Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о памяти и способах запоминания Опыт с долговременной памятью


Среда, 19.04.2017. Выпуск 209

Лаборатория памяти. Опыт с долговременной памятью

Речь идет о сохранении в памяти ранее заученных музыкальных пьес. Немного теории…

При запоминании музыкальной пьесы работает так называемая «память рук», двигательная память. Простейший опыт доказывает, что двигательная память не работает изолированно. Двигательная память функционирует под контролем памяти зрительного анализатора.

Если при исполнении музыкальной пьесы вы будете вспоминать зрительные ассоциации, в исполнении появляется много ошибок или оно вообще становится невозможным. Воображение не может быть занято двумя вещами одновременно. Либо ваше воображение контролирует воспроизведение пьесы, либо показывает вам ассоциации с датами или телефонными номерами.

Значит, закономерности сохранения способности исполнять музыкальную пьесу наизусть относятся не столько к памяти двигательного анализатора («память рук»), сколько к памяти зрительного анализатора, который контролирует «память рук». Какие же это закономерности?

Я выучил наизусть несколько музыкальных пьес средней сложности для классической гитары. Довел исполнение до нормального уровня (для любителя). После этого убрал гитару в кладовку на 4 месяца! Ровно 4 месяца я не прикасался к гитаре. Интересно было проверить, смогу ли я сыграть выученные ранее пьесы наизусть, по памяти, без нот?

Достаю гитару, пытаюсь сыграть «Вчера» (Битлз). Результат? Даже не знаю с чего начать, не помню, на какую первоначальную позицию поставить руки. Первое впечатление, что пьеса полностью забыта. Её воспроизведение невозможно.

Беру ноты. Разучивать пьесу заново не нужно. Достаточно легко играю пьесу по нотам, но допускаю ошибки в некоторых местах. Несколько раз играю по нотам.. С каждым разом все увереннее. И примерно через 30 минут повторения по нотам легко воспроизвожу пьесу по памяти.

Замечаю интересный эффект. После длительного перерыва, с последующим повторением по нотам, пьеса воспроизводится мною более качественно, чисто, чем четыре месяца назад.

Так как двигательная память контролируется памятью зрительного анализатора, делаем вывод, что и при длительном забвении зрительных ассоциаций, они быстро восстанавливаются при непродолжительном повторении, при повторном восприятии «с листа». Ранее созданные ассоциации не нужно создавать заново, даже если кажется, что вы их полностью забыли.

Если бы у меня не сохранились ноты музыкальной пьесы, у меня не было бы возможности повторить пьесу по нотам. И я бы думал, что пьеса безвозвратно потеряна для памяти. Рецепт простой. Сохраняйте ноты всех музыкальных произведений, которые вы заучиваете. И вы всегда сможете очень быстро восстановить их воспроизведение по памяти, даже после очень длительного перерыва.

Аналогично следует поступать и с информацией, которую вы запоминаете с помощью мнемотехники. Сохраняйте первоисточник информации и заметки о способах кодирования (зарисовки, мнемоплан). И даже после нескольких лет забвения информацию не придется запоминать заново. Она может быть восстановлена очень быстро. Достаточно просмотреть на бумаге ранее созданные образы и связи между ними.

Форум Мнемотехника GMS

http://jiordanoms.forum2x2.ru/

Сайт рассылки

http://mnemonikon.ru

В.Козаренко

 

(c) 2002-2015, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemonikon.ru/
Обратная связь(support@mnemonikon.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.



В избранное