Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск третьей недели апреля 2011.

В 2011 году в выпусках рассылки «Интерпретация проективных тестов» будет перепечатана моя монография «Посттравма: диагностика и терапия», изданная в 2006 году издательством «Речь» тиражом 1500 экземпляров. Как мне неоднократно приходилось слышать, тираж книги давно распродан. Где прочесть издание он-лайн, я не знаю, поэтому опубликую текст здесь, в «Золотой» рассылке, - в книге 248 страниц, неделя за неделей по пять страниц у вас будет возможность прочесть её всю, бесплатно. Книгу я писала в 2005 году, новые статьи, лекции и практические занятия по психодиагностике и психотерапии еженедельно пишу для тех, кто оформил платный абонемент.

Книга на сайте Озон

© О.В. Бермант-Полякова, 2006
Со стр. 71-75
Страницы 69-70 занимает название «Часть II ВЗГЛЯД ПСИХОДИАГНОСТА. ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ДИАГНОСТИКЕ ПОСТТРАВМЫ», со страницы 71 начинается Глава 4 ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

© О.В. Бермант-Полякова, 2006

Со стр. 71-75

Часть вторая.
Взгляд психодиагноста.
Психодинамический подход в диагностике посттравмы.
Глава 4. Психодинамическая интерпретация.
Психодиагностика – отрасль психологического знания, тесно связанная с теоретико-экспериментальной психологией, с одной стороны, и самостоятельная практика использования психологического знания, с другой. В своей первой ипостаси диагностика является средством выявления неизвестных науке закономерностей, и пренебрегает частными особенностями испытуемых. Во второй ипостаси диагностика является средством обнаружения известных феноменов и механизмов в неизвестном человеке, она углубляется в индивидуальное, пренебрегая общим.

Предмет психодиагностического исследования - внутренний мир другого человека. Разными теоретическими подходами он понимается как особенности характера, индивидуально-психологические особенности личности или особенности функционирования Эго. Словарь определяет психологическую диагностику как область науки, разрабатывающую принципы, пути и приёмы распознавания и оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Слово «личность» родственно словам «обличье» и «личина», обозначающим маску, роль. Хотя единодушного согласия в том, что называть личностью, не существует, подразумевается, что это устойчивые паттерны поведения и интрапсихических процессов, присущих индивиду. Предполагается, что эти особенности протекания психических процессов не являются ситуационными и несут на себе отпечаток своеобразия. Корректное словоупотребление различает характер как межличностное, «социальное» измерение и личность как субъективное, интрапсихическое образование. В клинической психиатрической практике слова «личность» и «характер» используются как взаимозаменяемые.

Источниками сведений о личности могут быть социодемографические данные, характеризующие пол, возраст, образование, профессию, семейное положение. К ним примыкают такие биографические сведения как, например, история переездов или госпитализаций в психиатрических клиниках. Эти данные, как правило, задокументированы, доступны и легко поддаются перепроверке. Данные наблюдения особенно необходимы, когда речь идёт о детях или людях, не желающих сотрудничать. Источниками этих данных являются родители, родные, учителя, друзья, лечащие врачи. Как правило, они предоставляют устную, достаточно достоверную информацию, хотя и субъективную. Данные самоотчёта, когда человек отвечает на задаваемые ему вопросы, возможно, самый короткий путь получить желаемые сведения, однако достоверность данных в этом случае должна быть поставлена под сомнение. Их точность и полнота подвержены искажению из-за нежелания сотрудничать, нереалистичной самооценки, слабой памяти, психологических защит и других факторов. Наконец, тестирование извлекает сведения о личности непрямым способом. По сравнению с другими способами получения информации о личности тесты наиболее трудозатратны. Особенностью полученных таким образом сведений является их неопределённость и необходимость последующей обработки данных и интерпретации. Преимуществом тестов является сокращение времени, затрачиваемого на изучение личности, полнота характеристики, а также дополнительные возможности, например, оценка правдивости самоотчёта (оценочные шкалы СМИЛ, показатель L (Лямбда) в тесте Роршаха) или выявление м помощью проективных методов репертуара психологических защит и содержания неосознаваемых конфликтов. Проективная психодиагностика представлена такими авторитетными методиками, как Тест Руки и Тест Розенцвейга, а также рисуночными тестами Дом-Дерево-Человек, Рисунок семьи и Несуществующее животное. Они широко используются в консультативной работе, и в большинстве случаев толкование полученных данных сочетает описание личностных черт с психодинамической интерпретацией.

Среди рабочих концепций, принятых в психодиагностике, в настоящее время наиболее популярно перечисление личностных черт. Этот подход позволяет сравнивать людей между собой по одному признаку. Он ориентирован на выявление относительно стабильных характеристик внутреннего мира человека и господствует в практике профессионального отбора и академической экспериментальной психологии.

В отличие от экспериментального, проективный подход стремится к целостному описанию и ориентирован на соответствующий метод исследования. Его важными отличиями являются погружённость в личный опыт психолога и неотделимость от него, а также предоставляемая психологу свобода толковать выявленные результаты.

Психодинамическая интерпретация.

В самом общем смысле термин «динамический» указывает на движущие силы. Говоря о психодинамике, мы имеем в виду силы, взаимодействующие в душе человека. Психодинамический подход в психодиагностике выявляет индивидуально-психологические особенности личности в развитии и предполагает в её формировании действие бессознательных процессов. Важно понимать, что динамическая модель функционирования психики – это общая концепция, которая может быть наполнена различным содержанием.

Принцип динамики положен в основу теории стресса, разработанной профессором медицинского факультета Университета Монреаля Г. Селье. Он описал «общий адаптационный синдром», совокупность реакций организма на воздействие стрессора, иными словами, неблагоприятного влияния, превышающего обычное по силе и продолжительности. Динамика совладания со стрессом, или развитие адаптационного синдрома, включает в себя три стадии. На первой стадии, её ещё называют стадия тревоги, выделяют фазы шока и последующей мобилизации защитных реакций организма. На второй стадии, сопротивляемости, повышается устойчивость организма к различным воздействиям. На третьей стадии, адаптации, состояние стабилизируется и организм либо возвращается к норме либо гибнет, истощив свои силы.

Зигмунд Фрейд первым сказал о том, что эти силы существуют на различных уровнях осознания, и некоторые из них совершенно неосознанны из-за психологических защит. Согласно фрейдистской психодинамике, людьми управляют врождённые инстинкты, агрессивные и сексуальные. Они проявляют себя как потребности. Не все потребности человеком осознаются. По Фрейду, человек в процессе развития научается достигать компромисса между требующими немедленного удовлетворения потребностями и реальностью социального взаимодействия.

Неофрейдистская, или межличностная, психодинамика Гарри Салливана, Карен Хорни и Эрика Фромма считает движущими силами психики потребность в безопасности, то есть в принятии и одобрении со стороны других людей. Желания ребёнка не всегда согласуются с требованиями находящихся рядом значимых взрослых, поэтому ребёнок в процессе развития научается соотносить свои желания с желаниями других людей.

Экзистенциальная динамика, в отличие от психоаналитической, не порождается развитием и событиями прошлого. Согласно экзистенциалистам, движущими силами психики является столкновение человека с данностями бытия: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью существования. Сохраняя описанную Фрейдом динамическую структуру, экзистенциальный подход радикально изменяет содержание: вместо динамики «влечение- тревога-защитный механизм» он постулирует динамику «сознавание конечной данности-тревога-защитный механизм».

Психодинамика гештальта, которую разрабатывал Фриц Перлз, утверждает, что человек неотделим от ситуации взаимодействия с окружающей средой. Суть динамики в стремлении гештальта к завершению. После того, как гештальт завершён, потребность отступает на задний план, освобождая передний для вновь появившейся необходимости – избавиться от излишков или восполнить дефицит.

Согласно теории гештальта, он дифференцирован на фигуру и фон, где фоном является контекст, связь событий или ситуация в целом. Формирование структуры фигура/фон предписывает, что только одно событие может занимать передний план, определяя ситуацию. Иначе возникнет конфликт и замешательство.

В отечественной психологии концепция психодинамики получила оригинальное звучание в работах Д.В. Сочивко. Любое состояние человека, справедливо замечает автор, обязательно сменится каким-то другим. Это верно относительно эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер. С точки зрения традиционной психодиагностики, эта смена происходит случайным образом. Д.В. Сочивко показывает, что такие смены образуют ансамбли циклов, которые являются весьма устойчивыми и позволяют прогнозировать поведение человека.

Так, психодинамика эмоциональных состояний описывается им как 6 вариантов эмоциональных циклов: радость/печаль, радость/страх, печаль/страх, радость/гнев, гнев/печаль, гнев/страх.

Применяя модель циклов к когнитивным состояниям личности, исследователь описывает шесть основных парных когнитивных циклов:

АНАЛИЗ вербальный/АНАЛИЗ невербальный,
АНАЛИЗ невербальный/СИНТЕЗ невербальный,
АНАЛИЗ вербальный/СИНТЕЗ вербальный,
АНАЛИЗ невербальный / СИНТЕЗ вербальный,
АНАЛИЗ вербальный /СИНТЕЗ невербальный,
СИНТЕЗ вербальный / СИНТЕЗ невербальный.
Исследуя волевые характеристики личности, Д.В. Сочивко выявил шесть парных циклов:
Уныние/небрежение
Самоукорение (стыд) / небрежение
Самоукорение (стыд) / уныние
Отчаяние /самоукорение (стыд)
Отчаяние/уныние
Отчаяние / небрежение.
Д.В. Сочивко не только предлагает оригинальную трактовку понятия «психодинамика», он экспериментально исследует её на выборке осуждённых и военнослужащих в колонии особого режима. Его работа особенно интересна в связи с рассматриваемой нами темой пост-травматических нарушений.

Интегральная характеристика, предложенная исследователем, объединила процессы познания, переживания и воли в концепции адаптивности поведения в экстремальной ситуации. Д.В. Сочивко приходит к выводу о том, что существует ложная адаптивность, а также ситуации, когда «неадаптивное» сосредоточение на собственных интересах оказывается в конечном итоге более адаптивным.

Исследователем экспериментально доказано положение о том, что личностный смысл «экстремальности» условий жизнедеятельности не зависит от степени реальной, внешней экстремальности. Она формируется внутри человека по совершенно иным законам, базирующимся на духовности личности. Его выводы согласуются в принятой нами точкой зрения, согласно которой именно субъективное переживание происходящего определяет «травматичность» стрессового воздействия.

Разнообразие толкований психодинамики предъявляет строгие требования к психологам, которые толкуют результаты диагностического исследования. Профессионализм психодиагноста можно оценить по продукту его деятельности – психологическому заключению. Написание психологического заключения это отдельная, обширная тема, рассмотрение которой не является задачей данной книги. Заметим лишь, что эклектизму в этом документе не место. Если данные тестового исследования интерпретируются с позиций теории личностных черт, они должны быть игнегрированы в описание, соответствующее выбранной теоретической модели. Если результаты психодиагностического исследования толкуются с позиций психодинамического подхода, они должны описывать интегральную характеристику, называемую сила Эго.

۰ Предметом психологического исследования в рамках психодинамического подхода является сила Эго. Сила Эго измеряется способностью контролировать импульсы, репертуаром защитных механизмов и способностью адекватно оценивать реальность. Рассмотрим эту триаду подробнее.


С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор
Новые лекции и практические занятия


Наверх

В избранное