Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о памяти и способах запоминания


Пятница, 07.02.2014. Выпуск 163

Память человека и память компьютера. Аналогии

Принцип памяти

Один и тот же принцип может быть реализован разными способами. Важно понимать именно принцип памяти, а не способ его реализации. Компьютер запоминает последовательность нулей и единиц. Работа компьютерной памяти невозможна без предварительного кодирования информации в нули и единицы. Реализовать запись нулей и единиц (принцип памяти в компьютере) можно разными способами: набором монеток, дырками на перфокарте, на магнитофонной пленке, на магнитном диске, на катушках индуктивности, на конденсаторах...

Общее в памяти мозга и компьютерной памяти – необходимость образовывать связи. Нули и единицы связываются с разметкой (с адресами) на носителе. Битовая последовательность помещается в ячейку памяти, имеющую адрес, и таким образом связывается с адресом.

Память мозга тоже запоминает связи. Следовательно, новая информация должна с чем-то связываться. В нашей памяти единицей информации является образ. Не обязательно зрительный образ. Образы могут быть слуховые, тактильные и др. Но зрительные образы нам более понятны, мы их видим, мы можем ими манипулировать в воображении.

Мозг запоминает путем связывания образов: при естественном запоминании, когда мы видим уже связанные в реальности образы; при чтении текста, когда связки образов создаются в воображении под управлением слов текста; при специальном мнемоническом запоминании, когда мы сознательно связываем образы для запоминания.

Но, как и в компьютере, память мозга не может работать без предварительного кодирования информации под принцип памяти. Если в компьютере любые виды информации кодируются в нули и единицы, то в мозге воспринимаемые образы (не обязательно зрительные) кодируются в наборы контуров, в векторную форму, говоря компьютерным языком.

Кодирование в мозге – это процесс трассировки. Аналогией могут быть программы распознавания текстов и программы трассировки изображения. Наиболее известная – Corel Trace .

Трассировка

Этот процесс предшествует памяти мозга. Без него память работать не сможет. На сетчатку глаза попадает растровая картинка. И уже на сетчатке глаза начинается процесс трассировки, процесс выделения контуров объекта и внутри объекта по перепадам яркости. На следующем этапе зрительный анализатор отправляет в мозг выделенные контуры, от общих до самых мелких. Всего примерно 260 за четверть секунды (зависит от освещенности объекта и времени его восприятия). Это можно видеть в темноте, как сужающиеся фиолетовые пятна. Разбиение объекта на контуры осуществляется в наружном коленчатом теле (НКТ).

В результате работы зрительного анализатора в высшие отделы мозга (17 и 18 зоны зрительной коры находятся на затылке) передается картинка, состоящая из множества отдельных контуров, векторная картинка. Кто не знаком с понятиями растровой и векторной графики, посмотрите в Интернете. Грубо говоря, векторная картинка – это мультяшная картинка, нарисованная не точками (пикселями), а контурными линиями. Векторная картинка не обязательно плоская, она может быть и объемной. Вспомните 3 D мультики!

Итак, мы с самого рождения привыкли видеть мир в «векторной графике», мир, разложенный на множество мелких деталей. Процесс трассировки идет автоматически, нам ничего не нужно для этого делать, мы даже не замечаем этого. А часто и не осознаем, почему мы способны различать отдельные буквы и слова в тексте! А потому что зрительный анализатор трассировал изображение, перевел его из растрового формата на сетчатке глаза в векторный в высших отделах мозга.

Без этого предварительного процесса память мозга не могла бы работать. Ведь наша память запоминает связи (как и память компьютера запоминает связь адреса в памяти с записываемой битовой комбинацией).

Группы нервных клеток, работающих одновременно, и создающих множество разных контуров одного объекта, запоминают связь между собой, синхронизируют свою электрическую активность. Достаточно быстро. 4-6 секунд нужно смотреть на объект, чтобы мозг запомнил связи внутри объекта или связи между несколькими объектами. Что может соответствовать этой операции из мира компьютеров? Операция группировки изображения.

Группировка

Это принцип памяти в мозге. Синхронизация электрической активности групп нервных клеток, которые работают одновременно и генерируют составные контуры одного объекта, очень похожа на компьютерную операцию группировки.

Вы помещаете на чистый лист (новый файл) одно изображение. Затем помещаете другое изображение. После этого курсором обводите оба изображения и в контекстном меню выбираете команду «Сгруппировать». Два разных изображения теперь перемещаются по экрану как одно изображение (но состоящее из двух). Очень похоже на то, что делает наша память (процесс «память»).

Мы представляем одну картинку. Затем представляем вторую картинку. С помощью визуального мышления соединяем две картинки так, чтобы они стали частями одной, общей картинки. И после этого рассматриваем две картинки, сложенные в одну, несколько секунд. За эти несколько секунд рассматривания и происходит синхронизация электрической активности нервных клеток, происходит запоминание мозгом связей.

В компьютере информация (битовая комбинация) связывается с адресом ячейки памяти. В мозге информация разбивается на части, и эти части связываются. В мозге адреса ячейки памяти нет. «Адресом» может быть любая часть связанной картинки. Как только мы увидим часть изображения, память воспроизведет все изображение целиком (достроит его) по ранее образованным связям. Такой принцип памяти позволяет осуществлять доступ к информации по стимулу без перебора (мгновенное узнавание).

Итак, принципиально память в мозге устроена не так уж и сложно. Центральные понятия (по аналогии с компьютером) – это «трассировка изображения» (выделение контуров, перевод в векторную форму) и «группировка изображений» (процесс связывания выделенных контуров, т.е., процесс «память»).

Мы рассмотрели один вид памяти – ассоциативную память в зрительном анализаторе. Она достаточно быстрая (всего несколько секунд нужно для запоминания связи) и пластичная – связи могут стираться, могут замещаться другими связями (затираться). Важно то, что человек может полностью контролировать процесс запоминания и припоминания в ассоциативной памяти зрительного анализатора. На этом основана мнемотехника.

По своим свойствам этот вид памяти очень похож на свойства голограмм (особенно безопорных голограмм). Что дает нам основание предполагать голографические принципы ассоциативной памяти. Особенно ярко голографические свойства памяти проявляются при припоминании – мгновенное узнавание, мгновенное извлечение информации из мозга по стимулу.

Отсутствие перебора и сравнения при поиске информации в мозге – важнейшее отличие памяти мозга от памяти компьютера, который всегда использует перебор и сравнение при поиске информации в памяти (но делает это очень быстро, поэтому кажется, что мгновенно).

Есть и второй вид памяти мозга – рефлекторная память. Этот вид памяти хорошо описан во всех учебниках. Грубой аналогией рефлекторной памяти может быть спайка двух проводов – прямое соединение нервных клеток путем образования зоны синапса (химическая передача электрических импульсов от клетки к клетке).

Два вида памяти (в разных анализаторных системах) взаимодействуют, создавая сложную и запутанную картину работы памяти человека.

Хорошо известна и изучена кратковременная память в слухоречевом анализаторе (Г.Эббингауз), которая по свойствам и по механизмам принципиально отличается от ассоциативной и рефлекторной памяти. При работе этой памяти связи не образуются. Она основана на остаточной активности нервных клеток. Стимула уже нет, но нервные импульсы некоторое время продолжают циркулировать по клеткам, благодаря медленной химической передаче импульсов в зоне синапса. После восприятия новой порции информации, кратковременная память полностью вычищается. В памяти мозга при этом ничего не остается. Магическое число 7 в психологии связано именно с кратковременной памятью, которая памятью, по сути, не является.

 

Учим образные коды трехзначных чисел!

Он-лайн тренажер Пи-18000. Инструкция на сайте

http://mnemonikon.ru/pi_18000/instr.html

В.Козаренко

(c) 2002-2012, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemonikon.ru/
Обратная связь(support@mnemonikon.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.



В избранное