Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Акты Патриарха Тихона и Трагедия Русской Церкви XX века


Акты Патриарха Тихона и Трагедия Русской Церкви XX века
Выпуск 20


Что же предпринял Патриарх Тихон, чтобы избежать заключения под стражу? Признав формально справедливость выдвинутых против него обвинений, он обратился с заявлением в Верховный суд с просьбой о своем освобождении. Для чего ему нужен был такой шаг? Дело в том, что в это время в Церкви приобрело катастрофический размах так называемое "обновленческое" движение. И если бы п.Тихон промедлил и не нашел способа его обуздать, то последствия были бы просто непредсказуемы. О сути этого движения мы поговорим в следующем выпуске, а сегодня прочитаем то самое заявление п.Тихона. В нем, помимо уже упоминавшихся нами моментов, присутствуют еще и очень важные заключения п.Тихона о своем отношении к Советской власти и контрреволюционной деятельности некоторых церковных лидеров, которые п.Тихон признает незаконными. Итак, запомним основные принципы отношения Церкви и власти, это нам очень пригодится в дальнейшем.


 

03(16).06.1923.

Заявление Святейшего Патриарха Тихона в Верховный Суд РСФСР

В Верховный Суд РСФСР содержащегося под стражей Патриарха Тихона (Василия Ивановича Белавина)

Заявление

Обращаясь с настоящим в Верховный Суд РСФСР, я считаю необходимым по долгу своей пастырской совести заявить следующее:

Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям, как-то: обращение по поводу Брестского мира в 1918 г., анафематствование в том же году власти и, наконец, воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922 г. Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном заключении Верховного Суда. Признавая правильность решения Суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям Уголовного Кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения, т. е. освободить меня из-под стражи.

При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции.

16 июня 1923 г. [н. ст.]

Патриарх Тихон (Василий Белавин).

1. Безбожник. 1923. N 23.

2. Сахаров К. И. Патриарх Тихон. М, 1925.

3. Левитин А. Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. т. 2. С. 148-149.

 

12(25).06 1923.

N 56. Протокол распорядительного заседания Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР

Протокол N 56

распорядительного заседания Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда от 12 (25) июня 1923 года в составе председателя тов. Карклина и членов тт. Галкина и Челышева при секретаре тов. Вишняк.

Слушали: Заявление гр. Белавина Василия Ивановича (бывшего Патриарха Тихона) об изменении принятой в отношении его меры пресечения.

Постановили: Ходатайство гр. Белавина удовлетворить и, руководствуясь 161-й и 242-й ст. ст. Уголовно-Процессуального Кодекса, ранее принятую в отношении его меру пресечения уклонения от суда и следствия - содержание под стражей,- отменить.

Председатель Карклин. Секретарь Вишняк.

[Вариант:]

...Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда от 12(25) июня 1923 года в составе Председателя тов. Крыленко и членов тт. Галкина и Челнокова постановила:

ходатайство гр. Белавина удовлетворить и, руководствуясь 161-й и 242-й ст. ст. Уголовно-Процессуального Кодекса, ранее принятую в отношении его меру пресечения от суда [? - Сост.] и следствия - содержание под стражей - отменить.

1. Безбожник. 1923. N 28.

2. Сахаров К. И. Патриарх Тихон. М., 1925.

3. Известия ЦИК. 1923. 27 июля.

4. ЛееитинА, Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. т. 2. С. 149.

 

15 (28).06.1923.

Интервью, данное Святейшим Патриархом Тихоном сотруднику РОСТА (Российского телеграфного агентства)

Первое время после ареста я находился в Донском монастыре. Никаких стеснений я здесь не испытывал, кроме, конечно, одного, - мне, как находящемуся под стражей, не позволяли совершать богослужения.

В моем распоряжении находились две комнаты, в одной из которых я жил и в другой обедал. Был ли я доволен этой обстановкой, вы можете заключить из того, что теперь, будучи на свободе, я поселился в тех же самых комнатах. Как видите, комнаты хорошо обставлены.

- Свободное время от молитв, - говорит Тихон, - я проводил в чтении. Следователь приносил газеты.

Так же хорошо Тихон отзывается о своем пребывании в ГПУ, где он провел 38 дней.

- В заграничной печати, - говорит Тихон, - насчет этого писалась масса нелепостей. Сообщали, что меня пытали на электрическом стуле. Все это, конечно, вздор.

Содержание было самое хорошее. У меня была в ГПУ прекрасная светлая комната. По моей просьбе для меня готовили отдельный обед, ибо я скоромного не ем. Разрешали мне гулять.

Тихон подчеркивает в беседе, что он решительно отмежевывается от внутренней и заграничной контрреволюции:

- Я целиком стал на советскую платформу. В то же время, я думаю, что Церковь должна быть аполитичной, и во всей своей деятельности я буду твердо стоять на этом. Я проверю сведения о контрреволюционной деятельности Антония Храповицкого и других заграничных иерархов, и, если обнаружится, что эти сведения верны, я предложу им прекратить контрреволюционную работу, как несогласованную со званием пастыря. Я думаю, что они меня послушаются. Ведь они меня еще признают... Ну, а если они меня не послушаются, я их предам церковному суду.

- Что вы думаете делать в дальнейшем?

- Мне предоставлена свобода и, следовательно, право совершать богослужение. Я буду служить в Донском монастыре и в других местах, куда меня пригласят верующие. Если народ захочет, он будет ходить ко мне на молитву. Если же не захочет, ничего не поделаешь, - буду молиться один. Если у меня найдется достаточное количество приверженцев, то наше церковное объединение примет какие-нибудь организационные формы.

Решение Поместного Собора о лишении его патриаршего сана Тихон не признает, считая его неканоничным:

- Собор осудил меня за контрреволюцию, но он этого не мог делать, ибо судить меня за контрреволюцию может только Советская власть, и она будет меня судить.

Кроме того, согласно апостольским правилам, при осуждении епископов церковный суд должен посылать за ними 3 епископов 3 раза, и только после отказа епископа явиться на суд последний может судить заочно. А меня Собор даже не уведомил о том, что он будет обсуждать мою деятельность.

Я не верю искренности некоторых епископов, подписавших постановление Поместного Собора. Как я могу верить, что Пензенский епископ Борис [Лентовский] является искренним сторонником левейшей обновленческой группы СОДАЦ, когда я знаю, что он в Государственной Думе был в числе группы националистов...

На вопрос сотрудника РОСТА, имеет ли обновленческое движение большое число приверженцев, Тихон ответил, что сведений об этом он пока не имеет, но полагает, что приверженцы имеются:

- Ведь теперь все епископы переженились. У каждого есть тесть или теща, свояки, девери. Все они, конечно, теперь обновленцы.

В заключение Тихон говорит, что из всех постановлений Поместного Собора он согласен только с переходом на новый стиль.

ИзвестияЦИК. N 143 (1880). 1923. 29 июля.

 


Итак, мы видим, что Патриарх Тихон, хоть и с оговоркой, но признает себя виновным в инкриминированных ему "преступлениях" против Советской власти". Это очень важный момент в трагической истории нашей Церкви. От того, как поведет себя Патриарх, какие действия он предпримет в самом ближайшем будущем зависит очень многое. Слишком многое поставлено на карту. О том, как развивались эти события, мы узнаем из следующих выпусков нашей рассылки.

Архив выпусков доступен по адресу: http://holdfast.narod.ru/akt/archive/akt1-20.zip

Ведущий рассылки: Геннадий из Рассказово ( holdfast@yandex.ru )


В избранное