Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса


Рассылка сайта   "Интегральная психология"

Сам себе психолог
или методика выживания в эпоху кризиса

Выпуск 65


Здравствуй, дорогой читатель!

   Для многих из нас сегодня слово "религия" ассоциируется со своего рода атавистическим образом мышления, бабушками в платках и прочими пережитками прошлого или еще хуже - с межрелигиозными войнами и прочими нелицеприятными вещами.

Оказывается, религия может иметь современный, интересный и актуальный для нас характер.

Попробуем рассмотреть это понятие в несколько необычном ракурсе, и поможет нам в этом сегодня психолог У. Джеймс. В своей книге "Многообразие религиозного опыта" он приводит интересный анализ такой области наших переживаний, как отношение к Высшим силам или к Богу или, другими словами, анализирует религиозные чувства людей с психологической точки зрения, безотносительно к какой-либо отдельной религии.

В конце рассылки вас ждет сюрприз – красочная иллюстрация слов У.Джеймса.


"Особенности религиозного восприятия"

   Итак, в своем исследовании У. Джеймс выделяет несколько основных черт мировосприятия, которое можно назвать религиозным:

  • Видимый мир является для человека лишь частью иного, духовного мира, в котором он черпает свой главный смысл.
  • Настоящей целью своей жизни человек видит достижение гармонии с этим высшим миром.
  • Молитва или внутреннее общение с духом этого горнего мира – "Бог" ли это или "закон" – является для человека реально протекающим процессом. В процессе молитвы человек ощущает появление некой духовной энергии. Результатом такого "общения с Высшим" могут стать психические и даже материальные последствия в реальном мире такого человека.
  • Чувство сопричастности с "иным миром" придаёт жизни новый вкус, новую прелесть, расширяет рамки обыденности. Эти новые "религиозные" чувства вызывают в человеке то, что Кант называет "стенической" аффекцией, – радостное, экспансивное, "динамогеническое" возбуждение, которое, как тоническое средство, освежает наши жизненные силы. Эти чувства побеждают меланхолию, дают переживающему их лицу душевное равновесие.
  • Пока люди действительно верят в Бога, они очень мало думают о том, каков Он и вообще существует ли Он. Люди не познают, не понимают Бога; они пользуются им – иногда как доставщиком пропитания, иногда как душевной опорой, другом или объектом любви. Если Он оказывается полезен, если Он служит человеку, – религиозное сознание уже больше ни о чем не спрашивает. Существует ли в действительности Бог? как Он существует? кто Он? – все это представляется ненужными вопросами. Таким образом, У. Джеймс называет религию одной из обширнейших глав истории человеческого эгоизма.
  • В ходе исследования различных религий, Джеймс искал ответ на вопрос – есть ли во всех противоречащих друг другу религиозных убеждениях некое общее ядро, на котором все они единодушно сходятся?

  • Вот, что он пишет: "Боги и вероучения различных религий, конечно, противоречат друг другу, но существует однообразное явление, общее всем религиям: это душевное освобождение. Оно складывается из двух частей: 1) душевное страдание и 2) освобождение от него.

    • Страдание, сведенное к простейшей своей форме, состоит в чувстве, что со мной, каков я есмь теперь, происходит что-то дурное.
    • Освобождение состоит в чувстве, что я спасен от зла благодаря приобщению к высшим силам.

    • Вот как это происходит: Человек начинает сознавать, что некая высшая часть его существа родственна чему-то проявляющемуся во внешнем мире, общему ей по качеству, но бесконечно превосходящему ее; в то же время он постигает, что может приобщиться к этому "нечто" и спастись, если его низшее "я" будет окончательно им подавлено.

  • В своем исследовании Джеймс подошел к вопросу: В чем состоит объективная "истина" содержания религиозного опыта?

И с точки зрения психологии он так отвечает на поставленный им вопрос:

"Психическое существо каждого человека гораздо более экстенсивно, чем это представляется его сознанию. Оно является индивидуальностью, которая не может всецело выявить себя в телесных проявлениях. Человеческое "я" проявляется через организм; но известная часть "я" всегда остается невыявленной; и некоторая часть возможных органических выявлений всегда остается неосуществленной".

На этом основании Джеймс несколько замысловато высказывает следующую гипотезу: "Чем бы ни было в потустороннем то "нечто", общение с которым мы переживаем в религиозном опыте, – по эту сторону оно является подсознательным продолжением нашей сознательной жизни. В религиозной жизни эта сила кажется "высшей", и так как (согласно нашей гипотезе), вторгающиеся силы суть главным образом высшие свойства тайников нашего духа, то чувство общения с потусторонней силой содержанием своим имеет не нечто кажущееся, но действительно существующее".



"Аватар"

i-psy.ru    А вот и обещанный сюрприз. В качестве иллюстрации вышесказанного хотим привести полюбившийся многим фильм Джеймса Кэмерона "Аватар".
"Аватар" демонстрирует нам классический пример настоящего религиозного сознания в одном из лучших смыслов этого понятия. Можете теперь убедиться в этом сами, вернувшись к первой части нашей рассылки.
Фильм показывает нам преимущества многомерного религиозного сознания над однобоким эгоистическо-атеистическим.
Жители планеты Пандора связаны между собой и с высшим миром и с окружающей природой воедино невидимыми нитями, они видят не видимое и слышат не слышимое. В их жизни нет места наживе и насилию. Они чувствуют друг друга на расстоянии, как будто в их измерении нет времени, движения и места.
Главный герой Джейк Салли задает вопрос: "Чем их можно купить? Джинсами, жвачками?" Внутри себя он знает ответ: им это просто не надо, у них другие ценности! У них есть целый их прекрасный мир, настолько живой, настолько глубокий, у них есть отношения друг с другом и с природой, настолько настоящие, подлинные, что привычные ценности человеческого мира (такие как деньги, власть и пр.) меркнут по сравнению с ними, как песок рядом с бриллиантами.
И внезапно видишь свою жизнь со стороны как бесцветную и однообразную, состоящую из построения карьеры и заработка денег, а что-то главное проходит мимо…
Вот, значит, каким может быть религиозное восприятие мира! Совсем не скучное и совсем не отмирающее, наоборот – прогрессивное. И даже более того: современному сознанию уже не достаточно просто веры в Бога и удовлетворения своих земных желаний, ему нужно реальное раскрытие, постижение высшего мира. А это бесконечно захватывающий процесс!


Пишите нам: psy@i-psy.ru

Удачи вам и большого желания к жизни!

Конец 65 выпуска

"Интегральная психология"



В избранное