Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск третьей недели марта 2013.

Осенью 2012 в рассылке «Интерпретация проективных тестов» начата новая тема, «Надо же как-то жить эту жизнь». Это цикл эссе, написанных мною в формате «страница текста и картинка по выходным» для сообщников в ру_психолог.

Все выпуски 2012 года есть здесь http://m-d-n.livejournal.com/364196.html


«Надо же как-то жить эту жизнь»
© Бермант-Полякова О.В., 2012

 

"Девайсы и крылечки"

Прототипом социума, где живут только по законам устного мира, где есть один и тот же, всем известный и потому единственно верный путь в жизни, является крестьянский мир.

Письменные люди поправят на «аграрный» или «земледельческий», что справедливо, ибо в основе крестьянского образа жизни – природа, тесная связь со сменой времён года и зависимостью растений и животных от ухода человека за ними, а человека – от урожая и приплода, которые растения и животные ему дают. Трудно представить крестьянина, который вчера бондарь и зимой делает бочки, а в следующем году шорник и делает хомуты и сёдла, ремесло всегда одно на всю жизнь, супружескую половину не меняют, избу не бросают и не уезжают, место работы одно и то же – двор и поле. Если вы идёте в жизни похожей дорогой, сорок лет не меняя супружескую половину, место работы, квартиру или регион проживания, получили одну профессию и бессменно трудитесь в одной и той же сфере, - вы чистый «крестьянский» тип и концентрация в вашем окружении письменных и визуальномедийных людей выше средней. Они дополняют вам извне то, чего нет внутри, по задумке Отдела Комбинаторики.

Спросите современную городскую женщину, есть ли у неё дача и делает ли она заготовки на зиму, «закрутки». Та, кто однозначно и с удовольствием посвящает время труду на земле и созданию запасов на зиму, и ответит «да», будет примером устного мира, а та, кто ездит на дачи других в гости и при мысли о стерилизации банок вздрагивает, ответит «нет», и будет примером письменного или визуальномедийного мира (первая подведёт идеологическую базу под «нет», вторая просто пожмёт плечами « мне этого не надо»).

В устном мире время замкнуто в кольцо и завтра будет то же, что вчера, а на будущий год – то же, что и в прошлый. Смена занятия, переход от одного образа жизни к другому, в устном мире Событие, перемена, которую замечают, и которую празднуют вместе с другими людьми. Примеры: сидел дома – пошёл в школу. Ходил в школу – закончил учебный год, теперь на каникулах. Был иждивенцем – устроился работать. Был студентом – доучился. Гулял на свободе – женился. Работал год – ушёл в отпуск. Работал неделю – пятница, скоро выходные. Как я уже говорила, устные люди словами именуют, констатируют, поэтому речь их выглядит следующим образом:
Бабушка- внуку: - Ну что, теперь в садик будешь ходить!
Дедушка-внучке: - Всё, на каникулах?
Отец-сыну: - Ты у нас рабочий класс!
Мать – дочке: Всё, дипломированная специалистка!
Родственники – родственникам: Совсем большая стала! Невеста!
Родственники-родственникам: Всё, вырос уже! Жених!
Сотрудник-сотруднику: - Всё, в отпуске?
ЖЖист – Жжисту: - Пятничный псто!
«Банальный», «тупой», «очевидный» разговор раздражает людей, устроенных так, что в них устного мало. Они разговоры «ни о чём», где констатируют факты «где купила» и «как готовила», не поддерживают. Лирика Сергея Есенина их не трогает, коллизия миллионными тиражами изданного романа Анатолия Калинина, где две судьбы, осёдлый образ жизни и скитальческий, им не близка. Сериалы, которые они смотрят, обязательно с детективным или каким-то познавательным «бонусом» (устные люди любят сериалы типа ЗАГС, про то, как родился, развёлся, женился главный герой).

События, связанные со сменой образа жизни или со сменой времён года, предсказуемы, канун их наступления известен, порядок празднования очевиден каждому уроженцу данной местности, - чужеземцы не имеют памяти об этом, поэтому не могут ни подготовиться к наступлению События, ни получать удовольствия от ритуальной части. Например, приготовление салата Оливье и телепоказ фильма Эльдара Рязанова, Марка Захарова или Леонида Гайдая – ритуал народного празднования Нового года, в устном мире двадцать первого века. Ритуал застолья – контекст, фон, на котором обсуждают новости.

Топовые посты посвящены статям и сенсациям

В устном мире ведут разговоры о событиях частной жизни. Новости о них приносят сны, письма и гости. В письменном мире ведут разговоры об идеях, и новости приносят книги и журналы. Живой Журнал был изобретением письменных людей, которые рассылали друг другу приглашения для вступления. Потом создавать аккаунт смогли все желающие, и устный мир получил возможность сидеть вечерами «на завалинках» и обсуждать новости в топе ЖЖ. Раньше в сумерки выходили «посидеть на крылечках», теперь в сумерках берут в руки девайсы.

В современном устном мире, как и много веков подряд, главные информационные поводы для пересудов – соседи и то, что происходит у них в доме и во дворе (френды и то, что происходит у них в журналах, те, кому не нравится судачить о других, о ближних, делают это о дальних в ЖЖ). Или смотрят, как судачат другие во время ток-шоу на ТВ. Или принципиально не судачат о людях, а обсуждают и показывают друг другу кошачьи и собачьи стати и поведение.

Особым событием в устном мире являются гастроли, неважно кто приехал, - шарманщик, цыганский табор, бродячий цирк. Визуальномедийный уровень «бородатой женщины» и «самого сильного мужчины планеты» , в топе ЖЖ-деревни.
Запоминающимся событием являются, разумеется, свадьбы, крестины, именины, похороны, поминки и годовщины, а также пожар, голод, холод и небывалый урожай. Об этом событии устный человек сложит устный отчёт, который будет снова и снова повторять на каждом общем сборе и празднике, ведь повторение это способ помнить в устной культуре.
Знаковым событием являются новоселье и обретение своего коня, в современном мире, - покупка автомобиля. Коня показывают соседям, покупка машины без демонстрации фотографий знакомым и родственникам вживую и в соцсетях без показа как бы и не покупка.
Заслуживающим внимания событием является рождение тёлочки с белой звездой во лбу, - хорошенькая, или появление в хозяйстве породистого животного. Его стати и норов бурно обсуждают, потому что в устном мире и стати, и плодовитость вплетены в ежедневную жизнь заботящихся о растении и и животных. Горожане вместо животных, для которых «двор», обсуждают животных, для которых «пол» в доме.

Люди ночью спят и видят сны, и все до единого визуальномедийны в тёмное время суток. Днём люди с удовольствием сны друг другу рассказывают и толкуют, - это пример индивидуального события, сон часто единственное событие однообразного, похожего на вчерашний, дня. Мы поговорим о них подробнее, когда будем обсуждать визуальномедийный мир, наглядно-конкретный, как устный, и, в отличие от устного, нереалистичный и малоосязаемый.

Не-устный человек не может постигнуть, почему «Она подстриглась» или «Она надела новые бусы» это событие. Он живёт в мире, где нет закольцованного времени и однообразной жизни. В Отделе Комбинаторики иногда применяют к устной жене письменного мужа, равнодушного к новой причёске или платью, за непочтение к родителям. К письменным жёнам применяется визуальномедийный муж, каждый год затевающий в доме устной жены перепланировку и дизайнерский ремонт, - что практически гарантирует примирение с устными родителями.

Искренне ваша,

Ольга Викторовна



Наверх

В избранное