Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск третьей недели июля 2011.

В 2011 году в выпусках рассылки «Интерпретация проективных тестов» будет перепечатана моя монография «Посттравма: диагностика и терапия», изданная в 2006 году издательством «Речь» тиражом 1500 экземпляров. Как мне неоднократно приходилось слышать, тираж книги давно распродан. Где прочесть издание он-лайн, я не знаю, поэтому опубликую текст здесь, в «Золотой» рассылке, - в книге 248 страниц, неделя за неделей по пять страниц у вас будет возможность прочесть её всю, бесплатно. Книгу я писала в 2005 году, новые статьи, лекции и практические занятия по психодиагностике и психотерапии еженедельно пишу для тех, кто оформил платный абонемент.

Книга на сайте Озон

© О.В. Бермант-Полякова, 2006

Со стр. 118-121

ГЛАВА 6.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ СТАНДАРТНОЙ БАТАРЕИ ТЕСТОВ

В данной главе мы проинтерпретируем с психодинамических позиций тест Милы (имя вымышленное). Толкование опирается на работы Поля Лернера и Ирвина Вайнера. Предлагаемый вариант интерпретации лишь один из многих возможных, и профессиональный читатель приглашается к размышлению и собственному толкованию изложенного материала.

Мила, молодая и стройная женщина 41 года, волосы тёмные, недлинные, выглядит значительно моложе своих лет. Одета в футболку, лёгкие брюки и экстравагантные деревянные сабо бирюзового цвета. Мила младшая из 5 детей, росла в киббуце. Имеет полное среднее образование, отслужила в армии. Работает агентом по телефонной продаже театральных абонементов. Живёт одна, не замужем, детей нет. На вопрос о продолжительных взаимоотношениях сообщила о 9-месячной связи с молодым человеком 15 лет назад. Несколько лет назад осталась сиротой, похоронив мать. Вскоре после этого она заболела. Частые рвоты, до 5 раз в день, послужили причной её госпитализации в отделение гастроэнтерологии, откуда Мила была переведена в психиатрический стационар. Психиатры подтвердили диагноз булимии. Направлена на психодиагностическое исследование в связи с подозрением на психотические нарушения.

Проведённые тесты: Бендер-Гештальт, Дом-Дерево-Человек, Векслер, Роршах, ТАТ.

HTP (Home-Tree-Person):

Комментарии Милы к рисункам в процессе рисования:

Дом. Просто так или как я вижу? Это наш дом, когда мы были маленькими, я не совсем помню его.

Дерево. (Экзаменатор спрашивает о 5 спиралевидных пятнах на стволе дерева: Что это за круги?) Это ствол сам по себе, иногда он ободранный (в оригинале на иврите: со снятой кожурой). Это сам ствол.

Женщина. (колеблется) (Хотела добавить ещё что-то?) Да, грудь, но я не знаю как.

Рассказы по рисункам:

Дом.

Семья, которая живёт где-то в деревне. Можно рассказать не только о доме? (Да). У них есть несколько детей и они работают весь день. И дети ходят в школу и потом идут домой. И мы в сущности не находимся дома, мы на улице, играем с друзьями. Пришло время идти домой. И всегда... один из детей боялся идти домой. Может быть, опоздали, может быть, не доделали уроки... может быть что-нибудь случится чего не было.

Дерево.

Это малиновое дерево, мы детьми лазили на него до самого верха и нам очень нравилось обрывать тутовник и есть. И таких деревьев много было. Это было когда я была очень маленькая. Это дерево росло на большом таком холме и вокруг были сплошные сосны. После школы мы ходили туда. Иногда мы строили такой дом на этом дереве и там играли. Строили дом и сидели там. Иногда падали и получали от ветвей, ветви дерева серьёзно били нас. И снова, всегда был этот страх возвращаться домой, потому что это дерево очень пачкается. Что будут злиться что лазила на малиновое дерево и вся выпачкалась.

Р1(мужчина).

Просто так, мужчина худой, увидела и нарисовала. Из головы. (Что у него с волосами?) Волосы я ему не нарисовала. Нарисовала две волосинки наверху. Понятия не имею, зачем я это сделала (накручивает прядь своих волос на палец).

Р2 (женщина).

Здесь я нарисовала женщину. Тут возникает ассоциация, почему она в платье, а не в юбке. Она довольно приятная и смеётся. Не угрожает, как предыдущий рисунок. В сапогах, в серёжках. По правде говоря, я не сильно старалась. Я нарисовала её в платье, потому что моя мама была портниха, шила свадебные платья. Она не была одной из плохих.

Ассоцации экзаменатора по поводу НТР (Home-Tree-Person):

Рисунок дерева. Обращает на себя внимание оговорка, чёрный тутовник заменён красной малиной. Когда она повторяется, становится ясно, что это работа психологической защиты, смещения. Дерево бьёт ветвями, наказывает. «Супер эго» причиняет боль, наказывает. Предположительно, запрет есть тутовник означает запрет пачкать руки и рот, то есть запрет говорить. Пачкается малиной, то есть красным. Возможна гипотеза, что пачкалась не чернилами или грязью, а кровью.

Рисунки людей карикатурны. Женского тела фактически нет. Хотела добавить женской фигуре грудь, но не знала как. Бросается в глаза отсутствие телесных признаков пола, пол фигур определяется одеждой. Изображённая женщина очень некрасива, лысая. Косые глаза. Нос крупный, с прорисованными ноздрями, на этот фаллический символ смотрят оба глаза. Сильной линией выделен рот, оральные потребности.

О мужчине сказано, что он худой, непонятно, что имела в виду. Не в силах рассказать что-либо, кроме воспоминаний из прошлого, не приписывает черт характера, отношений, занятий, возраста. Похоже, Мила живёт как бы вне времени и вне людей.

Все рисунки только в левой части листа, и во всех рассказах говорит только о детстве, что свидетельствует о сильной фиксации, о неспособности повзрослеть, или о нежелании говорить о взрослой жизни.

Рассказ выявляет амбивалентное отношение к матери (negation). Если рисунок имеет отношение к матери, то Мила унижает мать, изображая её косоглазой, и в то же время уверяет, что она «не из плохих». Судя по рассказу, мужчина представляет собой угрозу.

В рисунках людей мужчина и женщина очень похожи, нет чётких различий, свидетельство диффузной половой идентичности.

Расстройства мышления: контаминация тела и платья, нет чёткой границы. Вопрос о платьях и юбках, который возникает у Милы по ходу рассказа о своём рисунке, возможно, замещает её вопрос к самой себе, почему изображённая женщина не в брюках.

Данные теста Векслера:

IQВербальный=95, IQПрактический=94 , IQОбщий=95

Осведомлённость – 8, Понимание – 10, Арифметический- 10, Установление сходства – 9, Словарный – 8, Цифровые ряды – 11, Последовательные картинки – 9, Недостающие детали – 14, Кубики Коса – 9, Шифровка – 6, 19, Матрицы – 10.

Интерпретация:

Максимальный балл за субтест Недостающие детали (14), свидетельство сверхбдительности, чрезмерной внимательности к деталям. Структура интеллекта неоднородна. Разница между тестами превышает два стандартных отклонения. Эта находка требует объяснения.

В тексте Векслера неоднородность правильных и неправильных ответов внутри субтестов, есть нестандартные объяснения, которые можно объяснить влиянием аффекта. Примеры таких «нулевых» ответов:

Субтест Словарный запас:

11. Суд - «я не знаю, невнимательна». – оценивается в 0 баллов

12. Исповедь – «попытаться преуспеть в чём-либо». – 0 баллов

13, 14, 15, 16, 17 (каждый ответ получает высший балл)

Субтест Понимание:

6. Вопрос: Назовите несколько причин, по которым в нашем государстве позволено досрочное освобождение заключённых под надзор?

Ответ Милы: Почему он должен быть под надзором? Надзирать за ним, чтобы не насиловал снова и снова. Потому что насильники не вылечиваются от своей болезни. (Почему их освобождают досрочно?) Дать им... Им положено на треть срока меньше за примерное поведение. Поощрение, которое положено каждому заключённому.

18. Вопрос: В чём смысл поговорки «В тихом омуте черти водятся?»

Ответ Милы: Не всегда тот, кто спокойный и тихий, он искреннен в том, что он показывает. Он так решил для себя. Жить тихо. И не всегда это так.

Субтест Последовательность картинок:

6. Серия «Побег».

Ответ Милы: Я не знаю. Она плавает в воде одна... Нагая... Кто-то подглядывает за ней. И вот когда он видит полицейских, он прячется за кустом. И тогда полицейские пытаются... Как такой извращенец... идут по его следу со служебной собакой.

С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор
Новые лекции и практические занятия


Наверх

В избранное