Территория самопознания

  Все выпуски  

502. Много-много любви


Предыдущие выпуски: Архив рассылки
 
Территория самопознания


502. Много-много любви
 
 

Близится конец учебного года, который сопряжен с итоговыми работами, увеличением нагрузки и дополнительным стрессом.

С детей в настоящее время очень много требуют и ждут: они должны знать иностранные языки, хорошо разбираться в точных науках, для гармоничного развития заниматься музыкой и спортом. А ещё желательно участвовать в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, побеждать и выигрывать. Родители словно соревнуются в успешности своих детей, которым нельзя просто погулять, пообщаться с друзьями, ничего не делать. Это воспринимается как пустая трата времени. В ответ на такую загруженность и плотное расписание подростки не хотят ничего, кроме телефона, соцсетей и чтобы их оставили в покое.

Непонимание между взрослыми и детьми все больше, отчуждение нарастает. А если ты подросток, у которого меняется тело, становится сложно принять себя нового. Ко всему прочему не складываются отношения со сверстниками, педагогами, и еще и дома родителей интересуют только оценки, достижения и поел ли ты сегодня что делать, где найти понимание и поддержку? Часто такое положение ребенка приводит к большей замкнутости, пассивному или активному бунту, опасным контактам в соцсетях, желанию выделиться любой ценой.

В нашей очередной рассылке мы подобрали книги, которые помогут родителям найти общий язык с их взрослеющими детьми, а подросткам научиться справляться со всё возрастающим стрессом.

Книга «Дочь-подросток» подскажет, как гармонично общаться с подрастающей девочкой, в организме и психике которой происходит множество серьёзных трансформаций.

Если ваши дети обладают повышенной чувствительностью, то в «Трудном подростке» вы найдёте важные рекомендации по тому, как реагировать в сложных ситуациях на поведение ребёнка, чтобы это сближало вас, а не отдаляло друг от друга.

«Руководство по выживанию для подростков» поможет уже самим детям успокоить ум и освободиться от страхов и повышенной тревожности.

А в рабочей тетради «Я не злой, я просто псих» подросток обнаружит разнообразные задания и техники, чтобы научиться справляться с сильным гневом.

Люси Хеммен «Дочь-подросток. Экспресс-курс по разрешению конфликтов, общению и установлению связи с ребенком»

Люси Хеммен – доктор философии, лицензированный клинический психолог. Уже более 20 лет она работает с подростками и родителями – занимается частной практикой и ведет приемы. Она помогает людям справиться с такими проблемами, как депрессия, стресс, тревога и травма, а также работает с молодежными сообществами.

https://www.ozon.ru/product/doch-podrostok-ekspress-kurs-po-razresheniyu-konfliktov-obshcheniyu-i-ustanovleniyu-svyazi-150383512/

Дети растут и меняются очень быстро. И правила поведения, которые работали с 10-летней девочкой, не сработают с барышней, находящейся в подростковом возрасте. Поэтому родителям тоже необходимо меняться по мере того, как растет их ребенок.

В книге предлагаются готовые сценарии, чтобы общаться с подрастающей девочкой дружелюбно и с пониманием, и упражнения, которые помогут вам контролировать свое поведение в состоянии стресса (когда хочется взорваться, накричать и отругать).

Пытается ли ваша дочь-подросток справиться с давлением в школе, первой неразделенной любовью, уходом за своим телом или зависима от компьютера и телефона – эта книга предлагает практические советы, чтобы помочь ей в этот непростой для нее период.

ЭКСПРЕСС–КУРС ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СВЯЗИ
В течение подросткового возраста дочери вы пройдете через многие изменения во взаимоотношениях в семье. Отношения, которые казались естественными и удовлетворительными, могут быть отброшены из-за настроения вашей дочери, ее расписания или нежелания общаться. Остановитесь на этом подольше, потому что самое важное, что вы можете дать дочери-подростку, – прочные отношения с вами. Даже если это и не будут сближающие вас моменты и душевные разговоры, в целом связь между вами, полная любви, поможет ее здоровому развитию, как ничто другое.

Вы можете заметить:
– Она все чаще находится в своей комнате с закрытой дверью.
– У нее бесконечное желание общаться с друзьями, но с вами она не согласится пойти в продуктовый магазин. Она скорее будет сидеть в машине и писать СМС.
– Мирные отношения могут превратиться в конфликт за одну секунду.
– Уровень ее активности может меняться от очень высокого (нет времени на вас и ваши просьбы) до полной инертности (вы боретесь с желанием проверить у нее пульс).
– Связь уже не такая, какой была. Она редко советуется с вами и раздражается, когда вы пытаетесь получить доступ к ее жизни.

Вы важны
Как бы вам иногда ни казалось, но ваша дочь-подросток хочет крепкой связи с вами и нуждается в ней. В 2007 году Associated Press и MTV взяли интервью у почти 1300 молодых людей в возрасте от 12 до 24 лет и узнали, что большинство подростков больше всего счастливы в семье и чаще чувствуют себя счастливее с родителями, чем с друзьями. Угадайте, кого большинство подростков записали как своих героев в том же «Исследовании счастья молодежи»? Родителей! (Associated Press – MTV). Так что не важно, насколько сильно вас ранят ее колкие ответы, смотрите за пределы ее колючего отношения и помните, что в глобальном смысле вы важны.

Самое важное, что вы можете дать дочери-подростку, – это прочные отношения с вами.

Вот еще хорошие новости. Опрос YMCA родителей и подростков «Разговоры с подростками», заказанный для конференции Белого дома по подросткам в 2000 году, выявил: 78 процентов подростков говорили, что в случае необходимости обращаются к родителям. Подростки в три раза чаще, чем родители, называли самой большей проблемой «недостаток времени, проводимого вместе» (YMCA 2000). Если вас удивляют эти открытия, вы в этом не одиноки. Подростковые годы детей могут заставить родителей усомниться в их собственной важности.

Тогда и теперь
Тесное общение с вашей дочерью, когда она была маленькой, было естественным и простым. Единственным испытанием было то, сколько раз вы могли сыграть в Candy Land, не сойдя с ума. Ваш любопытный компаньон со сверкающими глазами мог даже утомительные задания превратить в приключения. Дни начинались с объятий с вашей малышкой и заканчивались ее головкой, оставляющей влажный след на вашем плече. Даже при стрессе и крайней усталости многие родители испытывают в эти ранние годы ни на что не похожую близость и любовь.

Теперь она подросток. К счастью, трансформация происходила какое-то время, так что вы уже успели при необходимости ко многому приспособиться. Например, ей не нравится легкое похлопывание по попе, как было раньше, и вы не можете называть ее пирожком в присутствии ее друзей. Есть мгновения, когда она удивляет вас взрывом любви, за которыми следуют минуты, когда ее сердитый взгляд заставляет задуматься, не выделяете ли вы какой-нибудь токсичный феромон, отталкивающий дочь. С грустью вы вспоминаете дни, когда она вся начинала светиться, лишь завидев вас.

Изменения повсюду, и вы можете быть в замешательстве от того, как на них реагировать. Ваш некогда жизнерадостный ребенок может быть мрачным и отдалившимся на семейных посиделках, которые ей так нравились раньше. Из королевы района она стала королевой уединения в комнате. Вы также столкнетесь с ее странными решениями, в которые вам так сложно поверить: «Действительно, милая? Ты лучше останешься в этом душном автомобиле, чем пойдешь в магазин со мной?». Да, очевидно, это так.

В некотором смысле ваша дочь полностью зависит от вас, но иногда она вас отталкивает. В то время как глубоко внутри она хранит вашу историческую связь, поддержание отношений с вами уже не имеет первостепенного значения. В действительности, если вы были справедливым и любящим родителем, она может считать вас чем-то само собой разумеющимся. Верите или нет, но это комплимент вам.

Как и многие поколения подростков до нее, вашей дочерью движут две задачи развития: культивирование личности и получение независимости. Если и есть легкий, приятный способ научиться этим фундаментальным элементам взрослой жизни, то немногие родители стали этому свидетелями. Процесс жизненно важен, но не красив. Если вы примете, что дорога периодически будет ухабистой, это поможет вам перейти от паники к гибкому поведению. Лучшее понимание ее ежедневных стрессов поможет вам сохранять ее настроение.

День в ее жизни
У непостоянного настроения и поведения вашей дочери есть много причин. Чтобы лучше установить с ней связь, даже когда она выходит из-под контроля, давайте проживем с ней ее день.

На ее месте
День вашей дочери длинный и разнообразный. Она не просто «идет в школу». Она сталкивается с эмоциональными, социальными и учебными трудностями с того момента, как просыпается, до того, как ложится спать. Вам не нужно знать обо всех деталях – вы просто должны понимать ее борьбу в целом. Когда дочь пытается справиться с различными испытаниями, она пользуется навыками, которые напоминают неполную колоду карт. Каждый день она пролистывает ее в поисках нужной карты для решения определенной проблемы: разговор с учителем, недопонимание с другом, чувство, что ее отверг человек, к которому она испытывает нежные чувства. Часто она хватает неправильную карту, что не удивительно, поскольку в развитии ей не хватает полной колоды.

Так как привлекательность, потребность в принятии и «нормальность» – ключевые приоритеты девочек-подростков, чувство недостаточности неизбежно. Не удивительно, что она так легко раздражается, когда приходит домой.

Не важно, насколько жизнерадостны и дружелюбны вы в конце дня, ее энергия обрушивается, и вы – ее «зона обрушения». Она устала проектировать свой идеальный образ. Ее спокойствие исчерпано, и с вами она может быть собой. В лучшем случае она может быть тихой или безразличной. Некоторые девочки, чтобы расслабиться, уходят в свою комнату.

Другие ищут общения, хотя не обязательно приятным способом. При стрессе и чрезмерной требовательности подростки часто выплескивают раздражение на родителей или братьев и сестер, которые, конечно, чувствуют, что на них нападают. Ведет ли себя ваша дочь в «зоне обрушения» предсказуемо или смешивает типы поведения, помните, что вы, скорее всего, самый важный человек в ее жизни.

Развеивая миф о неуважительном отношении
Так как ваша дочь – развивающийся взрослый с частично сформировавшимися стратегиями решения проблем, вы можете рассмотреть ее грубость в более продуктивном ключе. Тогда как некоторые ее стратегии могут быть искусными и правильными (наслаждайтесь этими моментами), другие, скорее, стоит назвать «провалами в решении проблем». Большая часть ее грубого поведения – в действительностинеудачное решение проблемы. Например, когда вы комментируете ее плохое отношение к брату или сестре, мокрое полотенце на полу или задание, которое она забыла выполнить, ваша дочь отвечает взрывом грубых слов, отсутствующим, смущенным или враждебным выражением лица или физическим и эмоциональным отдалением.

Упражнение «Поведение подростков, которое расценивается мной как неуважительное»
Подумайте, когда в последний раз вы чувствовали неуважительное отношение дочери. Перечислите виды поведения, которое расценивается вами как неуважительное.

Неуважение = кризис решения проблем
Когда вы чувствуете, что дочь к вам неуважительно относится, попробуйте этот новый способ взглянуть на ее поведение: неуважение равно кризису решения проблем. Поведение дочери, которое вы интерпретируете как неуважение, может оказаться проявлением ее нервозности. Она не может найти решение. Чтобы понять это, вспомните, когда в последний раз вы были грубы, неуважительны с кем-то. Насколько разумным, решительным, уверенным и способным чувствовали себя в тот момент? Скорее всего, вы были эмоционально перегружены или умственно и физически истощены. Перегрузка сказалась на ваших силах. Таким же образом различное давление является причиной срывов вашей дочери, так что полезно смотреть глубже. Ваше напоминание поднять полотенце может стать последней каплей. Дело не в том, что неспособность справиться с проблемой извиняет грубое поведение, а в том, что эта неспособность движет грубым поведением. Грубость подростков часто абсолютно не связана с неуважением.

Как справляться с кризисом решения проблем: отдаление vs приближение
Если поведение вашей дочери отражает кризис решения проблем, вы все равно можете реагировать на это. Неспособность справиться с проблемами не является разрешением грубить. Но теперь, когда вы рассматриваете дочь как ребенка, переживающего кризис решения проблем, ваша реакция на ее поведение может быть более сочувственной, умелой и успешной. Избегание воинственного настроения поможет вам эффективнее общаться, и это не позволит ей воспринять ваше послание с гневом и раздражением.

Грубость подростка часто абсолютно не связана с неуважением.

Когда вы действительно злитесь, поменяйте точку зрения, применив такой образ: представьте, что вы держите фотоаппарат. Гнев наводит фокус на «приближение», вы видите лишь несколько деталей большой картины. Например, вы близко смотрите на тот факт, что она опоздала, или оставила за собой беспорядок, или просто ужасно с вами обошлась. Так как при «приближении» вы не рассматриваете контекст, ваш гнев разгорается. Теперь, если вы переведете воображаемый фокус на «отдаление» (легче сказать, чем сделать), фокусировка смягчается, и поле зрения расширяется. Она опоздала, потому что задержалась на занятиях, оставила беспорядок, потому что проспала и вскоре собирается прибраться. Она взорвалась, потому что почувствовала, что вы ее критикуете, и в этот момент не могла найти лучшего решения. Опять-таки вы не признаете такое поведение правильным. Вы снижаете степень конфликта и совершенствуете свой подход за счет рассмотрения более широкого контекста.

Ваш мозг может приближать и отдалять фокус. Способность делать и то и другое называется когнитивной гибкостью, и это очень полезный навык. Осознание того, что вы слишком «приблизили» фокус, позволяет вам выбрать «отдаление» и получить преимущество более широкого контекста. Контроль над своим дыханием и расслабление напряженных мышц помогают смягчить гнев и лучше справиться с вызовом.

Когда вы будете применять в воспитании вашего ребенка такой новый навык, как когнитивная гибкость, не отчаивайтесь, если для достижения положительного результата потребуется какое-то время. (Если вы родитель «трудной» тринадцатилетней девочки-подростка, это может занять годы.) Даже если в настоящий момент поведение дочери вас не устраивает, гордитесь, каким ярким примером того, как вести себя при стрессе, вы являетесь. Вы также культивируете доверие и вносите в ваши отношения доброжелательность.

***

Для родителей детей, которых многие бы назвали трудными, мы предлагаем следующую книгу. Она поможет лучше понять себя и своих детей и скорректировать собственные реакции в конфликтных ситуациях.

Патрисия И. Зурита Она «Трудный подросток. Конфликты и сильные эмоции. Терапия принятия и ответственности»

Патрисия И. Зурита Она – доктор психологии. Автор начинала свою работу как школьный психолог, затем продолжила ее в качестве клинического психолога, а в настоящий момент является сотрудником Центра поведенческой терапии Восточного побережья. У нее большой опыт в работе с детьми, подростками и взрослыми с расстройствами настроения, а также с пациентами, страдающими тревожным и обсессивно-компульсивным расстройством.

https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/1202486/

Все подростки (особенно с повышенной чувствительностью) временами демонстрируют проблемное поведение – нападки, отстранение, обвинения, обзывание, угрозы. Стандартные реакции родителя (гнев, давление авторитетом или ужесточение контроля) только усугубляют ситуацию. И вот вы уже сами становитесь «трудным» родителем.

Книга Патрисии Зуриты Она поможет вам:
– понять, что для вас является самым ценным в качестве родителя;
– проанализировать собственные реакции и отказаться от неэффективных шаблонов вашего обычного взаимодействия с подростком;
– работать с собственными сильными чувствами и научить этому подростка.

«Я ТЕБЯ ВИЖУ»: НАВЫКИ ПРИЗНАНИЯ
Давайте начнем эту главу с признания природы всех отношений и с того, что делает их успешными. Отношения – как живые существа, которые развиваются, меняют форму, трансформируются, и, чтобы быть успешными, они требуют внимания. Ни одни отношения не выживут без настроек, изменений и заботы со стороны людей, которые в них включены. Отношения с вашим подростком требуют внимания и, так как ваш подросток борется с проблемами эмоциональной дисрегуляции, им придется уделить еще больше времени. Наблюдая за тем, как развиваются отношения с вашим подростком, внося изменения, когда это возможно и необходимо, принимая тот факт, что у вас нет контроля над поведением подростка, вы будете улучшать его поведение и учить его тому, как поддерживать здоровые отношения.

Вот еще одно умение, важное для создания здоровых отношений: признание. Термин «признание» (appreciation) происходит от двух латинских слов: слова ad, означающего «в направлении», и слова pretium, означающего «ценность», «достоинство», «цена». Состоящее из этих корней слово означает способность ценить опыт, поведение, объекты других людей и даже ситуации, в которых они находятся. В отношениях с вашим подростком признавать его – значит учиться видеть его как целостную личность, а не только как человека, который ошибается, демонстрирует проблемное поведение и имеет кучу недостатков.

Признавать вашего подростка
Согласно АСТ, признание – это другое поведение, которое всегда можно практиковать, репетировать и развивать. Но некоторые родители, с которыми я работала, срослись с мыслью: «Если я буду хвалить своего подростка, я его избалую, он научится все делать только для того, чтобы получать награду или признание от других людей; его не нужно признавать просто за что-то, что он и так обязан делать». Давайте остановимся на минутку, чтобы посмотреть на влияние этой мысли на отношения с вашим подростком.

Упражнение: ухабы на пути признания
Давайте посмотрим на эти колдобины, которые встречаются на пути вашего родительского поведения.

1. Возьмите свой родительский журнал (дневник, в котором вы записываете наблюдения и результаты упражнений) и вспомните время, когда ваш подросток сказал или сделал что-то, что заставило вас улыбнуться, например, получил хорошую оценку или отклонил предложение друга покурить травку. Постарайтесь как можно лучше описать эту ситуацию в своем журнале.
2. Потом запишите, что вы делаете, придерживаясь убеждения: «Если я буду слишком много хвалить своего подростка, я его избалую. Он научится все делать просто ради награды или признания со стороны других людей».
3. Затем запишите, какими бывают краткосрочные последствия отношений с вашим подростком, когда вы поступаете, основываясь на этом убеждении.
4. Потом ответьте на вопрос: продвигают ли вас такие отношения к тому, чтобы быть таким родителем, каким вам хочется быть?

Прочитав свои ответы, проверьте действенность ваших родительских реакций на правило: «Я не должен хвалить своего подростка».

Если вы по-прежнему считаете, что подростка хвалить не надо, то есть еще две вещи, которыми я хочу с вами поделиться. Прежде всего, похвала – это просто форма признания образцового поведения, которое вы отмечаете, и, когда вы даете позитивный отклик на подобающее поведение – это способствует здоровой обратной связи между вами и вашим подростком. Хорошо адаптированные подростки вырастают в домах, где родители обеспечивают им эмоциональную обстановку, в которой присутствуют и позитивная обратная связь, и установленные границы (Patterson and Forgatch, 2005). Во-вторых, из-за проблем эмоциональной дисрегуляции ваш подросток воспринимает негативные комментарии более остро, чем другие, а не получая признания, похвалы или позитивной обратной связи, он лишается возможности учиться тому, как модифицировать и приспосабливать свое поведение относительно других людей, как это естественно делаем в отношениях мы все.

Не получая позитивной обратной связи, ваш подросток продолжает нуждаться в том, чтобы видеть смысл в поведении других людей, и поэтому может легко раствориться в оценках или мыслях-предсказаниях о том, что в отношениях с другим человеком сработает, а что – нет. Слияние со своим мысленным разговором и поведение без истинного понимания того, что нужно другому человеку, чего он хочет, к чему стремится, – это подобно тому, как учится робот. Чтобы научиться взаимодействовать с другими людьми, нужно получать и позитивную, и негативную обратную связь, чтобы организовывать наше социальное поведение, и это важнейший межличностный навык, особенно в вопросах эмоциональной чувствительности, когда эмоции постоянно то включаются, то выключаются.

Каждый раз, когда ваш подросток ведет себя подобающим образом и не получает от вас прямой обратной связи, он теряет возможность развивать естественное чувство того, как себя вести с вами или с другими людьми.

Если вашего ребенка не признают, он остро чувствует одиночество, изоляцию и покинутость, потому что не учится организовывать свои межличностные отклики, общаясь с другими людьми.

Я собираюсь попросить вас изменить свое родительское поведение, но за вас эти изменения никто произвести не сможет. Это момент вашего выбора: будете ли вы продолжать сливаться с этими не признающими мыслями или будете учиться новому родительскому поведению, чтобы суметь исправить отношения со своим подростком? Выбор за вами.

Вот первый шаг, чтобы признать своего подростка: заметить его в момент, когда он поступает хорошо.

Застать вашего подростка за хорошим поступком
Джон Готтман и Нэн Силвер (Gottman and Silver, 1999) – два терапевта и исследователя, которые провели самое длительное исследование в истории терапии пар в США. Их клиническая и исследовательская работа значительно повлияла на то, как терапевты сегодня работают с парами, и, в конце концов, их открытия стали решающими в помощи сотням и сотням пар, переживающих трудности в отношениях друг с другом. Вот важнейшее из множества их открытий про то, что поддерживает здоровые отношения: в успешных семьях отношение позитивных взаимодействий к негативным – пять к одному. Если сказать проще, то это значит, что одно негативное взаимодействие должно уравновешиваться пятью позитивными; позитивные взаимодействия могут принимать форму физических прикосновений, улыбок, спонтанных поцелуев, комплиментов и других знаков позитивного отношения.

Работа Готтмана и Силвер указывает на то, что в стабильных отношениях присутствует некоторый уровень негативности, но отношения подкрепляются позитивными взаимодействиями, подобно отправке переводов на эмоциональный счет в банке. Позитивные и негативные взаимодействия необходимы для любых отношений, они – основа для того, чтобы справляться с трудностями и несогласием, и, в конце концов, они – ключ к тому, чтобы строить здоровые отношения. Отношения с вашим подростком не являются исключением, им тоже необходим баланс позитивных и негативных взаимодействий, и никто не научит подростка этому искусству лучше, чем вы.
Теперь, когда вы узнали все что и почему в навыке признания, давайте я покажу вам, как признавать.

Правило «ЗПХ»: замечать, признавать и хвалить
Вот три конкретных шага: замечать, признавать и сразу же хвалить. Вы можете запомнить эти шаги, используя простую аббревиатуру– ЗПХ.

Замечать – это значит фиксировать конкретное поведение, например, что подросток поднял свою одежду с пола.
Признавать – распознавать ценность поведения вашего подростка.
Хвалить – как можно быстрее давать ему увидеть ценность его поведения. Чем конкретнее похвала, тем больше вы даете своему подростку возможностей вести себя эффективно. Фразы похвалы могут начинаться такими словами: «Мне нравится, когда ты...», «Я ценю то, что ты...» или «Я улыбаюсь, потому что ты...»

Например, после того как Эйдан ясно определился, что хочет похвалить своего подростка, он предпринял еще одно усилие: смог застать его за хорошим делом и успел сказать слова одобрения: «Сэмми, так здорово видеть, что ты сегодня подобрал с пола свою одежду. Ты молодец».
Вот другие примеры конкретных похвал:

– Я улыбаюсь, потому что я не просил тебя помыть посуду, а ты это сделал.
– Мне понравилось, что вчера после обеда ты играл вместе с двоюродным братом.
– Мне понравилось, как аккуратно ты сегодня утром выполнил на компьютере свою домашнюю работу по естествознанию.

В следующие пару дней тренируйте свои навыки ЗПХ каждый раз, когда вы видите, что ваш подросток делает что-то, чего вы от него ожидаете, чаще, чем обычно, даже если это какой-то маленький поступок. Например, скажите «спасибо» за то, что он открыл для вас дверь автомобиля, или во время обеда положил на стол сотовый телефон экраном вниз, или просто вежливо попросил чего-нибудь перекусить. Возможно, вы будете удивлены тому, какое влияние окажет прямое признание на вашего подростка. Можете ли вы соблюдать соотношение позитивных и негативных взаимодействий пять к одному в отношениях с вашим подростком?

Остерегайтесь фальшивых поощрений
Чарльз Шваб был очень хорошо известен в своей компании тем, что подбадривал работников; когда его спросили, в чем секрет, он сказал: «Искреннее признание». Из слов Шваба мы можем сделать вывод об отношениях с нашими подростками: банальные, фальшивые, преувеличенные или слишком общие высказывания не будут полезны. Например, если вы скажете сыну, что он «потрясающе выполнил работу», от этого не будет никакой пользы. Использование таких абстрактных слов, как «потрясающе», без упоминания конкретных дел не поможет вашему подростку почувствовать, что его признают, и не подбодрят его к тому, чтобы он вел себя желательным образом. Крайне важно использовать заявления, которые действительно сообщают подростку, что именно вы цените в его поведении.

Вот другой принцип, который надо учитывать, когда вы применяете навыки признания: сказать вашему подростку, что он сделал хорошее дело, забрав сестру из школы или установив в гараже баки для мусора, который подлежит вторичной переработке, через два часа после действия – не так эффективно, как сказать ему это в тот момент, когда вы заметили, что он делает хорошее дело. Конечно, вы не всегда находитесь рядом, чтобы замечать его поведение моментально, но все же хвалить его за правильное поведение желательно как можно скорее.

Признание борьбы вашего подростка
Большинство из нас научили акцентировать только позитивное, и наша культура постоянно подкрепляет эту тенденцию. Давайте остановимся на минутку и подумаем об этом: была ли ваша родительская жизнь до сих пор полна только позитивных моментов? Вполне возможно, что в вашей родительской жизни есть как приятные, полные любви, радостные моменты, так и болезненные, бросающие вызов, трудные.

АСТ предлагает вам практиковать навыки признания всегда, не только когда ваш подросток ведет себя как надо, но и когда он борется с такими эмоциональными реакциями, как фрустрация, грусть или ревность из-за своей домашней работы, героя фильма и даже слов песни. Присутствовать при болезненных событиях не значит мазохистически оставаться в них или все время думать о них, это просто значит признавать, что борьба реальна и что она есть.

Важно, чтобы вы замечали своего подростка и учили его тому, как все эмоции, включая неудобные и болезненные, приходят и уходят, как облака в небе; мы приучаемся наблюдать за ними, иметь их, не становясь ими.

Возможно, вы спрашиваете себя: «Как я могу признавать борьбу моего подростка с трудными чувствами?» Вот ответ: вы делаете это, замечая и описывая его эмоциональные состояния, вот и все. Например, когда ваш подросток становится грустным из-за того, что щенок не хочет с ним спать и заставляет его чувствовать себя отвергнутым, заметьте этот момент и опишите его, например, такими словами: «Томми, я знаю, что ты взял щенка, чтобы он спал с тобой ночью, но он убежал, и я вижу, что тебя это расстраивает». Вам не обязательно соглашаться или чувствовать позитив по поводу реакций вашего подростка, когда вы просто замечаете и описываете их. Это конкретный путь к тому, чтобы проверить ваше умение принимать и показать ему, что вы видите разницу между тем, что он переживает, и реальной ситуацией.

Вот еще один совет, как обращаться с «не-такими-уж-приятными эмоциями»: если какая-то некомфортная эмоция повторяется чаще, чем другие, то позвольте этой эмоции быть с вами, отметив, что вы при этом ощущаете физически, дайте имя этой эмоции, спросите себя: «Что эта эмоция пытается мне сказать?» Учиться признавать болезненные эмоции также значит признавать их ценность в нашей эмоциональной жизни. Эти повторяющиеся неудобные эмоции подобны блокам информации, которые могут иметь в вашей жизни разные цели, например, напоминать вам о чем-то важном, обращать ваше внимание на что-то, что нужно изменить, или на решения, которые нужно принять.

Заключение и взгляд в будущее
Навыки признания помогают вам видеть ценность эмоционального опыта вашего подростка. Использование навыков признания во время борьбы значит, что вы принимаете и сладость, и горечь, и красивое, и безобразное, вы ни от чего не убегаете и ничто от себя не отталкиваете.

Если вы даете знать вашему подростку, что цените любое приемлемое поведение, это поможет ему развивать очень важное межличностное умение: получать и давать обратную связь. Вы можете продолжать практиковать с подростком ваш навык признания, используя сокращение ЗПХ: замечать, признавать и хвалить сразу же; помните при этом, что похвала эффективна, если она конкретная и искренняя.

И, наконец, навыки признания также подразумевают, что вы замечаете моменты борьбы и признаете их ценность; эту борьбу всю жизнь ведете и вы, и ваш подросток, и все остальные люди. Иногда эти повторяющиеся болезненные эмоции указывают на то, что пора изменить.

Навыки признания – это основа формирования эмпатичного поведения у вас и вашего подростка; это следующий навык, которому вы научитесь.

***

После того как вы скорректировали собственные реакции и поведение, важно помочь вашим детям разобраться в тех сложных чувствах, которые они испытывают в переходном возрасте. А также подсказать им, как справляться с повышенной тревожностью. Хорошим решением будет предложить им или вместе почитать следующие книги.

Дженнифер Шеннон, Дуг Шеннон «Руководство по выживанию для подростков. Как избавится от тревожности»

Дженнифер Шеннон – лицензированный психотерапевт в области когнитивно-поведенческой терапии, специализирующийся на тревожности. За ее плечами – более чем 30-летний опыт лечения детей, подростков и взрослых. Также она автор нескольких книг о тревожности.

Дуг Шеннон – художник-карикатурист, муж Дженнифер. Благодаря ему в книге появилось столько замечательных иллюстраций.

https://www.labirint.ru/books/753216/

Страхи есть у каждого человека вне зависимости от возраста – все время от времени волнуются. Но наиболее подвержены тревожности дети и подростки: активная социальная жизнь, проблемы в семье и в учебе влияют на детское мировосприятие. И эта книга – тот самый помощник, который позволит подросткам чувствовать себя уверенно в тех ситуациях, которые раньше заставляли их паниковать и нервничать.

Автор рассматривает разные виды страхов, для каждого из которых предложены эффективные и простые упражнения, позволяющие проработать проблему самостоятельно. В результате подростки перестанут тревожиться без весомого повода, отказываться от интересного и увлекательного опыта, который раньше казался им пугающим, и повысят самооценку.

КАК ПРИНЯТИЕ ДЕЛАЕТ ТЕБЯ СВОБОДНЫМ
Ты когда-нибудь поднимался в гору? На крутой тропинке, ведущей вверх, очень быстро устаешь. Проходит немного времени – и ты уже выдохся и вспотел. Тропинка петляет, и на каждом крутом повороте возникает новый участок пересеченной местности. Из-за деревьев тебе не видно, что лежит впереди, и ты не знаешь, доберешься ли когда-нибудь до вершины. Так и хочется повернуть назад. Усталость наваливается все больше и больше, и скоро ты уже едва можешь переставлять ноги, как вдруг...

Ты достигаешь вершины! Твое дыхание выравнивается, как и тропинка. Твои ноги дрожат, и ты чувствуешь себя изнуренным, но при этом тебе очень хорошо. Ты покорил гору!

Страх подобен усталости. Так же, как и в случае подъема на гору, если ты решишь встретиться со своим страхом, он будет усиливаться, а потом ослабнет. Не забывай, что не нужно повторять себе, поднимаясь на гору: «Я не должен уставать! Усталость недопустима!» Если ты будешь так думать, то, скорее всего, повернешь и отправишься обратно к подножию горы. Помни, что, поднимаясь по крутой тропинке, нормально чувствовать усталость, поэтому нужно просто принимать ее как должное. Ты должен знать и верить, что твоя усталость не убьет тебя, и если ты будешь отдыхать и восстанавливать дыхание на каждом повороте, тебе хватит сил дойти до своей цели. Как и усталость, страх гораздо легче перенести, если ты принимаешь его как норму жизни.

Каждая ступенька твоей лестницы заданий – это как поворот на горной тропинке. Когда ты смотришь на новый участок местности, многое зависит от твоей способности принять то, что он тебе подарит. На пути вверх это будет физическая усталость. На твоей лестнице – это страх, который ты будешь чувствовать. Когда придет страх, ты примешь его со словами: «Спасибо тебе, обезьянка! Можно немного еще?»

Принимающее дыхание
Однако одного лишь решения принимать страх недостаточно. Тебе надо будет принимать его всем телом, в тех местах, где гнездится страх. Раньше, когда тебе было страшно, ты начинал дышать быстро и поверхностно – это называется реакцией «бей или беги». Когда ты принимаешь страх, делай наоборот.

1. Вдохни глубоко, наполняя легкие, чтобы твой живот надулся.
2. Выдохни полностью весь воздух.
3. Повторяй вдохи и выдохи медленно и осознанно.

Не слишком сложно, правда? Несмотря на то, что это просто, работает это очень эффективно. С каждым вдохом представляй, что ты набираешься сил от земли, как дерево через корни. С каждым выдохом ты отпускаешь контроль над ситуацией, нагибаясь, как дерево на ветру, принимая все, что может произойти – вместе со страхом, который может появиться.

Если «продышать» свой страх, это утихомирит и смягчит реакцию «бей или беги». Завывания твоей обезьянки об опасности говорят телу дышать поверхностно и быстро, а дыша глубоко и медленно, ты отменяешь эту команду. С каждым вдохом говори себе: «Я могу с этим справиться!»

Здесь я хочу предупредить тебя: не пытайся расслабиться. Не представляй себя на тихом пляже или в каком-нибудь мирном уголке, пока твой страх не уйдет. Это будет попыткой избежать ситуации. Когда ты пытаешься расслабиться, на самом деле ты даешь своей обезьянке банан и вознаграждаешь ее за ошибку, поскольку ты соглашаешься с ней, что не мог справиться со страхом. Чтобы успешно справиться с трудностями и достичь своей цели, тебе нужно целиком присутствовать в ситуации, как в практике осознанности – полностью проживая каждый момент.

Когда ты принимаешь с помощью дыхания чувство страха, если ты вдруг расслабишься, это приведет к еще большей тревожности. Принимая свой страх с помощью дыхания, ты справляешься с трудностями и поднимаешься вверх по лестнице.

Конец страха
В это сложно поверить. Скорее всего, ты никогда на самом деле не проживал полностью свой страх. Однако страх, как и все в мире, имеет начало, середину и конец.

Попробуй провести один эксперимент прямо сейчас. Представь себе ситуацию, картинку или мысль, которая тебя пугает. Как только ты почувствуешь нарастающий страх, начни дышать через него, позволяя ему быть таким, каков он есть, не пытаясь что-либо изменить. «Продыши» ту часть тела, в которой ты чувствуешь напряжение. Продолжай делать это в течение пяти минут, обращая пристальное внимание на свои ощущения.

Ты заметишь, что чувство страха меняется. Оно может усилиться или ослабнуть. Оно может перемещаться по телу. Все так и должно быть. «Продышав» свой страх, ты уменьшаешь свое сопротивление ему и не позволяешь ему следовать естественным путем. Ты можешь удивиться, как хорошо твое тело может справиться с негативным ощущением. Ты не упадешь и не потеряешь сознание, у тебя не случится сердечный приступ. Ты гораздо сильнее, чем думает твоя обезьянка!

Конечно, это будет нелегко. Твой обезьяний мозг будет сбивать тебя, как всегда. Волна тревоги будет подниматься, накрывая все твое существо. Чтобы усмирить свою обезьянку, ты должен двигаться вперед целенаправленно и уверенно, таща за собой завывающее маленькое существо.

Запомни: ты не можешь что-либо обсуждать, спорить или торговаться с обезьянкой! Этим ты только дашь ей шанс повторить все свои предупреждения об опасности, посеять сомнения и напомнить тебе, какой ужас тебя ждет, если ты ошибешься. Если уделить обезьянке хоть какое-то внимание, у нее появится возможность отвлечь тебя от решимости пережить пугающую ситуацию и принять страх. Просто скажи: «Спасибо тебе, обезьянка!» – и продвигайся вперед.

Приближаясь к дому друга, чтобы пройти свое первое испытание с Чарли, Джастин ощущал себя так, как и предполагал заранее. Ужасные мысли о том, что сейчас его покусают, проносились в его голове, и он чувствовал настоятельную потребность убежать. Но он стал дышать медленно и глубоко, напоминая себе о цели, к которой он стремится, – о независимости. Джастин смог открыть калитку, подняться по лестнице и позвонить в дверь. И через несколько секунд он оказался рядом с собакой!

Хотя сначала Джастину было очень страшно, через несколько минут, к его удивлению, страх немного улегся. Чем дольше он находился рядом с Чарли, который и не думал его атаковать, тем больше он успокаивался. Джастин забыл о своем страхе быть искусанным, и болтовня его обезьянки растворилась сама собой. Джастин настолько расслабился, что, когда Чарли положил лапы ему на колени, он инстинктивно наклонился, чтобы почесать собаку за ухом.

Это был один маленький шаг, но для Джастина – огромный шаг к независимости! Всю дорогу домой он словно летел, не касаясь земли. На самом деле в глубине души Джастин уже начал предвкушать следующее испытание. Что при этом происходило?

Как я уже говорила в четвертой главе, каждый раз, когда ты избегаешь какой-то ситуации, ты приучаешь свою обезьянку думать, что ее опасения были верны. Через несколько лет такого избегания ты получишь проблему размером с гориллу, и будет казаться, что с ней уже невозможно что-либо сделать. Хорошая новость заключается в том, что независимо от того, насколько ты привык избегать пугающих ситуаций, ты можешь все изменить. С помощью принятия страха и смелости ты станешь достаточно сильным, чтобы увидеть в этом чудовище то, чем она на самом деле является, – испуганную маленькую обезьянку.

Почему я так уверенно это говорю? Потому что та же движущая сила, которая позволила обезьянке вырасти до размеров гориллы, заставит ее снова уменьшиться. Когда ты с честью справляешься с ситуацией, которую раньше избегал, твой обезьяний мозг уже не может требовать доверять ему целиком и полностью. Обезьянка не получает свой банан! Ты выжил, потому что ситуация оказалась в конце концов вполне переносимой. Хоть и было страшно, ты это пережил. Таким образом ты становишься более уверенным в том, что можешь переносить страх, делая то, что хочешь или считаешь нужным делать.

Когда ты научишься принимать страх просто как чувство, а не как обязательный признак того, что что-то идет не так, болтовня твоей обезьянки уже не будет казаться такой убедительной. Мысли, которые когда-то наполняли твою голову – например, «мне страшно; мне лучше сматываться отсюда» – сменятся на «я могу пережить эту ситуацию, хоть мне и страшно». Представь себе все, что ты сделаешь, в какие места ты отправишься, терпеливо поднимаясь по своей лестнице шаг за шагом. Я обещаю тебе, что твоя жизнь улучшится, как только ты успокоишь это маленькое создание и научишься не принимать его всерьез!

Джастин усердно забирался на свою лестницу ступенька за ступенькой. С каждым заданием его накрывала очередная волна страха, но он справлялся с ней, позволяя обезьянке завывать вдалеке. Когда он поднялся на несколько ступенек, его альтернативная мысль, что собаки не так уж часто нападают на людей, стала сильнее и правдоподобнее. По мере того, как он форсировал свою лестницу задач и практиковал осознанность, ему становилось все легче и легче игнорировать свою обезьянку.

Скоро он снова ездил на скейте к друзьям в гости и посещал скейт-парк почти так же спокойно, как и раньше, перестав зависеть от родителей в своих передвижениях. Если Джастин видел большую собаку, он чувствовал, что его сердце бьется быстрее, а его обезьяний мозг посылает предупреждения вроде «ой-ой-ой, эта собака выглядит опасной!» В этом случае он говорил «спасибо тебе, обезьянка!» и проживал свой страх, не пытаясь избежать ситуации. Прошло немного времени – и Джастин стал воспринимать свою независимость как должное.

Однажды в скейт-парке знакомый сказал ему: «Привет, что-то тебя давно не было видно. Что случилось, получил травму?»

«Нет, – ответил Джастин, – я просто делал перерыв». И мысленно добавил: «...чтобы приручить обезьянку!» Рассмеялся и отправился на площадку.

Надеюсь, что история Джастина поможет тебе увидеть свой страх в другом свете. Готов ли ты вернуть себе свою жизнь? В следующих шести главах, из которых одна или более как будто специально написаны для тебя, мы сосредоточимся на особенных видах страха. Не бойся и помни, что ты не один. Тысячи других подростков уже изменили свою жизнь благодаря нашим упражнениям. Ты можешь справиться со своим страхом!

***

Повышенная тревожность, к сожалению, не единственная трудность, с которой сталкиваются подростки. Некоторым из них также требуется помощь в управлении гневом.

Если ребенок часто закатывает истерики, злится, проявляет пассивную агрессию (молчит и уходит в себя, игнорирует окружающих), чересчур бурно реагирует на незначительные события – упражнения из книги помогут ему выражать свои чувства способом, который не вредит ему самому и окружающим.

Лоуренс Шапиро, Зак Пелта-Хеллер, Анна Ф. Гринвальд «Я не злой, я просто псих. Как помочь детям контролировать свой гнев. Рабочая тетрадь»

Лоуренс Шапиро – известный в США детский психолог и эксперт в области воспитания. Он написал десятки книг, которые помогают детям овладеть навыками эмоционального интеллекта и делают их счастливее, здоровее и успешнее. Зак Пелта-Хеллер получил степень магистра гуманитарных наук в частном исследовательском университете в Нью-Йорке «Новая Школа». Публиковался в различных американских интернет-изданиях и журналах. Проживает с женой Анной в Филадельфии.

Анна Ф. Гринвальд училась в Высшей школе Брин-Мор (факультет социальной работы и социальных исследований). Ранее работала учителем дошкольного образования.

https://www.labirint.ru/books/751014/

Дети выражают свой гнев по-разному. Некоторые кричат, грубят и уходят, хлопнув дверью. Другие отказываются говорить о том, что их злит, и вместо этого играют в молчанку.

Данная рабочая тетрадь написана опытными психологами специально для детей 6–13 лет, у которых есть проблемы с выражением эмоций. Самостоятельно или с помощью родителей прямо в рабочей тетради ребенок может выполнять разнообразные задания и техники: заполнять опросники, записывать ответы на вопросы, рисовать, проходить лабиринты, угадывать эмоции людей, изображенных на фотографиях.

Дети поймут, что происходит с их настроением, мыслями и телом, когда они попадают в ситуацию, которая их будоражит и заводит, и узнают, как вести себя, чтобы контролировать гнев и справляться с негативными эмоциями.

ЗАНЯТИЕ 5
ПОЗИТИВНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА

Чтобы ты знал
Все люди сердятся, но некоторые не владеют правильными способами выражения своего гнева. Когда ты овладеешь такими способами, у тебя больше не будет неприятностей из-за плохого поведения.

Иногда ты чувствуешь себя так, что тебе хочется хлопать дверьми, кричать и пинать стены. Если ты это сделаешь, твой гнев не уменьшится, а вот проблемы наверняка будут. Многим людям – детям и взрослым – нужно учиться управлять своим гневом.

Игра, которую мы тебе предлагаем, поможет научиться думать о хорошем, когда ты сердишься. Вот несколько советов по поводу того, что можно предпринять.

– Поговори о своей проблеме.
– Нарисуй картинку, которая выразит твои чувства.
– Поделай что-то такое, что отвлечет твое сознание от объекта гнева. Например, позанимайся спортом или поиграй.
– Найди что-то, над чем можно посмеяться.
– Погуляй, пока не успокоишься.
– Сделай пять глубоких вдохов и выдохов.
– Сядь и расслабь мышцы.
– Подумай о том, что тебя раздражает, как о проблеме, которую можно решить.

Ты наверняка обнаружишь, что некоторые из этих приемов помогают тебе справиться с гневом лучше, чем другие.

Игра «Остынь»
Найди взрослого, который поиграет с тобой в игру «Остынь». Тебе потребуется экземпляр игрового поля, десять монет по 1 рублю и десять – по 2 рубля. Цель игры – получить максимальное количество очков, вбрасывая монеты в «остужающие круги». Правила таковы:

1. Каждый игрок берет по десять монет: все по 1 рублю или все по 2 рубля.
2. Игроки по очереди бросают монеты, пытаясь попасть в «остужающий круг». Если монета хотя бы наполовину оказывается в круге, ты можешь получить столько очков, сколько в нем указано. Чтобы получить очки, ты должен рассказать, как можно использовать технику, названную в круге, когда ты сердишься.
3. Если монета падает на сердитое лицо, то у игрока отнимается указанное количество очков.
4. Когда все монеты брошены, игрок с наибольшим количеством очков объявляется победителем.

(1) Поговорить о том, что тебя раздражает, с другом
+3

(2) Послушать спокойную музыку
+1

(3) Сыграть с кем-нибудь в игру
+2

(4) Нарисовать изображение своего гнева
+1

(5) Сделать еще один ход

(6) Найти что-то, что тебя смешит
+2

(7) Сделать пять глубоких вдохов
+3

(8) Подумать о двух возможных решениях проблемы
+2

(9) Походить кругами, пока не остынешь
+1

(10) Сесть и расслабить мышцы
+2

И еще кое-что...
Запиши пять позитивных вещей, которые ты можешь делать, когда сердишься. Если тебе трудно придумать их самому, спроси у других.

ЗАНЯТИЕ 7
КАК ПОНИЗИТЬ УРОВЕНЬ СТРЕССА В СВОЕЙ ЖИЗНИ

Чтобы ты знал
Под стрессом понимают давление, которое ты испытываешь и которое делает тебя несчастным. Когда стресса очень много, контролировать гнев становится сложнее. Когда ты научишься снижать уровень стресса в своей жизни, то будешь лучше чувствовать себя и сам с собой, и с другими людьми.

Стрессом может стать слишком большое домашнее задание. Слишком большое количество дел, которые нужно переделать за день, тоже может вызвать стресс. Ты, наверное, уже знаешь, что это возможные причины стресса, так как они заставляют тебя расстраиваться, беспокоиться или чувствовать себя несчастным.

Даже то, от чего люди получают удовольствие, может вызывать стресс, но такой вид стресса часто бывает сложнее осознать. Например:

– Некоторые дети любят громкую музыку, однако громкая музыка вызывает физический стресс.
– Многие дети любят смотреть телевизор и играть в видеоигры, но избыток этих развлечений вызывает физический стресс.
– Большинство детей любят джанк-фуд (в том числе чипсы) и сладости, но эта еда с большим количеством жира и сахара вызывает физический стресс.
– Очень весело засиживаться допоздна, но, когда ты вовремя не ложишься спать, твое тело подвергается стрессу.

Когда твое тело испытывает стресс, многое может идти не так. Повышается кровяное давление, учащается сердцебиение, может возникать головная боль или боль в животе, человек становится более раздражительным и недовольным. Слишком высокий уровень стресса способен вызывать гнев. Когда ты понижаешь уровень стресса в своей жизни, тебе становится легче контролировать гнев.

Многие люди испытывают в жизни серьезный стресс, но они не осознают, что именно это делает их несчастными и нездоровыми. Ты определенно не можешь исключить все стрессовые ситуации из своей жизни, а с некоторыми видами стресса можно просто научиться жить. Однако даже просто немного снизив уровень стресса, ты станешь чувствовать себя лучше.

Табличка, которую ты видишь ниже, поможет тебе научиться распознавать стресс. Используй ее, чтобы разобраться, какие явления вызывают у тебя стресс и что с этим можно сделать. Тебе надо заполнить эту форму со взрослым, который знает, какие стрессовые ситуации случаются в твоей жизни. Ты сам вполне можешь о них и не знать.

Что вызывает у тебя стресс || Как ты можешь понизить уровень стресса

И еще кое-что...
Здоровый образ жизни снижает уровень стресса. Запиши минимум три вещи, которые ты можешь сделать, чтобы вести более здоровый образ жизни.

Какую стрессовую ситуацию в твоей жизни ты не можешь изменить? Ты уверен, что не можешь? А можешь ли ты что-то сделать, чтобы хоть немного уменьшить стресс?

Какие профессии сопряжены с большим стрессом? Что происходит с людьми, которые занимаются данными профессиями?

Кто может снизить уровень стресса в твоей жизни? Напиши, что ты можешь сказать, обращаясь к этому человеку за помощью?

***

Нам всем бывает непросто расслышать в пылу ссоры крик о помощи и сделать шаг навстречу. И так же сложно бывает справиться с собственными переживаниями. Но с нашими книгами это сделать проще, чем кажется.

Мы желаем вам взаимопонимания и крепких дружеских отношений со своими детьми. И конечно же, много-много любви!

ИЗДАТЕЛЬСТВО ВЕСЬ в сетях:
https://vk.com/vesbook  
https://www.instagram.com/vesbooks/
https://www.facebook.com/pg.vesbook

САЙТ ИЗДАТЕЛЬСТВА:
http://vesbook.ru

Лунный календарь (15.02.2022-28.02.2022)

15 февраля
До 15:34 пятнадцатый день лунного цикла:
Фаза Луны: Вторая четверть, полнолуние

Характеристика дня: Эти лунные сутки - день искушений, обмана, иллюзий и грехов.

Влияние на личность: Влияние Луны сегодня настолько сильно, что всё положительное и отрицательное, что есть в человеке, усиливается многократно. Активизируется наш внутренний искуситель, поэтому может быть много соблазнов в самых разных сферах. Есть опасность стать внушаемым, ленивым, податливым вредным влияниям, потому что контроль за поведением ослаблен, а инстинкты проявлены в полной мере. Есть вероятность под их воздействием совершить любые глупости, но помните: последствия могут быть весьма негативными.

Общие рекомендации: Усмирите эмоции и успокойтесь, соберитесь с духом, укротите страсти и желания, начните укреплять самодисциплину. Очень хорошо в это время защищать других, восстанавливать справедливость, быть борцом за счастье.

Предупреждения: Нельзя поддаваться азарту: позволять себе игры в тотализаторе, в казино, в карты и тому подобные развлечения.

Источник: https://www.calend.ru/moon/2022-2-15/

16 февраля
До 16:55 шестнадцатый день лунного цикла: Полнолуние
Фаза Луны: Третья четверть, ПОЛНОЛУНИЕ.

Характеристика дня: Энергетика этих лунных суток очень гармонична. Это чистый, светлый, спокойный день. Пришло время отдыха от напряжённых и активных действий.

Влияние на личность: Сегодня тот самый благословенный день, когда можно полежать в кровати подольше, погулять и почитать в свое удовольствие – вам повезло, если работу можно отложить. Воспользуйтесь случаем и проведите этот период в спокойном ритме, неспешных размышлениях о себе. Этот день призван помочь вам восстановить силы. Кроме того, сегодня повышены интеллектуальные способности, поэтому нередко в этот день ощущается переизбыток энергии. Ее желательно направить в творческое русло, иначе она может внезапно выплеснуться в агрессивных, необдуманных поступках. Этого, безусловно, не следует допускать. Нарушение гармонии этих лунных суток к добру не приведет.

Общие рекомендации: Сегодня не стоит проявлять агрессивность, доказывать свою правоту, кричать и размахивать руками. Нельзя включать громкую музыку и вести себя вызывающе. Лучше всего провести день в уединении, быть тихим и скромным. Неплохо бы заняться домашними делами – особенно полезно всё, что связано с очищением: мытье полов, стирание пыли, принятие душа. Полезна неспешная пешая прогулка.

Предупреждения: Рекомендуется соблюдать спокойствие, не нарушать никакими действиями внутреннего комфорта и мира в душе, ибо символ этого дня – умеренность.

Источник: https://www.calend.ru/moon/2022-2-16/

17 февраля
До 18:18 семнадцатый день лунного цикла:
Фаза Луны: Третья четверть, Луна убывающая

Характеристика дня: Время общения, радости, дружеских встреч, ярких знакомств и запоминающихся свиданий. Особенно благоприятна первая половина дня, когда энергия на подъеме, и любое творческое дело идёт на лад. Однако, следует тщательно контролировать буйство сил: не все могут выдержать значительную перемену ритма.

Влияние на личность: В этот день мы с лёгкостью обретаем внутреннюю свободу. Можно дать себе некоторую волю, раскрепоститься и всласть повеселиться. Но терять голову не рекомендуется, потому что день наполнен неконтролируемой энергией.

Общие рекомендации: Если есть возможность, то спланируйте месяц таким образом, чтобы этот лунный день остался свободным от дел. Он предназначен для активного отдыха.

Предупреждения: Следите, чтобы ваше веселье не превратилось в откровенное буйство и грубое пьянство. Напомним, что энергии дня требуют тщательного контроля. Избегайте ситуаций, где возможна повышенная эмоциональная реакция. В природе будто бродит хмель – встряски и перепады энергии могут привести к неприятным последствиям, и масштаб этих последствий может быть значительным и даже трагичным. Именно в этот лунный день произошли: восстание декабристов, Кровавое воскресенье, Чернобыльская катастрофа...

Источник: https://www.calend.ru/moon/2022-2-17/

18 февраля
До 19:41 восемнадцатый день лунного цикла:
Фаза Луны: Третья четверть, Луна убывающая.

Характеристика дня: Всё происходящее сегодня с вами и вокруг вас является в некотором смысле зеркалом вашего внутреннего состояния, вашей души. События, люди и мнения отражают вас самих.

Влияние на личность: Энергетика этих лунных суток делает человека пассивным: это естественно после бурного предыдущего дня. Есть опасность поддаться чужому влиянию и начать кому-то подражать. Не поддавайтесь влиянию ни людей, ни иллюзий; не поддавайтесь зову низменных инстинктов и тёмных мыслей. Всё, что скажут о вас в этот день неприятного, – в большинстве своем является правдой, поэтому не обижайтесь, а задумайтесь, как избавиться от недостатков. Если скажут приятное – порадуйтесь, потому что добрые слова, сказанные сегодня - это тоже чистая правда. На досуге вспомните сказку Андерсена о Снежной королеве, этот образ точно описывает сегодняшнюю энергию ...

Общие рекомендации: Сдержанность и благоразумие – оптимальное состояние, которое желательно поддерживать в этот день. Сохраняйте трезвость ума, объективно оценивайте себя и окружающих людей.

Предупреждения: День требует рассудительности и здравомыслия, осторожности и осмотрительности. Этот день не подходит для работы с запахами, поэтому неблагоприятно вдыхать ароматы, выбирать духи, пользоваться духами и дезодорантами.

Источник: https://www.calend.ru/moon/2022-2-18/

19 февраля
До 21:04 девятнадцатый день лунного цикла:
Фаза луны: Третья четверть, Луна убывающая.

Характеристика дня: Считается, что день несет в себе тяжёлую, напряженную и опасную энергетику, она просто витает в воздухе.

Влияние на личность: Зачастую бывает достаточно одного неосторожного слова или взгляда, чтобы оказаться в центре конфликта. Поэтому, чтобы максимально сохранить равновесие, будьте внимательны к удержанию состояния покоя. Оглянитесь назад, вспомните с кем вы были несправедливы, и кто причинил боль вам, простите обидчиков и попросите прощения у обиженных. Именно так в этот день можно исправить ошибки, совершенные в прошлом, которые искажают наше настоящее и создают проблемы.

Общие рекомендации: Если позволяют обстоятельства, лучше провести день дома и никуда не выходить. В этот день хорошо очищать всё материальное и духовное: душу, совесть, мысли, тело, дом. Желательно, чтобы в этот день в доме весь день горела свеча. Посидите у костра, камина, при свечах. Полезно мысленно покаяться в неправедных мыслях и поступках, избавиться от чужого влияния, смирить гордыню.

Предупреждения: Следует остерегаться пьяных, а также находящихся под влиянием наркотических или сильнодействующих препаратов людей, так как они способны нанести ущерб не только моральный, но и физический.

Источник: https://www.calend.ru/moon/2022-2-19/

20 февраля
До 22:28 двадцатый день лунного цикла:
Фаза Луны: Третья четверть, Луна убывающая.

Характеристика дня: Очень серьёзный и интересный день – сегодня можно совершить невозможное. Время духовного преображения, преодоления сомнений.

Влияние на личность: Энергетика этих лунных суток даёт вам силу для духовного роста. Это день победы над собой! Энергии понадобится немало, поэтому не надо её расходовать попусту. Сконцентрируйтесь на самой важной цели, и препятствие будет взято. Только не слишком возгордитесь от этого.

Общие рекомендации: День благоприятен как для бизнеса, так и для общения, домашних дел и переезда.

Предупреждения: Зависть и недоброжелательность способны навредить вам сегодня. Усмирите гордыню. Сегодня не стоит пользоваться духами, а также выбирать духи - день не рекомендуется для работы с запахами.

Источник: https://www.calend.ru/moon/2022-2-20/

21 февраля
До 23:55 двадцать первый день лунного цикла:
Фаза Луны: Третья четверть, Луна убывающая

Характеристика дня: Пришло время активности, неукротимого движения вперед, ввысь. Сегодня день проявления храбрости, бесстрашия, добровольной жертвы, а также отказа от собственности. Это день революционных перестроек, упорства в достижении цели, умения добиться триумфа.

Влияние на личность: Пробуждаются чувства благородства и справедливости, а также ощущение порядка. У людей появляется решимость менять что-либо или кардинально решать накопившиеся вопросы. День братства, иногда даже переходящего в фамильярность.

Общие рекомендации: Хороший день для веселья и увеселительных мероприятий, для хозяйственных дел, заготовки продуктов впрок, торговли и бизнеса, связанного с риском. Поиск пропавших людей, вещей, животных также увенчается успехом. Энергетика этих суток пробуждает в человеке активное начало. День придаёт нам необыкновенную храбрость. Можно решиться на любой поступок, о котором раньше боялись и подумать. Это время рекордов и подвигов в прямом и переносном смыслах!

Предупреждения: Важное условие: надо быть честным и справедливым даже в мелочах.

Источник: https://www.calend.ru/moon/2022-2-21/

22 февраля
До 22:16 двадцать второй день лунного цикла:
Фаза Луны: Третья четверть, Луна убывающая

Характеристика дня: День мудрости, постижения новых знаний. Особенно сильно проявление умственных способностей, и любые знания легко усваиваются. В этот день можете узнать новое о мире и, возможно, о себе. Вам может открыться тайное знание сути, могут прийти в голову новые идеи и свежие оригинальные решения. День считается весьма неблагоприятным для начала любых дел, особенно серьёзных, имеющих для вас большое значение.

Влияние на личность: Сегодня особенно повышаются человеческие способности к духовному и творческому обновлению. Могут внезапно появиться новые возможности. Используя их, вы сумеете переосмыслить события прошлого опыта и построить планы на будущее.

Общие рекомендации: Желательно попрактиковаться в исторических поисках и исследовании собственных корней, проводить архивные работы.

Предупреждения: Приобретенные знания можно использовать только во благо, иначе они обернутся против вас.

Источник: https://www.calend.ru/moon/2022-2-22/

23 февраля
До 01:26 двадцать третий день лунного цикла:
Фаза Луны: Третья четверть, Луна убывающая

Характеристика дня: Приходится признать, что энергетика этих суток тяжёлая и тёмная и, при всем при том, очень мощная. Существует большая вероятность, что такая энергия провоцирует человека на агрессию и насилие. В этот день легко поддаться бредовым идеям, ввязаться в авантюру. Сегодня – один из дней обольщения. В этот день в человеке легко высвобождаются инстинкты захвата, неуемный аппетит, склонность к дракам. Следует подавлять боязнь и страх. Нельзя бездельничать.

Влияние на личность: Не поддавайтесь всеобщей взвинченности, которая охватывает людей в этот день, – в любой ситуации сохраняйте душевный покой. Постарайтесь не оказываться в толпе людей, а также избегайте соблазна с кем-нибудь поссориться.

Общие рекомендации: Нейтральный день для домашних дел и путешествий, благоприятный для мероприятий защиты жилья, обустройства и уборки. Период поста и воздержания, осторожности и аккуратности, обретения сил и возможностей целительства. Это день охраны дома, в котором следует проводить уборку и окропление святой водой, очищение огнем свечи порогов, окуривание помещений багульником и тмином.

Предупреждения: Сохраняйте внутреннее спокойствие, проявляйте собранность, непоколебимость. Старайтесь избегать многолюдных мероприятий, неизвестных мест, новых компаний. Не поддавайтесь на провокации и сами не лезьте на рожон. Не лучший день для суда, особенно если пытаются осудить невиновного.

Источник: https://www.calend.ru/moon/2022-2-23/

24 февраля
До 02:58 двадцать третий день лунного цикла:
Двадцать четвертый день лунного цикла
Фаза Луны: Четвёртая четверть, Луна убывающая

Характеристика дня: Сегодня очень мощный день. В эти лунные сутки пробуждаются силы природы, благоприятствующие созиданию. А в человеке пробуждается сила. В этот день хорошо закладывать фундамент новых больших дел. В Древнем Египте именно в этот день проводили закладку пирамид. Хорошо начинать осуществление глобальных долгосрочных проектов. Но злоупотреблять пробудившимися силами не надо – они могут обернуться во зло. 24-й лунный день невидимыми информационными нитями связан с Россией. Раньше это был день молитвы за Россию, за национальный эгрегор.

Влияние на личность: В этот день люди настроены благодушно. Они могут не отличаться нежностью и вежливостью высказываний, но не имеют цели нагрубить и обидеть.

Общие рекомендации: Если есть возможность, проведите день спокойно, без лишней возни и суеты, особенно, если сил у вас недостаточно. А можете быть деятельным и активным, как положено в этот день сильным личностям. Выбор за вами. Вам виднее, сильный или слабый вы человек.

Предупреждения: Считается, что день неудачен для путешествий, а также для безделья, грусти.

Источник: https://www.calend.ru/moon/2022-2-24/

25 февраля
До 04:26 двадцать четвертый день лунного цикла
Фаза Луны: Четвёртая четверть, Луна убывающая

Характеристика дня: Сегодня очень мощный день. В эти лунные сутки пробуждаются силы природы, благоприятствующие созиданию. А в человеке пробуждается сила. В этот день хорошо закладывать фундамент новых больших дел. В Древнем Египте именно в этот день проводили закладку пирамид. Хорошо начинать осуществление глобальных долгосрочных проектов. Но злоупотреблять пробудившимися силами не надо – они могут обернуться во зло. 24-й лунный день невидимыми информационными нитями связан с Россией. Раньше это был день молитвы за Россию, за национальный эгрегор.

Влияние на личность: В этот день люди настроены благодушно. Они могут не отличаться нежностью и вежливостью высказываний, но не имеют цели нагрубить и обидеть.

Общие рекомендации: Если есть возможность, проведите день спокойно, без лишней возни и суеты, особенно, если сил у вас недостаточно. А можете быть деятельным и активным, как положено в этот день сильным личностям. Выбор за вами. Вам виднее, сильный или слабый вы человек.

Предупреждения: Считается, что день неудачен для путешествий, а также для безделья, грусти.

Источник: https://www.calend.ru/moon/2022-2-25/

26 февраля
До 05:42 двадцать пятый день лунного цикла:
Фаза Луны: Четвёртая четверть, Луна убывающая

Характеристика дня: Вот и подошел день пассивности, и провести его желательно в покое и одиночестве. Не надо начинать ничего нового, но, в то же время, следует завершить начатые дела. Делайте всё неторопливо, никуда не спеша, если хотите избежать перенапряжения и нервных срывов. Берегите себя от случайных контактов и неожиданностей.

Влияние на личность: В этот день люди настроены благодушно. Они могут не отличаться нежностью и вежливостью высказываний, но не имеют цели нагрубить и обидеть.

Общие рекомендации: Если есть возможность, проведите день спокойно, без лишней возни и суеты, особенно, если сил у вас недостаточно. А можете быть деятельным и активным, как положено в этот день сильным личностям. Выбор за вами. Вам виднее, сильный или слабый вы человек.

Предупреждения: Считается, что день неудачен для путешествий, а также для безделья, грусти.

Источник: https://www.calend.ru/moon/2022-2-26/

27 февраля
До 06:37 двадцать шестой день лунного цикла:
Фаза Луны: Четвёртая четверть, Луна убывающая

Характеристика дня: Это один из самых критических, опасных дней, когда в воздухе витает атмосфера конфликтов, люди напрасно суетятся, тратят много энергии на болтовню. Именно в этот день человек может перерасходовать свои время, энергию и силы.

Влияние на личность: Самодовольство и самообман – правящие качества этого дня. Чтобы не поддаваться влиянию негативного, вам будут необходимы выдержка и сила воли, умение относиться ко всему происходящему спокойно и даже с юмором. Самое тяжёлое в этот день – постоянные перепады настроения. Эмоциональный фон весьма нестабилен, нельзя верить ни обещаниям, ни клятвам, ни угрозам. Не склоняйтесь к крайностям в проявлении эмоций: благоприятнее избежать проявлений тоски, печали, буйного веселья. Лучше поберечь силы и здоровье для будущего цикла, он уже не за горами.

Общие рекомендации: Вы получите небольшой бонус, если хорошо работали в течение предыдущих дней лунного месяца. Прислушайтесь к советам друзей, не отвергайте их предложений. Избегайте шоппинга. Деньги лучше экономить – есть опасность растратить их впустую или потерять.

Предупреждения: Совет для тех, кто за рулём: быть особенно внимательным на дорогах, беречь свою машину, не оставлять её без надежного присмотра. День неблагоприятен для путешественников. Помимо межличностных конфликтов в этот день повышена вероятность воровства и ограблений.

Источник: https://www.calend.ru/moon/2022-2-27/

28 февраля
До 07:13 двадцать седьмой день лунного цикла:
Фаза Луны: Четвёртая четверть, Луна убывающая

Характеристика дня: Этот день сильно связан с проявлением интуиции – интуитивно можно получать всевозможные сокровенные знания. Также день сулит множество неожиданных открытий. Сегодня возможны прозрения и озарения – неожиданно может быть найден выход из трудной ситуации, которая давно не даёт покоя. Но это при условии, если в этот день вы не будете слишком обеспокоены решением повседневных бытовых проблем. Еще это день избавления от иллюзий и осознания ответственности за каждый свой шаг.

Влияние на личность: Колеблется эмоциональный фон, поэтому возможны разногласия между близкими и знакомыми.

Общие рекомендации: Чтобы день прошёл удачно, следует поддерживать себя в лёгком и радостном состоянии духа, стараться избегать напряжения и волнений. В этот день следует быть ближе к родным и близким людям. Также хорошо путешествовать, сажать цветы, работать в огороде, познавать мир с неожиданных сторон. Этот день тесно связан с водой, поэтому удачными будут все морские путешествия.

Предупреждения: В 27-й день следует как можно меньше смотреться в зеркало: если возможно, то лучше обойтись вообще без него.

Источник: https://www.calend.ru/moon/2022-2-28/


 
   
Предыдущие выпуски: Архив рассылки

В избранное