Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск первой недели мая 2011.

В 2011 году в выпусках рассылки «Интерпретация проективных тестов» будет перепечатана моя монография «Посттравма: диагностика и терапия», изданная в 2006 году издательством «Речь» тиражом 1500 экземпляров. Как мне неоднократно приходилось слышать, тираж книги давно распродан. Где прочесть издание он-лайн, я не знаю, поэтому опубликую текст здесь, в «Золотой» рассылке, - в книге 248 страниц, неделя за неделей по пять страниц у вас будет возможность прочесть её всю, бесплатно. Книгу я писала в 2005 году, новые статьи, лекции и практические занятия по психодиагностике и психотерапии еженедельно пишу для тех, кто оформил платный абонемент.

Книга на сайте Озон

© О.В. Бермант-Полякова, 2006
Со стр. 82-84

Способность адекватно оценивать реальность является третьей составляющей классической триады, определяющей силу Эго. Она лежит в основании различия между психически здоровым и больным.

۰ Способность адекватно оценивать реальность (reality testing) часто переводится с английского языка как тестирование реальности. Речь идёт о способности различать Я и не-Я, отличать внутрипсихическое от внешнего источника стимуляции, а также оценивать свои аффекты, поведение и мысли с точки зрения социальных норм.

Способность адекватно оценивать реальность формируется на протяжении первых лет жизни, как и другие функции Эго. Винникот объясняет, что на ранней стадии развития ребёнок способен представить идею некоторого объекта в направлении, заданном матерью. Этот объект соответствует напряжённому состоянию его инстинктивных потребностей. Если мать достаточно хорошо адаптирована к нуждам ребёнка, у него возникает иллюзия, что существует внешняя реальность, соответствующая собственной способности ребёнка создавать что-то новое. Главная задача хорошей матери, по Винникоту, - предоставление ребёнку возможности для создания такой иллюзии и затем её разрушение. Чуткость матери на самых ранних этапах жизни позволяет ребёнку справиться с огромным шоком, связанным с потерей всемогущества и обрести связь с объективно воспринимаемыми предметами. С этого момента самого в мире переживаний взаимодействуют два типа состояний: «Есть только Я» и «Есть объекты и явления за пределами моего всемогущества и неограниченного контроля». Так благодаря достаточно хорошей матери ребёнок обретает способность понимать и принимать реальность. В процессе социализации он научается вести себя в соответствии с общепринятой социально-культурной нормой, то есть быть «адекватным» ситуации.

Способность оценивать себя и других реалистично и глубоко может быть нарушена или утрачена. Утрата способности адекватно оценивать реальность сопровождает психоз, деменцию и органические нарушения. В последнем случае исчезновение критики и способности произвольно руководить собой наиболее очевидны. Обычно она сочетается с неадекватностью психических переживаний событиям и ситуациям.

Нарушения способности адекватно оценивать реальность могут быть парциальными и общими. В норме инфантильное магическое мышление, которое полагает поступки самого человека единственной причиной всего, что происходит вокруг, ощущается зрелым Эго как не совсем адекватное суждение. В случае психотической структуры личности ощущения неадекватности нет. Такие люди обычно оторваны от общепринятых представлений, они рассуждают и ведут себя в соответствии с глубоко индивидуализированной, идеосинкретной логикой. Возможно, в качестве компенсации этой неспособности улавливать стандарт «большинства», у них сверхъестественно развивается восприимчивость к эмоциональному состоянию других людей. Несмотря на это, часто почти неуловимо ощущается, что человек не укоренён в реальности. Психоаналитики называют этот феномен «невидимым экраном», отъединяющим человека от других людей. Выдающийся литературный пример этому - «мономан» Раскольников, который живёт в плену у своей «проклятой мечты». Достоевский пишет, что в нём «потребность любви жгучая» сочеталась с «гордостью непомерной». Тема «постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой» в романе «Преступление и наказание» раскрывается как возвращение героя в мир людей, принятие общности с другими и смирение.

Общую неадекватность оценки реальности нужно отличать от субъективно искаженного восприятия реальности, которое возникает в определённых ситуациях или пробуждается в ответ на специфический стимул (например, обнаруженный обман, унизительный отзыв о внешности, отказ, полученный от близкого человека).

Согласно Кернбергу, способность адекватно оценивать реальность можно определить в ходе клинической беседы. Это делается по следующим признакам: отсутствие галлюцинаций и бреда, отсутствие явно неадекватных или причудливых форм аффектов, мышления и поведения, а главное, сохранная способность самонаблюдения. Когда интервьюер замечает неадекватность или странность аффектов, мышления и поведения пациента с точки зрения обычного человека, он сообщает ему об этом. Если пациент способен проявить эмпатию к этим замечаниям и готов участвовать в прояснении переживаний окружающих его людей, его способность адекватно оценивать реальность полагается сохранной.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что Сила Эго оценивается как интегральная характеристика, объединяющая способность контролировать импульсивные побуждения, выносить тревогу и задействовать психологические защиты высокого уровня, чтобы справиться с неприемлемыми влечениями и аффектами, учитывая требования реальности. Проявлениями слабости Эго считаются снижение способности переносить тревогу, адекватно оценивать реальность, неспособность контролировать и сублимировать импульсы, наличие расстройств мышления, степень и качество интеграции Супер-Эго.


С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор
Новые лекции и практические занятия


Наверх

В избранное