Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология НЕ для всех

  Все выпуски  

Про мышей и кактусы


Центр
Финансового
Образования

fintraining.ru

__________________
Дистанционные
учебные курсы:


1. "Управление
личными финансами"
,
автор и ведущий -
Сергей Спирин
2. "Инвестиции в
ценные бумаги"
,
автор и ведущий -
Константин Царихин
3. "Срочный рынок:
фьючерсы и опционы"
,
автор и ведущий -
Константин Царихин


Учебные курсы
в Москве:


1. "Основы биржевой
торговли ценными
бумагами"
,
2.
"Мастер-класс по
фьючерсам и
опционам"
,
ведущие:
Валерий Гаевский и
Константин Царихин


Учебные видеокурсы
на DVD:


1. "Введение в
инвестиции"

2.
"Инвестиции в
период кризиса"


Услуги
инвестиционных
консультантов:


1. Формирование
портфеля
инвестиций

2.
Разработка
инвестиционного
плана


А также:
- Лента новостей
-
Библиотека
-
Форум
-
Рантье-Клуб

и многое другое
на сайте:

fintraining.ru


ЦФО Беларусь


Тренинговый центр
"Чародей"


Единственная проблема,
решение которой
имеет практическую
ценность:
"Что делать дальше?"

Артур Блох,
"Закон Мэрфи"



Психология НЕ для всех

Про мышей и кактусы
или как банки зарабатывают на картах с грейс-периодом

Изначально этот выпуск был написан для другой моей рассылки, "Секреты инвестирования", однако я подумал, что эта тема может быть интересна и подписчикам рассылки "Психология НЕ для всех". Это рассказ о том, как финансовые институты (в частности, банки) зарабатывают на своих некоторых чрезмерно ушлых и недальновидных клиентах, пользуясь пониманием принципов психологии и статистики. Если вы уже используете или планируете использовать банковские кредитные карты с грейс-периодом, этот выпуск - для вас.

Но вначале несколько слов о декабрьской программе моих вебинаров. В декабре состоятся следующие эфиры:

Зимняя программа вебинаров Сергея Спирина:

На этих вебинарах вы узнаете:

Подробная информация - по ссылкам.

А теперь, как и обещал, про мышей и кактусы про то, как банки зарабатывают на своих клиентов за счет лучшего понимания принципов психологии и статистики.

* * *

Вместо эпиграфа:

    Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус

К одному из постов в моем Живом Журнале был оставлен комментарий, нечто вроде "инвестиционного совета", который, как я понимаю, отражает направление мысли определенного среза населения.

    Реально зарабатывать не так. Правда, здесь уже писали про это:
    Связной банк начисляет ежемесячно (!) 10% годовых на среднемесячный остаток на карте, а в Альфа банке 100 дней кредита без процентов. Допустим, ваша зарплата 50 000. В день получки кладем ее в Связной. И теперь везде рассчитываемся карточкой Альфы. Допустим, вы все 50 000 за месяц с Альфы потратили. Через месяц снимаем 50 000 со Связного - отдаем в Альфу. Проценты - 416 рублей - ваши.
    Отсюда

Мне этот совет напомнил вот что:

Анекдот №1:

    Собрались как-то приятели в отпуск за кордон. Долго деньги собирали, уехали. Приезжают через пару недель - морды от водки аж чёрные. Объясняют: «Понимаешь, приехали, зашли в кабак, а там водка такая дешёвая! Ну, мы и уселись за стол. За первые два дня билеты отбили... потом проживание в гостиннице... Hу,а дальше чистая прибыль пошла!»

Анекдот №2:

    Бледный мужик, тяжело вздыхая, в третий раз садится на карусель.
    - Если вам плохо, может, лучше слезете? - спрашивает его прохожий.
    - Ни за что! Владелец карусели должен мне восемьсот рублей, и это единственный способ их с него получить.

Ну и, разумеется, Анекдот №3 про мышей и кактус, приведенный в эпиграфе.

Что делает нормальный инвестор с зарплатой в 50’000 рублей? Он откладывает часть денег от зарплаты (например, 10’000 рублей) и кладет их на депозит. Через год у него образуется сумма в 120’000 рублей плюс проценты, которую можно далее инвестировать в широкий спектр инвестиционных продуктов.

Что делает чрезмерно ушлый товарищ (язык не поворачивается назвать его инвестором) с зарплатой в 50’000 рублей? Проделывает описанные выше махинации с пластиковой картой и депозитом. Через год у него образуется сумма в 417 рублей * 12 = 5’004 рубля, которой вряд ли хватит даже на новогодние подарки.

Вместо того чтобы пойти надежным путем, сознание чрезмерно ушлого товарища ищет способы как-то обмануть систему и получить халяву. Добыть деньги не понятным и привычным путем, а каким-нибудь хитрым, за чужой счет, "чтобы все было и ничего за это не было". И этих людей не останавливает то, что на это уйдет гораздо больше времени, сил и нервов (и в результате денег, только об этом они пока не знают), чем на общепринятые способы. Зато на халяву, зато обхитрил систему.

Такие люди - любимый контингент всевозможных карточных шулеров и наперсточников – они всерьез надеются выиграть у шулера, верят в это. Им кажется, что здесь нет ничего сложного: вот он, шарик, нужно только внимательно смотреть. Правда одно смущает: зачем сами наперсточники играют в такую невыгодную игру? Видимо, это потому, что они часто имеют дело с лохами. Но я-то умный, я-то легко угадаю, где шарик?

Кстати, а зачем банки вообще выпускают пластиковые карты с грейс-периодом, т.е. с периодом, во время которого можно вернуть кредит без уплаты процентов? Неужто в банках дураки работают, чтобы деньги бесплатно раздавать? Ведь сами банки за привлечение средств платят своим вкладчикам немалые проценты по депозитам.

Нет, в банках работают вовсе не дураки. Ваше поведение давно и самым тщательным образом просчитано на больших выборках статистических данных.

Давайте разберемся, как на вас в итоге заработает банк. Да-да, именно банк заработает на вас, а не вы заработаете на банке, как бы ни было приятно вам думать обратное.

Во-первых, пластиковая карта создает у вас психологическую установку, привычку жить в кредит. Вы воспользовались кредитом один раз, поняли, как это легко, и у вас наверняка возникнет желание сделать это вновь, когда возникнут жизненные трудности. Это обычное приручение вас к кредитным услугам банка.

Во-вторых, банки зарабатывают на том, что определенный процент людей забывает (или по каким-то причинам не может, или не хочет – не важно) вовремя погасить долг. Такие люди бывают всегда, это простая статистика. Кто-то не успел, кто-то не уследил, у кого-то резко закончились деньги. А при выходе за пределы грейс-периода процент сразу же включается драконовский.

(В скобках напишу и про еще более циничный способ заработка банка на клиентах. Это не является общепринятой практикой, но "кое-где у нас порой" бывает. Банки могут и сознательно создавать препятствия тем, кто хочет погасить долг вовремя. Например, "неожиданно" ломается аппарат для приема наличных средств, в отделении "внезапно" пропадает электричество, и оно перестает обслуживать клиентов, "вдруг" выстраиваются длиннющие очереди, сайт банка в нужное время оказывается недоступен и т.д. и т.п.)

В-третьих, банки часто зарабатывает на не очевидных для клиентов комиссиях. Да-да, тех самых, про которые пишут мелким шрифтом где-нибудь в неприметном месте договора. Например, могут быть комиссии за выпуск пластиковой карты, за обслуживание пластиковой карты, за снятие наличных в кассе или банкомате, за внесение (!) наличных на счет для погашения кредита, за пересчет купюр, за рассмотрение заявки о выдаче кредита – вариантов может быть много. Часто вы узнаете об этих комиссиях только после того, как их с вас спишут.

И, наконец, в четвертых, даже предельно ушлые граждане обычно ничего не могут сделать с собственной психологией, которая давно просчитана банками и магазинами. Установлено: безналичные деньги намного легче тратить. Это факт, подтверждаемый и психологами, и статистиками. Сумма покупки при расплате пластиком в среднем от 10% до 30% выше, чем при оплате наличными. Дело в том, что купюры и монеты, передаваемые из рук в руки – это нечто осязаемое, вам приходится с ними расставаться, и в мозгу включается защитный механизм, ограничивающий расходы. А деньги на пластиковой карте виртуальны, не видны, они уходят незаметно для вас. Человеку не жалко потратить даже крупную сумму, если он ее "не видит". В итоге на покупки уходит гораздо больше, в том числе на покупки того, что не нужно вам. Магазин увеличивает прибыль. А банк возьмет своё с магазина, принимающего к оплате карты.

Выгодно всем. Кроме покупателей, конечно.

Вы все еще надеетесь обмануть банк?

Ну-ну.

Бесплатный кактус сыр - он сами знаете где.

Обсудить в ЖЖ

* * *

Ближайшие встречи, семинары и тренинги:

TOP-100 блогов финансовой тематики

Успеха вам!


Если вы хотите задать вопрос или поделиться своими мыслями, пишите Сергею Спирину.

Имейте в виду, что письма могут цитироваться с указанием имени автора и адреса его электронной почты, если не оговорено обратное.

Приглашаю вас принять участие в обсуждении материалов рассылки на форуме сайта Центр Финансового Образования.


Рекомендую подписаться на рассылки:


В избранное