Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск первой недели июня 2011.

В 2011 году в выпусках рассылки «Интерпретация проективных тестов» будет перепечатана моя монография «Посттравма: диагностика и терапия», изданная в 2006 году издательством «Речь» тиражом 1500 экземпляров. Как мне неоднократно приходилось слышать, тираж книги давно распродан. Где прочесть издание он-лайн, я не знаю, поэтому опубликую текст здесь, в «Золотой» рассылке, - в книге 248 страниц, неделя за неделей по пять страниц у вас будет возможность прочесть её всю, бесплатно. Книгу я писала в 2005 году, новые статьи, лекции и практические занятия по психодиагностике и психотерапии еженедельно пишу для тех, кто оформил платный абонемент.

Книга на сайте Озон

© О.В. Бермант-Полякова, 2006
Со стр. 99-101

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ТРАВМАТИЗАЦИЯ В ПРОЕКТИВНЫХ ТЕСТАХ

Ниже мы дадим несколько иллюстраций к диагностике ненадлежащего обращения и межличностной травматизации. В жизни ребёнка, перенёсшего ненадлежащее обращение, происходили события, несовместимые с общепринятой заботой любящих родителей о своих детях. В тестах взрослых, переживших насилие от рук близких людей, описываются невероятные или невозможные отношения между двумя или более объектами. Увиденные в тесте Роршаха объекты соответствуют контурам пятна (адекватная оценка реальности), но взаимоотношения между объектами нереальны. Это отмечается оценкой FABCOM и классифицируется как расстройство мышления.

Пример 8.

Примеры расстройств мышления FABCOM в Роршахе.

Ответы с нарушениями мышления могут появиться в любой таблице. Предполагается, что в последних таблицах теста, когда ресурсы Эго частично исчерпаны, а цвет стимулирует эмоциональный отклик и аффективно перегружает возможности Эго, наблюдается больше нарушений, чем в первых таблицах, когда психологические защиты исправно служили и хорошо срабатывали. Тогда диагностируемый видит в контурах пятна, например, следующее:

(Таблица Х)

«Это старое существо и на лбу у него висит лифчик»,

«Паук несёт факел, жёлтое это огонь на ветру»,

«Краб размахивает дубинкой»,

«Две дорожки ведут к зданию, и у ворот стоит стража, один паук, другой, стоят с копьями, охраняют вход»,

«Вверху это паук, которого разрубает клинком. А по бокам у него крабики. У них как зелёные пёрышки такие, эти пёрышки как метёлки, крабики расчищают грязь, которая осталась от паука»,

«Это клопики... стащили что-то металлическое, то ли перо, то ли меч, что-то с нашего мира утащили, интересное. И несут»,

«Это типа цирка, аттракциона. Два голубых тут это два слонёнка, они держат между хоботами что-то типа бокала гранёного, стакана, как рюмка. А аттракцион в том, чтобы этот чёрный меч попал в стакан. Это не стакан. Не имеет значение размеры стакана. Это рюмочка. Смысл не в стакан попасть, а выбить рюмочку из хобота»,

«Это на пляж похоже. Два голубых это как крабы... Два краба, они на мясо идут, цвет как бы кровавый, и с синевой. Открытая плоть, цвета венозной крови. А впереди ракета стоит. Страшная, чёрная, мощная. Это что-то несочетаемое. Хотя животные на это внимания не обращают, им до ракеты дела нету. Да в принципе и эта ракета, наверное, заброшена. Она не несёт в себе какой-либо угрозы... Хм. Я сейчас это выговорила, и эта ракета превратилась в какое-то животное морское. Оно тоже пришло покушать, поэтому пугаться его нечего. Ну, всё»,

«Вот люди, они держат и подносят к подбородку, почему-то мне кажется, такие чашечки с носиками. У них такие вот глаза красные. Этих людей за поясницу щипают жуки. А у жуков хвосты, а из хвоста огонь, которым они обжигают лапки крабов. Мне кажется, что люди писают (смеётся) Это член и жёлтое пятно рядом это моча. Просто ещё на таком уровне как раз».

«Это праздник. Все танцуют, веселятся, пресмыкаются перед тараканчиком этим чтобы ему было весело. Этот тараканчик сидит во главе и наблюдает за всем, очень строгий. То есть он занимает какое-то положение. Полосочки красные это кровь, потому что он злой, беспощадный и очень опасный. Все ему приносят дань, чтобы взбодрить его, то есть задобрить»,

«Это олениха, и из глаз у неё струится дым».

А вот как отвечала на цветную таблицу одна из испытуемых:

(Таблица IX)

«Как же называются эти цветы, которые заманивают насекомых? Росянка? Вот эта часть верхняя оранжевая... как у этих растений липкие волоски. Насекомое садится, раз его и проглотило.

Вот эта часть как игрушки на ёлке, Деды Морозы. И причём возраст как пожилой. Они как беременные. Нет, беременные они не могут быть. Как пузатые. У нас были стоячие игрушки на прищепках. Вначале показалось что они нацелили типа оружие, а теперь смотрю, не друг на друга, а на себя каждый. Пистолетики, револьверы, нацелили на себя, в бороду, в рот.

Вот это то ли как портьера, то ли как платье у Золушки такое, пышное платье, не само платье, юбка. А эти два красных пятна, это рыбки, которые Золушку то ли охраняют, то ли сопровождают, ведут её куда-то. Мне не нравится эта часть. Здесь как внутренности какие-то розовато-коричневые. Знаете, как что-то грязное затекает на это платье. Напоминает, когда рыбу вспарываешь, кишки. Что-то такое, нехорошее.

(Улыбается) А как надо было, сразу говорить, или вглядываться?

(пауза 5 секунд) Нет, это всё».

Уже в первым ответе на эту таблицу (психоанатилическая трактовка полагает её таблицей соития, сексуального сближения) звучит мотив обмана и неестественного поедания растением живого существа. Тем не менее указанный сюжет соответствует реальности. Второй ответ уже с трудом представим в реальности, ёлочные игрушки суют себе пистолеты в рот. Каждый из элементов (ёлочная игрушка, Дед Мороз, борода, пистолет – относится к классу реальных объектов. Вычурна здесь связь между ними). Третий ответ, в котором рыбы ходят по суху, сопровождая героиню-Золушку, свидетельствует об утрате способности судить о реальности сюжета. Последним звучит ответ о чём-то грязном, что затекает, цветные бесформенные кишочки. Ассоциативно связанный со смертью (рыбам вспарывают брюхо), этот болезненный ответ как бы «приклеивается» к предыдущему, кишочки затекают на платье героини. Способность судить расстраивается не только в содержательном плане, но и процессуальном.

С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор
Новые лекции и практические занятия


Наверх

В избранное