Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск пятой недели июля 2011.

В 2011 году в выпусках рассылки «Интерпретация проективных тестов» будет перепечатана моя монография «Посттравма: диагностика и терапия», изданная в 2006 году издательством «Речь» тиражом 1500 экземпляров. Как мне неоднократно приходилось слышать, тираж книги давно распродан. Где прочесть издание он-лайн, я не знаю, поэтому опубликую текст здесь, в «Золотой» рассылке, - в книге 248 страниц, неделя за неделей по пять страниц у вас будет возможность прочесть её всю, бесплатно. Книгу я писала в 2005 году, новые статьи, лекции и практические занятия по психодиагностике и психотерапии еженедельно пишу для тех, кто оформил платный абонемент.

Книга на сайте Озон

© О.В. Бермант-Полякова, 2006
Со стр. 125-130

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ СТАНДАРТНОЙ БАТАРЕИ ТЕСТОВ

РОРШАХ-ТЕСТ

Психолог: (даёт в руку таблицу) Посмотри, пожалуйста, на эту таблицу. Как это выглядит, что бы это могло быть?

Таблица I.

Тестирование.

12’’ Я вижу здесь женскую грудь.

10’’ Нужно хорошенько смотреть на эти картинки, чтобы сказать тебе.

Я могу перевернуть её? (Как хочешь)

Я вижу здесь двух очень похожих людей, один напротив другого.

Два волка ревут.

Два лебедя.

И один большой орёл, вся эта картинка в принципе.

Расспрос.

1. (зачитывает протокол первого ответа) Это груди, это такое тело (что создаёт такое впечатление?) две точки и я вижу здесь две выпуклости. Здесь прямо две такие выпуклости как грудь. Эту часть я беру как тело. Ddo FY- Hd,Sx PHR

2. Как будто один в зеркале, смотрят один на другого в зеркале. Это голова, это тело и это ноги. Dd+ Fro H,Hh 6.0 GHR

3. Эти, два этих. Нет. Walla. Я не помню. Да, да, я помню. Да, два этих. Они поднимают голову как бы вверх. Это не это, это вот эти два, прошу прощения. Я извиняюсь. (ревут?) Да, они ревут, рот вот открыт. Do 1 FMa- (2) A

4. Я сказала, две утки. (записано лебедя. Где ты их видела?) Здесь вот в рисунке. Ты видишь эту часть светлее этой? Здесь как бы часть более смутная, но их двое. Только головы, здесь. Ddo FY- (2) Ad

5. Это вся картинка. (что создаёт такое впечатление?) Крылья, форма. Это всё тело. Вся эта часть. Wo Fo A 1.0

Я видела ещё что-то. Я сказала тебе про половой член? (нет) Нет, не в этой картинке.

Ассоциации экзаменатора к содержанию ответов.

Грудь – оральные потребности, необходимость в заботе и в питании, потребность с зависимости, стремление к регресии. Очень одинока и лишена любви и тепла. В расспросе указывает на часть тела, не видит тело целиком – возможно, испытывает агрессию по отношению к женскому телу.

Видит людей, ответ формируют детерминанты отражения, это показатель нарциссического расстройства, неспособности признать потребности Другого. Первая таблица теста, это визитная карточка начала любого дела. Можно предположить, что Мила начнёт психотерапию с «рвоты», освобождаясь от тревожного, неполноценного, а затем станет говорить о себе, игнорируя существование Других.

Волк - хищник. Начинает говорить о хищниках, и рассказывает об одном хищнике вместо другого. Если это агрессия других, в терапии будут покрывающие воспоминания, агрессия одних людей будет покрыта воспоминаниями об агрессии других. Если предположить, что говорит о своей агрессии, то ревёт и кричит неслышно. Упомянут открытый рот – снова фиксирована на оральных потребностях, оральная агрессия.

Следующий ответ, лебедь, звучит антитезой к волку, Мила нейтрализует хищника образом миролюбивой птицы. Кроме первой антитезы войны и мира среди животных, возможно предположение о лебеде как нарциссическом символе чистоты, красоты, избранности в мире птиц, царевны-лебеди. Женственность, однако, возможна только в мыслях: в ответе видит только голову, тело лебедя отсекается. Это говорит о неприятии своего тела и возможном конфликте в этой области.

В расспросе отрицает, что видела лебедя. Ассоциация, которая немедленно возникает в этой связи – гадкий утёнок, а не лебедь. Возможно, так проявляется конфликт в области самовосприятия, хотела бы быть прекрасным лебедем, но ощущает себя гадким утёнком. Если опираться на это преположение, то визитная карточка Милы будет звучать как нарциссическая дилемма фальшивого и истинного Я.

Большой орёл это хороший ответ, но после крошечной головы утки без тела выглядит скорее как ещё один splitting, с точки зрения процессов психологической защиты. Возможно, это нарциссическая компенсация, орёл по содержанию – огромный, на всю таблицу, правитель в мире птиц.

Анализ последовательности ответов на таблицу.

Таблица самопредъявления в новой ситуации, визитная карточка под влиянием тревоги. Популярный ответ не был дан, и из 5 ответов 3 локализованы в необычных деталях – свидетельство неадекватности.

Тест открывает долгая пауза, и тем не менее начинает с сексуального ответа (грудь) - слабость Эго контролировать импульсы, удержать запретное содержание. В детерминантах тревога, начинает с ответа с плохой формой FQ - .

Долгая пауза, выигрывает время и успокаивается. После того как импульс рязряжен, обретает способность видеть себя со стороны, упоминает о цензуре.

Желание отвергнуть задачу, перевернуть таблицу, но не переворачивает – проявление амбивалентности к тестированию.

Ответ более высокого уровня по степени зрелости, содержание человеческие фигуры, ответ обычный по форме, хороший. Однако тема людей неожиданно затрагивает конфликтную область, потому что начинают активно работать психологические защиты.

Два волка ревут. Это смещение, волки воют, ревут медведи.

Действие одного зверя смещается на другого. Образ чрезвычайной силы и мощи, животные ревут когда сражаются, помещён в микроскопической части таблицы, притом уточнено что это волк целиком, а не голова волка. Так действует минимизация, психологическая защита высокого уровня. По-видимому, Мила защищается от переполняющей её агрессии, но безуспешно. Тогда задействуется более массивная, примитивная защита – splitting: хищный волк немедленно противопоставлен безобидному лебедю, верхняя часть таблицы нижней. Объединяет два ответа принадлежность к миру животных.

Оба ответа со знаком минус, плохие по качеству формы, то есть Мила теряет способность адекватно оценивать реальность, когда затоплена агрессивными импульсами.

В расспросе о волке и лебеде ярко проявляются расстройства памяти, возможно, диссоциативного характера. В случае волка, забыла, где видела волка, в случае лебедя, забыла, что видела. Утверждала, что это утки, а не лебеди.

По-видимому, перегружена агрессией и тревогой, потому способна забыть, что отвечала. Возможно, есть периоды прошлого, которые совершенно не помнит, и это станет одной из проблем в терапии.

Последний ответ, пятый, показывает, что splitting агрессии позволил нейтрализовать разрушительный импульс и тревожный аффект, потому что неожиданно даёт ответ хорошего качества.

Подводя итоги первой таблицы теста, можно выдвинуть предположение о том, как складываются отношения Милы с новыми для неё людьми. По-видимому, Мила склонна к отношениям зависимости, и склонна к эмоциональной привязанности и будет искать её в отношениях с терапевтом (оральные потребности). На сессиях она будет перегружать терапевта (5 ответов вместо стандартных 2), открыто говорить об агрессии и сексуальности, сильно защищаться от внутренней тревоги, бесконечно отреагируя splitting, и устраивать терапевту нарциссическое обесценивание, когда тот попытается об этих тревогах говорить (станет как орёл смотреть на неё с высоты).

Таблица II.

Тестирование.

8’’ Я вижу здесь полно крови прежде всего.

Мужской половой член.

Две скульптуры, однако очень очень страшных, похожих тоже. Со страшным человеком, не знаю.

И я снова вижу два половых органа мужских, вверху. Всё, я думаю.

Расспрос.

6. Все эти отпечатки для меня это кровь. (что создаёт такое впечатление?) Выглядит как пролитая кровь. Ddv C.mpo Bl

7. Вся вот эта часть здесь, вот эта. Это яички, как бы прозрачный (прозрачный?) Да, это прозрачный половой орган. Ddo Fu Sx

8. Вот эти, здесь перегородка. Не перегородка, но я вижу что разделено. (что создаёт такое впечатление что это человек?) здесь его лицо очень страшное. Как будто так зло смотрит, не знаю. (ты сказала двое?) не знаю, что их разделяет, они спина к спине. Dd+ Mp- (2) H 5.5 AG, PHR

9. Это выглядит совершенно мужской половой член. Здесь и здесь. (что создаёт такое впечатление?) Это член, без вот этой части. Ddo Fu (2) Sx

Ассоциации экзаменатора к содержанию ответов.

Первый ответ – кровь. Кровь двух видов, один ответ отпечатки и ответ пролитая кровь. Отпечатки это касание, привязанность. Привязанность кровавая.

Пролитая кровь – ничто не удерживает жидкость, в символическом плане границы Эго рухнули, их нет. Патологическое содержание ничем не удерживается и проявляется в сыром, необработанном виде. Определение прозрачный несёт в себе дополнительный смысл проникновения, penetration.

Содержание следующего ответа несёт в себе splitting, после проникновения – непроницаемая перегородка, разделяющая людей. Это ответ с плохой формой, полностью проективный: две скульптуры очень очень страшных.

Психологическая защита от стрессовой ситуации теста не работает, прямо сообщает что экзаменатор злой и пугает её.

Дееспособного Эго уже нет, поэтому закончить таблицу ответом хорошего качества Мила не в силах.

Анализ последовательности ответов на таблицу.

Таблица детства. Популярный ответ не был дан.

Пауза - шок на красное. Первый ответ показывает, что нет никакого сдерживания или селекции ответов, даёт ответ низкий по уровню зрелости, без формы. Там, где видит пролитую кровь (как всякое m, поднимает версию травмы), даёт следующий ответ, половой член. Удивительно, что местонахождение этого ответа приходится на то же место, где обычный ответ вагина. Мышление Милы дезорганизовано, она говорит о прозрачных половых органов, которых не бывает. Скорее всего реагирует на оттенки цвета, но не в силах артикулировать эту детерминанту.

Похожим на предыдущую таблицу образом, выплеснув сексуальный импульс, Мила даёт ответ зрелого уровня, где действующими лицами являются люди. Ответ «две скульптуры со страшным человеком». Скульптуры не так опасны, как живые люди. Здесь работает психологическая защита высокого уровня, интеллектуализация.

Этот ответ плохо расспрошен, непонятно, где человек, а где камни. Несостоятельность психолога, расспрашивающего Милу, здесь неслучайна. Человек, у которого очень страшное лицо и он как будто так зло смотрит – это экзаменатор, он атакован и дезорганизован.

Последний ответ это мужской половой орган, он показан стоящим, эрегированным, в красной части пятна. Три половых члена и кровь в таблице детства, это очень редкая ситуация. Возможно, в прошлом Милы имела место сексуальная травма.

С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор
Новые лекции и практические занятия


Наверх

В избранное