Все выпуски  

Все о памяти и способах запоминания


Пятница, 19.10.2007. Выпуск 98

По поводу тренировок... (вопросы - ответы)

Вопрос. Хотел поговорить по поводу тренировок на программе мастер запоминания.

Ответ. Давайте поговорим!

Вопрос. У меня никак не получается добиться таких результатов, которые прописаны у вас в нормативах. Моя скорость запоминания в среднем 18 сек на одну связь.

Ответ. Нормативы жесткие. Если у вас получится запомнить 100 чисел по 6 секунд - считайте это отличным результатом. Не обязательно добиваться запоминания 300 чисел. Даже 60 за один раз - это уже очень хорошо, это нормальный навык запоминания. Нормальный - это значит, что вы сможете использовать его практически, для запоминания полезной информации.

Вопрос. Мне требуется повторять символы после запоминания (естественно мысленно).

Ответ. Это совершенно не правильно. Запоминание должно быть с однократного восприятия каждого элемента. И вспоминать нужно сразу без повторения. Если вы не можете вспомнить число, не теряйте время, пропускайте его и вспоминайте дальше. Программа подсчитает количество пропусков или ошибок.

Вопрос. Связи стираются, может быть, они в начале не очень хорошо образовываются?

Ответ. По этому поводу есть статья на сайте, в которой разъясняется, как определить, что является причиной пропусков и ошибок. http://mnemotexnika.narod.ru/members/vopros_04.htm

Вопрос. Я вижу, допустим, что на стуле что-то лежит, но не могу разобрать, что это за предмет. И вполне может быть, что после вспоминания. Три следующих символов я могу вспомнить тот, который мне не как не давался. Скорость запоминания я указал с учетом того, что во время упражнения я повторяю запомненные символы. Максимум что я запоминал - это 40 символов. Пожалуй, с такой скоростью запоминания я вполне могу запомнить и больше, но вот увеличить скорость ни как не получается. К сожалению у меня практически не получается тренироваться дома. Я тренируюсь на работе. Я работаю в IT сфере. Конечно, время  для тренировок на работе есть. Но проблема в том, что много отвлекающих факторов: звонки телефона, музыка, играющая в колонках у коллег, разговоры, от которых очень тяжело отстраниться, если ты в них даже не участвуешь, но их слышишь...

На работе я запоминаю максимум 20 символов, но для этого мне нужно еще больше времени 22-24 секунды. Как только я начинаю пробовать запоминать с большой скоростью и без повторений, то к концу запоминания 40 символов я могу вспомнить, дай бог, 15. При этом, когда я просматриваю ответы, символы мгновенно появляются в голове. Я не могу выявить причину своих проблем, связано ли это с малым количеством тренировок?

Ответ. Тем и хорошо обучение через Интернет, что можно учиться без отрыва от производства... Да, связано с малым количеством тренировок. Нужно формировать навык путем постепенного увеличения запоминаемых элементов. В курсе вам рекомендуется тренироваться на программе, начиная с 13-го урока. Сначала добиваетесь нормативного запоминания 20-ти элементов, затем 30-ти, 40-ка и все больше. Объем увеличивается постепенно. Тренируетесь на одном объеме, пока не будет ошибок и пока время не будет нормальным. Затем берите больший объем. Каждый "объем" (20 или 80 элементов) нужно запоминать без остановки, на одном дыхании. Это самое важное условие тренировки. Возможно, что на работе как раз это условие вы и не можете выполнить, и запоминаете кусками, что не правильно.

Вопрос. Или же мои не высокие результаты связаны с ошибками в технике запоминания, которые я не могу выявить? Хотя, я следую правилам. Стараюсь представлять образы крупными, объемными, цветными, запоминать в один момент связь только между двумя образами. Хотел задать эти вопросы вам.

Ответ. Во-первых, проверьте, хорошо ли вы помните опорные образы. Для тренировок на числах я рекомендую пользоваться методом Цицерона. У вас должно быть в голове как минимум 100 опорных образов, сформированных методом Цицерона. Десять помещений, в каждом из которых равномерно по периметру выделено десять предметов (объектов). Ни один опорный образ не должен повторяться (картинка), слова могут повторяться. Опорные образы должны быть очень хорошо закреплены в памяти. Так, чтобы вы могли просмотреть в своем воображении десять опорных образов (одну комнату) на счет раз-два, за пару секунд.

Числа вы запоминаете в виде образных кодов. Чтобы образные коды хорошо запоминались, они должны быть фиксированными, всегда одинаковыми. Например, если я представляю число 01 образом "желтый резиновый ежик, подставка для карандашей", я всегда использую только этот образ для обозначения числа 01. Любой другой ежик не обозначает число 01.

Старайтесь всегда представлять образный код числа совершенно одинаково, вплоть до его пространственной ориентации. (Ежик смотрит влево и чуть-чуть на меня).

При формировании самих образных кодов, на этапе их заучивания, нужно было использовать реальные предметы, которые вы можете подержать в руках, рассмотреть с разных сторон. Чтобы вы могли воспроизводить эти образы в воображении максимально четко.

И последнее. Запоминание - это создание связей. При запоминании чисел, вы создаете пары образов: опорный образ + образный код числа. В момент запоминания нужно представлять только нужный опорный образ, и только нужный образный код. И соединять их. Соединять по правилу: второй образ на первом, второй образ правее, второй образ проникает в первый. В любом случае из двух образов должен получиться один образ, с одним общим контуром.

Связь нужно создавать с первого раза, не перебирая разные варианты. После создания связи, зафиксируйте её на несколько секунд и рассмотрите в воображении.

Можно потренироваться на реальных предметах. Например, вы можете взять в руки чашку и фломастер. Держите их в разных руках перед глазами и рассматривайте.

Теперь вам нужно быстро соединить эти два образа, С ПЕРВОГО РАЗА. Раз - и вы положили фломастер в чашку. После этого место соединения менять нельзя. Вы можете только рассматривать связку образов с разных сторон, под разными углами, или вообще не крутить, и просто рассматривать. Аналогично нужно поступать и с образами, которые вы представляете в воображении.

Наверняка вокруг вас лежит много предметов (на столе). Берите предметы парами в руки, соединяйте их, смотрите несколько секунд на связку образов. Затем откладывайте первый предмет в левую сторону, второй – в правую. Так запомните десяток связей. Затем берите предметы из левой кучки (первые образы пар) и вспоминайте второй образ пары.

Попробуйте потренировать свое воображение на реальных предметах, соединяя их у себя перед глазами.

Обратите внимание, что когда вы смотрите на реально соединенные предметы, вам ничего не нужно делать для запоминания. Запоминание в этом случае происходит автоматически (непроизвольное запоминание).

Из этого следует, что при запоминании воображаемых образов, вам нужно ИМИТИРОВАТЬ процесс естественного запоминания. Представлять предметы так, как будто вы их видите соединенными. А дальше, все остальное, ваша голова сделает за вас. Если вы ей показали связь, она её запомнит.

Козаренко В.А.

(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Обратная связь(mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.



В избранное