Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск первой недели июля 2011.

В 2011 году в выпусках рассылки «Интерпретация проективных тестов» будет перепечатана моя монография «Посттравма: диагностика и терапия», изданная в 2006 году издательством «Речь» тиражом 1500 экземпляров. Как мне неоднократно приходилось слышать, тираж книги давно распродан. Где прочесть издание он-лайн, я не знаю, поэтому опубликую текст здесь, в «Золотой» рассылке, - в книге 248 страниц, неделя за неделей по пять страниц у вас будет возможность прочесть её всю, бесплатно. Книгу я писала в 2005 году, новые статьи, лекции и практические занятия по психодиагностике и психотерапии еженедельно пишу для тех, кто оформил платный абонемент.

Книга на сайте Озон

© О.В. Бермант-Полякова, 2006
Со стр. 111-114

ПРИЗНАКИ ГЛУБОКОЙ ДИССОЦИАЦИИ В ПРОЕКТИВНЫХ ТЕСТАХ

5. Один из детерминированных цветом ответов несёт положительную характеристику, а другой отрицательную.

Пример 14.

Антитиза добра и зла в человеческих отношениях.

Ответ на III таблицу:

Пациентка: «Это два человека негативные чувства друг к другу испытывают. Это хотелось бы принять как любовь, но на самом деле очень много негатива»

Расспрос. «Что создаёт такое впечатление?»

Пациентка: «Сами люди чёрные. Цвет. По цвету это любовь, как два сердечка. Символизируют накал страстей».

Обсуждение. Когда люди испытывают друг к другу сильные чувства, мы кодируем детерминанту человеческой активности, М active. Чёрные люди кодируются как FC, но общее ощущение от перцепта, что определяющим является цвет, а не форма, поэтому правильным будет кодирование CF. Содержание ответа это Hx, человеческие переживания. Специальная оценка за символизацию AB окажется весомой при подсчёте индекса интеллектуализации.

Другой исследователь чередующейся личности, Барак, указывает, что в протоколе Роршах-теста глубоко диссоциированных пациентов обязательно присутствуют ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ два ответа, которые он забывает или отрицает, что давал. В расспросе, проходящем в атмосфере сотрудничества, пациент может забыть что видел ответ или забыть, где видел. Все попытки вспомнить заканчиваются неудачей.

Похожим образом начинающий экзаменатор, имея дело с проективным материалом о ненадлежащем обращении, дезорганизован настолько, что «теряет» ответ, то есть диссоциирует его и не расспрашивает.

Пример 15.

Дезорганизованный экзаменатор теряет ответ.

Из супервизорской практики: Студентка в присутствии супервизора ведёт расспрос по II таблице. Дан ответ на целое пятно, за ним следует ответ, данный на DS. После расспроса первого ответа, данного на эту таблицу, традиционно соотносимой с главным детским переживанием, студенка нарушает инструкцию и говорит пациентке «спасибо». Проигнорированный ею (диссоциированный) ответ расспрашивает супервизор, наблюдающий за процедурой тестирования.

Студентка: Вы сказали: слёзы, разводы слёз сквозь опухшие глаза. Что создаёт такое впечатление?

Ответ пациентки: «Сам контур, разводы. Глаза (касается таблицы волнистыми движениями пальцев), это контур глазниц, так стекает всё. Вот здесь есть тёмный фрагмент, полосочки, всё это мокрое, размякло, всё это льётся (поглаживает тёмную часть таблицы). – Что создаёт впечатление что это мокрое? – Сам цвет, перелив из одного оттенка в другой, очень пластичный».

Студенка: Спасибо. Давайте следующую.

Экзаменатор: Погодите, не спешите. Вы сказали скат крыши, потолок. Что создаёт такое впечатление?

Ответ пациенки: «Сама линия. Мысли об измене всплыли почему-то, измена, предательство. Как пространство, потолок (пациентка показывает руками над головой). Вот... Выше нельзя. Внутреннее состояние такое.. печальное очень. Жалеющее себя. Всё.»

Студентка: просит сделать перерыв, чувствует что в горле стоит ком. Выходит в холл, старается сдержать слёзы.

Чередующаяся личность часто сообщает в тестировании об объекте, спрятанном за другим объектом (кустом, деревом, стеной и т.д.) и поэтому не видимом в таблице.

В протоколе такого человека присутствуют описания персонажей, изображённых на таблице рядом с героем, которые говорят ему, что делать, но которых сам герой не видит. Так проявляет себя дилемма скрытых и очевидных субличностей.

Пример 16.

Дилемма скрытого и видимого.

Расспрос ответа на III таблицу:

«Это две женщины держат гири. Или держатся за гири. А это привидение, тоже из мультика, нашёптывает в ушки. Его учат пугать, а оно доброе и пугать никого не хочет. (Что создаёт впечатление, что это привидение?) – Бесформенное, но с ручками. Это головёшка. На привидение из мультика очень похоже. Цвет не похоже, а форма да. (Вы сказали нашёптывает в ушки) – Да, я подозреваю что нашёптывают в ушки. Где-то здесь есть ушки, но эти их не видят, женщины я имею в виду. Если в целом смотреть, то это женщины держат гири, а им нашёптывают в ушки».

Обсуждение. Встречаются варианты диссоциации, когда одна субличность монополизирует визуальный канал коммуникации (тогда она всё видит), а другая аудиальный (тогда она одна всё слышит). Отсутствие связи между ними передаётся перцептом, в котором «эти их не видят». Помимо усмотренных в таблице привидений (вспомним, диссоциированные пациенты чаще других видят духов и привидений в стимульном материале теста), а также антитезы активного и пассивного (часть персонажей с усилием держит гири, а другая лёгонько нашёптывает), в этом ответе можно усмотреть антитезу добра и зла в человеческих отношениях (его учат пугать, а оно доброе привидение и пугать не хочет). В целом ответ выражает настороженность, прикреплённость к одному месту и статичность, характерные для сферы межличностных отношений обследуемой.

С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор
Новые лекции и практические занятия


Наверх

В избранное