Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск второй недели сентября 2012.
Золотая рассылка «Интерпретация проективных тестов» это проект, где технически предоставлена возможность для диалога в комментариях к каждому выпуску, однако на реплики я не отвечаю. Беседы на темы психологии я веду на других площадках:
с сообщниками по коммьюнити «Сами себе психологи», на платформе LiveJournal в интернете, для тех, с кем совпала он-лайн, от случая к случаю,
с читателями платной рассылки на абонемент «Копирайт плюс доверие», в рамках переписки по пятницам на платформе mail.ru
с обратившимися за профессиональной помощью, в клинике в Модиине или в Тель-Авиве, пять дней в неделю с утра и два раза в неделю в послеобеденное время.

В еженедельных выпусках бесплатной Золотой рассылки «Интерпретация проективных тестов» в 2012 году вы читаете тексты прошлых лет: мои комментарии из диалогов с топикстартерами в ру_психолог, они уже публиковались в архиве интернет-материалов в ЖЖ m-d-n; мои эссе, которые были опубликованы в открытом доступе в интернете на портале Проза.ру; мои статьи, напечатанные в московском журнале «Психотерапия» в 2011-2012 годах.

О журнале подробнее на сайте ППЛ, профессиональной психотерапевтической лиги http://www.oppl.ru/izdaniya-ppl/jurnal-psihoterapiya.html

Бермант-Полякова, О. В. Психодинамика нарушенного пищевого поведения / Бермант-Полякова О. В. // Психотерапия. - 2011. - N 2. - С. 22-30

© O.V. Bermant-Polyakova, 2011

Психодинамический фокус расстройства

Как мы выучили на предыдущей лекции, психодиагностика двадцатого века описывает два уровня расстройств: не-психотический и психотический , три варианта причин нарушений: болезненный процесс, травма или функциональная недостаточность, и три исхода: патогенное самовосстановление и его результат - фиксация, саногенное самовосстановление и его результат - компенсация дефицита функции, терапевтическое вмешательство и его результат - восстановление. Психодиагностика двадцать первого века добавляет в картину структурные и динамические особенности эго-функций, структурные и динамические особенности бессознательных влечений и взаимодействие трёх сосуществующих в бессознательном способов переработки опыта [6, 7, 12].

Для тех, кому визуализация помогает запоминать, традиционная схема это «одноэтажная диагностика», где фундамент составляет знание о причинах нарушений (вариантов тут три, болезненный процесс, травма или функциональная недостаточность), здание имеет три парадных подъезда, три исхода: патогенное самовосстановление и его результат - фиксация, саногенное самовосстановление и его результат - компенсация дефицита функции, терапевтическое вмешательство и его результат - восстановление нарушенного гомеостаза. Не-психотический уровень расстройств это здание с крышей, психотический уровень – это сорванная крыша. Перспектив у здания две, сохранение и руинирование. Здание без крыши превращается в руины быстрее.

Психодиагностика двадцать первого века «надстраивает этаж», то есть добавляет структурные и динамические особенности эго-функций (по Аммону), «обустраивает паркинг внизу», то есть добавляет структурные и динамические особенности бессознательных влечений (по Сонди), и утверждает, что здание жилое, это гостиный двор, постояльцами которого являются дети, взрослые и иностранцы, речь о трёх сосуществующих в бессознательном способах переработки опыта (по Огдену). Клинических картин по-прежнему две, с крышей не-психотический, без крыши психотический уровень расстройства, выходов по-прежнему три, фиксация, компенсация, восстановление, перспектив по-прежнему две, сохранение и руинирование. Увидели одноэтажный дом и двухэтажный гостиный двор с подземным паркингом? Идём дальше.

Алгоритм дифференциальной диагностики начинается с ответа на вопрос, утрачена или сохранна критика, есть ли галлюцинаторные или бредовые расстройства, психотическому или непсихотическому уровню расстройства соответствует наблюдаемая клиническая картина, в первом случае врач немедленно назначает фармакологическое лечение. Повторю свои слова, психиатра пациентка должна увидеть первым, и мотивировать её на визит к врачу и выполнение его назначений – ваша главная задача.

Далее мы начинаем искать ответ на вопрос об объёмах работы, краткосрочную или долгосрочную психотерапевтическую работу нам предстоит проделать. Основываясь на результатах клинического интервью, формулируем гипотезу о том, синхронными, диалектически сменяющими друг друга как фигура и фон в зависимости от задачи, психическими реальностями являются процессы аутистически-прилегающего, шизоидно-параноидного и депрессивного способов переработки опыта, или зафиксирована иерархия процессов осмысления [12]. В первом случае психотерапевтическое вмешательство может быть успешным и в краткосрочной психотерапии (недели), во втором показана долгосрочная (месяцы) программа лечения.

Третий шаг это формулирование рабочей гипотезы, в чём причина неблагополучия, что именно мы возьмёмся лечить в первую очередь, а что во вторую и последующие, по сути поиск психодинамического фокуса расстройства. Если обозначать пунктирно, первыми в психотерапии будут проработаны переполненные (четыре, пять и шесть выборов портретов одного влечения из шести возможных) и нулевые (нет или один выбор из шести возможных) по наполненности бессознательные влечения по Сонди, затем – амбивалентные влечения. После этого пациенты, как правило, завершают курс психотерапии по собственной инициативе, чтобы спустя год-полтора вернуться к работе с психологом и проработать «застывшие в амплуа» (все выборы одного знака) бессознательные устремления. Сонди работал семьдесят лет в психиатрической клинике и историями болезнией пациентов свои выводы подтвердил. Из четырёх (сексуальное, пароксизмальное, эго и контактное влечение) на приём к вам-психологу попадут «парализованные». Вы же на паралитика обращаете внимание, какая рука-нога не работает? Так и в душевной жизни на приём к вам доползут «паралитики», с одним разряженным в ноль или переполненным влечением. А те, у кого два влечения не действуют - секса нет скажем и эго не работает, - полупарализованные - эти уже в ведомство к психиатрам идут. Вы же хотели знать, кто ваш психологический клиент, кто не ваш, и какому клиенту какую психотерапию предлагать? Психодиагностика сразу даёт вам ответ на этот вопрос. В психотерапии, проникая в уникальный мир другого человека, прислушиваясь к его личным переживаниям в связи с обыденными событиями, проявляя живой интерес к нему самому и его жизни, мы хорошо делаем свою психологическую понимающую работу.

Четвёртый шаг это проверка, насколько пациент отдаёт себе отчёт в свершившейся в нём перемене. Повторное заполнение ИСТА после курса психотерапии делает очевидным для пациента, в какой из шести эго-функций (агрессии, страха, внешнего я-отграничения, внутреннего я-отграничения, нарциссизма, сексуальности) произошли изменения.

Чтобы работать с ЕD, пси-профи нужно уметь делать четыре разных долгосрочных психотерапии, в краткосрочной стабилизировать ED маловероятно. Для пациенток, страдающих расстройством пищевого поведения, мы наблюдали системообразующий фактор: различия в нарциссизме по ИСТА. Данные тестирования чётко разграничивают четыре группы пациенток: с «одним пиком» в конструктивном модусе нарциссизма, «одним пиком» в дефицитарном модусе нарциссизма, и с «двумя пиками», который мы интерпретируем как психодинамику False Self, в конструктивном и деструктивном одновременно, и в конструктивном и дефицитарном одновременно. Этот материал на разборе кейсов, который у нас впереди, вы усвоите, я говорила, что сегодня нам предстоит решить троякую задачу: обсудить границы возможностей психолога, то есть дифференциальную диагностику психотического и не-психотического уровня ED, раз, обнажить системообразующую структуру диагностической работы, два и соотнести жалобы пациентов и психодинамику, по которой разворачивается расстройство, три.

Подводя промежуточный итог, главными достоинствами применения психоаналитически ориентированных тестов ИСТА и Сонди в диагностической работе являются малые затраты времени на тестирование, удачное сочетание самоосознания и проективных методов, чёткие показания к краткосрочному или долгосрочному лечению, психообразовательной, поддерживающей или глубинной психотерапии, а главное, возможность сразу увидеть психодинамический фокус расстройства и спланировать психотерапевтическое вмешательство, обратив внимание на «неработающие» бессознательные влечения.

Продолжение в следующем выпуске.

Приём в Модиине по предварительной записи, обращаться по телефону



С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное