Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о памяти и способах запоминания


Вторник, 14.12.2010. Выпуск 130

Как понимание связано с запоминанием

Понимание не связано с запоминанием напрямую. Но у этих двух процессов есть общая основа - воссоздающее воображение.

Воссоздающее воображение, как следует из названия, воссоздает, восстанавливает первоначальный смысл слов, предложений, текста. Понятие "воссоздающее воображение" применяется в основном к устной и письменной речи.

Один человек кодирует содержание своего воображения в речь. Другой человек декодирует речь, снова преобразует слова и предложения в содержание своего воображения. От эффективности работы воссоздающего воображения зависит эффективность понимания устной и письменной речи (текстов).

Примеры

  • Слово "телефон" --- воссоздающее воображение --- последовательные образы разных телефонов возникают в воображении.
  • Предложение "голубь сидит на ветке" --- воссоздающее воображение --- в голове возникает соответствующая картинка.
  • Понятие "логарифм это..." --- воссоздающее воображение --- на мысленном экране возникает один из конкретных примеров: 2^4 = 16. Цифра 4 - это и есть логарифм числа 16 по основанию 2. Или показатель степени, в которую нужно возвести два, чтобы получить 16.

Воссоздающее воображение может характеризоваться скоростью работы, яркостью возникающих представлений, четкостью-расплывчивостью образов.

Работа воссоздающего воображения очень похожа на действие всплывающей подсказки. Только в компьютере всплывающая подсказка работает наоборот. Мы наводим курсор на значок (визуальный образ), рядом всплывает текстовая подсказка. А в голове всплывает "образная подсказка" при восприятии человеком слова.

Если работа воссоздающего воображения нарушена, возникают проблемы с пониманием устной и письменной речи. Образная "подсказка" может возникать не сразу, с задержкой. Образ может быть не конкретным, сильно обобщенным. Образ может быть тусклым, расплывчатым. И связь между словом и образом может быть ложной! Например, человек слышит слово "краб", а в воображении всплывает образ рака. Или нужная связь вообще может отсутствовать в голове, тогда воссоздающее воображение не работает, мозг не реагирует на слово: "сычуг" - реакции в воображении нет, слово не понимается.

Следовательно, для улучшения понимания устной и письменной речи, необходимо тренировать воссоздающее воображение, и следить за тем, чтобы вновь создаваемые в мозге связи были адекватными, чтобы правильно отражали связи в реальности.

Процесс запоминания тоже основан на работе воссоздающего воображения. Как мы запоминаем числа, слова? Сначала мы преобразуем их в зрительные образы: 25 - топор, 900 - ремень, слово "стол" - воспоминание конкретного стола, "красный помидор" - образ красного помидора, "бегущий человек" - картинка бегущего человека, в характерной позе или даже в движении. Воссоздающее воображение используется в мнемотехнике для подготовки элементов информации к запоминанию (процесс кодирования в образы). Само запоминание - это соединение образов в воображении.

Запоминание может происходить автоматически (непроизвольно) в процессе понимания, если в словах речи заложены команды на соединение образов. "Голубь сидит на ветке". Процесс "память" в данном случае работает автоматически. В голове возникают соединенные образы, что и ведет к запоминанию связи между образами "голубь" и "провод".

Человек очень редко запоминает текст дословно, разве что стихи. В основном запоминание речи основано на запоминании связей между образами. Чтобы вспомнить фразу "голубь сидит на ветке", человек сначала вспоминает картинку, и уже эту картинку описывает словами.

Почему же мнемонический тренинг улучшает функцию понимания? В процессе выполнения мнемонических упражнений человек тренирует воссоздающее воображение. Без него мнемоническое запоминание невозможно. Воссоздающее воображение начинает работать быстрее. Возникающие в голове образы становятся конкретными, человек привыкает конкретизировать слова, подставляя под них воспоминания конкретных объектов. Образы постепенно усиливаются, становятся более яркими.

Улучшение понимания устной и письменной речи (текстов) является побочным эффектом от выполнения мнемонических упражнений, направленных на тренировку воссоздающего воображения.

Если вам кажется, что вы понимаете слова без зрительных образов, и если вы видите слово в воображении именно как слово, в виде букв, наверняка у вас есть серьезные проблемы с пониманием текстов учебников.

Проблемы с пониманием

  • Слово "логарифм". Человек чувствует это слово, произносит его по слогам, наслаждается его звучанием, приятными ощущениями от мышц рта и языка. Видит это слово в воображении написанное буквами, или мысленно пишет слово буквами.

Нет проблем с пониманием

  • Слово "логарифм". Человек видит в воображении пример: 2^5 = 32. И мысленно выделяет показатель степени (число 5). Такой человек не просто повторяет слово, как попугай, но понимает смысл понятия "логарифм".

Для устранения проблем с пониманием необходимо тренировать воссоздающее воображение (преобразование слов и фраз в зрительные образы, в комбинации образов), и необходимо тренировать визуальное мышление (прямое мышление), мыслительные операции непосредственно со зрительными образами, без речевого сопровождения, без мысленного говорения.

Обычно человек не понимает учебник не потому, что в нем описываются сложные для понимания понятия. Причина непонимания заключается в том, что человек не понимает отдельные слова и предложения текста, из-за плохой работы воссоздающего воображения.

Итак, связь запоминания с пониманием такая: в процессе обучения технике запоминания происходит мощная тренировка воссоздающего воображения. А воссоздающее воображение является основным механизмом понимания устной и письменной речи.

Таким образом, улучшение функции понимания - это положительный побочный эффект от мнемонической тренировки.

Изменения в голове происходят постепенно. И обычно трудно вспомнить состояние мозга до мнемонической тренировки. Перед началом мнемонической тренировки было бы интересно сделать описание своей памяти. Как вы воспринимаете слова и предложения, как вы понимаете учебник химии, как ваш мозг реагирует на разные стимулы, быстро ли вы включаетесь в задание, часто ли отвлекаетесь, как долго можете читать не очень интересную, но нужную книгу... Через два-три месяца тренировки можно сравнить произошедшие изменения.

Даже если вы не будете использовать техники запоминания специально, изменения в мозге, вызванные мнемонической тренировкой, должны быть очень ощутимыми. В первую очередь это коснется понимания, способности самостоятельно изучать сложные учебники. Школьный курс физики или химии становится таким же простым для восприятия и интересным для чтения, как романы Сидни Шелдона.

Упражнение

Вы помните названия всех его книг? Если нет, то можете запомнить для тренировки. Числа лучше запоминать одним зрительным образом: (1)970 - РеСНицы. Проверьте, как быстро вы можете преобразовать в образы словосочетания, есть ли у вас проблемы с воссоздающим воображением?

Пример запоминания названия первой книги

"Лицо со сдвинутой набок маской". На лбу - образный код числа 970 (ресницы), смотрим картинку в справочнике. Удерживаем образ в воображении и несколько раз проговариваем название по памяти: "Лицо без маски. - The Naked Face".

Отдельно запомните последовательность созданных образов.

  • Лицо без маски / The Naked Face (1970)
  • Оборотная сторона полуночи / The Other Side of Midnight (1973)
  • Незнакомец в зеркале / A Stranger in the Mirror (1976)
  • Узы крови / Bloodline (1977)
  • Гнев ангелов / Rage of Angels (1980)
  • Интриганка / Master of the Game (1982)
  • Если наступит завтра / If Tomorrow Comes (1985)
  • Мельницы богов / Windmills of the Gods (1987)
  • Пески времени / The Sands of Time (1988)
  • Полночные воспоминания / Memories of Midnight (1990)
  • Конец света / The Doomsday Conspiracy (1991)
  • Звезды сияют с небес / The Stars Shine Down (1992)
  • Ничто не вечно / Nothing Lasts Forever (1994)
  • Утро , день , ночь … / Morning, Noon, and Night (1996)
  • Тонкий расчет / The Best Laid Plans (1997)
  • Расколотые сны / Tell Me Your Dreams (1998)
  • Рухнувшие небеса / The Sky is Falling (2001)
  • Ты боишься темноты ? / Are You Afraid of the Dark? (2004)
  • Обратная сторона успеха / The Other Side of Me (2005) (автобиография)

 

Учебное пособие по мнемотехнике «Фотокарточки образных кодов»
(00-99, 000-999, месяц, неделя, алфавит), всего 1152 карточки. Архив RAR, 296 Мб.

В.Козаренко

(c) 2002-2010, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Обратная связь(mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.



В избранное