Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск четвёртой недели декабря 2012.
Золотая рассылка «Интерпретация проективных тестов» это проект, где технически предоставлена возможность для диалога в комментариях к каждому выпуску, однако на реплики я не отвечаю. Беседы на темы психологии я веду на других площадках:
с сообщниками по коммьюнити «Сами себе психологи», на платформе LiveJournal в интернете, для тех, с кем совпала он-лайн, от случая к случаю,
с читателями платной рассылки на абонемент «Копирайт плюс доверие», в рамках переписки по пятницам на платформе mail.ru
с обратившимися за профессиональной помощью, в клинике в Модиине или в Тель-Авиве, пять дней в неделю с утра и два раза в неделю в послеобеденное время.

Осенью 2012 в рассылке «Интерпретация проективных тестов» начата новая тема, «Надо же как-то жить эту жизнь». Это цикл эссе, написанных мною в формате «страница текста и картинка по выходным» для сообщников в ру_психолог. Из диалогов с ними мне стало известно о том, что идёт подготовка к принятию Федерального Закона, который урегулирует психологическую деятельность, и я посвятила несколько недель тому, чтобы подготовить свой проект ФЗ, современный и учитывающий международный опыт регулирования работы психолога.
Вы получите двенадцать выпусков рассылки «Интерпретация проективных тестов» подряд, в них глава за главой будет опубликован ПРОЕКТ Федерального Закона «Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации» в редакции О.В. Бермант-Поляковой, после чего вернусь к публикации цикла эссе в обычном графике выпусков раз в неделю. Я надеюсь, что проект Федерального Закона послужит делу улучшения психологической помощи в стране, гражданкой которой я являюсь.

© Бермант-Полякова О.В., 2013

П Р О Е К Т
Редакция 13 января 2013 года
Федеральный закон Российской Федерации
"Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации"

Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны психологического здоровья
Статья 18. Право на охрану психологического здоровья
1. Каждый имеет право на охрану психологического здоровья.
2. Право на охрану психологического здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, а также психологическим просвещением, психологическим образованием, социально-психологическим просвещением и оказанием доступной и качественной психологической помощи.

Статья 19. Право на психологическую помощь
1. Каждый имеет право на бесплатную экстренную психологическую помощь.
2. Каждый гражданин, достигший возраста четырнадцати лет, имеет право выбора между анонимным получением плановой психологической помощи в частном психологическом бюро или неанонимным получением плановой психологической помощи в муниципальном психологическом бюро или психологическом бюро при департаменте.
3. Право на бесплатную плановую психологическую помощь в муниципальном психологическом бюро, в психологическом бюро при департаменте или федеральной государственной службе занятости населения имеют граждане, отвечающие критериям программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи или критериям территориальной программы гарантий бесплатного оказания плановой психологической помощи или соответствующие административному регламенту оказания государственных услуг по социальной адаптации, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан.
4. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеют права на плановую бесплатную психологическую помощь в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам психологической помощи.
5. Иностранные граждане, проживающие и пребывающие на территории Российской Федерации, получают плановую психологическую помощь в частных психологических бюро.
6. Подопечный имеет право на:
1) доступ к Федеральному регистру работников психологических бюро, имеющих лицензию или лицензии на психологическую деятельность на территории Российской Федерации в текущем календарном году;
2) выбор психологического бюро и выбор работника психологического бюро в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) диагностику, формирование, лечение, восстановление и поддержание своего психологического здоровья в психологическом бюро в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего психологического здоровья, выбор лиц, которым в интересах подопечного может быть передана информация о состоянии его психологического здоровья;
5) защиту сведений, составляющих психологическую профессиональную тайну;
6) отказ от психологической помощи;
7) жалобу в этический комитет в случае нарушения работником психологического бюро порядков оказания психологической помощи и стандартов психологической помощи или недовольства качеством психологической помощи.

Статья 20. Информированное добровольное согласие на психологические действия и на отказ от психологической помощи
1. Необходимым предварительным условием плановой психологической помощи является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на психологические действия по отношению к нему на основании предоставленной работником психологического бюро в доступной форме полной информации о цели, методе оказания психологической помощи, связанном с действиями риске, возможных вариантах маршрута психологической помощи, об их последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания психологической помощи.
2. Информированное добровольное согласие на психологические действия дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:
1) лица, не достигшего возраста четырнадцати лет, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на психологические действия;
2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).
3. Гражданин имеет право отказаться от психологических действий по отношению к нему и подписывает информированное добровольное согласие на отказ от психологической помощи.
4. При отказе от психологических действий гражданину в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.
5. Малолетний гражданин, не достигший возраста четырнадцати лет, имеет право отказаться от психологических действий по отношению к нему, информированное добровольное согласие на отказ от психологической помощи подписывает один из родителей или иной законный представитель малолетнего.
6. При отказе от психологических действий малолетнему гражданину, не достигшему возраста четырнадцати лет, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.
7. Информированное добровольное согласие на психологические действия или отказ от психологической помощи оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, работником психологического бюро и хранится в отчётной документации подопечного.
8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на психологические действия и отказа от психологической помощи, форма информированного добровольного согласия на психологические действия и форма отказа от психологической помощи утверждаются федеральным органом государственной власти.
9. Психологические действия без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускаются,
1) если подопечный утратил критику к своему состоянию и нуждается в направлении в психиатрический стационар;
2) если подопечный появился в психологическом бюро в состоянии наркотического или иного токсического опьянения и нуждается в направлении на медицинское освидетельствование;
3) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
4) при проведении комплексной судебно-психолого-психиатрической экспертизы.
10. Решение о психологических действиях без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:
1) в отношении лиц, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, - непосредственно психологом;
2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Выбор психолога и психологического бюро
1. При оказании гражданину плановой психологической помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи он имеет право на выбор муниципального психологического бюро с учётом согласия работников психологического бюро.
2. Разные психологические услуги в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи гражданин может получать в разных муниципальных психологических бюро.
3. Платные психологические услуги граждане имеют право получать и в муниципальных, и в частных психологических бюро.
4. При выборе психолога и психологического бюро гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещённой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", об адресе и схеме проезда различными видами транспорта к психологическому бюро, об осуществляемой бюро психологической деятельности, об имени и фамилии работника психологического бюро, виде лицензии, полученной работником в текущем календарном году, номере лицензии, об уровне образования работника, стаже его психологической деятельности и его публикациях на темы психологической деятельности.
5. Выбор психолога военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, осуществляется из числа психологов в ведомственных организациях.
6. Психологические центры, созданные в следующих силовых ведомствах и организациях: Вооруженные Силы Российской Федерации, Военная академия Генерального Штаба ВС РФ, Военный университет МО России, Московский университет МВД России, ФСБ России, Пограничная служба ФСБ России, Голицинский пограничный институт ФСБ России, Федеральная таможенная служба России, МЧС России, ГК «Росатом», именуются «Психологическая служба» и предоставляют психологические услуги для штатных сотрудников ведомств и организаций в соответствии с регламентом и нормативно-правовыми актами, регулирующими их деятельность.
7. Психологические подразделения, созданные федеральным органом исполнительной власти в государственных организациях и ведомственных учреждениях, таких как департамент здравоохранения, департамент образования, департамент социальной защиты, департамент по вопросам семьи, опеки и попечительства, департамент труда, занятости и социального развития, департамент пенсионного обеспечения и т.п., именуются «Психологическое бюро при департаменте» и предоставляют плановые психологические услуги для штатных сотрудников учреждений, подотчётных департаментам, в соответствии с настоящим Федеральным Законом.
8. Психологическая деятельность в психологических службах и психологических бюро при департаментах для штатных сотрудников государственных организаций и подотчётных им ведомственных учреждений осуществляется психологами, имеющими лицензию на разговорные виды непосредственной психологической деятельности, принятыми на работу в организацию или учреждение по трудовому договору (контракту) и прошедшими аттестацию.

Статья 22. Информация о состоянии психологического здоровья
1. Информация о состоянии психологического здоровья подопечного фиксируется в отчётной документации работником психологического бюро.
2. Каждый подопечный имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в психологическом бюро информацию о состоянии своего психологического здоровья, в том числе сведения о степени затруднения, тяжести состояния и прогнозе, рекомендованном маршруте психологической помощи, связанных с ним рисках, возможных видах психологических действий, их последствиях и результатах оказания психологической помощи в форме письменного психодиагностического заключения и письменного отчёта о проделанной в рамках курса встреч работе.
3. Информация о состоянии психологического здоровья не может быть предоставлена подопечному против его воли.
4. Подопечный либо его законный представитель имеет право получать разъяснения работника психологического бюро на основании психодиагностического заключения и отчёта о проделанной в рамках курса встреч работе.
5. Подопечный либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления безвозмездно получить копию отчётной документации.

Статья 23. Право работника психологического бюро на защиту
1. Работник психологического бюро имеет право на осуществление профессиональных обязанностей без запугивания, препятствий, угроз и вмешательства в частную жизнь со стороны подопечных.
2. Работник психологического бюро имеет право отказаться от осуществления плановой психологической помощи с любым подопечным в любое время.
3. Мотивы отказа подопечному в установлении профессиональных отношений с работником психологического бюро являются профессиональной тайной.
4. Работник психологического бюро, отказавшийся от осуществления психологической деятельности с подопечным, обязан обратиться в этический комитет с просьбой о содействии рекомендациями для подопечного, в каком психологическом бюро получить продолжение психологической помощи, в течение пяти дней с момента отказа.
5. Граждане, допускающие оскорбительные высказывания или агрессивные действия в адрес работника психологического бюро, преследуются в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Гражданин, опубликовавший оскорбительные отзывы о работнике психологического бюро в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет», преследуется в судебном порядке как за оскорбительные высказывания.
7. Части 1-6 настоящей статьи имеют силу в отношении стажёров, получающих супервизию на базе муниципального психологического бюро согласно Положения о наставничестве (супервизии) в объёме зачётных единиц, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, на базе муниципальных психологических бюро.

Статья 24. Право на второе мнение психолога
1. Второе мнение психолога может быть сформулировано как в виде психодиагностического заключения, так и в виде плана формирующей, лечебной, восстановительной или поддерживающей работы на основании психодиагностического заключения.
2. Граждане имеют право получить второе мнение психолога и право выбирать, на основании какого из имеющихся мнений действовать.
3. В случае, если первое мнение получено в рамках государственной программы плановой бесплатной психологической помощи, второе мнение психолога оплачивается как психологическая услуга.

Статья 25. Право на реализацию государственной программы бесплатной плановой психологической помощи
1. Граждане имеют право обращаться к руководителю органа опеки и попечительства с письменной жалобой на работника органа опеки и попечительства, отказывающему подопечному в выделении бюджетных средств в рамках государственной программы бесплатной плановой психологической помощи.
2. Граждане имеют право обращаться к руководителю органов социальной защиты с письменной жалобой на работника органов социальной защиты, отказывающего подопечному в выделении бюджетных средств в рамках государственной программы бесплатной плановой психологической помощи.

Статья 26. Право на реализацию территориальной программы бесплатной плановой психологической помощи
1. Органы государственной власти субъектов Российской федерации, наделённые полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи, обязаны официально публиковать территориальную программу.
2. Объём средств, выделяемых бюджетом субъекта Российской Федерации муниципальным психологическим бюро на оказание бесплатной плановой психологической помощи категориям граждан, включённым в территориальную программу, и порядок получения бесплатной помощи из бюджета субъекта Российской Федерации, обязаны быть официально опубликованными.

Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны психологического здоровья
1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего психологического здоровья и могут в случае затруднений в самообслуживании и социальной адаптации обращаться за психологической помощью.
2. Родители и лица, на чьём попечении находятся малолетние граждане, обязаны заботиться о сохранении психологического здоровья детей и в случае затруднений в самообслуживании и социальной адаптации малолетних граждан обязаны обращаться за психологической помощью.

Статья 28. Объединения граждан по содействию охране психологического здоровья
1. Граждане имеют право на создание общественных объединений с целью содействия охране психологического здоровья.
2. Граждане имеют право на создание объединений в социальных сетях информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью содействия охране психологического здоровья.
3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеют право составлять и реализовать для граждан дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в сфере психологии, содержанием которых является психологическое просвещение, психологическое образование и социально-психологическое просвещение.

Прочесть текст законопроекта ФЗ полностью Законопроект ФЗ "Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации" (1.2 Mb)

С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор

Приём в Модиине по предварительной записи, обращаться по телефону



Наверх

В избранное