Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология и тело

  Все выпуски  

Психология и тело


Выпуск 29

Менструация и нарушения репродуктивной функции.

Уважаемые читатели!

Предлагаю вашему вниманию продолжение моей статьи, начало которой было опубликовано в прошлом выпуске.

 

 

Первая менструация – начало расцвета женственности или пожизненное ярмо?

 

Роль матерей.

 

Большинство  девочек узнает о менструации от своих матерей. К несчастью, часто матери дают весьма скудную информация, а некоторые и вовсе не готовят дочерей к менструациям, не разговаривают на эту тему, пока не начнется менструальный возраст.

Это очень тревожит некоторых девушек; многие начинают воспринимать менструацию как что-то постыдное или болезненное. Другими словами, девушка получает негативное отношение к менструации. Она может чувствовать смущение и рассматривать это явление как «болезнь», в особенности, если девушка действительно плохо чувствует себя в этот период.

 

В пример могу привести высказывание двух родительниц.

1. После разговора с одной из опрашиваемых девочек (13 лет –до менархе), диалог с ее мамой:

Психолог: «Скажите, пожалуйста, рассказывали ли Вы своей дочери о менструации?»

Мама: …краснеет… «Да, нет… Как-то рано еще, по-моему… А что Вы считаете нужно?... Я думала когда начнется, тогда и расскажу…»

 

2. После разговора с девушкой (14 лет, нарушения менструального цикла, задержки больше чем на пол года, боли).

Психолог: «Ваша дочь мне рассказала, что у нее есть нарушения менструального цикла, вы обращались к врачу?» 

Мама:принебрежительно…: «А зачем? Ничего страшного! У меня тоже типа того было… Ничего, троих родила!»

 

В обоих этих вариантах, достаточно неоднозначное отношение к феномену менструации, объединяет их, во-первых наличие сильных эмоций со стороны мам, во-вторых явный недостаток информирования. И в том и в другом случае у девочек весьма негативное отношение к месячным…

Хочется отметить, важность информации о менструации, как в ситуации нормального развития, так и в ситуации болезненного ее протекания. Во втором случае особенно важна профессиональная информация, чтобы девочка могла отделить ситуацию заболевания от ситуации женского развития. Как показал опрос, девушки с нарушением менструального цикла к таким понятиям как «женственность», «тело», «семья», «сексуальность» относятся с большей тревогой, чем их здоровые ровестницы.

Наше небольшое исследование позволило немного приблизится, к той стороне жизни, которую справедливо называют интимной, понять с какими сомнениями, заблуждениями и страхами девочка вступает во взрослую жизнь. Менструация - это непонятный и странный феномен для здоровых девочек и даже для их матерей и бабушек. Как же справиться с тревогой девушке, которая испытывает боль каждый месяц или другие расстройства женской функции? Как разобраться, где правда, а где заблуждение, если мифам вокруг менструаций и женских функций уже много сотен лет? Как не испугаться своей расцветающей женственности и сексуальности? Такие вопросы есть у каждой девушки и у здоровой и, особенно, у больной, но часто она не знает кому их задать.

 

Профилактика развития заболеваний репродуктивной сферы и психологическая помощь при наличии заболевания.

 

На основании проделанной работы мы наметили некоторые пути профилактики и коррекции психологической составляющей нарушений менструального цикла:

1.               Просветительская деятельность. Девочкам необходимо сформировать элементарные понятия о физиологии  репродуктивной функции. Важно обсуждать ряд вопросов о взаимоотношениях с противоположным полом, материнстве, женственности и др. Для девушек имеющих нарушения менструального цикла важно понимание характера болезни, объективной стороны ее проявлений.

2.               Анализ структуры и содержания конфликтных ситуаций, предшествующих началу болезни.

3.               Психотерапия включающая в себя работу с телом, движением, танцем. Цель такой работы – развитие более реалистичного и гармоничного образа тела, осознание и принятие телесных процессов, обучение навыкам релаксации и телесной саморегуляции, установление положительного отношения к телу – «тело мой друг и помощник», развитие чувствительности к собственным телесным потребностям и ощущениям. Танец – с древних времен одна из составляющих любой женской инициации…

4.               Семейная терапия, как исследование отношения к женской, супружеской, материнской роли в семье или культурной среде девушки с нарушениями в репродуктивной сфере. Разрешение внутрисемейных конфликтов.

5.               Развитие творческой активности. Для этого могут быть использованы методы танцевально-двигательной терапии, драма-терапии, арт-терапии и других техник использующих в качестве инструмента творческое выражение. Творчество используется для развития способности к адаптации, стрессоустойчивости, возможности отреагирования запрещенных и сильных эмоций, сублимации и трансформации сексуальной энергии. Творческость – одна из составляющих здоровой женственности.

 

При наличие заболевания… психологическая работа не является панацеей, девушке необходимо получать помощь врача-гинеколога, эндокринолога и других специалистов-медиков.

 

 

 

 

Продолжение следует…

 

 

С уважением,

Огородникова Мария.

 

Вопросы, предложения пишите, пожалуйста, по адресу: marog@inbox.ru (с указанием названия рассылки «Психология и Тело»)

 


В избранное