Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская и славянская мифология Овинник


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

 РУССКАЯ И СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Овинник

Выпуск No:11    2005-12-15

 
               В комплексе крестьянских хозяйственных построек был овин: он предназначался
для сушки хлебных колосьев в снопах. К овину примыкало гумно, где снопы хранили
и после сушки молотили.
               Центральное место в овине занимала большая печь. Она стояла в
яме или на уровне земли, а над нею закреплялось садило для снопов. Огонь в печи
овина не просто просушивал зерно для молотьбы. По понятиям земледельца, он обладал
еще и таинственной силой, с ним надо было обращаться как с одушевленным существом.
Овин с его огнем - место не простое, наделенное чудесными свойствами. Он имел
и отдельного, своего хозяина - овинника (у белорусов - евника). Хотя в письменных
древнерусских источниках он не
упоминается, нет сомнений, что восточные славяне знали и поклонялись овиннику.
Считалось, что овинник живет на печи или под печью, в том месте, где разводили
огонь, на сушильных жердях, под садилом. Он почти не покидает овин, разве только
ночами выходит на гумно, подметает ток, даже сам молотит и веет зерно.
               Овинник - существо демоническое: весь черный, лохматый, выглядит
стариком; его и зовут иногда дедушкой. Глаза его горят как угли. Рассказывали
также, что он бывает похож на огромного кота, способен принимать вид медведя
или барана.
               Дел у овинника было много. Он следил, чтобы снопы клали в порядке;
строго наблюдал за тем, чтобы овин протапливали когда полагается, в срок; не
позволял топить в так называемые именинные дни (овин должен время от времени
отдыхать); не разрешал сушить снопы при сильном ветре, оберегая овин от пожаров.
Овинник, подобно домовому, - домашний дух, он печется о хозяйском благополучии,
защищает свой участок от бед и от всякой нечисти. Но непримирим к проступкам
или ошибкам хозяев, может жестоко наказать
их - вовсе сжечь овин, а то и затащить виноватого в печь.
               Естественно, что овинника боялись и различными способами старались
завоевать его расположение. Пользоваться овином начинали только после умилостивительных
обрядов и жертвоприношений: на пороге овина отрубали голову петуху и кровью кропили
все углы; один сноп бросали в огонь - в дар "овинному духу", угощали его "замолотной"
кашей. Заканчивая работы по просушке, один сноп оставляли для овинника, клали
для него в остывающую печь блины. Обращались к нему почтительно, с благодарственными
словами,
вроде: "Спасибо, батюшка овинник, послужил ты нынешней осенью верой и правдой".
На Кузьму и Демьяна овинника поздравляли и угощали.
               На овинника гадали. По данным XIX века известно, например, что
девушки в канун Нового года приходили к овину гадать о своей судьбе, они просовывали
руку в окно сушила, спрашивали: "Овинник-родимчик, суждено, что ли, мне в нынешнем
году замуж идти?" Если овинник гладил девушку голой рукой, это значило, что суженый
- бедняк, если мохнатой рукой - богатый, если вовсе не тронет - придется сидеть
в девках. Овинник мог быть и "хозяином" гумна, но наряду с ним, по славянским
верованиям, существовал
и специальный "дух" - гуменник. Он следил за порядком на гумне, подметал ток,
насылал сквозняки, нужные для веяния зерна, наблюдал за тем, чтобы провеваемое
зерно хорошо отделялось от мякины. 
Все вопросы и пожелания на e-mail: vega_05@list.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.666
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное