Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Тренинг Миллионер" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Февраль 2006 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|
27
|
28
|
Статистика
-7 за неделю
Стратегия вашего успеха. Осознание истины: О смысле жизни. Часть III
Стратегия вашего успеха. Осознание истины | |||
Юрий Логачев © www.logachev.info
Рассылка N 4(99), 26 февраля 2006 года |
www.sviyash.ru
|
||
О смысле жизни. Часть III |
...Вопрос о смысле
жизни я считаю
самым неотложным из всех вопросов.
А. Камю
Одна из главных закономерностей мира - это развитие, восхождение от примитивного к более сложному, совершенному. На этой спирали восхождения наиболее совершенной формой движения является жизнь. А теперь спросим: каков же смысл всего этого потока жизни, завершающегося человеком? Если человек через несколько лет своего бытия умирает, то есть разлагается на свои основные элементы, возвращается в прах, из которого он с таким трудом был поднят, то вся эволюция оказывается бессмысленной...
Если организм человека, состоящий из атомов, сгруппированных в молекулы и полимеры, а затем в клетки и в их дальнейшие сложные сочетания, распадается в прах, то естественно спросить: а что же будет с тем, что мы называли личностью человека? Распадается ли в прах его "я"? Из чего состоит это таинственное "я"? Но если кроме материи ничего нет и быть не может, то, значит, и этого "я", в сущности, нет, и участь человека не более, как участь любой предварительной животной формы, послужившей ступенью для появления человека. А если так, то каков же смысл всей эволюции, для чего весь ее процесс?
Принцип эволюции - беспрерывного совершенствования - сразу теряет свой смысл, если то, к чему она стремилась, все равно уходит в небытие. Какова же окончательная цель, к которой стремится человечество, а следовательно, и весь космос как та среда, на которой вырос этот цветок бытия? Где пик человеческого сознания? Где та точка или сфера, куда стремится поток, несущий с собою человеческие жизни? Где и в чем тот смысл, к которому стремится человеческая мысль? Где то Совершенное Бытие, являющееся одновременно Истоком и Завершением всей жизни. Альфа и Омега бытия?
Вот как, например, на этот вопрос отвечает в своем письме Павел из Могилева. Как всегда, цвет текстов писем и цитат – синий, а мои комментарии – черный. Все опечатки и ошибки - на совести авторов. :)
Здравствуйте Юрий!
Только что прочитал вашу рассылку "Стратегия вашего успеха. Осознание истины: О
смысле жизни. Часть II"
Довольно интересно, особенно вставки из Бальмонта и Губермана.
Решил написать вам письмо, т.к. тема довольно интересная. И я думаю, что вам
будет интересно мое мнение и вы уделите немного времени моему письму.
По поводу смысла жизни: Я считыю, что смысла в жизни нет и быть не может.
Шопенгауэр был абсолютно прав, когда говорил об этом. С его слов:"Человек есть
ступень объективации воли и как тело и как разум. Но говорить о цели
существования ступени объективации воли бессмысленно, как бессмысленно
спрашивать, зачем деревья качаются, и зачем падает камень. Дозволен здесь только
вопрос "почему", приводящий нас к причинной связи человека и воли.
Проведя
аналогию между пущенным камнем и человеком, мы можем только догадываться о целях
руки, нас запустившей, но никогда их не узнаем. Так же и человек. Он живет
только потому, что его живет жизнь, и ни цели, ни исходной посылки мы никогда не
узнаем. А раз так, то мы можем сколько угодно придумывать любые цели для жизни,
оправдывать их какими угодно мотивами. Все они одинаково безосновательны для
существования человека. Говорю теперь совсем просто - смысла в человеческой
жизни нет и быть не может."
Необходимо отметить, конечно, что здесь речь идет о человеке, как о высшей форме
существования, а не о его животном начале, смысл существования которого ясен и
раскрывается Шопенгауэром во всей своей правде - это только стремление
продолжить род.
Следовательно
Зачем к чему-то стремиться, чего-то добиваться, если смысла в этом нет? Мы можем
жить в свое удовольствие или в удовольствие других. Или во вред...
Зачем продолжать свой род? Рождать и обрекать на муки в этом мире, где люди -
свиньи, а общество - инкубатор по производству зомби? Ведь логика здесь проста!
Я добьюсь чего-то в жизни, стану состоятельным человеком и оставлю свое сотояние
своим потомкам. Однако мой внук(в лучшем случае правнук) промотает мое
состояние. И все с начала. Жизнь идет по замкнутому циклу. И эта цикличность
меня убивает! Я ненавижу когда мой труд уходит в никуда. Помните "Сизифов
камень"? Издевка Богов?.. Может быть.
Знаете, я атеист и убежден, что слово Бог
пишется через ноль, поэтому оставим Богу Богово.
На мой взгляд проблема цикличности в том, что человек либо слишком сильно
копирует успех прошлого, не создавая ничего нового. Либо плохо учиться на
ошибках старого.
Конечно несколько сумбурно все это. Впрочем как и вся жизнь.
Что ж повторюсь: смысла в жизни нет и быть не может. И в этом истина! Чем скорее
мы все это поймем, тем лучше.
С уважением, Павел.
Могилев. Беларусь.
mailto:vassari13@mail.ru
Итак, если кратко изложить суть письма Павла, то он утверждает:
1) Смысла в жизни нет и быть не может.
2) Бога нет.
Давайте вместе попытаемся разобраться в правильности этих утверждений Павла.
О бессмысленности жизни.
На первый взгляд, наша жизнь, как она фактически есть, действительно бессмысленна, т.к. она ни в малейшей мере не удовлетворяет условиям, при которых ее можно было бы признать имеющей смысл. Кажется, что это есть истина, в которой нас все убеждает: и личный опыт, и непосредственные наблюдения над жизнью, и историческое познание судьбы человечества, и естественнонаучное познание мирового устройства и мировой эволюции.
Куда бы мы ни кинули наш взор, с какой бы стороны ни посмотрели на жизнь - поскольку мы стараемся честно постигнуть эмпирическое, объективно-данное нам существо жизни, - всюду и через все мы убеждаемся в ее роковой бессмысленности. В предыдущих выпусках рассылки мы видели условия достижимости смысла жизни: существование Бога как абсолютного Блага, вечной Жизни и вечного света Истины, и божественность человека, возможность для него приобщиться к этой истинной, божественной жизни, на ней утвердить, ею всецело заполнить свою собственную жизнь. Но наш (видимый) мир не есть Бог и его жизнь - не божественная жизнь [1].
Об этом говорит наш жизненный опыт - мы слишком ясно сознаем несовпадение того и другого: в нашем мире царит смерть, он подчинен всеуничтожающему потоку времени, он полон тьмы и слепоты. И если таков видимый мир - вправе ли мы от него, по крайней мере, умозаключать о существовании Бога? Все попытки человеческой мысли таким путем дойти до признания Бога оказывались и оказываются тщетными.
О, вам известна, мудрецы, Вся суть. Начала и концы. А я, смутясь, сомненья прячу: Что - Бог? Что - Дух? Что - свет и мрак? Все может быть и так, и так. А может быть, совсем иначе?
|
Как бы мы ни восхищались стройностью и грандиозностью нашего мироздания, красотой и сложностью живых существ в нем, как бы мы ни трепетали перед безмерностью его глубины - и созерцая звездное небо, и сознавая свою собственную душу, - но одна наличность страданий, зла, слепоты и тленности в нем противоречит его божественности и не позволяет нам в нем, как он есть и непосредственно нам дан, усмотреть решающее свидетельство наличия всеведущего, всеблагого и всемогущего Творца.
Как говорит один проницательный современный немецкий религиозный мыслитель Макс Шелер: "если бы мы должны были от познания мира умозаключить к существованию Бога, то наличие в мире хотя бы одного червя, извивающегося от боли, было бы уже решающим противопоказанием". Рассматривая мир как он есть, мы неизбежно приходим в вопросе об его первопричине или о действии Бога в нем к дилемме.
Одно из двух: или Бога совсем нет и наш мир есть творение бессмысленной слепой силы, или же Бог, как всеблагое и всеведущее существо, есть, но тогда он не всемогущ и не есть Творец и единодержавный Промыслитель мира. Первый вывод делает атеистическое мировоззрение, второй, более глубокий, по чисто религиозным мотивам был утверждаем гностиками и в новейшее время был снова сделан рядом мыслителей, искавших Бога на чисто интеллектуальном пути.
Но и в том и в другом случае - и если Бога нет, и если Он не в силах нам помочь и нас спасти от мирового зла и бессмыслия - наша жизнь одинаково бессмысленна. Но как мы видели, даже и существования Бога мало для обретения смысла нашей жизни: для этого нужна возможность нашего человеческого соучастия в свете и жизни Божества, нужна вечность, совершенная просветленность и покой удовлетворенности нашей собственной, человеческой жизни.
А это условие - независимо от трудности во всех остальных отношениях - абсолютно неосуществимо, поскольку человек есть часть и порождение мировой, космической природы со всей ее слепотой, несовершенством и тленностью. Для того чтобы уверовать в достижимость смысла жизни, мы как будто вынуждены отрицать этот бесспорный факт плененности и пронизанности человека силами природы, мы должны идти против очевидности неотменимого факта.
Бог в игре с людьми так несерьезен, а порой и на руку нечист, что похоже - не религиозен, а возможно - даже атеист.
|
Не значит ли это, что положительное решение вопроса о смысле жизни, реальное обретение этого смысла невозможно и что мы обречены лишь бессильно мечтать о нем, ясно усматривая абсолютную неосуществимость нашей мечты?
Бессмысленность жизни открылась не со вчерашнего дня: ее утверждала древняя мудрость, пожалуй, с большей силой и ясностью, чем это доступно современному человеку, утратившему целостное восприятие жизни и потому склонному опьяняться иллюзиями. Однако же все человечество издавна имело религиозное сознание, верило в Бога и возможность спасения человека и тем утверждало осуществимость смысла жизни.
Есть ли это одна простая непоследовательность, неумение или боязнь сделать последний вывод из неоспоримых фактов? Такое суждение было бы с нашей стороны поспешным и легкомысленным заключением. Мы должны, наоборот, сами глубже вдуматься в дело, полнее оценить мотивы, руководящие религиозным сознанием человечества, и поставить теперь себе вопрос: есть ли умозаключение от эмпирической природы мира и жизни достаточный и единственный критерий для решения вопроса о смысле жизни?
Раз поставив этот вопрос, мы тотчас же должны ответить на него отрицательно. Дело в том, что мы просто не можем удовлетвориться утверждением всеобщей бессмысленности жизни, не можем - независимо от всего прочего - уже потому, что оно заключает в себе внутреннее логическое противоречие. А именно, оно противоречит тому простому, очевидному и именно по своей очевидности обычно не замечаемому факту, что мы понимаем и разумно утверждаем эту бессмысленность.
Раз мы понимаем и разумно утверждаем ее, значит, не все на свете и не всецело бессмысленно; есть, по крайней мере, осмысленное познание - хотя бы познание одной лишь бессмысленности мирового бытия. Раз мы ясно видим нашу слепоту, значит, мы все же не совсем слепы, но в то же время и зрячи. Существо, абсолютно и всецело лишенное смысла, не могло бы сознавать свою бессмысленность.
Если бы мир и жизнь были сплошным хаосом слепых, бессмысленных сил, то в них не нашлось бы существа, которое это сознавало и высказывало бы. Как утверждение "истины не существует" бессмысленно, ибо противоречиво, так как утверждающий его считает свое утверждение истиной и тем самым сразу и признает, и отрицает наличие истины, так и утверждение совершенной и всеобщей бессмысленности жизни само бессмысленно, ибо, будучи само актом разумного познания, оно в своем собственном лице являет факт, опровергающий его содержание. [1]
Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнце, знать, не дышит И жизни нет в морских волнах.
|
Так, простой и неприметный факт нашего знания - хотя бы лишь знание о бессмысленности и тьме нашей жизни - удостоверяет нас не только в нашем собственном, внутреннем сверхэмпирическом бытии, но и в бытии божественного, вечного и всеобъемлющего, сверхмирного начала Истины, хотя бы лишь как света чистого знания. Отдавая себе отчет в факте знания и в его природе, мы впервые открываем, наряду с эмпирическим предметным миром, наличие иного, абсолютного бытия - хотя лишь в первых его, неясных и самых общих очертаниях - и нашу непосредственную, исконную принадлежность к нему. А этим открываются новые перспективы в вопросе о смысле жизни.
Как бы тягостна нам ни была бессмысленность всей нашей земной жизни, как бы ни затрудняла она нас в поисках смысла жизни, мы впервые теперь начинаем понимать, что мы искали этот смысл не там, где есть вообще надежда его найти, и что этой темной и хаотической областью совсем не исчерпывается бытие.
Теперь, я думаю, становится более понятным вывод, который я сделал в выпуске "О смысле жизни. Часть I": смысл человеческой жизни лежит вне ее пределов!
Важно осознать, что мы оставили еще необследованным тот первичный, более глубокий его слой, который дан нам в лице нашего собственного, непосредственно в нас обнаруживающегося внутреннего бытия и в лице тех последних, абсолютных глубин, к которым мы прикасаемся извнутри.
Скромно надеюсь, что моя рассылка и, в частности, выпуски рассылки №60-65, объединенные названием "Материалистический тупик" помогли вам расширить горизонты вашего мировосприятия, целый новый - и неизмеримо более глубокий, значительный и прочный мир - мир истинного, духовного бытия - впервые обрисовывается, хотя лишь смутно и частично.
Ищешь Бога ты всюду и ночью и днем, Ищешь ты вне себя, слеп в мечтаньях о нем. Бог тебе говорит на наречиях разных: "Ищешь где и кого? Я в тебе же самом!"
|
О Боге.
А теперь обратимся ко второму утверждению уважаемого Павла, что Бога нет! Во-первых, данное утверждение Павла, да и всех "убежденных" атеистов абсолютно бездоказательно. До сих пор нет ни одного общепринятого доказательства отсутствия Бытия Бога.
А Павлу, как атеисту, я хотел бы задать всего лишь один вопрос: "Что мне нужно сделать, чтобы убедиться, что Бога нет?" Может быть кто-то другой из моих читателей поможет Павлу ответить на этот "наивный" вопрос! :)
На мой взгляд, для нас сейчас очень любопытным и актуальным является диалог между известными героями романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (тем более, что некоторое время назад на канале "Россия" была показана полная версия этого бессмертного произведения :).
– Разрешите мне присесть? – вежливо попросил иностранец, и приятели как-то
невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в
разговор.
...
– Простите мою навязчивость,
но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в бога? – он
сделал испуганные глаза и прибавил: – Клянусь, я никому не скажу.
– Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил
Берлиоз. – Но об этом можно говорить совершенно свободно.
Иностранец откинулся на спинку скамейки и спросил, даже привизгнув от
любопытства:
– Вы – атеисты?!
– Да, мы – атеисты, – улыбаясь, ответил Берлиоз, а Бездомный подумал,
рассердившись: «Вот прицепился, заграничный гусь!»
– Ох, какая прелесть! – вскричал удивительный иностранец и завертел головой,
глядя то на одного, то на другого литератора.
– В нашей стране атеизм никого не удивляет, – дипломатически вежливо сказал
Берлиоз, – большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить
сказкам о боге.
Тут иностранец отколол такую штуку: встал и пожал изумленному редактору руку,
произнеся при этом слова:
– Позвольте вас поблагодарить от всей души!
– За что это вы его благодарите? – заморгав, осведомился Бездомный.
– За очень важное сведение, которое мне, как путешественнику, чрезвычайно
интересно, – многозначительно подняв палец, пояснил заграничный чудак.
Важное сведение, по-видимому, действительно произвело на путешественника
сильное впечатление, потому что он испуганно обвел глазами дома, как бы опасаясь
в каждом окне увидеть по атеисту.
«Нет, он не англичанин...» – подумал Берлиоз, а Бездомный подумал: «Где это
он так наловчился говорить по-русски, вот что интересно!» – и опять нахмурился.
– Но, позвольте вас спросить, – после тревожного раздумья спросил заграничный
гость, – как же быть с доказательствами бытия божия, коих, как известно,
существует ровно пять?
– Увы! – с сожалением ответил Берлиоз, – ни одно из этих доказательств ничего
не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области
разума никакого доказательства существования бога быть не может.
– Браво! – вскричал иностранец, – браво! Вы полностью повторили мысль
беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто
разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою,
соорудил собственное шестое доказательство!
– Доказательство Канта, – тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор,
– также неубедительно. И недаром Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по
этому вопросу могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим
доказательством.
Берлиоз говорил, а сам в это время думал: «Но, все-таки, кто же он такой? И
почему так хорошо говорит по-русски?»
– Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! –
совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.
– Иван! – сконфузившись, шепнул Берлиоз.
Но предложение отправить Канта в Соловки не только не поразило иностранца, но
даже привело в восторг.
– Именно, именно, – закричал он, и левый зеленый глаз его, обращенный к
Берлиозу, засверкал, – ему там самое место! Ведь говорил я ему тогда за
завтраком: «Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и
умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут».
Берлиоз выпучил глаза. «За завтраком... Канту?.. Что это он плетет?» –
подумал он.
– Но, – продолжал иноземец, не смущаясь изумлением Берлиоза и обращаясь к
поэту, – отправить его в Соловки невозможно по той причине, что он уже с лишком
сто лет пребывает в местах значительно более отдаленных, чем Соловки, и извлечь
его оттуда никоим образом нельзя, уверяю вас!
– А жаль! – отозвался задира-поэт.
– И мне жаль! – подтвердил неизвестный, сверкая глазом, и продолжал: – Но вот
какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет
жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
– Сам человек и управляет, – поспешил сердито ответить Бездомный на этот,
признаться, не очень ясный вопрос.
– Виноват, – мягко отозвался неизвестный, – для того, чтобы управлять, нужно,
как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок.
Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только
лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий
срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный
завтрашний день? И, в самом деле, – тут неизвестный повернулся к Берлиозу, –
вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и
собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас... кхе... кхе...
саркома легкого... – тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме
легкого доставила ему удовольствие, – да, саркома, – жмурясь, как кот, повторил
он звучное слово, – и вот ваше управление закончилось! Ничья судьба, кроме своей
собственной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя
неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к
гадалкам. Как первое и второе, так и третье – совершенно бессмысленно, вы сами
понимаете. И все это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал, что он
чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и
окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в
печи. А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, –
тут иностранец прищурился на Берлиоза, – пустяковое, казалось бы, дело, но и
этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет –
поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою
управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой?
– и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком.
...
«Надо будет ему возразить так, – решил Берлиоз, – да, человек смертен, никто
против этого и не спорит. А дело в том, что...»
Однако он не успел выговорить этих слов, как заговорил иностранец:
– Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда
внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет
делать в сегодняшний вечер.
«Какая-то нелепая постановка вопроса...» – помыслил Берлиоз и возразил:
– Ну, здесь уж есть преувеличение. Сегодняшний вечер мне известен более или
менее точно. Само собой разумеется, что, если на Бронной мне свалится на голову
кирпич...
– Кирпич ни с того ни с сего, – внушительно перебил неизвестный, – никому и
никогда на голову не свалится. В частности же, уверяю вас, вам он ни в коем
случае не угрожает. Вы умрете другой смертью.
– Может быть, вы знаете, какой именно? – с совершенно естественной иронией
осведомился Берлиоз, вовлекаясь в какой-то действительно нелепый разговор, – и
скажете мне?
– Охотно, – отозвался незнакомец. Он смерил Берлиоза взглядом, как будто
собирался сшить ему костюм, сквозь зубы пробормотал что-то вроде: «Раз, два...
Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть – несчастье... вечер – семь...» –
и громко и радостно объявил: – Вам отрежут голову!
Бездомный дико и злобно вытаращил глаза на развязного неизвестного, а Берлиоз
спросил, криво усмехнувшись:
– А кто именно? Враги? Интервенты?
– Нет, – ответил собеседник, – русская женщина, комсомолка.
– Гм... – промычал раздраженный шуточкой неизвестного Берлиоз, – ну, это,
извините, маловероятно.
– Прошу и меня извинить, – ответил иностранец, – но это так. Да, мне хотелось
бы спросить вас, что вы будете делать сегодня вечером, если это не секрет?
– Секрета нет. Сейчас я зайду к себе на Садовую, а потом в десять часов
вечера в МАССОЛИТе состоится заседание, и я буду на нем председательствовать.
– Нет, этого быть никак не может, – твердо возразил иностранец.
– Это почему?
– Потому, – ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где,
предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы, – что Аннушка уже
купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что
заседание не состоится.
...
Что было дальше, надеюсь, вы помните! :)
Желаю осознания,
Юрий Логачев ylogachev@gmail.com
Литература:
1. Семен Франк. Смысл жизни. Берлин, 1925
P.S. Не забывайте в письмах, которые вы мне направляете, указывать свой адрес e-mail и город (мне это важно :). Если нет однозначного запрета на публикацию письма или его фрагмента, публикую по своему усмотрению.
Московский Клуб Предпринимателей (МКП) приглашет на очередное заседание клуба, которое состоится 28 февраля 2006 года, с 19.00 до 22.00
МОСКОВСКИЙ КЛУБ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Новости Факты Комментарии |
||
|
||
О публикации приходящей почты: Если нет явного запрета, письма могут быть процитированы в рассылке. Адрес электронной почты публикуется, если он указан в теле письма. |
В избранное | ||