Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск пятой недели января 2013 года.
Золотая рассылка «Интерпретация проективных тестов» это проект, где технически предоставлена возможность для диалога в комментариях к каждому выпуску, однако на реплики я не отвечаю. Беседы на темы психологии я веду на других площадках:
с сообщниками по коммьюнити «Сами себе психологи», на платформе LiveJournal в интернете, для тех, с кем совпала он-лайн, от случая к случаю,
с читателями платной рассылки на абонемент «Копирайт плюс доверие», в рамках переписки по пятницам на платформе mail.ru
с обратившимися за профессиональной помощью, в клинике в Модиине или в Тель-Авиве, пять дней в неделю с утра и два раза в неделю в послеобеденное время.

Осенью 2012 в рассылке «Интерпретация проективных тестов» начата новая тема, «Надо же как-то жить эту жизнь». Это цикл эссе, написанных мною в формате «страница текста и картинка по выходным» для сообщников в ру_психолог. Из диалогов с ними мне стало известно о том, что идёт подготовка к принятию Федерального Закона, который урегулирует психологическую деятельность, и я посвятила несколько недель тому, чтобы подготовить свой проект ФЗ, современный и учитывающий международный опыт регулирования работы психолога.
Вы получите двенадцать выпусков рассылки «Интерпретация проективных тестов» подряд, в них глава за главой будет опубликован ПРОЕКТ Федерального Закона «Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации» в редакции О.В. Бермант-Поляковой, после чего вернусь к публикации цикла эссе в обычном графике выпусков раз в неделю. Я надеюсь, что проект Федерального Закона послужит делу улучшения психологической помощи в стране, гражданкой которой я являюсь.

© Бермант-Полякова О.В., 2013

П Р О Е К Т
Редакция 13 января 2013 года
Федеральный закон Российской Федерации
"Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации"

Статья 57. Сотрудничество врача, психолога и социального работника в подразделениях суицидологической службы
1. В соответствии с Приказом № 148 от 06.05.1998 г. Министерства здравоохранения Российской Федерации «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением», в подразделениях суицидологической службы «телефон доверия», кабинет социально-психологической помощи, отделение кризисных состояний оказывается профилактическая консультативная помощь по телефону обращающимся лицам с целью предотвращения у них суицидальных и иных опасных действий, оказывается очная консультативно-лечебная и профилактическая помощь лицам, добровольно обращающимся в связи с кризисным, суицидоопасным состоянием, ведётся консультативно-диагностическая работа, оказывается психологическая и психопрофилактическая помощь населению, организуется лечебно-диагностическая, психотерапевтическая, медико-психологическая и социальная помощь населению, создаётся для пациентов отделение психотерапевтической среды, и выделяется помещение для психологических исследований.
2. В соответствии с Приказом № 566-н от 17.05.2012 г. Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения», профилактическая консультативная и лечебная психиатрическая, психотерапевтическая и медико-психологическая помощь пациентам, в том числе пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, с целью предотвращения у них суицидальных и иных опасных действий, оказывается отделением «Телефон доверия», осуществляющим свою деятельность в соответствии с Приложениями № 40-42 к Порядку, и кабинетом медико-социально-психологической помощи, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Приложениями № 43-45 к Порядку.
3. В соответствии с настоящим Федеральным законом, психологическая деятельность в подразделениях суицидологической службы учитывается Федеральной службой государственной статистики как экстренная психологическая помощь по телефону, психологические услуги по диагностике, лечению, восстановлению и поддержанию психологического здоровья.

Статья 58. Сотрудничество врача, психолога и социального работника в центре лечения игровых зависимостей
1. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативно-правовые акты, организующие и регулирующие оказание медицинской, психологической и социальной помощи страдающим игровыми зависимостями в центре лечения игровых зависимостей и членам их семей.
2. Деятельность психолога центре лечения игровых зависимостей и форма учёта деятельности психолога в центре лечения игровых зависимостей в Федеральной службе государственной статистики утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 59. Специализированная медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения
1. Медицинская помощь осуществляется при психических расстройствах и расстройствах поведения, включающих: органические (симптоматические), психические расстройства; психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ; шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства; расстройства настроения (аффективные расстройства); невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства; поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами; расстройства личности и поведения в зрелом возрасте; умственная отсталость; эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте и может быть скорой помощью, первичной помощью и специализированной помощью.
2. В соответствии с Приказом № 566-н от 17.05.2012 г. Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения», специализированная медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения оказывается врачами-психиатрами во взаимодействии с иными врачами-специалистами и включает в себя диагностику и лечение психических расстройств и расстройств поведения, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию, и проводится в психоневрологическом диспансере (диспансерном отделении психиатрической больницы), кабинете участкового врача-психиатра, кабинете активного диспансерного наблюдения и проведения амбулаторного принудительного лечения, психотерапевтическом кабинете, дневном стационаре (отделении), отделении интенсивного оказания психиатрической помощи, медико-реабилитационном отделении, отделении медико-психосоциальной работы в амбулаторных условиях, лечебно-производственных (трудовых) мастерских психоневрологического диспансера (психиатрической больницы), психиатрической больнице, психотерапевтическом отделении, медико-реабилитационном отделении психиатрической больницы, отделении медико-реабилитационного отделения для формирования навыков самостоятельного проживания у пациентов, утративших социальные связи.
3. В соответствии с настоящим Федеральным законом, психологическая деятельность в структурах и подразделениях, оказывающих специализированную медицинскую помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения учитывается Федеральной службой государственной статистики как психологические услуги по диагностике, формированию, лечению, восстановлению и поддержанию психологического здоровья.

Статья 60. Сотрудничество врача, психолога и социального работника в интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате
1. Психологическая деятельность в учреждениях для постоянного проживания нетрудоспособных престарелых лиц и инвалидов, лишённых возможности жить в семье и нуждающихся в постоянной помощи осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. В соответствии с Приказом Минсоцобеспечения РСФСР № 145 от 27.12.1978 (с изменениями от 12.04.2007) «Об утверждении положений о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР» в доме-интернате осуществляется уход, медицинское обеспечение и социально-трудовая реабилитация престарелых и инвалидов, организуется лечебно-трудовая и активирующая терапия, осуществляется содействие адаптации принятых престарелых и инвалидов к новой обстановке и коллективу, создание благоприятного микроклимата, организация консультативной медицинской помощи специалистов.
3. В соответствии с настоящим Федеральным законом, психологическая деятельность психологов и социальных работников в структуре дома-интерната для инвалидов и престарелых, детского психоневрологического интерната и психоневрологического интерната для инвалидов и престарелых учитывается Федеральной службой государственной статистики как психологические услуги по диагностике профиля «ситуативно-проясняющая психодиагностика» и психологические услуги по поддержанию психологического здоровья.

Статья 61. Сотрудничество врача, психолога и социального работника в подразделениях наркологической службы
1. Раннее выявление и учёт больных алкоголизмом и наркоманиями, а также лиц, страдающих токсикоманиями, лечебно-диагностическая, консультативная и психопрофилактическая помощь больным алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями, оказание этим больным квалифицированной, специализированной стационарной и амбулаторной помощи, является задачей наркологической службы Министерства здравоохранения Российской Федерации.
2. В соответствии с Приказом № 1078 от 14 августа 1985 года Министерства здравоохранения СССР «Об утверждении положения о наркологическом диспансере» и с Приказом № 76 от 18 марта 1997 года Министерства здравоохранения Российской Федерации «О наркологических реабилитационных центрах» (с изменениями от 21.06.2002 г.) , работу в нём ведут врачи-психиатры-наркологи, врачи-психотерапевты, специалисты по социальной работе, психологи, социальные работники.
3. В соответствии с настоящим Федеральным законом, психологическая деятельность психологов и социальных работников в структуре наркологической службы учитывается Федеральной службой государственной статистики как психологические услуги по диагностике, формированию, лечению, восстановлению и поддержанию психологического здоровья.

Статья 62. Сотрудничество врача, психолога и социального работника в центре восстановления естественного пищевого поведения
1. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативно-правовые акты, организующие и регулирующие оказание медицинской, психологической и социальной помощи страдающим расстройствами пищевого поведения в центре восстановления естественного пищевого поведения.
2. Деятельность психолога центра восстановления естественного пищевого поведения и форма отчётности в Федеральной службе государственной статистики утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 63. Врач в муниципальном и в частном психологическом бюро
1. Лицо, получившее высшее образование в Российской Федерации в соответсвии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальности Лечебное дело или Педиатрия со специальностью и субспециальностью психиатрия –наркология, психотерапия, сексология, неврология – лечебная физкультура и спортивная медицина, терапия – лечебная физкультура и спортивная медицина, травматология и ортопедия – лечебная физкультура и спортивная медицина, общая семейная медицина - гериатрия, а также дополнительным образованием по мануальной терапии, рефлексологии, эрготерапии, суицидологии, медицинской психологии (далее – врач) имеет право заниматься психологической деятельностью в качестве работника муниципального и частного психологического бюро.
2. Психологическая деятельность врача в качестве работника психологического бюро лицензируется и осуществляется в порядке и в соответствии со стандартами, определёнными в настоящем Федеральном законе.


Глава 7. Психологическая деятельность в государственных бюджетных учреждениях
Статья 64. Сотрудничество инспектора по делам несовершеннолетних, психолога и социального работника
1. В соответствии с Федеральным законом № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. и с Федеральным законом № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 30.12.2012 г.), комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляются меры по восстановлению и защите прав и законных интересов несовершеннолетних, защиты их от всех форм дискриминации, физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, а также функции социальной реабилитации.
2. С целью профилактики безнадзорности и правонарушений уполномоченными органами проводится индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет.
3. Учреждения социального обслуживания, учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, а также совершившим административное или уголовное правонарушение.
4. В соответствии с настоящим Федеральным законом, психологическая деятельность в учреждениях социального ослуживания, учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях, занимающихся социальной реабилитацией несовершеннолетних, учитывается Федеральной службой государственной статистики как экстренная непосредственная психологическая помощь, психологические услуги по диагностике профиля «ситуативно-проясняющая психодиагностика», социально-психологическое просвещение (психологические услуги по формированию) и экспертная психологическая деятельность (для комиссии по делам несовершеннолетних).

Статья 65. Служба практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
1. Службой практической психологии называется организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи и психологические службы образовательных учреждений всех типов и видов, психолого-медико-педагогические консилиумы, психолого-медико-педагогические комиссии, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, профильные лаборатории и иные подразделения окружных учебно-методических центров, высшие учебные заведения, институты повышения квалификации, органы управления образованием, Научно-методический Совет Службы практической психологии образования.
2. Педагог-психолог, работающий в Службе практической психологии в системе Министерства образования в соответствии с Приказом № 636 от 22 октября 1999 года Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», подчиняется директору школы, не имеет возможности соблюдать профессиональную тайну, не нарушая должностных инструкций и в силу данного обстоятельства не признаётся работником психологического бюро, чья деятельность лицензируется настоящим Федеральным законом.
3. Педагог-психолог имеет право оказывать платные социальные услуги в качестве индивидуального предпринимателя.
4. Педагог-психолог, оказывающий платные социальные услуги в качестве индивидуального предпринимателя и работающий в образовательном учреждении, не вправе оказывать платные социальные услуги обучающимся в данном учреждении.

Статья 66. Сотрудничество педагога-психолога и врача
1. Сотрудничество педагога-психолога, врача и иных специалистов возможно в форме психолого-медико-педагогического консилиума и психолого-медико-педагогической комиссии.
2. Психолого-медико-педагогические консилиумы формируются в составе образовательных учреждений любого типа и вида, дают рекомендации по выбору типа школы или учебных классов, необходимости и формам индивидуального обучения и воспитания, комплектуют классы коррекционно-развивающего обучения, оказывают социальную услугу «4.4.1. Социально-педагогическое консультирование» ГОСТа Р 52143-2003 Национального стандарта Российской Федерации «Основные виды социальных услуг» и обязаны подавать отчёт о количестве предоставленных услуг в Федеральную службу государственной статистики по статье экспертная психологическая деятельность.
3. Психолого-медико-педагогическая комиссия в соответствии с Приказом № 95 Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 года «Об утверждении Положения о психолого-медико-психологической комиссии» создаётся в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, в состав комиссии входят педагог-психолог, учителя-дефектологи (олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, психиатр, невролог, офтальмолог, отоларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог, протокол обследования ребёнка хранится не менее 10 лет после достижения детьми возраста 18 лет.
4. Педагог-психолог, участвующий в работе психолого-медико-педагогической комиссии, оказывает социальную услугу «4.4.1. Социально-педагогическое консультирование» ГОСТа Р 52143-2003 Национального стандарта Российской Федерации «Основные виды социальных услуг» и обязан подавать отчёт о количестве предоставленных услуг в Федеральную службу государственной статистики по статье экспертная психологическая деятельность.

Статья 67. Коррекционные образовательные учреждения
1. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении оказывают помощь детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ, осуществляют индивидуально ориентированную педагогическую, психологическую и социальную помощь детям, оказывают помощь другим образовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями в развитии» (с изменениями от 10.03.2000, от 23.12.2002).
2. Педагоги-психологи специального (коррекционного) учреждения I-VIII видов занимаются деятельностью, которая квалифицируется как социально-психологические услуги «4.3.7. Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения», «4.3.9. Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому» и «4.4.1. Социально-педагогическое консультирование», «4.4.7. Социально-педагогический патронаж» ГОСТа Р 52143-2003 Национального стандарта Российской Федерации «Основные виды социальных услуг», и обязаны подавать отчёт о количестве предоставленных услуг в Федеральную службу государственной статистики по статье психологические услуги по диагностике профиля ситуативно-проясняющая психодиагностика, психологические услуги по поддержанию психологического здоровья и психологические услуги по формированию.

Статья 68. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
1. Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (с изменениями от 23.12.2002) регулирует образовательную, реабилитационную, оздоровительную и финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений для детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и является типовым для государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а именно для центров диагностики и консультирования, центров психолого-медико-социального сопровождения, центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции, центров социально-трудовой адаптации и профориентации, центров лечебной педагогики и дифференцированного обучения и других.
2. Педагоги-психологи специального (коррекционного) учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, занимаются деятельностью, которая квалифицируется как социально-психологические услуги «4.3.7. Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения», «4.3.9. Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому» и «4.4.1. Социально-педагогическое консультирование», «4.4.7. Социально-педагогический патронаж» ГОСТа Р 52143-2003 Национального стандарта Российской Федерации «Основные виды социальных услуг», и обязаны подавать отчёт о количестве предоставленных услуг в Федеральную службу государственной статистики по статье психологические услуги по диагностике профиля ситуативно-проясняющая психодиагностика, психологические услуги по поддержанию и психологические услуги по формированию.

Статья 69. Профориентационная работа в школе
1. Профориентационная работа с несовершеннолетними учащимися ведётся педагогом-психологом с целью выявления интересов, склонностей, способностей, профессиональной направленности личности, организаторских и коммуникативных способностей, выраженности лидерских качеств, стратегий выхода из трудных жизненных ситуаций, способов поведения в конфликтной ситуации у школьников-выпускников и подростков-инвалидов, обучающихся в интернатах.
2. Педагог-психолог центра профориентационной работы занимается деятельностью, которая квалифицируется как социально-психологическая услуга «4.3.2. Психологическая диагностика и обследование личности» ГОСТа Р 52143-2003 Национального стандарта Российской Федерации «Основные виды социальных услуг», и обязан подавать отчёт о количестве предоставленных услуг в Федеральную службу государственной статистики по статье психологические услуги по диагностике профиля профориентации.

Статья 70. Работа психолога в Федеральной государственной службе занятости населения
1. Служба занятости населения предоставляет гражданам бесплатную государственную услугу по профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан в соответствии с Приказом № 400 от 7 июня 2007 года «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда», Приказом № 680 от 1 ноября 2007 года Минздравсоцразвития России «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения», Приказом № 726 от 27 ноября 2007 года «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан».
2. Психологи-профконсультанты Федеральной государственной службы занятости населения имеют высшее профессиональное образование по психологии, проходят аттестацию, проводят профориентационную психодиагностику, диагностику познавательных способностей, диагностику профессионально важных качеств, личностных особенностей, в том числе с использованием специальной аппаратуры, психологическое консультирование и социально-психологичесую реабилитацию и обязаны подавать отчёт о количестве оказанных услуг в Федеральную службу государственной статистики по статьям психологические услуги по диагностике и психологические услуги по поддержанию.


Прочесть текст законопроекта ФЗ полностью Законопроект ФЗ "Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации" (1.2 Mb)

С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор

Приём в Модиине по предварительной записи, обращаться по телефону



Наверх

В избранное