Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск пятой недели мая 2011.

В 2011 году в выпусках рассылки «Интерпретация проективных тестов» будет перепечатана моя монография «Посттравма: диагностика и терапия», изданная в 2006 году издательством «Речь» тиражом 1500 экземпляров. Как мне неоднократно приходилось слышать, тираж книги давно распродан. Где прочесть издание он-лайн, я не знаю, поэтому опубликую текст здесь, в «Золотой» рассылке, - в книге 248 страниц, неделя за неделей по пять страниц у вас будет возможность прочесть её всю, бесплатно. Книгу я писала в 2005 году, новые статьи, лекции и практические занятия по психодиагностике и психотерапии еженедельно пишу для тех, кто оформил платный абонемент.

Книга на сайте Озон

© О.В. Бермант-Полякова, 2006
Со стр. 94-98

Пример 7.

Случай М.

Хмурый и подавленный мужчина 51 года, никогда не обращался за психологической помощью. Женат, отец 5 детей, работал техником на военной базе. По увольнении разработал компьютерную программу и основал семейный бизнес, которым в основном управляет жена. Младшая дочь 12-ти лет по направлению школьного психолога начала курс психотерапии. После знакомства с её родителями психолог направила М. на консультацию к психиатру, и тот начал ему лечение антидепрессантами, которые частично улучшили его эмоциональное состояние. По мере наблюдения М. и знакомства с ним у психиатра сложилось впечатление, что тот страдает хроническим посттравматическим расстройством. Врач направил пациента на психодиагностическое исследование для уточнения диагноза и оформления инвалидности. Результаты тестирования подтвердили наличие у М. ПТСР.

В клинической беседе выяснилось, что 35 лет назад М. служил в инженерных войсках и за его плечами Война судного дня (1973). Он воевал на северном фронте и был занят в основном эвакуацией раненых. По его словам, из этого периода прошлого он не помнит ничего: «Я не знаю даже, где спал тогда». Вместе с тем, помнит, что был сильно голоден и постоянно искал, что поесть. По окончании войны был направлен на Синайский полуостров, где был занят разминированием минных полей. Там подорвался на мине и лишился стопы ноги. Лечение и реабилитация после ранения заняли около двух лет, в тот период употреблял много алкоголя, чтобы заглушить боль. Более 20 лет курит три пачки сигарет в день. Все годы после демобилизации М. работает ночами и спит днём. Обвиняет себя в том, что долгие годы жизнь был погружён в себя и «дети росли сиротами при живом отце». Поручив жене ведение дел, он избегал общения с другими людьми, не имел близких друзей, свободные часы посвящал разведению попугаев. В беседе с психологом М. умолчал о «вспышках пережитого» и ночных кошмарах. Об этом говорится в психиатрической истории болезни.

Мы приводим протокол обследования по ТАТ в переводе на русский язык. Следует принять во внимание, что в иврите к другому человеку всегда обращаются на «ты».

Ответы М. на стимульный материал таблиц ТАТ.

(Выглядит усталым, говорит, что ещё не проснулся)

1. (Мальчик смотрит на лежащую перед ним на столе скрипку). Сразу же, как увидел картинку, первое, что пришло в голову, что это очень смышлёный мальчик, который пытается заниматься чем-то, но у него не получается. Похоже, ему что-то мешает, и он закрыл уши руками, чтобы не слышать шум, который ему мешает. Его окружает что-то нехорошее, и это ему мешает, он ничего не может делать из-за этого, а так бы он играл или что-то в этом роде. (Что было прежде?) Может быть, он начал играть, но он не в силах играть в таком состоянии. Есть что-то внешнее, что мешает ему сконцентрироваться, он просто положил скрипку и ничего не делает. Он пытался. Он хотел играть, но он не может. (Что будет в будущем?) Не знаю. Я могу понять только до настоящего момента, потому что тут изображено, как он решил, что он ничего не будет делать. (Что ему мешает?) Шум. (Шум чего?) Не знаю. Но из-за этого, может быть, он не способен сосредоточиться на скрипке и поэтому закрыл руками уши. (Почему?) Он в таком состоянии, что не в силах слышать, не в силах слышать себя.

2. (Деревенская сцена: на переднем плане девушка с книгой, на заднем – мужчина работает в поле, женщина постарше смортит на него). На этой картинке ни у кого нет ни радости, ни энергии. У матери руки опустились. Она сложила их и, по всему видно, она печальна. Мужчина здесь, похоже, выпрягает лошадь, или что-то в этом роде, а вот эта женщина идёт сказать им что-то нехорошее. Мужчина, по-видимому, сын, и он выпрягает лошадь чтобы ехать куда-то. Похоже, эта женщина (на первом плане) принесла им весть, которая их не обрадовала. (Кто она им?) Она, по-видимому, пришла от властей. (Что за весть?) Не знаю. Хорошего ничего им от этой вести не будет. (Что было прежде?) Он работал в поле, а его мать была дома. (Что она делала?) Работу по дому. (Что будет в будущем?) Ему придётся поехать с этой куда-то (указывает на женщину на переднем плане). Мать останется дома, скорее всего. (Куда ему придётся поехать?) Это служащая из какого-то отдела, контролирует что-то.

3BM. (На полу рядом с кушеткой – скорчившаяся фигура скорее всего мальчика, рядом на полу револьвер). Я не могу определить, это фигура мужчины или женщины, но похоже на то, что она сидит здесь разбитая из-за чего-то, что хотела и не получила. (Разбитая?) Похоже плачет, в расстроенных чувствах. (Что было прежде?) Ей сказали что-то, что она не хотела слышать. (Что будет в будущем?) Мне трудно сказать что-то, кроме того, что хорошего ничего не будет. (Чего она не получила? Что она не хочет слышать?) Не знаю, понятия не имею. Здесь ничего такого не нарисовано, что могло бы быть причиной.

4. (Женщина обнимает мужчину за плечи, мужчина как бы стремится вырваться). Здесь я вижу пару, и муж, по-видимому, очень злится, а жена умоляет, чтобы он не уходил, что-то в этом роде. Перед этим, судя по всему, у них был какой-то спор или что-то в этом роде, и он решил уйти из дома, а она, как видно, упрашивает его, чтобы он не уходил. (Что будет?) Не знаю. Я знаю, что бы я сделал. (Что бы сделал ты?) Смотря что было до этого. (Что было? О чём был спор? На что он злится?) Не знаю. Что-то каждодневное.

6ВМ. (Невысокая пожилая женщина стоит спиной стоит спиной к высокому молодому человеку, виновато опустившему глаза). Это просто выглядит как мать и сын, которым сообщили что-то. О чём-то непоправимом. (Что они чувствуют?) Мать в шоке. Сын тоже ... так беспросветно всё. (О чём им сообщили?) О смерти кого-то из близких. (Что было прежде?) Прежде они жили как обычно. Ничего их не мучило. А после этого известия они... (молчит).
(Что будет?) Ничего не могу... (замолкает).

7ВМ. (Седой мужчина смотрит на молодого мужчину, который глядит в пространство). Это выглядит как разговор двух праздных людей, может быть, разговор отца и сына, причём сын не прислушивается к тому, о чём они говорят, не сосредоточен... он смотрит новости или что-то в этом роде... сын занят чем-то, что сейчас показывают по телевизору, и разговор монологичный. Он говорит с ним, а он нет... (Что один пытается сказать другому?) Не о том, о чём передают по телевизору. (А о чём?) Он сосредоточен на чём-то своём и не прислушивается к тому, что говорит отец. (Что сын чувствует?) Что будет там, про что он смотрит. (Про что он смотрит?) По телевизору передают плохие новости. (Что было прежде?) То же, что и здесь. Отца не интересует, что передают по телевизору. (Что будет?) Он продолжит смотреть.

8BM. (Мальчик-подросток на переднем плане, сбоку виден ствол ружья, на заднем плане нечёткая сцена хирургической операции). Я не понимаю связи между фигурой и фоном. Похоже на какой-то кошмар этого мальчика, что нарисован здесь. Я не понимаю, что связывает эти два плана. Это похоже на то, что мальчик пытается объяснить этот кошмар, как будто пытается объяснить то, что позади него. Сказать, что то, что за ним, не существует. Он не имеет никакого отношения к тому, что происходит позади него. То, что происходит за ним, это то, что он где-то видел. Эта картинка на заднем плане, она как бы в таком луче света, и это значит, что это снимали где-то, что это не вместе. Это не вместе с мальчиком картинка. Мальчик здесь принимает какое-то решение, защитить себя. (Как этот мальчик чувствует себя?) Сейчас он ничего не чувствует, потому что это не сейчас, это произошло очень давно, поэтому лиц в этом кошмаре позади него не разобрать. (Какой кошмар?) Понятия не имею, это что-то смутное такое. Но здесь вот есть нож в руке и двое людей... я не знаю, что они делают этой женщине... неясно из картинки, что они делают... Может быть даже они делают ей что-то плохое. Эта женщина не выглядит связанной...Хотя, похоже, её связали и собираются пырнуть... Что-то ужасное произошло с этой женщиной... Это кошмар, который был у него, и это не имеет отношения к тому, ранена женщина или не ранена (Что с ней происходит, с этой женщиной?) Или она была ранена, и на ней рвут одежду, чтобы оказать ей помощь, или пытаются вытащить из неё пулю, в неё стреляли. (Почему мальчик должен защищать себя?) Чтобы такие случаи больше не повторялись. Он что-то видел. Эта женщина пострадала от чего-то. (Что будет?) Я не могу рассказать. Я не вижу этого на картинке.

12М. (Молодой человек лежит на кушетке с закрытыми глазами, над ним склонился пожилой мужчина, его рука протянута к лицу лежащего). Выглядит как лечение у колдуна или колдуньи, которая исцеляет таким методом. Это напомнило мне как... я тоже как-то раз попал к такой ведьме, она пустила мне такой дым, чуть не задохнулся там у неё. Похоже, он пытается что-то вытащить из чего-то. (Из чего?) Я могу тебе целую историю рассказать по этой картинке (расскажи мне её) Это прямо из жизни. Я был у одной такой колдуньи, и она сказала мне глубоко дышать, а сама пустила дым, у меня всё закружилось перед глазами, дым, чуть не задохнулся от него, глубоко вдыхал как она сказала. Долго к ней ходил. Не знаю, чем мне помогло её лечение, но проблема, с которой я к ней ходил, решилась.

13 MF. (Молодой человек стоит, закрыв лицо руками, за ним на кровати полуобнажённая женская фигура). (Усмехается, молчит) Эта картинка мне тоже много чего напоминает. Рассказывает о неспособности... о том, что он не может быть с женой и он не знает, что делать. Вот и всё. (Что было прежде?) Он хотел, но у него не получилось. Видно, что у него нет надежды. Встаёт, одевается. И он в депрессии от того, что у них, и она тоже.

14. (Силуэт мужчины на фоне освещённого оконного проёма). Это картинка про кого-то, кто спустился в убежище или что-то в этом роде. Он не успел даже включить свет, когда вошёл в это убежище. (Вошёл в убежище?) Да, это похоже на комнату-убежище. Он входит в неё и не успевает даже включить свет. Ищет в темноте выключатель. (Что было прежде?) Он был снаружи, в квартире. (Что будет?) Будет сидеть там до тех пор, пока не скажут выходить.

(Примечание. В Израиле принят стандарт строительства, по которому в каждой квартире одна комната оборудована стальными ставнями, автономным электроосвещением и проч.)

17ВМ. (Обнажённый мужчина взбирается или спускается по канату). Судя по канату, он лезет вверх, но мне кажется, что он спускается. Нарисовано, что он пытается влезть. Или кто-то попал в какую-нибудь яму и хотят помочь ему. И он не выглядит мёртвым или усталым, он просто махнул рукой на то, что его спасают. Он выглядит разуверившимся. (Что он чувствует?) Он не верит, что его вытащат. Он старается, конечно, но знает заранее, что всё это обречено на неудачу, поэтому не напрягается, не задействует мышцы. (Как он оказался в яме?) Не знаю. Попал в неё каким-то образом. (Что будет?) Не знаю. Если они постараются, то спасут его. Если нет, то нет.

Обсуждение случая М.. Как видно из протокола, М. обладает значительным репертуаром психологических защит как высокого уровня, так и примитивных. К числе первых относятся negation (он не выглядит мёртвым),

уклонение (Я знаю, что бы я сделал. (Что бы сделал ты?) Смотря что было до этого),

отрицание (Здесь ничего такого не нарисовано, что могло бы быть причиной), ((Что будет?) Я не могу рассказать. Я не вижу этого на картинке),

диссоциация (Я не понимаю связи между фигурой и фоном. Похоже на какой-то кошмар этого мальчика, что нарисован здесь. Я не понимаю, что связывает эти два плана. Это похоже на то, что мальчик пытается объяснить этот кошмар, как будто пытается объяснить то, что позади него) и далее (То, что происходит за ним, это то, что он где-то видел. Эта картинка на заднем плане, она как бы в таком луче света, и это значит, что это снимали где-то, что это не вместе. Это не вместе с мальчиком картинка).

В рассказах М. нет характерной для пограничной личности защиты по типу расщепления характеров героев на хороших и плохих.

В протоколе нет упоминаний о голоде, разминировании, о гибели товарищей на войне, ни о каких травматических переживаниях прошлого. Персонажи рассказов внешне живут непримечательной жизнью: смотрят телевизор, входят в комнату и т.п. Травматический, сокрушительный для Я опыт безнадёжности и бессилия рассказывается в тесте между строк. Последний рассказ отражает социальную позицию пострадавшего от травматического переживания, которая подробно обсуждалась в главе 2, посвящённой терапии.

С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор
Новые лекции и практические занятия


Наверх

В избранное