Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сам себе психолог или методика выживания в эпоху кризиса


Рассылка сайта   "Интегральная психология"

Сам себе психолог
или методика выживания в эпоху кризиса

Выпуск 68


Здравствуй, дорогой читатель!

   Еще один аспект нашей «Общей души» предстанет сегодня нашему с тобой критичному взгляду. Давай вглядимся в него пристальнее: быть может, он ответит на вопросы, которые казались раньше совершенно не разрешимыми…


Движения души всегда направлены на поиск «Целого»

i-psy.ru    В последнее время среди психологов все большую популярность набирает метод системных семейных расстановок Б. Хеллингера. Не знаю, слышали Вы об этом методе или еще нет. До меня это имя докатилось сразу с нескольких сторон. Стало интересно, в чем же суть этого метода и что в нем вызвало такую стремительную популярность.

Внешняя сторона метода выглядит достаточно просто: собирается психологическая группа из людей, желающих разрешить свои жизненные затруднения. Далее, один из участников вызывается быть «заказчиком» расстановки. Он рассказывает о своем психологическом затруднении и расставляет других участников группы в соответствии со своим представлением о системе, в которой он находится. Допустим, речь идет о его семье. Каждому из участников группы он дает имя и статус члена своей семьи и ставит их рядом друг с другом, соответственно тем отношениям, которые сложились на данный момент в его семье. После этого начинается достаточно загадочный процесс, который и привлекает внимание к данному методу. Участники расстановки начинают реально ощущать чувства и переживания членов семьи, которых они изображают, начинают вести себя именно так, как ведут себя реальные персонажи, употреблять их слова и высказывания. Сходство получается настолько точным, что это даже пугает. Откуда им это все известно?

К разрешению психологической проблемы «заказчика» ведет принцип сохранения целостности системы. Можно объяснить это простыми словами: если в семейной системе кто-то из членов семьи исключен, забыт, не уважаем или нарушены отношения между кем-то из членов семьи, система получает общий сбой, который выливается в итоге в психологические затруднения «заказчика», пришедшего на прием к психологу. Что интересно, для разрешения проблемы не нужно бежать и мирить между собой членов семьи или доказывать другим ее членам, что они не правы в том, что исключили кого-то из своей системы. «Заказчику» достаточно привести в гармонию отношения между членами семьи у себя голове, в своем представлении решить, что каждый из членов семьи важен и любим и уважаем им.

Здесь происходит еще один загадочный процесс, когда человек начинает ощущать единство этой своей маленькой системы, он внезапно ощущает освобождение от мучившей его проблемы и ощущает не знакомый ему ранее прилив сил и энергии, исходящий от этой единой системы.

Сам автор данной системы Берт Хеллингер говорит о том, что многие наши проблемы кажутся нам неразрешимыми из-за того, что мы смотрим на них слишком узко, слишком сосредотачиваемся на себе, а широкие взаимосвязи остаются за пределами нашего восприятия. Решение, как правило, становится возможным, если вместо того, чтобы концентрироваться на самих себе, на своих желаниях, на своих проблемах и травмах, если вместо всего этого нам удается взглянуть на систему, в которой мы находимся, в данном случае, на семью. Тогда мы начинаем чувствовать связь с чем-то большим, связь со многими и то, что мы рассматривали, как зло или страдание, занимает свое место в большем контексте.

Если мы ограничим собственное восприятие только системой нашей отдельной семьи, то через некоторое время наш взгляд снова станет слишком узким. Как будто, теперь уже другая, более широкая система зовет нас включиться в нее. Каждая отдельная семья тоже ограничена своим кругом ценностей и правил и достаточно зациклена на самой себе. Нам необходимо смотреть дальше, наше восприятие должно открыться для всего нашего окружения, включая другие семьи, с другими порядками и устоями. Тогда и путь к решению проблемы, казалось бы, неразрешимой для нашей семьи становится свободным.

Можно пойти еще дальше и выйти за рамки семейной психотерапии к чему-то еще большему. Это большее Хеллингер называет «движениями души». Движения души всегда направлены на поиск «Целого». Специально пишу «Целое» с большой буквы, т.к. это понятие, на мой взгляд, выражает центральную суть описываемой здесь методики. Мы видим мир во всем его многообразии, множестве деталей, которые зачастую могут быть противопоставлены друг другу или даже противоборствуют между собой. Однако все частности в своей глубине имеют общую основу, то единственное, что движет ими. Из глубины этого единственного все многообразные детали черпают свое предназначение и своеобразие. Все то, что может внести свой вклад в целое, питается из этого источника.

Существует возможность воспринимать мир во всем его многообразии, но концентрироваться не на его частностях, а на целом. Собрать в процессе такого восприятия все нити в «центре бытия». Имея такую связь с центральной точкой, мы сможем с уважением, почтением и мужеством устанавливать связь со всем многообразием мира, при всех его различиях, принять его в себя и дать всему миру возможность собраться внутри нас.

Однако в нашем мире это не так-то просто осуществить. Мы все находимся в рамках человеческих отношений и принадлежим той или иной культуре, религии, семье. Нам очень важно чувствовать принадлежность своей семье, своей стране, своей культуре. Нам кажется, что мы потеряем свое право на принадлежность, если признаем другие семьи или группы, ценности, религии и культуры, как хорошие и равноценные. Поступая так, мы находимся в гармонии с глубинами бытия, но не со своей семьей.

Хеллингер интересно пишет в отношении таких понятий, как добро и зло: эти понятия существуют только в человеческих отношениях и несут в себе единственную функцию – поддержание связи со своей семьей и отграничение от других групп. Т.е., все, что признается моей семьей, моей религией, моей группой – хорошо, все, что ими не признается - плохо! И у человека занимает годы, а может быть и целую жизнь, чтобы подняться над диктатом этого внешнего поверхностного понимания добра и зла и соотнестись с Целым, с тем Единым, которое находится в «центре бытия». И тогда из глубины человек ощущает движение души, которое снимает все различия и примиряет противоречия.

Берт Хеллингер характеризует этот процесс таким понятием, как «Общая душа». Природа этого явления не имеет под собой научной базы, но с практической точки зрения данная методика подтверждена и обоснована богатым человеческим опытом. Ну а движения души нельзя взвесить и измерить физическими электроприборами, зато их можно испытать и пережить на своем опыте, в своих переживаниях, в своей жизни.

И, если, как мы писали в начале рассылки, при восстановлении целостности, всего лишь, маленькой семейной системы, человек ощущает прилив сил, энергии и непривычное чувство гармонии, то можно представить, с какой силой и интенсивностью мы сможем ощутить эти чувства при конечной интеграции всей глобальной системы!


Пишите нам: psy@i-psy.ru

Удачи вам и большого желания к жизни!

Конец 68 выпуска

"Интегральная психология"



В избранное