Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Физиогномическая соционика"


 Духовской Т.А.

 Фокус внимания

Мы привыкли в соционике, по крайней мере в рамках нашей школы, к тому, что изучаем структуру психики – неизменную во времени составляющую человека. С одной стороны тем соционика и хороша, что изучает эту стабильную часть. С другой, в этом её главный недостаток, в котором социоников часто упрекают, что соционика недостаточно гибка для описания всего многообразия человеческого поведения. В данной статье речь пойдет о динамической составляющей психики - фокусе внимания.

Напомню в двух словах суть соционической концепции. Она состоит в том, что внимание человека изначально от рождения фиксировано в рамках двух областей окружающего мира, или двух сфер жизни, которые соответствуют двум самым сильным и осознанным психическим функциям его ТИМа. Считается, что рамках этих двух сфер по умолчанию находятся все главные интересы человека, и если он сознательно выбирает работу, отношения, увлечения и т.д. в пределах этих двух областей, то он чувствует себя хорошо. И цель соционики - привести человека к такому пониманию себя и своего ТИМа, когда он будет сознательно ставить себе цели в этих областях.

Таким образом, внимание человека, по мнению социоников, имеет врожденную ориентацию. Оно не может «свободно плавать» между различными предметами, не притягиваясь к какой-то определённой области. Рано или поздно, считается, что это происходит в первые годы жизни ребёнка, его внимание начинает фиксироваться в этих областях, и к взрослому возрасту эта фиксация приобретёт настолько выраженный характер, что мы получаем явление, которое называем абсолютизацией своих сильных функций. Когда человек настолько жёстко фиксирует себя в рамках своих двух сильных функций, вытесняя из сферы своего постоянного внимания все остальные функции, что все другие области как бы перестают для него существовать. В соционике разработаны методы борьбы с этим явлением, и мы в нашей школе успешно справляемся с такими состояниями, используя современные методы дуализации и самодуализации.

Кроме того, длительные наблюдения (годы) за большим количеством людей (тысячи) с точно определёнными типами (чем, кстати, не могут пока похвастаться в других соционических школах) дали много интересных результатов. Мы увидели, что внимание фиксируется не просто в двух областях ТИМа, а выбирается одна из этих областей, и в неё направляется больше внимания. Эту дополнительную концентрацию внимания мы назвали усилением функции.

Точно так же, как внимание человека фиксируется в рамках сильных функций «основного» ТИМа, оно притягивается к двум сильным функциям второго ТИМа - подтипа, которым тоже обладают все люди. И этот второй ТИМ, имея ту же природу, что и основной, точно так же притягивает и фиксирует часть внимания человека на двух своих сильных функциях, одна из которых точно так же усилена. И эта вторичная фокусировка внимания служит основной для образования постоянной социальной маски человека – его «любимой» модели поведения.

Однако это не всё. Исследования последних лет позволили обнаружить ещё один, третий ТИМ в человеке – его генный тип, который, в отличие от первых двух, передаётся по наследству. Генный тип имеет ту же соционическую природу и у него точно так же присутствуют две сильные функции, одна из этих функций усилена, и они так же оттягивают на себя часть внимания человека.

Таким образом, согласно соционическим представлениям, внимание человека растянуто и распределено по сильным функциям трёх его ТИМов. Это структурное распределение внимания. Оно задаётся в первые годы и не меняется в течение жизни. А что же с оставшимся вниманием человека? Ведь не всё же оно поглощено его ТИМами, иначе он бы не мог думать ни о чём другом.

Последнее время мне интересно анализировать один феномен, который я давно наблюдаю. Я назвал его фокусировкой внимания. При этом я не претендую на открытие Америки, уверен, что само это явление уже описано в психологической литературе. Состоит феномен в следующем. Независимо от ТИМов человека, его внимание в разные периоды жизни как бы «кочует», перемещается по функциям его основного ТИМа. Я говорю про основной потому, что другие два ТИМа я не наблюдал с этой точки зрения и ничего сказать в этом смысле о них пока не могу, но не исключаю, что фокусировка внимания не чужда и для них.

Речь идёт об особенной части внимания, как бы его «острие». Это самая концентрированная область внимания человека, та его часть, которая самая первая реагирует на всё происходящее, позволяет человеку воспринимать ярче всего. Можно сказать, что это точка, куда человек смотрит в данный момент своим внутренним взглядом. Выражаясь языком компьютерщиков, это его «оперативная память».

Если понаблюдать за любым человеком со стороны, то легко заметить, что фокус его внимания в каждый период времени ограничен некой областью с достаточно устойчивыми границами. Всем известно, что после знакомства с человеком мы все очень быстро обнаруживаем некий «круг его интересов». И пока вы при общении с ним затрагиваете темы, находящиеся внутри этой области, он будет с интересом относиться к вашим высказываниям. Как только вы выйдете за рамки этой области, интерес его постепенно угаснет.

Как я сказал выше, согласно верованиям социоников, эти области интереса должны быть фиксированы и заданы сильными функциями ТИМов. Однако наблюдение за людьми с точно определенными ТИМами показывает, что эта область концентрации внимания довольно часто или не полностью соответствует областям сильных функций ТИМов, или не соответствует вообще. И при том ещё смещается во времени. Что представляет из себя немалую трудность для соционических консультантов. И эти смещения происходят у каждого человека с индивидуальной скоростью в разных направлениях. В первом приближении можно сказать, что это смещение фокуса внимания выглядит хаотическим.

Для понимания и первоначальной систематизации этой хаотичности я использовал привычную мне соционическую структуру психики, привязав фокусировку внимания к ячейкам модели А. Но с тем же успехом можно использовать любую другую модель психики.

В чём же ценность данных наблюдений за фокусировкой внимания? Они позволили прийти к выводу, что в каждый период времени у человека существует одна, реже две функции (блок), на которых он продолжительно удерживает своё внимание для проработки и осознания данной области.

Поэтапно процесс «проработки» функции, попадающей под прицел «фокуса внимания», можно представить так:

1) Человек обнаруживает в себе какую-то способность и чувствует, что не понимает её до конца;

2) Непонимание и таинственность, связанная с это способностью, притягивает и фиксирует на себе фокус внимания человека;

3) Оставаясь постоянно сосредоточенным на данной области, человек изучает её, собирая о ней дополнительную информацию;

4) а) При благоприятном течении событий в какой-то момент происходит озарение - человек понимает «что это»;

4) б) При неудаче в понимании фиксация на этой области продолжается слишком долго и поступающая информация не даёт искомого озарения, человек попадает в состояние превышения, когда процесс продолжается слишком долго в сравнении с тем, сколько человек способен его терпеть, и данное состояние начинает его утомлять. Затем ощущение превышения постепенно вызывает неспособность контактировать с этой областью. И в результате человек однажды отсоединяется от неё уже усилием воли, чтобы прекратить неприятные переживания;

5) В результате одного или другого исхода человек рано или поздно переключает свой фокус внимания на что-то другое. Цикл заканчивается.

Наблюдения показали, что если привязывать области внимания к функциям ТИМа, то у каждого человека эта привязка индивидуальна, и конкретная функция в структуре психики, которую прорабатывает человек в данный период, может быть любой. Можно легко обнаружить людей, занимающихся проработкой не только своих сознательных функций, но и бессознательных. Не является редкостью фокусировка внимания даже на «блоке избегания» - 7-8 функциях.

Что даёт нам фокусировка внимания для практических целей соционического консультирования и дуализации? Её можно при желании легко отследить у любого человека, исследовав область его текущих интересов. Далее, зная его ТИМ, можно наложить эту фокусировку на его модель психики и получить функцию или блок, который человек изучает и прорабатывает в текущий период времени. И, наконец, зная особенности работы этой функции или блока в ТИМе данного человека, можно помочь ему выполнить эту проработку быстрее и качественнее.

У всех ли людей и в любом ли возрасте происходит подобная фокусировка внимания? На данный момент мне представляется, что возрастных ограничений у данного процесса нет. Всегда человек найдёт в себе нечто непонятное, что его может заинтересовать и на чём он зафиксирует свое внимание хотя бы ненадолго. Привязка фокуса внимания к соционическим функциям позволит сделать процесс самоизучения более быстрым, эффективным и приятным.


Сайт рассылки: http://psychotype.ru


В избранное