Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск второй недели апреля 2014 года. Проверьте ваши знания, - прежде чем мы начнём разговор на семинаре "Жизнь после травмы", я хочу знать, какие пробелы в них есть.

  О.В. Бермант-Полякова, 2014

ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ПСИХОЛОГИИ

(якобы демонстрационный вариант ЕГЭ-2018)

1 (из 20) Укажите лишнее слово в последовательности определений:

старческий, пожилой, зрелый, успешный, взрослый, юный, подростковый, детский, младенческий

- зрелый

- успешный

- пожилой

- младенческий

2 (из 20) В каком предложении вместо слова СРЕДА нужно употребить ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ?

- Слепой, глухой, немой, парализованный человек нуждается в среде, приспособленной к его нуждам.

- Cистема альтернативной коммуникации с помощью карточек (The Picture Exchange Communication System, сокращённо PECS) и язык жестов помогают неговорящим детям адаптироваться в социальной среде.

- Слабовидящим детям помогают очки, слабослышащим детям помогает слуховой аппарат, обездвиженным детям помогает инвалидная коляска, нервным детям помогает среда.

- Нервные дети, у которых гипоталамические отделы мозга собирают обратную связь от внутренних органов и систем организма и регулируют постоянство внутренней среды (гомеостаз) с трудом, выделяются среди сверстников своим поведением.

3 (из 20) Укажите пример с ошибкой в написании слова.

- сангвиник

- холерик

- флегмотик

- меланхолик

4 (из 20)  В теории множественного интеллекта Ховарда Гарднера описаны восемь видов интеллекта и предрасположенность к профессиям: внутриличностный (философия, психология, теология) интеллект, вербально-лингвистический (писательство, юриспруденция, философия, журналистская деятельность, преподавание) интеллект, телесно-кинестетический (атлетика, актёрство, хирургия, строители, солдаты) интеллект, визуально-пространственный (актёрство, дизайн, инженерия, архитектура) интеллект, логико-математический (научная деятельность, математика, инженерия, экономика) интеллект, музыкальный (музыкант, певец, ди-джей, композитор) интеллект, натуралистский (естествознание, садоводство, фермерство) интеллект и межличностный (политика, управление, преподавание, социальная работа) интеллект.

Укажите, одарённость в каком виде интеллекта приведёт ребёнка в музыкальную школу, спортивную школу, художественную школу, физико-математическую школу, на станцию юннатов, школу с углублённым изучением иностранного языка. 

5 (из 20) Укажите предложение, в котором не содержится ошибочное утверждение.

- Человеческий ребёнок - tabula rasa, - чистый лист, на котором можно написать всё, что вздумается.

- Tabula rasa у Аристотеля (384-322 до н.э.) - обозначение первоначального, "чистого" состояния человеческого сознания, каким является сознание ребёнка.

- В ребёнке заложены разные природные возможности, которые могут превратиться в способности и таланты, если их развивать.

- Педагогическая наука придерживается древнегреческих принципов воспитания "non scholaе sed vitaе discimus" ("не для школы, а для жизни учимся") и "tabula rasa" (ребенок как "чистая доска").

6 (из 20) Дайте свои ответы  на три вопроса и укажите правильный ответ на четвёртый.

В какой физической форме вы в эту минуту? Бодр и свеж, полон сил, устал, переутомлён, астеник по конституции и всегда утомляюсь быстрее других.

В каком состоянии ваша умственная работоспособность? Любопытен и внимателен, полон сил, сосредоточен, легко отвлекаюсь, истощён, изнурён, психастеник по конституции и быстрее других прихожу к психическому истощению.

В каком состоянии ваш дух, как вы откликаетесь на новые задачи и жизненные трудности? С юмором, полон энергии и уверенности, приуныл, деморализован, держусь из последних сил, близок к отчаянию, опустошён и хочу только одного: чтобы меня оставили в покое.

Что вы только что проделали, отвечая на вопросы?

- подчеркнул нужное

- самонаблюдение

- саморефлексию

- описал своё самочувствие

7 (из 20) Прочтите утверждения и укажите правильный ответ на вопрос.

В каких утверждениях говорится о сформированных особенностях человека?

(1) Ощущение хода времени - умение ощутить течение времени суток и времени недели, темп жизни и работы, правильно оценить объём времени, необходимый для решения задачи, соотнести свой темп с этим объёмом и выполнить задуманное или заданное в нужный срок.

(2) Чувство временной перспективы - умение обдумывать себя, окружающих и обстоятельства жизни в ретроспективе прошедших месяцев, лет и десятилетий; почувствовать и описать жизнь как сложившуюся историю, быть сочинителем своей биографии и её рассказчиком.

(3) Совесть - умение отличать добро и зло, побуждение делать осознанный выбор в пользу добра; чувство нравственной ответственности за своё поведение перед самим собой.

(4) Честь - умение отличать достойное поведение от недостойного, подобающее от неподобающего, соотносить свои действия с морально-нравственным мерилом и отвечать за своё поведение перед окружащими, другими людьми, дорожить своей репутацией.

(5) Уживчивость - умение ужиться, поладить с другими, способность человека сохранять самообладание, примиряться с обстоятельствами, находить общий язык с людьми, побуждение к миролюбию в отношениях с окружающими.

- 1, 2

- 3, 4

- 5

- 1,2,3,4,5

8 (из 20) Вставьте цифры на месте пропусков в скобках.

Одарённость – это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Если развитие способности к чему-либо у ребёнка на два года опережает возрастную норму, говорят о его одарённости в данной сфере.

(1) Кате шесть лет. Она любит слушать музыку и импровизирует вслух: мама ставит композицию, а девочка чувствует настроение музыки и сочиняет рассказ про то, о чём говорит музыка.

(2) Пете пять лет. Он любит выступать перед гостями. Пятилетнему мальчику так понравилась тренировка по капуэйре, в секцию которой ходил его двенадцатилетний брат, что дома он показывает акробатические выступления, которые сам придумывает.

(3) Лене пять лет. Она решает примеры из учебника её брата-второклассника по математике.

(4) Коле четыре года. Он без схемы собирает из конструктора на двести деталей, который подарили его брату-школьнику, требуемое.

Перечислены примеры опережения возрастной нормы в сфере логико-математической деятельности (...), оптико-конструктивной деятельности (...), кинетического праксиса (...) и программирования самостоятельного речевого высказывания (...), что свидетельствует об одарённости в сфере вербально-лингвистического (Катя), телесно-кинестетического (Петя), логико-математического (Лена) и визуально-пространственного (Коля) интеллекта.

9 (из 20) Вставьте цифры на месте пропусков в скобках.

(1) Кате девять лет. Она любит читать и петь, и не любит рисовать. Больше всего она не любит взрослых, которые предлагают ей поиграть с младшей сестрой в "Ладушки": Катя путает движения и у неё плохо получается.

(2) Петя учится в школе, которую не любит. Зато он очень любит свою собаку. Он выучил её командам "голос!" и "дай лапу!", может играть с ней часами напролёт. Когда Петю спрашивают, как у него дела, он отвечает односложно или предложениями из двух слов. В письме Деду Морозу Петя просил, чтобы в школе никогда не было уроков родной речи.

(3) Лена учится в третьем классе. Она старательная ученица, но не запоминает материал. Бабушка сидит с ней по два-четыре часа каждый день, а она всё равно помнит только одно-два из пяти-семи нужных. Когда бабушка напоминает ей, что надо садиться за уроки, у Лены грустнеют глаза и начинают подрагивать руки.

(4) Коле двенадцать лет. Он назубок знает свой домашний адрес. Он боится, что он отстанет и потеряется, поэтому поехать куда-то с родителями его приходится долго уговаривать. Гуляет Коля только в компании одного надёжного друга, на которого точно можно положиться.

Перечислены примеры отставания от возрастной нормы в сфере праксиса (...), речевого развития (...), мнестической деятельности (...) и топологического фактора (...), что свидетельствует о парциальной задержке психического развития в сфере телесно-кинетического (Катя), вербально-лингвистического (Петя), визуально-пространственного (Коля) интеллекта и незрелости гипоталамических структур (Лена).

10 (из 20) Вставьте цифры на месте пропусков в скобках.

В пятом классе четыре ученика являются неуспевающими по родной речи и литературе.

(1) Алёна делает в одном диктанте восемьдесят ошибок. Она выступает на соревнованиях по бальным танцам и завоёвывает призовые места, ей удаются элементы, которые плохо получаются у её ровесниц.

(2) Игорь читает очень медленно, запинаясь и создаётся впечатление, что угадывает и подбирает слова, а не узнаёт их. Он бы с удовольствием прогуливал школу, но родители пообещали, что если он будет ходить в школу как требуется, они разрешат ему быть в выездном лагере две смены подряд. Игорь любит помогать вожатым организовывать игры и соревнования, и в прошлом году первый раз был ответственным за свою группу. Было очень здорово.

(3) Саша нормально пишет и читает, она не умеет писать тексты. Необходимость написать изложение или сочинение вгоняет её в ступор, она не знает, о чём писать. Саша занимается вокалом, она поёт джаз, прекрасно держит ритм и легко импровизирует.

(4) Юра пишет сочинения хаотически. Он перескакивает с мысли на мысль, забывает ставить точку в конце предложения, не помнит, что на свете существует такая вещь как абзацы и понимать его написанные без ошибок тексты для учительницы - каторжный труд. У Юриной бабушки свой особняк, на крыше которого зимний сад - Юрина гордость. У него, как говорится, лёгкая рука, все растения принимаются и прекрасно растут, даже редкие, которые он сам умеет проращивать из семян.

Классный руководитель знает, что (...) одарён натуралистически, (...) одарена в музыкальной сфере, (...) обладает прекрасным межличностным интеллектом, а (...) превосходным телесно-кинестетическим.

11 (из 20) Вставьте цифры на месте пропусков в скобках.

В пятом классе четыре ученика являются неуспевающими по математике.

(1) Света умеет записать "триста двадцать семь" словами и объяснить, что это означает три сотни, два десятка и семь единиц, и в надежде на счастливый случай ставит в тетради наугад 273, 372 или 732, - она затрудняется понимать разрядность числа. Она зарегистрирована на форуме в интернете и пишет рассказы с продолжением, которые ждут десятки читателей, - Света рассказывает драматически-увлекательно и талантливо.

(2) Вадик правильно пишет цифры, когда вверху страницы написан образец их начертания, а "из головы" написать как следует затрудняется. Вадик стесняется своего неумения, и изобрёл метод, как его скрыть - он пишет цифры как бы "помятыми" и разобрать, 8, 9 или 6 невозможно, 3 и 5 тоже одинаково "никакие". Мальчик мечтает быть артистом и ещё не решил, кем он будет, акробатом или фокусником. В цирковой студии, - родители по просьбе Вадика записали его на занятия ещё во втором классе, - говорят, что у него хорошо получается и то, и другое.

(3) Оксана понимает дроби и сравнение дробей, но алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями ей никак не даётся. Решать задачи на составление уравнения ей помогает соседка по парте, -Оксане никак не удаётся заучить, что надо делать, чтобы придумать уравнение. В свободное время Оксана впитывает как губка разговоры о красоте, об истине, о добре и зле, - её брат учится в университете на философском факультете и девочка дорожит возможностью присутствовать при его разговорах с друзьями у них дома.

(4) Дима плохо помнит числа во время расчётов и хорошо умеет сдерживать слёзы. Он загибает пальцы, чтобы помочь себе удержать в памяти, сколько "в уме", когда решает примеры, над ним смеются в классе. То, что у других ребят занимает секунды, у него занимает минуту. Таблицу умножения запомнить он так и не сумел, и примеры с дробями, когда надо найти общий делитель или множитель, вызывают у него желание расплакаться. Всё своё свободное время Дима рисует, - он изрисовал графикой море блокнотов, и его любимое чтение - комиксы.

Классный руководитель знает, что (...) одарена вербально-лингвистически, (...) одарён в визуально-пространственной сфере в музыкальной сфере, (...) обладает сильным внутриличностным интеллектом, а (...) превосходным телесно-кинестетическим.

12 (из 20) Подчеркните слова, которые относятся к нарушениям обучаемости.

дисграфия, дисгармония, дислексия, дисфория, дискалькулия, дисмнезия, диссертация

13 (из 20) Кто автор модели, согласно которой работа мозга организована как взаимодействие трёх блоков структур?

В модели трёх функциональных блоков мозга отдельно описываются энергетические составляющие психической активности (первый блок мозга: подкорковые структуры); познавательная активность и переработка информации (второй блок мозга: височные, теменные, затылочные корковые структуры); произвольная регуляция - целеполагание, прогнозирование результата, программирование выполнения, текущего и конечного контроля за достижением цели и локализации программы (третий блок мозга: лобные доли мозга). Современному психологу всё чаще приходится иметь дело с различными формами диффузных мозговых расстройств, которые распространены по мозгу, но не локализованы в одной из его зон. Это смещает акцент с топического диагноза на функциональный.

Автором модели трёх функциональных блоков мозга является российский учёный:

- М.М. Бахтин

- Л.С. Выготский

- А.Р. Лурия

- И.П. Павлов 

14 (из 20) Укажите, кто из людей на рисунке "смотрит исподлобья". 

Группа людей 

 15 (из 20) Дальше будет несколько заданий с одним и тем же текстом. Прочтите отрывок А.

Отрывок А.

Каратаев вёл жизнь самобытную: большую часть лета проводил он, разъезжая в гости по башкирским кочевьям и каждый день напиваясь допьяна кумысом; по-башкирски говорил, как башкирец; сидел верхом на лошади и не слезал с неё по целым дням, как башкирец, даже ноги у него были колесом, как у башкирца; стрелял из лука, разбивая стрелой яйцо на дальнем расстоянии, как истинный башкирец; остальное время года жил он в каком-то чулане с печью, прямо из сеней, целый день глядел, высунувшись, в поднятое окошко, даже зимой в жестокие морозы, прикрытый ергаком, насвистывая башкирские песни и попивая, от времени до времени, целительный травник или ставленый башкирский мёд. Зачем смотрел Каратаев в окошко, перед которым лежало пустое пространство двора, пересекаемое вкось неторной тропинкой, что видел, что замечал, о чём думала эта голова на богатырском туловище, - не разгадает никакой психолог. (С.Т. Аксаков "Семейная хроника", 1856)

Какое из приведённых ниже предложений соответствует содержанию текста?

- Каратаев вёл себя как башкирец, а не как дворянин.

- Каратаев пугал окружающих тем, что часами пялился в пустоту.

- Окружающие не знали, как объяснить поведение Каратаева.

- Дворянин по рождению и простолюдин по образу жизни, Каратаев страдал от конфликта идентичности.

 

16 (из 20) Прочитайте отрывок А. Какое патогенетическое объяснение поступкам Каратаева не относится к описанной в отрывке симптоматике?

- истерическая амнезия - из памяти пациента выпали отдельные неприятные события и факты, психологически неприемлемые для него, при психопатии.

- бредовая идея - психиатрическое расстройство, при котором возникли непоколебимые суждения и умозаключения, не соответствующие объективной реальности, не поддающиеся коррекции и нарушающие адаптацию пациента в его социальной среде.

- наркотическое опьянение вследствие ежедневного употребления психоактивных веществ.

- зрительный галлюциноз - истинные галлюцинации, имеющие панорамический или кинематографический характер, в виде сложных динамических картин, которые подвижны, беззвучны, эмоционально нейтральны, при органических поражениях головного мозга.

 

17 (из 20) Прочитайте отрывок А. Допустим, жена Каратаева вызвала врача-психиатра в поместье, пациент был обследован и врач исключил нарушения памяти, мышления и восприятия. Нарушения в психике Каратаева, по предположению психиатра, коренятся в сфере эмоций. Наблюдаемое у пациента поведение - способ, которым он справляется с дезорганизующим воздействием аффектов и влечений. Это или избегание социального контакта (avoidance) - совладание путём намеренного уклонения от встречи с ситуациями, объектами или активностью, которые вызывают тревогу, или идентификация (identification) - совладание путём бессознательного самоопределения по образцу другого человека, в основе которого лежат отрицание собственного бессилия и смещение, или грёзы (autistic fantasy) - совладание путём чрезмерного погружения в фантазии, вплоть до утраты контакта с реальностью. Как, по-вашему, рассуждал бы психиатр далее?

- пациент психологически защищается от переживаний, связанных с конфликтом с родителями

- пациент декомпенсирован долгами и конфликтами с кредиторами

- пациент не может развестись с женой и избегает быть парой с ней

- пациент в конфликте со своими сильными антисоциальными тенденциями

- мало данных для построения рабочих гипотез, необходимо провести психологическое тестирование

 

18 (из 20) В каком ряду все слова относятся к психологической деятельности?

А. маркетинг, шоппинг, дайвинг

Б. трейдинговый, консалтинговый, тренинговый

В. процессинг, шеринг, коучинг

Г. снеплинг, рефрейминг, ребёфинг

- в ряду Г

- в рядах Б и В

- в рядах А и Б

- в ряду В

 

19 (из 20) Во время психотерапевтической сессии родитель спонтанно сообщает вам, что наказывает своего ребёнка ремнём. Варианты вашего поведения, согласно этическому кодексу "психотерапевт соблюдает законы страны, в которой практикует",  приемлемы, и только один профессионально разрешает этическую дилемму. Какой?

- уважать право родителя на конфиденциальность обращения, ничего не предпринимать

- поставить родителю ультиматум, если на время терапии наказания не прекратятся, терапии не будет

- заявить в органы опеки о ненадлежащем обращении с ребёнком

- обсуждать другие темы во время следующих сессий

- предложить родителю связаться с общественными движениями, отстаивающими право родителей воспитывать своих детей.

 

20 (из 20) Что из перечисленного не является проективным тестом?

- метод чернильных пятен

- копирование фигур по образцу

- тематический апперцептивный тест

- незаконченные предложения

 

Искренне ваша,

Ольга Викторовна 

 

Анонс семинара на Фейсбуке https://www.facebook.com/events/6876415546120129/68864171451203/ 

О семинаре в Екатеринбурге 10-11 мая 2014 года: 

 

 

 Жизнь после травмы

Обучающий супервизионный семинар-тренинг

Семинар адресован психологам, психиатрам, психотерапевтам и социальным работникам

Bermant-Polyakova Olga, PhD

office_dr_olga@mail.ru

 

 

 

По гамбургскому счёту:

Ваш GAF за последние три месяца (и детский GAF для интересующихся) 

Пробелы в ваших знаниях (отметить правильный ответ)

Событийный лимит минувшего года (отметить нужное и подсчитать баллы)

Лоция по трансгенерационной травме (отметить нужное)

Тестирование:

Вам будет интереснее разбирать теоретический материал на примерах из собственного теста, найдите время пройти индивидуальное обследование

 

В программе семинара, первый день:

Уговор о стоп-словах

Теория: восемь уровней знания

Упражнения на уровни

Восемь уровней знания в психодиагностике

Клиентский миф и его уровни

Практика: первый, второй, третий уровни

Обед

Практика: четвёртый уровень

Практика: пятый уровень

"Остановленное время" травмы: шестой уровень

Разбор историй по ТАТ, обучение эффективной работе с тестовым материалом

Индивидуальная обратная связь каждому участнику

 

Второй день:

Супервизия: чего пока не может психолог

Практика: седьмой, восьмой уровни

Обед

Супервизия: чего пока не может клиент

Практика: седьмой, восьмой уровни

Обратная связь группы ведущему

Подведение итогов 

Организационные вопросы поясняет Илона Евгеньевна Романова, кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой Социальной психологии Гуманитарного университета г. Екатеринбурга, официальный преподаватель и супервизор практики Межрегионального класса ППЛ, психодраматист и семейный психотерапевт (Екатеринбург), здесь http://romailo.livejournal.com/255638.html



Наверх

В избранное