Все выпуски  

Все о памяти и способах запоминания


№ 244. 12 марта 2020 г.
Как запоминать конспекты?


Можно ли исключить технические упражнения?

В старом курсе GMS «Мнемотехника шаг за шагом», 2002 года, было очень много технических упражнений на запоминание последовательности отдельных элементов – числа, слова, слоги.

В новом курсе мнемотехники автор постарался сократить количество таких упражнений. Совсем без них нельзя. Надо на чем-то отрабатывать разные приемы запоминания. Так, мы запоминаем последовательности двузначных чисел методом Цицерона, под порядковыми номерами. Это делается для заучивания образных кодов чисел и для формирования навыка запоминания – способности эффективно запоминать не менее 10-ти минут. Интересующиеся спортивным запоминанием получают необходимую информацию и навыки, чтобы затем самостоятельно заниматься этим увлекательным делом. Дальше – по аналогии. Запоминайте не сто чисел, а 1000 двузначных чисел. Для этого нужно сформировать в памяти не 100 опорных образов, а 1000 опорных образов методом Цицерона. И запоминать не 10 минут, а 100 минут непрерывно. Из мнемотехники нужно всего два метода: образные коды и метод Цицерона. Обговариваем и разные «примочки» конкретно под такое запоминание. Многоэтажные локи на длинной дистанции, чтобы незаметно повторять связи в процессе запоминания (запоминание на части опорных образов по кругу). Или запоминание на опорный образ сразу несколько образов, для сокращения времени запоминания на коротких дистанциях.

По кирпичику в память

В основном курс мнемотехники ориентирован на запоминание учебной информации. Для этого нужно владеть гораздо большим набором методов, чем для запоминания чисел. Курс состоит из трех частей. В первой части рассматриваются теория памяти и мнемотехники, базовые приемы запоминания. Во второй части – десятки разнообразных техник запоминания. Нужно быть готовым запоминать любые данные, которые могут встретиться в разных учебниках. Третья часть курса посвящена техникам запоминания для изучающих иностранные языки. Туда входят семь техник запоминания иностранных слов, запоминание грамматики, запоминание сложных алфавитов, транскрипции, правил чтения английского языка, техника дословного запоминания фраз.

Для чего мы вообще изучаем мнемотехнику? Чтобы применять её в школе, институте, на курсах. Чтобы уметь запоминать конспекты учебников или конспекты уроков. Так как же запоминать разные конспекты? Как применять мнемотехнику к реальному учебному материалу? Вот этим мы и занимаемся на курсе! Берем фрагмент учебника физики и запоминаем десяток параграфов на основе оглавления. Дальше любые учебники – по аналогии. Берем конспекты двух занятий с курсов японского языка и запоминаем их очень подробно, на конкретных примерах анализируем запоминание грамматики и фраз. Берем пару уроков из учебников английского языка и на их примере запоминаем и анализируем техники. Грамматику из уроков (конспектов) можно запоминать разными способами. Можно запомнить грамматические правила отдельно. Но можно их специально не запоминать, заменив дословным запоминанием фраз. Вспоминая фразы можно извлечь их них сами грамматические правила. Как применять мнемотехнику к изучению языков программирования? Опять же берем конспект занятия с курсов программирования и подробно анализируем технику запоминания, запоминаем.

Объяснять техники на словах бесполезно. Все равно от этого в голове ничего особенно не прибавится. Нужно начать запоминать реальную учебную информацию, нужно пропустить её через свою память, постепенно вырабатывать привычку записывать конспекты не в тетрадочки, а непосредственно в свою память. Упражнения не столько сложные, сколько непривычные. Не привык человек конспектировать прямо в свою память. Нужно буквально за уши протащить через десяток параграфов учебника, через пару конспектов японского, английского, программирования. Чтобы ученик убедился, что мнемотехнику можно использовать не только для запоминания 1000 цифр числа Пи или шариков на телевизионном шоу, но и каждый день в процессе обучения в школе, институте, на курсах. Разумеется, число Пи и шарики вы тоже научитесь запоминать. Это гораздо проще, чем запоминать конспекты. Это как гаммы в музыке, технические, тренировочные упражнения, которые, к сожалению, никак нельзя полностью исключить из курса мнемотехники.

В.Козаренко

Суперпамять. Обучение в группах он-лайн и заочно.
Открыт набор в группу с 16 марта 2020 г.

Заходите в гости

   

(c) 2002-2020, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemonikon.ru/
Обратная связь(support@mnemonikon.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.


В избранное