Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продвинутая психология для совершеннолетних.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Vital P'Art - Продвинутая психология для совершеннолетних

01 июля 2001 года

ПСИХИКА РАЗНЫХ ПСИХОВ
---------------------
Важно: вообще-то этот материал не предназначен для рассылки, так как он идет
с рубрики "Ассортированное" сайта Vital P'Art, где содержится совершеннейший
бардак в мыслях и комментариях. Но как-то получилось, что сегодняшний выпуск
получился цельным, поэтому я решился его отправить.

Все выпуски "Ассортированного", если кому интересно, находятся по адресу:

http://psyberia.ru/misc

По многочисленным просьбам в рассылке теперь указывается дата: говорят, так
удобнее. Надеюсь, что это действительно так...
-------------------

Меня тут спрашивали: есть ли отличие между «психическим» и «психологическим»,
и если есть, то что это может быть? Честно говоря, искать ответ в учебнике по
общей психологии мне было лень, да и не люблю я общую психологию, не легла она
мне... Читал я ее, читал, пока учился, да и до учебы еще книжки покупал, читал,
– ничего не понял. Некоторый вот дядя говорит, что психологию можно разделить
на такую-то и такую-то: например, объясняющую и понимающую. Интересно, какой
вывод я должен сделать? Что та психология, которая что-то объясняет, ничего
не понимает из того, что объясняет? А та, которая понимает, – она, вероятно,
все понимает, но ничего не может объяснить?

Или вот «толковое» определение бессознательного. Бессознательное – это совокупность
психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии
которых человек не дает себе отчета. Отлично! Что это нам объясняет? А ничего
не объясняет. Представим простенькую ситуацию: некто Егор подходит сначала к
Игорю, а потом к Сереже и протягивает не одну руку для рукопожатия, а сразу
обе. Знаете же, как это бывает? Человек одну руку пожимает своими двумя, этакий
жест радушия и расположения. Исследователи жестов подчеркивают, что такое рукопожатие
на порядок повышает доверие и расположение к этому человеку... Так вот, Игорь
совершенно не знает, что такое рукопожатие может быть искренним, а может быть
и психологическим приемом, которым человек пользуется сознательно. Он, значит,
пожимает руки Егора и незаметно чувствует наступление счастья и дружелюбной
расслабленности от нового знакомства. Но в это же самое время Сережа, как оказалось,
подкован в вопросах психологии, и когда ему протягивают обе руки, он внутренне
морщится и думает про себя: «ну надо же, нашелся тут, психолог да распсихолог,
мною манипулировать пытается», и после этого чувствует раздражение и неприязнь.

Что же получается? Что у Игоря бессознательного больше, чем у Сергея? Да нет,
конечно, у них его примерно поровну. Или получается, что все зависит от ситуации:
если чего-то не осознаешь, но влияет, то сразу и бессознательное набросилось?
Тогда получается, что у человека одно сплошное бессознательное, так как он может
не осознавать любые воздействия, включая свист колотушки осерчавшей супруги.
А можно и наоборот думать, что у человека одно сплошное сознание, а то, что
он чего-то там не осознает – это вопрос временный. Шепни Сергей Игорю до рукопожатия,
что оно производит такой интересный психологический эффект, и не было бы никакого
бессознательного. Но шепнуть можно про все что угодно, и даже вспомнить, как
вы ели мороженое в три года. Тогда, наоборот, вроде бы нет бессознательного,
а есть только сознание, потому как осознать можно все что угодно, а не осознается
все оптом только потому, что на это требуется слишком много времени.

Вот вам задачка: предположим, в вашем кармане лежит рубль и вы об этом не знаете,
и думаете, что у вас рубля нету и вы совсем бедный. Карман с рублем олицетворяет
бессознательное, а ваша уверенность в том, что этого рубля у вас не имеется
– соответственно, сознание. И вдруг вы засунули руку в карман и обнаружили там
рубль. Вопрос: где теперь у вас бессознательное? Куда оно делось?

В общем, не согласен я с таким определением. А соглашусь с таким, если будет
добавлено ко всему сказанному, что бессознательное остается бессознательным
лишь в некоторый момент времени. Бессознательное постоянно становится осознаваемым
и таким, в чем человек может давать себе отчет, а некоторое другое станет бессознательным,
– и так до бесконечности. Поэтому я иногда поминаю в своих заметках слово реология:
в нашем случае это что-то вроде науки о деформации и текучести психической энергии,
где в любой отрезок времени любая часть осознанного внешнего мира может стать
неосознанной, а любая неосознанная, напротив, осознанной. И этот процесс перевоплощения
одного в другое не прекращается ни на минуту.

Вот, например, вы дышите – как? Осознанно? Сознательно? Отдаете себе в этом
отчет? Сейчас уже осознали, а до этого это проходило совершенно мимо вашего
внимания. Через пятнадцать минут нечто более важное и интересное переключит
ваше внимание и вы опять забудете отдать себе отчет, что вы дышите, и что ваши
легкие вдыхают и выдыхают, вдыхают и выдыхают... Я бы не рискнул сказать, что
дыхание бессознательно, так как вы можете осознать его в любое мгновение. Я
бы также не сказал, что оно осознанное, так как все время отдавать себе отчет
о том, как вы дышите, совершенно не обязательно.

Ну вот, после такого вступления я, собственно, готов пояснить, как я это понимаю,
различие между «психическим» и «психологическим». Различие это имеется, и различие
очень существенное. Слово «психическое» происходит от слова «психика», а слово
«психологическое» – от слова «психология». Так как психика – материя весьма
туманная, то часто возникают всякого рода путаницы, но если вы, для простоты
и удобства, приравняете психику к какому-нибудь органу, – например, сердцу,
– то все станет гораздо проще. Есть некоторый предмет познания и область знания,
то есть психика (предмет познания), которую изучает психология (область знания),
или сердце (предмет познания), которое изучает кардиология (область знания).

Технически существует и то и другое, и, одновременно, может не существовать.
Предмет познания может инициировать область знания, то есть существование морковки
может родить научную дисциплину – морковкология или морковковедение. В свою
очередь область знания может родить предмет познания: умозрительное представление
о чакрах или третьем глазе может, в конце концов, весьма точно указывать на
те места, где все эти дополнительные чудеса содержатся. В некотором месте у
человека сахисрара и в некотором другом – манипура. Многие вещи мы не в состоянии
переживать непосредственно, и можем лишь соглашаться с теми областями знания,
которые их предполагают или доказывают.

В разных случаях «психическое» и «психологическое» могут, как это ни странно,
означать или одно и то же, или весьма разные вещи. Например, если вы, посмотрев
фильм про Чапаева, замените слова «психическая атака» на «психологическую атаку»,
то ничего не изменится: и психическая, и психологическая атаки в данном случае
– совершенно одно и то же. Последнее, впрочем, чуть более точно указывает, что
использовалось именно знание о сильных и слабых сторонах человеческой психики
и умение особым образом на нее воздействовать. Но это уже нюансы, в которые
можно и не вдаваться.

Можно сказать, что у некоторого Сидора Сидоровича психика пошаливает, как можно
и сказать, что пошаливает сердце или печень. Но нельзя сказать, что пошаливает
психология, так как психология – это как раз понимание и есть, что психика может
пошаливать. Понимание может определить пошаливание, но само оно не шалит.

Можно сказать так: слушай, странная у тебя все-таки психология. Это значит,
что одни человек, которому так говорится, необычным образом формализует и упорядочивает
свои психологические знания о мире. Если опять же перевести на язык сердечной
деятельности, то никак не скажешь: мол, странное у тебя сердце (психика), а
скажешь, что – странно оно у тебя бьется (психология). Сердце – это психика,
а то, как оно бьется – это уже психология.

Или вот еще хороший пример: одному человеку говорят – слушай, ты полный псих,
– а второму – э-э, да ты очень толковый психолог. В первом случае речь идет
о предмете познания, свойства которого оказались неожиданными для наблюдателя.
Во втором – говорится об области знания (психология), которая хорошо понимает
предмет познания (психику разных психов). Псих в этом случае – это, образно
говоря, молоток, а психолог – тот, кто умеет этим молотком правильно пользоваться.
Иногда, как я уже рассказывал, в очень буквальном смысле слова:-))

С уважением, Вит Ценев.

URL: http://psyberia.ru
E-mail: forvit@yandex.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное