Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск первой недели июля 2013.

Осенью 2012 в рассылке «Интерпретация проективных тестов» начата новая тема, «Надо же как-то жить эту жизнь». Это цикл эссе, написанных мною в формате «страница текста и картинка по выходным» для сообщников в ру_психолог.

Все выпуски 2012 года есть здесь http://m-d-n.livejournal.com/364196.html


«Надо же как-то жить эту жизнь»
© Бермант-Полякова О.В., 2012

"Невзрослые люди"

Дети бывают бессловесными, подрощенными и рослыми. У людей естественно быть бессловесным ребёнком, подрощенным дошкольником и рослым школьником, после школы бытие на бессловесном, подрощенном или рослом уровне именуется невзрослым.

От рождения и до десяти-двенадцати лет дозревают и начинают действовать высшие психические функции, обеспечивая эмоциональное, интеллектуальное, социальное бытие человека в мире.
В первые месяцы жизни бессловесный ребёнок прижимается к тёплой маме, успокаиваетс я в её объятиях, и ощущает себя через прикосновение поверхности кожи к поверхности кожи (h+). Он не просто неразлучен с мамой, составляя с ней тесный союз (m+), основное удовольствие его младенческой жизнедеятельности – быть сосущим, накормленным, а неудовольствие выражается кряхтением, плачем или криком, всё ртом (m+). Волевого усилия у него ещё нет (s0), этического выбора он не делает, что такое хорошо и что такое плохо, не разграничивает ( e0), скрывать от других и демонстрировать другим не способен, ибо не различает пока себя и других ( hy0), замыслов в уме и планов никаких не имеет ( p0), в него слабая оперативная память и устойчивость внимания ( k-), а долговременной памяти ещё нет ( d0). У пациентов психиатра и нарколога глубокая регрессия невзрослых так и выглядит, как сиюминутное бездумное желание объятий, тепла и оральных удовольствий, но о нарушениях позже, в этом месяце мы говорим о нормативном развитии.
В первые год-два жизни в дополнение к аккорду h+k-m+ оформляется аккорд e-hy+d+, и на взгляд стороннего наблюдателя, выглядит это так: развивается моторика, ребёнок учится держать голову, фокусировать взор, переворачиваться и ползать самостоятельно, усаживаться, вставать, ходить, карабкаться , и ощущает себя через суставно-мышечное чувство. Любой человек с закрытыми глазами знает ответ на вопрос, сидит он, лежит или стоит, благодаря этому чувству, оно называется ещё проприорецепцией. Ребёнок не просто удерживает равновесие, он может схватить рукой то, что увидел, и может словами дать команду другому человеку, «дай!». Им движет стремление достичь того, что видят глаза (уберите игрушку на шкаф, и ребёнок не станет её требовать, потому что не видит, выставьте вещь на витрине магазина, и невзрослый сиюминутно и бездумно её купит), он любопытен и жаждет нового. Новое ему необходимо, потому что память ещё не умеет хранить образы, оттого и извлекать удовольствие из дум о былом пока не получается.
Он хочет быть увиденным мамой в лучшие моменты своей жизни и разделить с ней торжество, хочет слышать, что он «ненаглядный мой» и желанный для любящих своё дитя глаз, и речь ему нужна для того, чтобы привлечь внимание словами «Мама, посмотри!», а не для размышлений.
Он вырывается из объятий, чтобы ощущить самого себя изнутри, поддерживая союз с мамой в обмене взглядов, на расстоянии, и бежит к маме, чтобы прильнуть к ней, прижаться к ней щекой, - раньше говорили, прячет лицо в маминой юбке и цепляется за бабью юбку, - чтобы восстановить тот, самый первый союз, тёплый объятий, но уже не по маминой (s0m+), а по собственной воле (s+m+).
Подрощенный ребёнок имеет речь, а кроме неё своеволие, упрямство (s+) и желание автономии (m-). Он говорит о себе в первом лице «Я», он хочет быть единоличным обладателем, а потому впервые в жизни утаивает от мамы то, что знает, и хранит свой секрет внутри себя (d-) и помнит, о чём не стал говорить старшим. Ко второму-третьему году жизни у большинства людей относятся первые воспоминания. Подрощенный ребёнок знает различие между собственным и чужим, он научается скрывать и показывать (hy+-), усложнение внутреннего мира даёт пищу его уму и воображению (p+). Его досуги занимает сначала предметная, потом ролевая игра, от которой полшага до обмена ролями и понятия о другом и о «между» собой и другим (или же застревание в полушаге от обмена ролями, если партнёром по играм был не похожий на ребёнка другой ребёнок, а непохожий на него компьютерный экран).
В православной культуре дети идут на исповедь с семи лет, то есть к возрасту первого класса социальная норма ребёнком усвоена: что такое хорошо и что такое плохо, как можно, а как нельзя, он затвердил (или же родители вместо назидательных и понятных детскому уму историй про то, как надо поступать согласно социальным нормам, зачитывали ребёнку стёбные и ироничные тексты , или ждали, что ребёнок «сам поймёт» без объяснений старших, или поступали с ребёнком так, как с людьми поступать нельзя – и он вышел в школьную жизнь с поломанными настройками на допустимое и недопустимое в отношениях людей). Первоклассник уже знает правила социальной игры (е+), из семьи почерпнул идеи взаимовыручки и взаимопомощи, заботы и поддержки, в дошкольном учреждении приобрёл привычку к режиму дня , в школе узнал о том, как расписание координирует планы многих людей, которые договариваются делать в назначенное время общее для всех дело (k+), и дополнил представления о порядке жизни и работы, общем для всех социализированных людей (k+-), знаниями о шаблонах решения задач, рассуждений и умений (p-).
Из подрощенного ребёнка он становится рослым, - тем, кто умеет договариваться с по-настоящему другими , непохожими на него, людьми, знает, кто, что, где, как, когда, почему, для чего и зачем делает в жизни вокруг него (или не умеет и не знает, потому что практику общения с людьми и социальный опыт ему заменила симуляция этого опыта в компьютерной игре).
В школе, пока не наступило совершеннолетие, рослые дети осваивают умение соподчинять цели, сдерживать импульсы (s-), терпеть отсрочку удовольствия, соотносить своё поведение с принятыми в обществе и выработанными для самого себя идеалами (h-) (несоответствие идеалам общественного Я называется «стыдно перед людьми», а несоответствие идеалам собственного Я называется «стыдно перед самим собой», никогда не стыдно тем, у кого h0), прочли канонические для своей культуры тексты и через мир книг расширили наглядно-конкретный мир до пределов понятий, которые нельзя узреть и осязать, а можно только помыслить или вообразить посредством описания знаками (буквами или символами). Это время юношеского максимализма, оторванности от реалий жизни, и юношеского идеализма.
В иудаизме в двенадцать лет у девочек, а в тринадцать у мальчиков наступает религиозное совершеннолетие, - то есть после этого возраста родители перестают быть соучастниками поступков ребёнка, из подрощенного он становится сразу взрослым. В большинстве государств двенадцатилетний ребёнок не работает, он учится дальше и является рослым ребёнком, то есть физически достигает размеров взрослого, а вот гражданских прав в объёме взрослого до совершеннолетия не имеет.

Фото со страницы http://elelet.livejournal.com/16020.html

Искренне ваша,

Ольга Викторовна

 

 



Наверх

В избранное