Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продвинутая психология для совершеннолетних.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Vital P'Art - Продвинутая психология для совершеннолетних.

Правда и ложь Интернета

Ну вот, можно вздохнуть с облегчением - дипломная работа написана. Практическая
часть готова, гипотезы подтверждены, цели выполнены, работа должным образом
оформлена, правильные колонтитулы и правильные отступы учтены, титульный лист
приложен, так что можно радоваться жизни. Практическую часть, в силу ее скучности
и обилия цифр, которые, по всей видимости, говорят о чем-то важном, я публиковать
не буду. Во всяком случае, в явной форме. А когда все благополучно закончится,
выложу диплом на сайте в архиве: кто захочет, тот скачает и узнает, чем отличается
обман в Интернете от обмана в офлайне, кто обманывает чаще и как именно обманывает.
Если интересно.

Кстати говоря, я таки разобрался с этим хитрым эффектом Хоторна, и хотел бы
для вас кое-что уточнить. Как оказалось, изначально я неверно планировал программу
исследования, так что по ходу действия ее пришлось изменять. Но это последнее
не очень важно, а вот об эффекте Хоторна гораздо интереснее. Эффект Хоторна
- это такие действия испытуемых (то есть ваши действия, так как вы прислали
мне замечательно много результатов, и ответы приходят до сих пор!), которые
согласуются с предметом и целями исследования. Внимание! То есть, другими словами,
получается вот такая хитрая штука: если вы получили на все или больше половины
вопросов ответ "нет", то вы демонстрируете вот этот самый эффект Хоторна, или
специфичный вид социально желаемого поведения, когда вы сообщаете тот результат,
в котором заинтересован исследователь (то есть я:-). Изучаю я ложь - значит,
ответы будут такие, будто люди только и делают, что врут. Изучаю агрессию -
сплошная агрессия в результатах. Однако, хитрость заключается в том, что если
вы получаете другие результаты (когда на все или больше половины вопросов отвечаете
"да"), то вы тоже демонстрируете социально желаемое поведение, но другую его
разновидность, когда испытуемый выбирает такие ответы, которые более привлекательны
в глазах общества (и, в первую очередь, исследователя). Итак, что получается:
если большинство ваших ответов - "нет", то вы сообщаете такие результаты, в
которых заинтересован экспериментатор. А если вы выбираете "да", то сообщаете
результаты, которые бы он одобрил, иначе ведь он может подумать невесть что,
если ему признаться, что с поведением у вас в школе было не очень, что в детстве
вы были непослушными, и так далее. Вот такой бред. Если когда-нибудь какой-нибудь
ученый докажет, что средние результаты между наибольшими выборами тоже недостоверны
в силу какого-нибудь специально придуманного и обнаруженного эффекта, то большое
количество экспериментов станет просто невозможными, так как, независимо от
результата, эффект будет один и тот же - все есть некоторый эффект, и никакой
из полученных результатов нельзя назвать достоверным.

Случаются эксперименты намного веселее, чем этот, который связан просто с вопросами
и ответами. Иногда устраиваются целые спектакли. В 60-е годы один социальный
психолог, Милгрэм, изучал проблемы послушания и доверия к авторитету. Вот что
он придумал: он объявил всем испытуемым, что хочет изучить воздействие наказания
на заучивание слогов. Испытуемые играли роль учителей, которые должны наказывать
ученика все более и более сурово за каждую новую ошибку. Наказание осуществлялось
электрическим током, от 150 до 450 вольт. Учениками же выступали специально
подготовленные и проинструктированные товарищи, которые сидели в соседней комнате
и, в соответствии с силой тока, которую прописывал учитель, изображали боль,
то есть вопили так, чтобы их учитель мог это слышать. Так вот, испытуемые, ничего
не знающие о том, что никакого тока нет и все вопли вымышленные, добросовестно
долбили своих учеников током от 150 до 300 вольт под чутким руководством хитрого
Милгрэма, несмотря на вопли "боли" своих учеников, которые они слышали. А испытуемые,
кстати, были не простые, а специально подобранные - всякие миролюбивые люди,
отцы семейства, и так далее. Дубасят, значит, миролюбивые люди током своих учеников,
слышат их вопли, и продолжают усиливать силу тока. А почему? А потому, что руководитель
эксперимента просил продолжить эксперимент. Мол, давай, давай, учи дальше, эксперимент
еще не закончен. Таким вот образом было наглядно показано, как люди могут подчиняться
вышестоящему авторитету и совершать самые тягчайшие преступления, которые порой
кажутся необъяснимыми. Милгрэм потом показал это по телевизору: вот, дескать,
что бывает, когда люди, уважая вышестоящую власть, теряют критичность к их действиям
и приказам.

Но возвращаясь к эффекту Хоторна, - слава Богу, что пока эффект среднего или
усредненного социально желаемого поведения никто еще не придумал, поэтому я
благополучно выкрутился - взял те результаты, которые стремятся к среднему значению,
- и давай на них жениться! Вы уж сильно не сердитесь, что так вышло, потому
как я и сам был не готов к такому повороту дела. По ходу дела мне пришлось пересмотреть
методику проведения исследования, пересмотреть полученные данные, сделать другие
выводы. Изначально ведь я что думал? Что ложь в обычной жизни и ложь в Интернете
ничем принципиально не отличаются. Виртуальный мир - это аналог мира реального,
и обман там ничем не может отличаться от любого другого обмана: хоть в общении
между друзьями, хоть при продаже подсолнечного масла. Хотя и имеет свою специфику.
А что получилось в результате? Что ложь в Интернете ничем таким не отличается
от обычной лжи! Нюансы имеются, различия кое-какие просматриваются, но вот принципиальных
различий - никаких! А то почитаешь некоторых, так волосы шевелиться начинают:
мол, Интернет - это такое нечто, что там вообще невозможно отличить, где правда,
а где ложь, и тому подобное. Возможно, еще как возможно! А самое важное, самый
главный для меня результат, который я получил - это вывод: где бы ни были, в
Сети или вне ее, вы всегда и вполне определенно понимаете, что обманываете.
Ложь порождают люди и нет смысла убеждать меня, что это делает Интернет как
некоторая самодостаточная данность. Как сам по себе не лжет и не лжив телевизор,
но он легко выступит ретранслятором правды или лжи, а вы попробуйте, разберитесь,
что там есть что.

Еще раз большое вам спасибо за ваши письма (которых я за этот непродолжительный,
но очень интерактивный, дипломный период получил около 500), за все присланные
замечания, уточнения, материалы, ответы на вопросы теста, а также ваши примеры,
иногда весьма приватного характера. Я бы, знаете, наверное, не решился бы на
некоторые:-) Еще раз повторю, что все ваши примеры останутся в тайне и нигде
не будут опубликованы (я их в дипломе вынес в отдельное приложение под индексами
- N1, N2, и так далее), кроме одного-единственного экземпляра - диплома. Если
бы не вы и не ваша помощь, то ни за что бы я, наверное, не написал дипломную
работу (66 страниц) за 12 дней. Низкий вам поклон. А значительное количество
собранных за это время публикаций на тему лжи и обмана, я постепенно соберу,
обработаю, и выложу в библиотеке на своем сайте. Так что заходите иногда. Надеюсь,
что сможете выбрать для себя что-нибудь интересное. Список всех доступных статей
я пришлю в одной из следующих рассылок.

Кстати, могу ли я понимать, учитывая то количество полученных писем, что тема
лжи, обмана, сокрытия и определения неправды, - это очень интересная и актуальная
тема? Имеет ли смысл ее продолжить? И если имеет, то какие аспекты вы хотели
бы затронуть в первую очередь? А то сейчас все пишут, как круто все проверяется
на детекторе лжи и как гарантированно он все выявляет. Мне почему-то кажется,
что это слишком оптимистичное заявление. А вы как думаете? В общем, жду ваших
писем и пожеланий относительно лжи и обмана, если таковые имеются. Благо, что
сейчас я "в теме".

С уважением, Вит Ценев.

URL: http://novocybersk.ru/vital/index.php3
e-mail: stomenov@mail.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное