Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск второй недели июля 2011.

В 2011 году в выпусках рассылки «Интерпретация проективных тестов» будет перепечатана моя монография «Посттравма: диагностика и терапия», изданная в 2006 году издательством «Речь» тиражом 1500 экземпляров. Как мне неоднократно приходилось слышать, тираж книги давно распродан. Где прочесть издание он-лайн, я не знаю, поэтому опубликую текст здесь, в «Золотой» рассылке, - в книге 248 страниц, неделя за неделей по пять страниц у вас будет возможность прочесть её всю, бесплатно. Книгу я писала в 2005 году, новые статьи, лекции и практические занятия по психодиагностике и психотерапии еженедельно пишу для тех, кто оформил платный абонемент.

Книга на сайте Озон

© О.В. Бермант-Полякова, 2006
Со стр. 114-117

ПОНЯТИЕ ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ (ДИССОЦИИРОВАННОЙ) ЛИЧНОСТИ

Диссоциация Я на несколько личностей – это особого рода адаптация индивида к собственной истории. В отечественной психологии диссоциативную личность (Dissociative Identity Disorder) принято называть чередующейся личностью. Различия между этими личностями – субъективный возраст, сексуальная ориентация, системные заболевания, аллергии, ношение очков, электроэнцефалорафическая картина, использование левой или правой руки - настолько впечатляющи, что от внимания терапевтов часто ускользает, что любой диссоциированный пациент является одним человеком со своим субъективным опытом различных Я. Это один человек с субъектвным чувством множественности.

Многие психологи, создавая свои теории личности, постулировали наличие в ней разных сторон. Таковы Сверх-Я и Оно в теории Фрейда, Собака-сверху и Собака-снизу в теории Перлза, Родитель и Ребёнок в теории Бёрна. В этих теориях подразумевается, что все люди оказываются носителями одной и той же универсальной структуры личности. Роберто Ассаджиоли предложил рассматривать сознание человека как диалоги различных внутренних голосов. В его системе эти голоса были названы субличностями. Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности. Сила каждого желания и значимость соответствующей ему субличности может зависеть от ситуации. У каждого человека есть большой набор субличностей, отличающийся от набора у других людей.

Важно иметь в виду, что если субличности кристаллизуются вокруг желаний, то диссоциированные части сгущаются вокруг непереносимых аффектов, таких например, как ярость, гнев, беспомощность, унижение.

Чередующаяся личность относится к варианту патологии, потому что часть опыта отсутствует в памяти и не может быть припомнена. В норме такого отщепления нет, даже если иные субличности не осознаются, они могут быть осознаны.

Психоаналитики пользуются концепцией «состояний Эго», которое включает в себя паттерны осознания, действия и отношения, способы переживания себя и других, экспрессию и контроль аффективной сферы. Состояния Эго (примерами могут быть шизоидно-параноидная и депрессивная позиции в теории Кляйн, фаза восстановления и сепарации-индивидуации в теории Малер, психотическая, пограничная и невротическая структура личности в теории Кернберга) соотносимы с этапами эмоционального развития.

Хотя диссоциацию пытаются описывать в психодинамических категориях, исторически эта область была за рамками психоанализа. Существуют основания полагать, что пациенты, у которых диагностируется диссоциативное расстройство, имеют пограничную организацию личности в терминах Кернберга. Наличие нескольких идентичностей, по-видимому, является доказательством значительной слабости Эго и недостатка его интегративной функции. Вместе с тем клиницисту очевидна разница в контртрансферентных чувствах, которые пробуждают пациенты этих двух групп. Общение с пограничной личностью перегружает терапевта отчаянием, замешательством, чрезмерной тревогой и сильным гневом. По контрасту с ней, чередующаяся личность вызвает чувства сострадания, терпения и восхищения усилиями пациента адаптироваться к жизни несмотря на травму.

С позиций психоанализа, диссоциативная модель описывает специфический случай слабости интегрирующей функции Эго. Если у пограничных пациентов мезанизм расщепления затрагивает как Я, так и репрезентации других объектов, то у диссоциативных пациентов расщеплено лишь осознание Я. Основной механизм психологической защиты первых - расщепление (splitting), а вторых – отщепление (диссоциация). Воспоминания пограничных пациентов фрагментарны и лишены связности. Воспоминания диссоциативных пациентов «известны им», лишены чувства принадлежности себе, прошлое переживается как логически выстроенное знание, «рассказанное» самому себе.

Отношение между ранней сексуальной травматизацией, посттравматическим расстройством и диссоциативным расстройством, с одной стороны, и пограничной организацией личности, с другой, остаётся в современной литературе неясным. Обе диагностические категории, и ПТСР, и диссоциативное расстройство, появились в рамках описательной психиатрии, а не психоанализа. Ответ на вопрос, как они соотносятся со структурной схемой О. Кернберга, ещё не до конца ясен. В случае ПТСР психоаналитику очевидны проявления слабости Эго, такие как низкая способность к аффективной регуляции, нарушения способности адекватно оценивать реальность и расстройства мышления. Вместе с тем в литературе мало исследований о преморбидной личностной структуре заболевших посттравматическим расстройством.

В психоаналитической литературе, обзор которой по этой теме дал П. Лернер, продолжаются дебаты о том, считать чередующуюся личность вариантом пограничной патологии или самодостаточной диагностической единицей. Основная конфигурация переноса и с теми, и с другими пациентами воссоздаёт ранние садомазохистские отношения ребёнка с его родителями. Терапевт ощущает себя в этих взаимоотношениях властным, посягающим, отвергающим или эксплуатирующим родителем, а пациент занимает позицию покорного, отдающего себя, отвергаемого или эксплуатируемого ребёнка.

Одни диссоциированные индивиды остаются такими навсегда -– с момента начальной травмы, другие достигают на длительное время или тонкого сотрудничества разных личностей, или доминирования в их субъективном мире одной части собственного Я, так называемой «личности-хозяина».

Диссоциированный пациент подвергался глубокой травматизации и его диссоциация некоторым образом вознаграждалась в семье. Его детская травма никогда не трактовалась как таковая, наоборот, за попытки говорить о ней его наказывали и обвиняли. Часто это оказывалось своего рода систематическим семейным сговором – отвергать чувства, забывать боль, вести себя так, будто события прошлой ночи были только плодом воображения.

Диссоциированные пациенты пострадали от рук людей, которые должны были их защищать. В глубине души они нисколько не доверяют авторитетам и не приходят на терапию, ожидая, что полное раскрытие произойдёт только в их интересах.

Терапия таких пациентов заключается в фокусировке на диссоциативных реакциях здесь-и-теперь в течение длительного времени. Часто эти пациенты остаются невосприимчивыми к лечению. Они не только не доверяют другим людям, но не полагаются и на самих себя. Эти переживания воссоздаются в переносе и в ситуации тестирования. Экзаменатор может почувствовать себя растерянным, некомпетентным, беспомощным, испуганным. В такой ситуации рекомендуется мысленно отследить, осознать и назвать бессознательно сконтейнированное пациентом психическое содержание, не обсуждая его. Свои ощущения необходимо отметить в бланке протокола, чтобы учесть полученный во взаимодействии материал в процессе интерпретации.

Родители детей с нарушением по типу чередующейся личности нередко и сами диссоциированы. Такой индивид одарён особым талантом, он способен к гипнозу. Поскольку диссоциированные люди постоянно спонтанно входят в трансовые состояния, работа с ними требует навыков введения и выведения из гипноза. Безусловно, экзаменатор должен быть готов к тому, что его тоже будут гипнотизировать. Это поможет ему не удивляться, когда пациент придёт в неурочный час и продемонстрирует психологу записку, которую тот своими руками вручил пациенту, назначив именно это время.

С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор
Новые лекции и практические занятия


Наверх

В избранное