данных клинического исследования невозможно предполагать, межличностные или внутриличностные факторы вносят вклад в формирование описанного педагогами паттерна поведения.


Вопросы врача-психиатра, направляющего на психологическое исследование:
Сохранна, искажена или утрачена способность адекватно оценивать реальность?
Есть ли свидетельства нарушений процесса мышления?
Есть ли свидетельства нарушения процесса восприятия?
По совокупной оценке, о психотическом или не-психотическом уровне расстройства идёт речь?
Соответствует ли развитие ребёнка возрастной норме?
Соответствует ли наблюдаемая картина известным диагностическим категориям?

תצפית

Процедура клинического наблюдения проводилась 13 октября 2010 года в клинике в Модине и включала в себя наблюдение за спонтанной активностью ребёнка, стандартные задания на бытовое и социальное взаимодействие и проективное тестирование по методикам Szondi-Test и Rorschach-Test. Работа длилась два с половиной часа без перерывов, на протяжении этого времени изменялась дистанция ребёнка по отношению к психологу и контакт глаз.

Подтверждается существование двух паттернов переработки визуальной информациии: когда задание находится во фронтальном поле зрения ребёнка, его действия хаотичны, он допускает более двадцати ошибок, после того как психолог указал на ошибку, исправляет охотно, действует беспорядочно, нет стратегии. Когда задание находится в периферическом поле зрения ребёнка (взгляд вниз вбок), действует систематически, не допускает ни одной ошибки, выполняет по памяти безупречно, действует в соответствии со стратегией.

В спонтанной активности в клинике внимание привлекают предметы, расположенные на верхних полках, в периферическом поле зрения вверху. Основную часть спонтанной активности уделял разглядыванию предметов, приближая к ним голову на расстояние 10-15 см, и игре. В игровой активности предпочитал увеличительное стекло и играл с солнечными лучами (e-) , играл на дудочке(m+), собирал головоломку (p+), рассматривал коллекцию (d-).

Контакт глаз был мимолётным, на секунды. Играл на расстоянии двух-трёх метров от психолога в течение первого получаса. Самостоятельно воспользовался краном для воды, чтобы отмыть от краски увеличительное стекло. Основную часть времени играл повернувшись спиной ко взрослым. Впервые обратился к психологу с вопросом «А что там?» после того, как изучил содержимое шкафчика с играми на полу. Психолог поставила стул и достала желаемое с верхней полки. Спустя три минуты присоединился к психологу и матери, которые беседовали сидя за столом, поддерживал контакт глаз с матерью. Легко согласился выполнять задания. После неуспеха с фронтальным исполнением заданий наблюдалось «отключение», погрузился в себя. Просьбу сесть к столу боком выполнил неохотно, но подчинился. Глядя боковым зрением, решил все задания правильно. Успех в выполнении заданий поразил и мать, и самого ребёнка. Было проведено вмешательство, разъяснение различия в инстинктивном периферическом зрении и новейшем фронтальном, об их взаимодействии и вероятном нарушении переработки (processing) части визуальной информации. После объяснения ребёнок пересел ближе, на расстояние 30 см от психолога, боком, и, поддерживая контакт глаз с психологом искоса, вступил с ней в оживлённый диалог.

Первым Szondi-Test выполняла мать ребёнка, возраст 44 года, по профессии инженер-строитель, сейчас получает вторую профессию в сетевой торговле, результаты

h s e hy k p d m
+ 2 1 0 2 1 1 1 4
- 1 3 0 1 2 2 1 2
Во время выполнения матерью задания ребёнок изучал содержание этажерки с антиквариатом, брал маленькие вещи в руки и пристально рассматривал, поднося к лицу, активно обращался к психологу и поддерживал разговор, - стоя боком к психологу у неё за спиной. Психолог в это время видела отражение ребёнка перед собой в зеркальной поверхности. Данные наблюдения дают основания для предположения, что ребёнок легко доступен и контакту глаз, и речевому контакту, и взаимодействию, когда нагрузка ложится на его периферическое зрение. В процессе обучения ребёнка необходимо действовать с учётом его сильных сторон, поскольку обращение к слабым сторонам вызывает избегающее поведение.

Вторым Szondi-Test выполнял мальчик. В процессе тестирования предъявляются 6 серий по 8 портретов, и нужно указать два симпатичных и два несимпатичных лица. Ребёнок охотно сотрудничал и выполнил всё задание. В процессе выбора (которая у здоровых испытуемых вызывает контртрансференс, поскольку предъявляются фотографии душевнобольных и убийц) наблюдалось следующее:

1-я серия говорит לא נחמדים (неприятные), издаёт звуки недовольства,
2-я серия ворчит, 3-я серия стучит зубами,
4-я серия восклицает «мяу» и издаёт звук, имитирующий скрипение,
5-я серия поводит плечами, вздрагивает,
6-я серия лицевые тики, мимические движения оскаливания
Невербальные реакции можно интерпретировать эмоциональную перегрузку и отреагирование эмоции на инстинктивном уровне. Это соответствует данным Роршах-теста (Constriction ratio Sum C’:WSumC=2:1) о ведущем психосоматическом механизме эмоциональной регуляции и даёт основания предполагать алекситимию. Реакции прекратились, как только было закончено задание и перестал видеть стимульный материал.

Результаты Szondi-Test на момент 10 лет 1 мес:
h s e hy k p d m
+ 1 2 1 2 1 3 2 0
- 2 2 0 1 2 1 0 4
После выполнения Szondi-Test ребёнок попросил у психолога ещё раз выполнить задания с кубиками и сам принёс коробку. Это задание четверть часа назад он выполнил безошибочно и психолог отреагировала похвалой. Обращение к другому человеку за помощью может быть истолковано как действие бессознательного механизма самомовосстановления, исправляющего переживания, после трудного задания захотел сделать приятное. Психолог согласилась, и ребёнок продемонстрировал, как можно решить задачу по-другому. Задание требовало расположить рядом с учётом формы, мальчик решил перцептивную задачу как систему уравнений, одновременно расположив И по цвету, И по форме. Было проведено вмешательство, чтобы подтвердить «нарциссическое восхищение» ребёнка, психолог попросила разрешения сфотографировала результат его работы на память, сфотографировала, продемонстрировала маме. Сказал, что проголодался, попросил перерыв. Перерыв десять минут на еду.

Предъявление Роршах-теста. Игнорировал приглашение сесть за стол и выполнить задание, сел на полу боком к психологу у шкафчика с играми и играл в головоломку десять минут. Спросил разрешения сходить в туалет. По собственной инициативе сел за стол и работал десять таблиц. Когда было объявлено, что предстоит расспрос, положил голову на руки, упёрся лбом в стол. Согласился с утверждением психолога, что «закончились силы» и когда почувствует, что может продолжать совместную работу, скажет. Смог продолжить через три минуты. В конце встречи сказал психологу, что устал и хочет домой.

Результаты Роршах-теста:

Продолжение в следующем выпуске рассылки.
С уважением,
доктор Бермант-Полякова,
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное