Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Начиная с августовских выпусков 2014 года, мы с вами выполним учебную задачу и перелистаем официальный орган Европейской Ассоциации Психологической Диагностики, European Journal of Psychological Assessment. Это журнал, который выходит четыре раза в году, подробности о нём на сайте www.hogrefe.com/journals/ejpa. А затем будем получать удовольствие, вместе перечитывая прецедентные автобиографические тексты, чтобы поразмышлять потом над национальным складом характера и семейной жизнью в проекте "Марьяж по-русски", http://olga.co.il/knigi/maryazh-po-russki.html.

Поскольку журнал посвящён психометрическим методам психодиагностики, - шкалам и опросникам, - то и статьи там о разработке новых или об адаптации переводных опросников, проверке валидности, надёжности, репрезентативности и статистическом обосновании результатов каждой процедуры. Это не так интересно, скажу прямо. Гораздо любопытнее изучать библиографию к каждой статье, - поскольку журнал имеет высокий импакт-фактор и индексируется в авторитетных базах данных, таких как PsycINFO, Scopus, Social and Behavioral Science и другие, библиография обычно на 50-100 новейших источников к каждой статье.

Выпуск третьей недели мая 2015.

Сегодня мы с вами листаем European Journal of Psychological Assessment, Volume 30, No. 3, 2014

Третий номер за 2014 годы это спецвыпуск. Он открывается редакторским эссе "Advances and Continuing Challenges in Objective Personality Testing", где Tuulia M. Ortner and Manred Schmitt рассказывают об OPTs, objective personality tests. Речь о процедурах, где измеряется время реакции, или нужно нажимать на грушу в ответ на увиденный стимул, или кликать на нужную картинку из двух, или разделить деньги между двумя людьми в экспериментальной ситуации и т.д. Хороший критический обзор на тему того, почему такие задания редко используются современными психологами в своих исследованиях, сравнительно с опросниками и интервью. Написан австрийским психологом из Зальцбургского университета.

Весь номер, как вы понимаете, посвящён докладам о проведённых с помощью таких тестов исследованиях.

Затем на страницах 169-177 следует статья "Personality in Action. Can Brief Behavioral Personality Tests Predict Children's Academic and Social Adjustment Across the Transition to Secondary School?" Авторы – коллектив нидерландских психологов. Они указывают, что большинство исследований построено на самоотчётах испытуемых, а им захотелось чего-нибудь поведенческого. Поэтому они взяли теорию Big Five, пяти главных личностных черт, и для двух из них, сознательности и договороспособности, разработали эксперимент. Затем в лонгитюдном исследовании 322 школьников, средний возраст которых был 12,2 лет проверили, может ли новая экспериментальная процедура предсказывать, как адаптируются дети к учебным и социальным переменам в ситуации перехода из начальной школы в среднюю. Одновременно с экспериментом дети заполняли опросники, где давали самоотчёт. Результаты показывают, что эксперимент оказался эффективным и предсказал правильно. Опросник подкачал, не смог правильно предсказать договороспособность ребёнка в новой ситуации.

Сознательность отражает тенденцию человека быть ответственным, внимательным, настойчивым, следующим распорядку, планирующим (в сондианской ереси это было бы k+)

В эксперименте ребёнка усаживали перед компьютером делать задание, и во время работы на экране всплывали развлекательные видеоклипы. Подсчитывалось, сколько роликов ребёнок закроет и уберёт с экрана, чтобы продолжить работу над заданием.

Договороспособность отражает тенденцию человека демонстрировать просоциальное поведение, быть кооперативным, помогающим, добрым и эмпатичным (в сондианской ереси это было бы е+)

Исследователи концептуализировали договороспособность как тенденцию демонстрировать альтруистическое поведение в ситуации органиченных ресурсов. В эксперименте ребёнка усаживали перед копмьютером отвечать на мэйлы от других детей с просьбами помочь. Ребёнок мог помогать за счёт времени работы над своим заданием, за счёт перемены или за счёт времени, когда можно было поиграть в компьютерную игру. Исследователи старались максимально приблизить эксперимент к поведению реальных детей, которые зависают в социальных сетях и получают входящие сообщения.

Все эксперименты измеряли типичное поведение в стандартизированной ситуации. Первый эксперимент служил предсказателем учебной успеваемости ребёнка, второй – предсказателем его успешной социальной адаптации.

Весной взяли 487 шестиклассников из 22 начальных школ в Нидерландах. 322 из них участвовали потом в следующем этапе эксперимента, когда дети перешли в среднюю школу (в тамошней системе образования это другое учебное заведение). 78% обследованных были датчанами, 53% обследованных девочки. Для всех участников получили информированное согласие от родителей.

Про результаты я уже сказала, эксперименты быстро и верно предсказали, кто из детей лучше адаптируется в старших классах.

Библиография к статье.

Любопытная статья из Австралии про семиклассников, которых тестировали на интеллект и потом на личностные особенности спустя три года, в десятом классе. Как и ожидалось, чем больше были когнитивные возможности, тем выше был интеллект, и тем выше была успеваемость в школе. У детей с низкими когнитивными возможностями такой однозначной связи с интеллектом и личностными особенностями не наблюдалось. Исследователи меняли набор личностных черт в попытке установить хоть какие-то закономерности, применяли методы параметрического и непараметрического анализа, тщетно. По итогам обследования 786 старшеклассников они делают вывод, что отличник это судьба, а для неотличников жизнь приготовила разнообразие вариантов.

Heaven, P.C.L. & Ciarrochi, J. (2012) When IQ is not everything: Intelligence, personality and academic performance at school. Personality and individual differences, 53, 518-522.

Personality and Individual Differences, Volume 53, Issue 4, September 2012, Pages 518–522. Special Issue on Behavioral genetic contributions to research on individual differences

When IQ is not everything: Intelligence, personality and academic performance at school

Patrick C.L. Heavena, , , Joseph Ciarrochib

a Australian Catholic University, Australia

b University of Western Sydney, Australia

Surprisingly little research has examined the interaction between cognitive ability and personality amongst adolescents. We hypothesized that high cognitive ability would be of most benefit to school performance amongst those adolescents who were also high in “openness/intellect”. Respondents were 786 high school students (418 males, 359 females; 9 did not report) who completed standardized cognitive ability tests in the 7th Grade and provided personality and school performance scores in the 10th Grade. The mean age of participants in Grade 10 was 15.41 yrs. (SD = 0.53). As expected, intellect was associated with higher academic performance amongst those high in ability, but not amongst those low in ability, and this effect was consistent across different subjects, and across parametric and nonparametric analyses. The effect was not eliminated when other personality traits were controlled. We discuss the implications of these findings for understanding and increasing academic performance.

Ещё любопытная статья в библиографии у них в библиографию, про социометрию среди 512 школьников-подростков, спрашивая про привлекательность и популярность сверстников. Выяснилось, что такие черты, как экстраверсивность и эмоциональная стабильность, служат залогом привлекательности и популярности, а вот договороспособность связана с привлекательностью напрямую, тогда как сознательность и популярность обратно пропорциональны. В общем, статистика подтвердила, что Винни-Пух популярнее Кролика.

Journal of Research in Personality, Volume 44, Issue 5, October 2010, Pages 669–672

Classroom ratings of likeability and popularity are related to the Big Five and the general factor of personality

Dimitri van der Lindena, Ron H.J. Scholteb, Antonius H.N. Cillessenb, Jan te Nijenhuisc, Eliane Segersb

a Institute of Psychology, Erasmus University Rotterdam, The Netherlands

b Behavioural Science Institute, Radboud University Nijmegen, The Netherlands

c Department of Psychology, University of Amsterdam, The Netherlands

Abstract

The present study examined whether: (i) self-rated personality (Big Five) is related to peer-ratings of likeability and popularity in classmates and (ii) a General Factor of Personality (GFP), reflecting the shared variance of the Big Five, is related to social status. In a sociometric approach, adolescent classmates (N = 512) rated each other on likeability and popularity. The Big Five dimensions Extraversion and Emotional Stability were associated with likeability as well as popularity whereas Agreeableness was positively related to likeability and Conscientiousness negatively to popularity. Moreover, the results of correlation and regression analyses and Structural Equation Modeling converged in showing that the GFP was also a predictor of likeability and popularity, although the GFP played a somewhat larger role in likeability than in popularity.

Следующая работа, опубликованная в третьем номере за 2014 год,  "Economic Games. A Perfomance-Based Assessment of Fairness and Altruism" на страницах 178-192 журнала, посвящена честности и альтруизму в экономических играх.

О ней – в следующем выпуске рассылки.

Задать вопросы по материалу можно

в Живом Журнале http://rorschach-club.livejournal.com/ или

в Фейсбуке https://www.facebook.com/olga.co.il

Искренне ваша,

Ольга Викторовна 


В избранное