Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск второй недели января 2011.

Обложка книги «Посттравма: диагностика и терапия» содержит несколько слов об авторе и фото «без ретуши», меня 22-летней, в день, когда дала себе слово, что опубликую книгу, - и да, спустя десятилетие написала и опубликовала. Ирина Юрьевна Авидон, редактор издательства «Речь», бережно отнеслась к моей просьбе и книгу иллюстрирует портрет меня-той.

Слова на обложке описывают меня 33-летнюю, «Об авторе
Ольга Викторовна Бермант-Полякова – кандидат психологических наук, действительный член Общероссийской Профессиональной психотерапевтической лиги, член Израильского общества клинических психологов и Международного Роршаховского общества.
Живёт и работает в Израиле. Преподаёт психоаналитическую диагностику в рамках частных образовательных проектов.

«Сегодня в центре внимания общества – защита жизни и интересов человека. Социальные проблемы задают контекст, в котором разворачивается деятельность профессионалов в области душевного здоровья: психиатров, психотерапевтов, психодиагностов, психологов и консультантов. В ней своеобразно преломляются глобальные проблемы, которые возникли в ходе развития цивилизации. Это уязвимость человека перед лицом природных и техногенных катастроф, межэтнического противостояния и религиозной нетерпимости, проблема терроризма и организованной преступности.
В последнее десятилетие активно развивается новое направление в психологии – медицина карастроф и кризисная психология.
... Терапия травмы предъявляет повышенные требования к личности психотерапевта, к его способности сострадать, оплакивать горе, сочувствовать. Хороший терапевт должен хорошо осознавать свою мотивацию и управлять подлинными мотивами, по которым он выбрал для себя столь трудную работу – исцеление травмы».
Ольга Бермант-Полякова

ISBN 5-9268-0455-8

Сейчас мне 37, выгляжу «без ретуши» вот так, место действия Модиин, Израиль 2010-х

Фото на обложке книги «Посттравма: диагностика и терапия», пятнадцать лет назад, Россия 1990-х

Довольно лирики, давайте заниматься делом. Страницы 3-6 книги занимает оглавление, оно процитировано в предыдущем выпуске рассылки, страницу 7 Благодарности, страницы 8-10 Введение. Читаем.

Посвящается моей Душкуле
Благодарности

Приношу глубокую благодарность учителям за их искреннее участие в моём становлении как психолога. Моё сердечное спасибо проф. Владимиру Александровичу Шкуратову и проф. Вере Александровне Лабунской, научившим основам профессии и поддержавшим в трудную минуту на жизненном пути.

Эта книга не состоялась бы без супервизоров моей клинической работы в психиатрической больнице медицинского центра Тель-ха-Шомер. С особой признательностью вспоминаются человечность Даны Цадик и теплота Аялы Карив, помощь Иланы Шнабель и заботливое отношение Леоры Хайманн, поддержка Ирис Дотан-Кац, благожелательность д-ра Илана Берната и чувство юмора Михаль Бен-Атар.

Мне хочется отметить вклад д-ра Илана Куц, д-ра Мики Дорона, д-ра Ави Саруфа, д-ра Мики Поляка и д-ра Гая Ора, психологов и психиатров, поделившихся своим опытом диагностики и терапии пострадавших от травматических переживаний. Неоценимую помощь в подготовке книги оказали сотрудники библиотеки центра имени Мирьям Гутвирт.

Я глубоко благодарна израильским коллегам, которые помогли работе над книгой ценными консультациями, прежде всего д-ру Акиму Гейшину. Особая благодарность пациентам, позволившим мне сопровождать их в качестве психотерапевта в течение ряда лет.

Хочется сказать спасибо каждому из учеников и коллег в г. Ростов-на-Дону. Протоколы тестов на русском языке появились в этой книге благодаря их усилиям. Наша трёхлетняя работа на семинарах «Роршах и психоаналитическая диагностика» легла в основу книги, которую вы сейчас держите в руках.

Сердечная благодарность Инне Лапиной, взявшей на себя труд внимательного чтения рукописи, за поддержку и ценные замечания. В заключение мне хочется выразить особую признательность израильской художнице Авив Алеви за предоставленное право использовать работу из её собрания для оформления книги.

Оля

Введение

Сегодня в центре внимания общества – защита жизни и интересов человека. Социальные проблемы задают контекст, в котором разворачивается деятельность профессионалов в области душевного здоровья: психиатров, психотерапевтов, психодиагностов, психологов и консультантов. В ней своеобразно преломляются глобальные проблемы, которые возникли в ходе развития цивилизации. Это уязвимость человека перед лицом природных и техногенных катастроф, межэтнического противостояния и религиозной нетерпимости, проблема терроризма и организованной преступности. В последнее десятилетие активно развивается новое направление в психологии – медицина катастроф и кризисная психология. Исследования психического состояния людей (участников, пострадавших или свидетелей) травматических событий выявили у них синдром, получивший название посттравматического стрессового расстройства. Этот термин вошёл в широкую практику из описательной психиатрии. В предлагаемой вниманию читателя книге он используется в привычном израильским профессионалам звучании: пост-травма.

Большинство людей справляются с травматическим переживанием собственными силами. Задача профессионала в этом случае состоит в оценке ресурсов пострадавшего, в обеспечении ему возможностей переработать травму самостоятельно, осмыслить кризисное событие, научиться жить без утраченного и создать новое.

В данной работе освещаются проблемы, стоящие перед специалистами, которые работают с людьми, не сумевшими самостоятельно преодолеть разрушительное воздействие травматического переживания.

Психологическое и клиническое понимание пост-травмы различаются. С этим противоречем тесно связаны проблемы диагностики и лечения травмы. Для психиатра это функция объективной ситуации угрозы жизни, для психолога – травматическое переживание, дезорганизующее Я.

Профессионалам известно, что данное расстройство, как никакое другое, отдаёт человека во власть вины и стыда. Страх, вина и стыд препятствуют обращению за помощью, которая предполагает раскрытие и обсуждение болезненного опыта. Любая попытка помощи воспринимается поэтому как навязанная и причиняет боль.

Терапия травмы предъявляет повышенные требования к личности психотерапевта, к его способности сострадать, оплакивать горе, сочувствовать. Хороший терапевт должен хорошо осознавать свою мотивацию и управлять подлинными мотивами, по которым он выбрал для себя столь трудную работу: исцеление травмы.

Неадекватное желание помогать может ограничивать автономию пациента, который нуждается в пространстве для размышлений о самом себе, чтобы найти в себе силы самому справиться с трудным периодом в жизни. Естественное человеческое желание пожалеть и обогреть, становясь довлеющим, ведёт к этически неприемлемым двойным отношениям. Выход за границы профессиональных отношений может привести к «усыновлению» клиента, проникновению в частную жизнь психотерапевта.

В последние годы появилось много хороших книг по терапии посттравматического расстройства. Они широко представляют различные методы лечения, освещают симптоматику заболевания, показывают влияние данного вида психопатологии на семейную и социальную жизнь больного. Настоящая работа посвящена ряду специальных вопросов психодиагностики и терапии, прежде всего вопросам личностной динамики. Она впервые знакомит психологов с современным применением теста Роршаха и его психодинмической интерпретацией, а также предлагает развёрнутый анализ взаимодействия психолога и клиента в ситуации тестирования.

Материал книги структурирован трёхчастно. В первой излагается взгляд психотерапевта. Она затрагивает темы травматического переживания и его осмысления, последствий травмы для психики, обсуждает аффекты стыда, унижения и вины в терапии пост-травмы.

Во второй части, озаглавленной «Взгляд психодиагноста», излагаются основы психодинамического подхода в проективном тестировании, подробно разбираются признаки пост-травмы и диссоциации в авторитетных проективных тестах, таких как Роршах и ТАТ, кропотливо анализируется материал диагностического исследования, имеющего отношение к теме детской сексуальной травмы.

В третьей части представлен взгляд психиатра на профессионализм клинического психолога и рассмотрен трудный случай терапии, когда течение заболевания осложнено личностным расстройством пострадавшей. В ней раскрывается тема личностной динамики психолога и пациента. Профессионализм как психиатра, так и психолога подразумевает открытость к дискуссии, способность переходить от одной теоретической модели к другой, отдавая себе отчёт в силах и слабостях каждой. Как показано в отдельной главе, это полезно делать в форме рабочей гипотезы относительно центрального динамического конфликта.

Представленная работа предъявляет читателю ряд требований: определённый уровень базовой подготовки в области клинической психологии, психотерапии и психодиагностики, знакомство с основными теориями психоанализа, готовность признать за собой существование иррациональных тенденций, вторгающихся в его работу, а также способность выносить эмоционально перегружающие подробности травматического переживания. Автор надеется, что она поможет читателю повысить свой профессиональный уровень и обращает внимание на составленные им современную библиографию на английском языке, словарь психологических защит, помещённый в приложении, и каталог периодических изданий по клинической психологии и смежным дисциплинам на английском и русском языках.

Успех помощи страдающим от пост-травматического расстройства зависит от многих факторов, и в немалой степени – от высокого уровня профессиональных знаний и умений.

С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор
Новые лекции и практические занятия


Наверх

В избранное