Все выпуски  

Вестник ЦАИ #40


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


ВЕСТНИК ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

№ 40
июнь – сентябрь 2008

«...подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3)


ВНИМАНИЕ: Все выпуски «Вестника», начиная c первого, можно бесплатно скачать с официальной веб-страницы Центра www.apolresearch.org.

В ЭТОМ НОМЕРЕ


Дорогие читатели!

В начале 1998 года мы выпустили первый номер «Вестника Центра апологетических исследований». За прошедшие одиннадцать лет своими статьями мы старались отвечать на самые актуальные и трудные вопросы современной христианской апологетики. Мы видим, что информированность в сфере культовых учений дает возможность совершать обдуманные поступки и избегать страшных ошибок. Мы также верим, что Господь призывает каждого из нас «подвизаться за веру, однажды преданную святым» и уберечь тем самым многих от лжеучений.

Мы нуждаемся в вашей помощи, молитвенной и духовной поддержке! Нам очень важно знать, какие проблемы с лжеучениями беспокоят ваши общины! Без ваших откликов и свидетельств наш труд может оказаться неактуальным или даже ненужным. Ваши письма поддерживают нас в работе и позволяют находить лучшие аргументы в диалогах с культистами. В свою очередь, все наши усилия и средства мы направляем на то, чтобы любой человек мог иметь доступ к современным исследованиям в области христианской апологетики и новых религиозных движений.

Пишите нам по адресу: Россия, 194044, Санкт–Петербург, а/я 954. Центр апологетических исследований или Russia@Apologetika.ru


Сахаджа-Йога

Шри Матаджи Нирмала Деви

Основатель: Шри Матаджи Нирмала Деви (Нирмала Шривастава), родилась 21 марта 1923 г. в Индии.

Дата основания: Май 1970 г.

Официальное название: Сахаджа Йога или «Вишва Нирмала Дхарма» («Вселенская Чистая религия»).

Источники учения: Наставления Шри Матаджи во время пудж, публичных программ, лекций и семинаров (доступны в форме брошюр и записей на DVD). Книги Шри Матаджи Нирмала Деви.

Официальные Интернет-издания: Официальный российский веб-сайт Сахаджа Йоги, «Еженедельная Интернет-газета Сахаджа йогов России и Ближнего Зарубежья».

Центры: По данным организации, Сахаджа Йога имеет последователей в 85 странах мира. В России наиболее влиятельными являются сахадж-центры Москвы и Тольятти.

Распространение учения в России: Сахаджа Йога появилась в России в 1989 г., зарегистрирована как религиозная организация движения «Вишва Нирмала Дхарма» в Санкт-Петербурге с 1996 г. В декабре 2003 г. был создан Всемирный Совет по распространению Сахаджа Йоги, состоящий из 34 национальных лидеров и возглавляемый Шри Матаджи. В 2006 г. гуру утвердила состав Российского Национального Совета во главе с Д. Коротаевым. В РФ также действует отделение молодежного союза «Нирмал Сангха Юва Шакти» («Чистый Союз Молодых Энергий»). Россия принимает участие в Проекте «1000 лепестков», который «должен принести на российскую землю благословения Божественности, внести вклад в общемировой процесс распространения Сахаджа Йоги и признания великой инкарнации современной эпохи — ШриАди Шакти Нирмалы Деви» (pr1000.sahajayoga.ru). В задачу Проекта входит проведение в 1000 городов России публичных программ самореализации и поддержка «заинтересованных искателей» в этих городах. Филиалы движения регистрируются как общественные или благотворительные организации. Во многих городах постоянно проводятся встречи групп самореализации для начинающих, а также периодические публичные программы. Российские Сахаджа йоги регулярно посещают международные пуджи (поклонения). Численность: По статистическим данным «Проекта 1000 лепестков», Сахаджа йоги есть почти в 200 российских городах с населением более 3000 человек, во многих из них действуют Городские Советы по распространению Сахаджа Йоги.

Основные понятия: Великая Мать, инкарнация Ади Шакти, самореализация, энергия Кундалини, медитация, состояние безмыслия, вибрационное осознание, метанаука, эволюция сознания, трансформация общества, Эпоха Водолея, Кали Сатья и Кали Юга.

История создания движения

Нирмала в 16 лет

Нирмала Шривастава родилась 21 марта 1923 г. в знатной семье и была крещена по христианскому обряду. В детстве она проводила много времени в ашраме (святилище) Махатмы Ганди, соратника ее отца, а затем принимала активное участие в борьбе за освобождение страны, что помешало ей пройти полный курс медицинского образования. После обретения Индией независимости Нирмала вышла замуж за Чандику Прасада Шриваставу, будущего сэра Си Пи, сделавшего блестящую карьеру дипломата. Воспитав двух дочерей, Нирмала Шривастава начала духовные поиски в традиции индуизма, окунувшись в мир йоги, медитации и общения с гуру.

Нирмала и сэр Си-Пи Шривастава

Нирмалу привлек Ачарья (духовный учитель) Чандра Мохан Джан (более известный под именами Раджниш и Ошо): он проводил групповые медитации, учил о чакрах, энергии Кундалини и шактипат (передаче духовной силы от гуру к ученику взглядом, словом, прикосновением или мысленно для спонтанного пробуждения энергии Кундалини). Шактипат считается началом духовной эволюции человека. Нирмала неоднократно посещала гуру в Бомбее, а в 1970 г. присоединилась к сотням других последователей Ачарьи в лагере близ Наргола. Там она пережила особое ощущение, которое Раджниш назвал просветлением: Нирмала ощутила благодать и увидела Кундалини — изначальную силу внутри человека, которая, по ее словам, есть Дух Святой. Однажды гуру и его ученица остановились в ашраме у Свами Муктананды — представителя школы йоги, которая придает особое значение шактипат и известна под названием Сиддха Йога или Сахаджа Йога. К тому моменту Свами Муктананда уже активно пропагандировал Сиддха Йогу на Западе. По мнению Раджниша, Нирмала не могла смириться с мыслью, что такой «фигляр», как Муктананда, достиг положения великого духовного учителя. И она приняла решение стать гуру.

Свами Муктананда Парамахамса

Считается, что Нирмала Шривастава пришла к удивительному открытию, как сделать самореализацию доступной для широкой публики, 5 мая 1970 г. Свое учение она предположительно выстроила по книге Васанта Реле «Таинственная Кундалини», изданной в 1927 г. Она соотнесла энергетические центры (чакры) с нервными сплетениями автономной нервной системы, энергетические каналы (ида и пингала нади) — с симпатической нервной системой, центральный канал (сушумну) — с парасимпатической нервной системой, а муладхару, где покоится в свернутом состоянии сила Кундалини, — с крестцовой косточкой. Нирмала Шривастава начала миссию по спасению человечества с лечения внушением, а в 1979 г. объявила своим последователям, что она — богиня, воплотившаяся на Земле, чтобы придать смысл творению. Именно она, Великая Мать, пришла освободить человечество и установить Царство Небесное.

Принципы учения Сахаджа Йоги

Сахаджа Йога — культ, характеризующийся смешением элементов вольно истолкованных индуистских верований и христианского учения, тантризма и философии Новой Эры.

Самореализация, медитативная практика и духовное развитие: По словам Шри Матаджи, «Сахаджа-йога означает, что искатель истины (садхака) имеет от рождения право получить самореализацию… спонтанно… Это тонкая энергия, которая выполняет всю живую работу, и которую нельзя почувствовать на уровне человеческого осознания. Это последний прорыв, который предстоит сделать человеку, и для этого у него в спинном и головном мозгу имеется совершенный живой механизм… Когда Кундалини поднимается, то в осознании человека начинается новый жизненный процесс, ведущий к духовному росту. Это развитие духовной жизни представляет новое состояние, в котором человек начинает расти в его врожденной Божественности. Это просветляет физическое, психическое, эмоциональное и духовное существо человека» («Сахаджа-йога», 1992, с. 3-4). Сахаджа йоги должны постоянно быть в соединении с всепроникающей энергией (Брахма Чайтаньей) и ощущать течение божественных вибраций с помощью центральной нервной системы.

Превосходство Сахаджа Йоги над другими религиями: Официально Сахаджа Йога определяет себя как мировоззрение, признающее божественную суть происхождения Вселенной. Нередко о ней пишут как о научной философии, метанауке, созданной Шри Матаджи и дающей новые знания в обход современной науки (Братья Шанти, 2006).

Однако Великая Мать утверждает, что Сахаджа Йога является «принципом» или «квинтэссенцией всех религий» и соединяет в себе лучшее из них. «Религии сейчас располагают лишь частичными знаниями, которые необходимо дополнить и доказать их подлинность с помощью Сахаджа-йоги» («Сахаджа-йога», 1992, с. 11-12, 24).

Трансформация общества и начало Золотого Века: Член Всемирного Совета по распространению Сахаджа Йоги и активный проповедник учения Грегуар де Калберматтен утверждает, что в Эпоху Водолея каждый должен понять смысл жизни и достичь эволюции сознания. «Вибрационное осознание» Сахаджа йогов (состояние просветления нервной системы с помощью энергии Кундалини) ощущает всеобщий упадок не как конец света, а как начало Кали Юги, Золотого века. По его мнению, аскетические техники затворников, медитирующих вдали от мирской суеты, неэффективны. Шри Матаджи дарует подлинное, изначальное знание о Всевышнем Боге, божественных инкарнациях и силе Кундалини. Одним лишь движением руки или прикосновением она открывает Царство Божье и дарует истинное освобождение посредством самореализации (The Advent, 2002).

Шри Матаджи Нирмала Деви: Воплощение силы всемогущего Бога: в индуизме — всего пантеона индийских божеств, включая Брахму, Вишну, Шиву, их жен и Ганешу; в иудаизме — Иеговы, Авраама, Моисея, в христианстве — Христа, Святого Духа, Девы Марии; в буддизме — Будды; в исламе — Мохаммеда, Хасана и Хусейна, Хазрата Али и Фатимы. Все божества, пророки, святые подчиняются Шри Матаджи, ибо она их сотворила и находится с ними в постоянном общении.

Шри Матаджи — всеведущая богиня, она всегда права, только от нее исходят благословения. Ее слово — закон, ее взгляд несет радость благословения или горечь проклятия. Беды и несчастья людей как на индивидуальном, так и на коллективном уровне — результат воздействия «отрицательных сил» или, в конечном итоге, неверия в ее сущность. Все природные катаклизмы возникают в результате неодобрительного отношения Шри Матаджи к чему-либо. Все, к чему она прикасается, священно (Sahaja Yoga: Facts and Warnings from Ex-members). Богиня — источник веры людей; она отвечает на молитвы верующих в нее.

Освобождение от перерождений: Дар, который передается от духовного учителя к человеку и требует последующего поклонения гуру.

Представления о человеке: Собственный дух человека (Атма) является отражением Бога Всемогущего (Парамешвары). Благодаря самореализации Сахаджа йоги обретают праведность и религиозность, становятся просветленными и гармоничными личностями.

Жизнь после смерти: На Сахаджа йогов распространяется закон кармы, и после смерти следует цикл перерождений. В отличие от представлений традиционного индуизма, преданные Сахаджа йоги могут обрести вечную жизнь посредством самореализации и управлять душой после смерти, т.е. контролировать реинкарнацию.

Сахаджа Йога о Христе и Церкви

«Когда дело касается религии, — недоумевает Шри Матаджи, — то почему-то все хотят следовать только Христу, только Мухаммаду Саибу или только Будде. В Сахаджа Йоге мы имеем всех их, и они превосходным образом активизируют Кундалини» («Сахаджа-йога», с. 13). Святые прошлых времен помогают Сахаджа йогам в «благородной миссии» установления Сатья Юги (Там же, с. 9). Иисусу Христу отводится особая роль открывателя Агия-чакры, шестой чакры на пути Кундалини, расположенной в центре лба; иногда о ней говорят как о «третьем глазе». Там обитает Христос, достигший просвещения и ставший Буддой. Ключ к ней — «абсолютная и спонтанная непосредственность ребенка, исходящая из чакры на уровне сердца (анахаты), мира Шивы, о котором говорил Господь Иисус: „Истинно говорю вам. Кто не примет Царства Божия, как дитя малое, тот не войдет в него“ (Лука 18.17)» (The Advent, 2002, с. 25). Шри Матаджи учит, что Агия-чакра — врата рая, и все Сахаджа йоги должны пройти через них. Она дает свое толкование миссии Христа: «Для него все эти мучения были ничем, потому что целью Его жизни, Его пришествия, Его Инкарнации было открытие Агии-чакры» (Пасхальная Пуджа, 19 апреля 1998, Стамбул, Турция).

Она говорит, что Христос пришел на Землю, чтобы возвыситься над обыденным сознанием. «...И это стало возможно только лишь благодаря воскресению Христа. Он воскресил Самого Себя, потому что был Божественной Личностью. Но и мы воскрешены благодаря тому, что благословлены Божественностью» (Пасхальная Пуджа, 25 апреля 1999, Стамбул, Турция).

Шри Матаджи отождествляет Христа с Ганешей (божеством с головой слона). Кроме того, согласно учению Шри Матаджи, Махавишну (то есть Христос, или девятое воплощение бога Вишну) помогает богу Яме, ответственному за смерть людей, решить, куда им пойти — в ад или рай. Их работа заключается в том, чтобы «вывести из тела дух и поместить его в надлежащее место» (Пуджа Шри Вишну, 13 июля 1994, Париж, Франция).

Выказывая уважительное отношение к божественным воплощениям и святым реализованным душам, Сахаджа Йога очень холодно относится как к христианам, видя в них только отрицательные качества, так и к самому институту Церкви. Апостол Павел — «первый антисемит христианского мира», «женоненавистник», «редактировавший Библию» на свой
лад, — стал для культа воплощением «системы». Именно он якобы внушил Церкви отвращение к ее мистическому наследию, предал замысел Иисуса, пойдя против остальных апостолов-иудеев, а также подавил гностиков, постигших учение Христа («Метасовременная эпоха»; The Third Advent, 2003).

Ритуальная практика в Сахаджа Йоге

Сахаджа йоги почитают Шри Матаджи Нирмалу Деви (Уважаемую Великую Мать Чистую Богиню) как инкарнацию Святого Духа или Ади Шакти («Изначальную Силу Бога» — Его верховную женскую ипостась). Она пришла спасти человечество в эпоху тьмы — Кали Сатью. Сведения о том, «кто она есть на самом деле», открываются неофитам постепенно, чтобы не шокировать их информацией о том, что Шри Матаджи является воплощением всех божеств и основателей мировых религий: «…необходимо, чтобы вы почитали меня. И это поклонение неизменно, это условие неизменно» (Семинар, Коули Манор, 31 июля 1982 г.).

Основными ритуальными практиками Сахаджа йогов являются поклонение Шри Матаджи (по фотографии или персонально во время пудж) как воплощению всех ликов Всевышнего Бога и медитация. С фотографией Матери следует бережно обращаться, желательно обрамлять в серебро. Снимок помещают на алтарь, перед ним ставят цветы и сладости, зажигают свечу; на стекле на лбу Шри Матаджи рисуют тилаку (красную точку) и свастику на ногах (символ созидания и разрушения — противоположных сил, придающих устойчивость миру). Сахаджа йоги ежедневно читают молитвы перед алтарем, т.е., в сущности, совершают повседневный индуистский ритуал. Утром и вечером перед портретом Шри Матаджи проводятся медитации с использованием специальных техник очищения чакр.

Коллективное поклонение и медитация происходят в центрах Сахаджа Йоги или ашрамах и обычно сопровождаются просмотром видеозаписей с выступлениями или лекциями Шри Матаджи. На массовые пуджи, организуемые по всему миру, допускаются Сахаджа йоги, утвержденные Национальным Советом.

Ответ с точки зрения Библии

Бог — Творец всего (Быт. 1; Пс. 32:6-9; Деян. 17:24, 25), Он — живой Бог (Пс. 41:3), Бог богов и Владыка владык (Втор. 10:17). Бог сотворил человека по образу и подобию Своему; человек не тождественен Богу (Быт. 1-2; Еф. 2:10). Бог пробуждает веру в человеке (Ин. 6:44; Рим. 10:17). Верующего человека направляет Святой Дух (Ин. 14:26; Еф. 1:17; Рим. 8:14).

Иисус Христос — Сын Божий, единосущный Отцу (Кол. 1:12-17; Ин. 10:30). Он — Спаситель мира и его Судья (1 Ин. 4:14; Деян. 17:31).

Человек грешен и не способен сделать что-либо для своего спасения (Деян. 10:43) — искупления и вечной жизни с Богом (1 Кор. 15:51- 54; Отк. 21:3). Праведность человеку вменяется по вере во Христа (Рим. 4:23-25). Человеку положено один раз умереть, а затем — суд (Евр. 9:27). Праведники унаследуют Царство Небесное, а грешники будут осуждены на вечные муки (Мф. 25:31-37). Познание истины и духовный рост достигаются посредством веры, молитвы, изучения Священного Писания и исполнения заповедей (Ин. 5:24; Иис. Н. 1:8; 2 Тим. 3:14-17; Кол. 4:2; Втор. 11:18- 21; Мф. 22:37-40; Гал. 5:22,23).

Бог призывает христиан к упованию на Него, познанию Его воли и разумному служению Ему (Фил. 4:4-9; 1 Ин. 5:20; Рим. 12:1-2).

— Валерия Сорокина

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Братья Шанти. Метод духовного развития и трансформации человека. СПб., 2006.

  2. Ее Святейшество Шри Матаджи Нирмала Деви. Метасовременная эпоха.

  3. Обращение к Сахаджа йогам России.

  4. Сахаджа йога — официальный российский сайт.

  5. Семинар, Коули Манор, 31 июля 1982 г.

  6. Цитаты из лекций Шри Матаджи.

  7. Шри Матаджи Нирмала Деви. Сахаджа-йога. М .: ИВФ Антал , 1992.

  8. Kakar S. Shamans, Mystics and Doctors: A Psychological Inquiry into India and Its Healing Traditions. Chicago, IL: University о f Chicago Press, 1991.

  9. Kalbermatten G. de. The Advent. Daisyamerica LLC, 2002.

  10. Kalbermatten G. de. The Third Advent. Daisyamerica LLC, 2003.

  11. Sahaja Yoga: Facts and Warnings from Ex-members.

Под знаком Кролика

Пауло Коэльо

«Прислушивайтесь к своим сердцам, учитесь различать знаки, которыми усеяна ваша дорога жизни, и, прежде всего, идите за мечтой» [1], — вот уже несколько лет эти наставления будоражат воображение российских читателей. На смену трудному пути бескорыстного совершенствования одинокой «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, пришли «простые истины» бразильского писателя Пауло Коэльо. Рожденная контркультурой 1960-х годов, повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» объединяет традиционные евангельские темы и идеи дзэн-буддизма. Притча о мечте Джонатана, изначально обращенная к немногим избранным, нашла отклик в сердцах нескольких поколений неоромантиков [2]. Но прошли годы, и современных читателей привлекает «дорога познания для самых обыкновенных людей», которой их ведет бразилец Пауло Коэльо.

«Очарование мудрости Сокрытого»

Двадцать лет назад редакторы солидных бразильских издательств, вероятно, советовали Пауло Коэльо оставить занятия литературой. Несомненно, они действовали из лучших побуждений: его литературный дебют тотчас же выявил отсутствие таланта у автора.

«Паломничество: современный поиск древней мудрости» или «Дневник мага» — своеобразный отчет о 55-дневном паломничестве самого Коэльо из Франции в Испанию в местечко Сантьяго де Компостела. Его попытка описать знаменитый путь средневековых паломников настолько невыразительна и скучна, что книга не годится даже в качестве путеводителя. Коэльо описывает поиски символического «меча», обещанного ему наставником некоего мистического католического ордена RAM, если он с честью выйдет из всех испытаний на пути познания. В поисках его сопровождает проводник Петрус — воплощение образа современных учителей альтернативной духовности. На пути Коэльо подстерегают опасности в виде неистовых демонов; он учится впадать в транс, говорить с духом-вестником Астрейном, развивать интуицию, замедлять течение времени и т.д. В конце пути он попадает к Древу Знания и обретает наивысшую благодать, т.е. «меч».

Как и следовало ожидать, «Паломничество» не заинтересовало никого, кроме узкого круга издательств, публикующих эзотерическую литературу. Однако Коэльо не оставил своего занятия, и в 1988 году из-под его пера вышел «Алхимик» — еще один роман, изобилующий христианским мистицизмом, бессмысленными метафизическими размышлениями и каббалистикой. Литературные критики хранили молчание, и тогда за дело взялись маркетологи. Двадцать лет неослабевающего интереса публики к необременительным духовным исканиям подняли тиражи книг Коэльо, принесли автору мировую известность, французский Орден почетного легиона в 2002 году и специальную премию «Кино за мир-2008» за видеопроект «Экспериментальная ведьма» [3]. Вопрос несоответствия оглушительного успеха бразильского писателя качеству его произведений перестал быть актуальным с тех пор, как его романы на полках книжных магазинов перекочевали из раздела «эзотерика» в раздел «художественная литература». Язык писателя невыразителен, его герои одномерны, однако критики единодушно заявляют: Пауло Коэльо — скверный писатель, но предприимчивый рассказчик. Современные бразильские литературоведы объясняют его успех способностью отвечать на запросы читателей, нуждающихся в «воодушевлении» [4] и позитивной жизненной философии, поскольку чтение романов Коэльо создает приятное ощущение прикосновения к «знанию» [5].

Летом 2006 года романы Коэльо вошли в десятку самых продаваемых в России книг наряду с «Кодом да Винчи» Д. Брауна и «Духless» С. Минаева. В статье «Литературное обострение» сценаристка, телеведущая и публицист Д. Смирнова пишет:

Раздражение, которое Коэльо вызывает у любого мало-мальски литературно искушенного читателя, объясняется, прежде всего, его необычайной серьезностью, гусиной какой-то важностью — скука смертная… вот так, без единой даже тени жонглирования, без малейшего артистизма, без намека на игру ума, так настоящая литература не случается. Между тем именно эта серьезность и делает Коэльо таким популярным писателем. Дешевая, продаваемая вразнос мистика просто обязана сохранять на физиономии вечно суровую мину тайного знания, иначе ее никто не купит [6].

Романы Пауло Коэльо — продукт, выращенный на плодородной почве христианской традиции. В своих книгах он смешивает элементы средневекового мистицизма, черной магии, алхимии, спиритизма француза Алана Кардека, рассказы о чудесных исцелениях некоего доктора Фрица (известного в Бразилии медиума), идеи любимых им Борхеса и Кастанеды и, из всего этого, «стряпает» с трудом усваиваемые блюда.

В отличие от романов Габриеля Гарсия Маркеса и Жоржи Амаду, его произведения не имеют никакого отношения к Южной Америке. Сам он считает, что повествует о всемирном поиске смысла жизни. В действительности, Коэльо интересует только он сам: тема душевной боли отчетливо проступает в книге «Вероника решает умереть», наиболее честной и неподдельной из всех им написанных. Сын состоятельных родителей, он всю жизнь отстаивал право выбора собственного пути, бросив университет и увлекаясь идеями хиппи, наркотиками, театром, журналистикой и мистикой. Писатель не отрицает, что творчество помогает ему справляться с психологическими травмами, полученными в молодости (родители помещали его на принудительное лечение в психиатрическую клинику). Отчасти, громкий успех для Коэльо — способ доказать отцу, что он был прав, не став юристом. Он прекрасный организатор и отлично знает, как поставить издание книг «на поток»; определение «бедный поэт» подходит к нему меньше всего [7].

«Новая духовность» в книгах Пауло Коэльо

Христианские страны переживают эпоху религиозного плюрализма: в секуляризированном обществе присутствие традиционной Церкви отошло на второй план. «Религия была приватизирована. Ее стали воспринимать как частное дело или точку зрения отдельных людей или групп» [8], — констатировал социолог Харви Кокс в 1965 году. Через двадцать пять лет он отмечает: «Я писал тогда, что секуляризация — „не Мессия. Но и не Антихрист. Это просто опасное освобождение: ведь секуляризация повышает ставки“, расширяя диапазон человеческой свободы и ответственности. Она требует большего риска, чем те порядки, которым она пришла на смену…» [9].

Сегодня человек сам выбирает религию и определяет уровень своего участия в духовной жизни группы единомышленников. Свобода придала духовности иную форму и содержание: она перелицевала и стилизовала религиозные предпочтения на свой вкус, соединив натурализм с восточным пантеистическим мировоззрением и анимизмом. Стремление к «новой, сиюминутной духовности» возникло отчасти потому, что Церковь не смогла адекватно защитить догматы о том, что Бог не является частью мира (трансцендентность Бога), но в то же время присутствует в мире и участвует в жизни творения (имманентность Бога). Сегодня многие люди основывают свой духовный опыт не на рациональном мировоззрении, а на интуиции и исследовании своей души: «Бог — во всем, что нас окружает. Его присутствие надо прочувствовать или пережить» [10].

«Альтернативная» или «новая духовность» — преемница философии движения Новой Эры. Расширив горизонты мировоззрения Новой Эры образца 1970-1980 годов, она стала феноменом массовой культуры. «Новая духовность» — это эклектичный набор идей, философия стиля жизни, где есть место как исцелениям у знахарей и реорганизации дома и офиса в соответствии с принципами феншуй, так и трансформации личности путем изменения состояния сознания. В прикладной сфере бизнеса, медицины, образования, спорта, экологии и психологии человека «новая духовность» постепенно формирует представление, что религиозная составляющая второстепенна, и важен лишь поиск смысла существования, тайного знания и исцеления.

Дар заклинать духов, почти абсолютный контроль над материей, связь с другими мирами — все это было гораздо интересней, нежели ритуалы RAM. Не исключено, что они найдут более практическое применение в моей жизни… я узнал, что приобретенные познания помогают мне одолевать водопады, одерживать победы над Врагами, беседовать с Вестниками о вещах практических и реальных. Да, я увидел лик моей Смерти и Голубую Сферу Любви Всеобъемлющей, заполняющей весь мир [11].

Смысл жизни сводится к накоплению знаний и духовному развитию или самореализации. На популярном, потребительском уровне эти эксперименты производятся с привлечением разнообразных источников: «Ты заставил меня понять, что каждый ищет счастья по-своему, и не существует образца, который можно передать другим» [12]. Кто-то экспериментирует со скрытыми способностями мозга на психотренингах, кто-то увлекается астрологией, оккультизмом, уфологией или нео-язычеством.

В книгах Пауло Коэльо встречаются многие из перечисленных элементов, включаю магию. Например, роман «Брида» получил следующие рецензии: «Пауло Коэльо прочно связывает христианское учение с колдовством, мистикой, гаданием и другими практиками» [13]. «Эта пестрая смесь из туманных гностических изречений, отсутствия действия и ведического обряда посвящения в качестве кульминации истории больше всего придется по душе стойким поклонникам Коэльо» [14].

Магия — древнейшая форма религиозности, направленная на овладение внешним миром посредством неких незримых сил, находящихся в распоряжении колдуна. Классик сравнительного религиоведения Джеймс Фрезер полагал, что магия и религия, как два конкурирующих мировоззрения, по-разному отвечают на принципиальный вопрос: «Носят ли управляющие миром силы сознательный и личный или бессознательный и безличный характер?» [15] В христианском контексте вопрос звучит так: управляет ли миром Личность, Творец или некая безличная сила? По Фрезеру:

Магия исходит из предположения, что все личные существа, будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены безличным силам, которые контролируют все, но из которых, тем не менее, может извлечь выгоду тот, кто знает, как ими манипулировать с помощью обрядов и колдовских чар [16].

Библия дает однозначную оценку магии и предрекает Божественную кару Вавилону, в котором процветало это «совершенно трезвое, прозаичное и даже грубое ремесло, служащее чисто практическим целям…» [17]:

Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своем: «я, — и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою и не буду знать потери детей». Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих. Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: «никто не видит меня». Мудрость твоя и знание твое — они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: «я, и никто кроме меня». Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь (Ис. 47:8-12).

В «Дневнике мага» Пауло Коэльо фактически низводит Церковь до уровня магии: «И вот еще… Ты, помнится, сказал, что я встречусь с колдуном, а я встретил монаха. Что общего у магии с католической церковью? В ответ Петрус произнес одно-единственное слово: — Всё» [18]. Далее Петрус рассказывает о друге-алкоголике, который по привычке всю жизнь перед сном читал «Аве Мария». После его смерти Петрус спросил у духа Древних, где сейчас находится его друг. «Дух ответил, что с моим другом все прекрасно, он пребывает в Свете. Получается, что, даже не имея веры, а, только совершая ежедневно молитвенный ритуал, он получил спасение» [19].

«Новая духовность» отдает предпочтение средневековому мистицизму, индуистским или буддистским учениям или суфизму (исламскому мистицизму) [20]. Склонность к мистицизму связана, главным образом, с внутренним складом личности, способной переживать особые «состояния близости к чему-то неизмеримо большему и возвышенному, ужасающему и вызывающему трепет — близости вплоть до полного слияния с этим „объектом“, до совершенной утраты индивидуальных особенностей» [21]. Пауло Коэльо не упускает из виду и это стремление души. В романе «Ведьма с Портобелло» героиня по имени Афина сливается с Космосом и открывает новые измерения посредством экстаза:

В танце я обретаю свободу. Верней сказать, я становлюсь свободным духом, который может странствовать по всей Вселенной, наблюдать настоящее, угадывать грядущее, превращаться в сгусток чистой энергии. И я получаю от этого огромное наслаждение и ни с чем не сравнимую, никогда прежде не испытанную радость…[22]

Там же автор повествует о некой сибирской секте, «члены которой считали определенный вид танца средством спасения от всех бед, ибо он позволял вступать в контакт со „светом Вершины“» [23].

Да и в записях было сказано лишь, что надо танцевать до изнеможения, уподобляясь альпинистам, совершающим восхождение на вершину. Танцевать до тех пор, пока не начнешь задыхаться, и тогда организм будет получать и потреблять количество кислорода, к которому не привык. Это приведет к потере ощущений пространства и времени и к утрате собственной личности. Танцевать под ритмичный звук барабана, повторяя это ежедневно, и осознать, что в определенный момент глаза начинают закрываться сами собой, и мы различаем исходящий из нас свет, который отвечает на наши вопросы и высвобождает скрытое в нас могущество… [24].

Иисус Христос по-прежнему остается интригующей фигурой; к Нему относятся с уважением, однако достоверность Библии ставится под сомнение либеральными учеными-библеистами («Семинар Иисуса») или «теориями заговора» (фильм «Дух времени»). В то время как жизнь Иисуса приукрашивается мифами, Его уникальность как Спасителя замалчивается или попросту отрицается.

В «Дневнике мага» Иисус предстает слабым и униженным, а Варавва (евр. Бар-Абба, «сын отца») бунтарем с гордо поднятой головой. «Бог знал, что народ предпочтет смерть слабого, чтобы Он таким образом доказал Свою Любовь» [25]. По словам проводника Петруса, «сын Божий» был бы распят независимо от выбора толпы. «Это вызов библейской герменевтике и глумление над христианской верой», — считает Маркос Антонио Гимарейнш из Университета Куяба в Бразилии [26]. Для Коэльо главное — «воодушевление» и пробуждение Бога, дремлющего в душе каждого человека. Спасительной вере в Иисуса Христа, искуплению и преображению нет места в душе тех, кто стремится раскрыть свои возможности в земной жизни:

Ты пришел в этот мир научить нас всему, на что мы способны, а мы не желали внимать Твоему поучению. Ты показал нам, что Слава и Сила доступны любому, и они, внезапно явленные нам, ослепили нас. И мы распяли Тебя не потому, что оказались неблагодарны по отношению к Сыну Божию, а потому, что испугались признать собственные свои возможности. Мы распяли Тебя от страха, что сами станем богоравными. Под воздействием времени и традиции Ты снова превратился в одно из отдаленных божеств, мы же вернулись к нашему человеческому уделу [27].

Стоит ли читать книги Пауло Коэльо?

Во-первых, эти книги не имеют никакого литературного достоинства. Во-вторых, верующие, «у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14), могут легко распознать «эзотерический коктейль», который предлагает «вечный странник» Пауло Коэльо. Понять, о чем романы бразильского писателя нетрудно — достаточно взглянуть на аннотацию к книге. Утвержденным в вере христианам, которым свойственна твердая пища, не следует «увлекаться учениями различными и чуждыми; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр. 13:9).

Для людей только приближающихся к Богу, новообращенных, неокрепших христиан и тех, кто склонен к альтернативной духовности, романы Коэльо, несомненно, представляют угрозу. Все «несведущие в слове правды» могут получить ложное представление о Христе, Библии и Церкви. Им будет проповедана «дорога познания для самых обыкновенных людей»28, ведущая в пантеистический мир Бога Любви, где действует закон воздаяния, и в котором крест Христа — «символ бесконечного могущества, которым наделен всякий из нас» [29]

«С библейской точки зрения Пауло Коэльо — духовно прельстившийся человек. К великому сожалению, ведет за собой толпу людей, простодушно впитывающих его идеи», — полагает бразильский апологет д-р Пауло Ромейро [30]. Безусловно, Коэльо слагает песнь, приятную уху наших скучающих современников, приглашая их разорвать оковы, пробудить Бога внутри себя и следовать за мечтой, при этом воздерживаясь от политики. Он, как и его читатели, не знает здравого учения и обращается к басням (2 Тим. 4:3,4). Но, быть может, и «льстящий слуху учитель» однажды поймет, «что ответы на вопросы дает не совершенное сочетание всех религий и верований, а безусловный выбор истинной веры» [31].

«Ну, и при чем здесь кролик?» — недоумеваете вы. Ответ прост — «коэльо» переводится с португальского как «кролик». Забудьте о Водолеях, Рыбах, Львах и Скорпионах: современный мир живет под знаком Кролика.

— Валерия Сорокина

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. См. Туровская М. Три жизни «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» // Журнал «Иностранная литература», № 12, 1974. С. 195-198. См. также Коэльо vs. Бах. Форум на сайте издательства «София». [Назад]
  2. Коэльо П. Дневник мага. М., 2008. С. 14. [Назад]
  3. Albanese R. «A marca do Coelho». [Знак кролика]. Revista lingua portuguesa, 2006. [Назад]
  4. Смирнова Д. Книжное обострение. Интернет-газета «Книжное обозрение», № 13 (162). [Назад]
  5. Goerdeler C.D. «The Crux With Paulo Coelho. A Literary Controversy». Интернет-журнал Morgenwelt.de, 2000. [Назад]
  6. Кокс Х. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в геологическом аспекте. М., 1995. С. 20. [Назад]
  7. Указ. соч, с. 18. [Назад]
  8. Коэльо. Дневник мага, с. 69. [Назад]
  9. Указ. соч., с. 260. [Назад]
  10. Указ. соч., с. 278-279. [Назад]
  11. Аннотация, составленная Kirkus Reviews. [Назад]
  12. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Т.1. М., 2001. С. 72. [Назад]
  13. Указ. соч., с. 73. [Назад]
  14. Малиновский Б. Магия, наука и религия. Изд-во «Рефл-бук», 1998. С. 70. [Назад]
  15. Коэльо. Дневник мага, с. 63. [Назад]
  16. Указ. соч. [Назад]
  17. «Religious and Non-Religious Spirituality in the Western World (“New Age”)». Lausanne Committee for World Evangelization. Lausanne Occasional Paper No. 45, 2005. Pp. 19-20, 21. [Назад]
  18. Пахомов С. В. К вопросу о демаркации понятия «эзотеризм» // Материалы Первой международной научной конференции «Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия». СПб., 2007. С. 10. [Назад]
  19. Коэльо П. Ведьма с Портобелло. М., 2008. С. 69. [Назад]
  20. Указ. соч., с. 72. [Назад]
  21. Указ. соч. [Назад]
  22. Указ. соч., с. 79. [Назад]
  23. Guimaraes M.A. «A “literatura” antibiblica e premiada de Paulo Coelho». [Премию за «антибиблейскую» литературу получает Пауло Коэльо]. [Назад]
  24. Коэльо. Дневник мага, с. 278-279. [Назад]
  25. Указ. соч., с. 41. [Назад]
  26. Указ. соч., с. 278-279. [Назад]
  27. Romeiro P. «A Nova Era no Brasil». [Новая Эра в Бразилии]. Revista Povos, 2006. [Назад]
  28. Carpenter M. «A triste busca de Paulo Coelho». [Печальные поиски Пауло Коэльо]. Revista Ultimato. [Назад]

— Валерия Сорокина

Оглавление

Может ли твой гуру быть реинкарнацией Христа?

«Я — новое воплощение Иисуса Христа», — утверждал один очень известный индийский гуру. В его словах нет ничего из ряда вон выходящего: так говорили и другие. Но как прикажете на это реагировать? Как понимать это заявление?

Подобные вещи говорили многие — при этом, как ни странно, они жили в одно и то же время и называли себя единственным перевоплощением Иисуса Христа. Отсюда вопрос: как Иисус Христос мог одновременно воплотиться в разных людях? Я не думаю, что такое переселение душ возможно, разве что ты — отъявленный негодяй и заслуживаешь того, чтобы воплотиться сразу в нескольких людях и тем самым навлечь на себя все их страдания одновременно. Но с какой стати человек станет этим хвалиться? Напротив, разумно предположить (особенно когда речь идет о религиозном лидере), что он претендует на обладание неким тождеством с Иисусом. По сути, он говорит: «Я — Иисус. Только в другом теле». Но это уже совсем другой вопрос.

Давайте вернемся к самому утверждению нашего гуру. Как убедиться, что оно истинно? Почему мы должны ему верить?

Как проверить его слова? Я могу предложить несколько способов. Начать, наверное, следует с поиска сходных черт. Мы не станем искать физическое сходство, поскольку очевидно, что тело другое. Мы говорим о другом физическом теле. Но какое-то сходство все же должно быть — и вопрос как раз в том, что именно остается неизменным при перевоплощении.

Есть несколько возможных объяснений. Может быть, прежней остается душа. Я верю, что душа существует, и что эта душа и есть ваше «я». В каком-то смысле, ваша душа обладает вашим телом. Ваше настоящее «я», ваши личностные черты — все это стороны вашей души. Ваш характер, ваши мысли, ваши убеждения, ваши чувства — все это находит физическое выражение через мозг и центральную нервную систему, но берет начало в вашей душе, так что, когда ваша душа отлетает в иной мир, вместе с ней уходите и вы.

Если перевоплощается душа, мы, по сути, получаем того же человека в другом теле. Если вас поместить в другое тело, это по-прежнему будете вы, с вашим языком, темпераментом, знаниями и т.д. Другим будет только тело.

Однако люди, говоря о реинкарнации, имеют в виду вовсе не это. Реинкарнация — это не просто переселение душ, поскольку души обладают памятью, и человек помнил бы обстоятельства прошлой жизни. Более того, вы бы сохранили умения и навыки, характер, знания, мысли и все остальное. Гуру, о котором идет речь, — не плотник, но если бы реинкарнанция представляла собой перенесение способностей, он владел бы навыками плотника. Если бы из тела в тело переходил интеллект, наверное, этот гуру, как и Иисус, имел бы познания иудейского раввина. Но он не обладает знаниями иудейского раввина. Он проповедует индуизм. Итак, он не обладает физическим телом Иисуса, к нему не перешли ни навыки, ни личностные особенности Христа, ни Его воспоминания, ни Его мысли. Таким образом, в процессе реинкарнации из одного тела в другое переходит то, что остается от души после вычета всех выше названных особенностей.

Итак, что-то переселяется в другое тело. Но это не душа во всей ее красе. Это нечто меньшее. Оно не включает в себя физические способности, навыки и знания, оно не включает в себя воспоминания. Оно не содержит чувств, переживаний прошлой жизни. Начав убирать все это, в конечном итоге мы, похоже, останемся с чем-то вроде оголенной человеческой сущности.

Кстати, на языке философов она называется чистой субстанцией. Только в данном случае эта субстанция низведена до абсолютного ничто.

Но постойте. Если реинкарнация действительно существует, что-то все-таки должно передаваться! Что-то перевоплощается — но не личность. И не способности. Некая элементарная сущность. Что же она собой представляет? Что именно переселяется? Чистая человеческая субстанция? Если это всего лишь чистая человеческая субстанция, трудно себе представить, как она может перевоплотиться в насекомое. Бессмысленно говорить, что человек стал жуком. Тождественен ли жук человеку? Чтобы это ни было, оно не имеет никакого отношения к человеческой природе, потому что в жуке нет ничего человеческого.

Итак, нам приходится исключить из того, что переселяется из тела в тело, любые человеческие черты. И я скажу, что вы получите в остатке — неделимое элементарное нечто, чистую живую субстанцию. Она должна быть живой, потому что перевоплотиться в льдину, полено или камень нельзя. Следовательно, переселяется чистая живая субстанция. Это лишает утверждения о новых воплощениях Иисуса всякого смысла.

Это неделимое нечто не имеет ни свойств, ни личности. В процессе реинкарнации перемещается лишь нечто, превращаемое в ничто. Кстати, исходя из такого представления о переселении душ, я мог бы воплотиться в животное или насекомое, — ведь от меня не останется ничего, кроме чистой неделимой субстанции. Что же это за субстанция? Это то, что останется после исключения всего остального. Остается лишь что-то одно — если отнять и его, то не останется вообще ничего.

Итак, гуру утверждает: «Я — новое воплощение Иисуса Христа». У меня возникает вопрос: в каком смысле Христос перевоплотился в него? Если ты новое воплощение чистой субстанции Иисуса, — Его сущности, лишенной личности, нравственности, воспоминаний, навыков, человеческой природы, лишенной всех отличительных черт, — кого волнует, что ты перевоплощенный Христос? Если твое «ничто» каким-то образом похоже на «ничто» Иисуса, что с того?

Если у тебя есть нечто общее с Иисусом, передавшееся в процессе перевоплощения, в чем оно заключается? Скажи мне. Покажи мне. Ты можешь говорить на иврите? На арамейском? Есть ли у тебя воспоминания Иисуса? Есть ли у тебя Его навыки? Нет. У тебя нет ничего от Его человеческой природы, не так ли? Нет! Что же у тебя есть? «Мне передалось чистое „нечто“». С какой стати на меня должно произвести впечатление то, что к тебе перешла чистая субстанция Иисуса, лишенная всего, что делает Его чудесным?

Да и как вообще убедиться, что это произошло? Как убедиться, что это «нечто» принадлежало именно Иисусу? Как это определить? Ведь не осталось ничего, что отличало бы чистую субстанцию Иисуса Христа от любой другой чистой субстанции. Другими словами, если в тебе с одинаковым результатом может перевоплотиться «нечто» Христа и «нечто» Адольфа Гитлера, кому есть до этого дело? Какая разница!?

— Грегори Коукл

Статья переведена и опубликована с разрешения служения Stand to Reason (www.str.org). Коммерческое использование запрещено.

Оглавление

Что такое ересь?

Понятие «ересь» не было придумано поздними поколениями христиан. Это слово есть уже в Новом Завете. В книге Деяний этим словом называются ответвления иудаизма: фарисеи, саддукеи, назореи и христиане (5:17; 15:5; 24:5; 24:14). Поначалу это слово не имело негативной коннотации — оно означало просто «выбор».

Но для христиан истина может быть только одна, поэтому любая альтернатива учению Христа расценивается как отступление от истины. Апостол Павел называет ереси «делом плоти» (Гал. 5:20) и говорит, что приверженцы таких альтернативных «истин» Царства Божьего не наследуют (Гал. 5:21). Апостол Петр называет ереси «пагубными» (2 Пет. 2:1), а их проповедников — «лжеучителями», которые «отвергаются искупившего их Господа».

Новозаветные христиане, без сомнения, верили в то, что истина одна, и что эта истина известна Церкви: апостол Павел предостерегал коринфских христиан от «лжеапостолов, лукавых делателей», которые под видом апостолов Христовых будут проповедовать «другого Иисуса... иного Духа... иное благовестие» (2 Кор. 11). Своему любимому ученику Тимофею он писал, что в последние времена люди «от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:4).

Ересь можно определить двумя способами:

  • как отступление от церковной догмы (более свойственно православным и католикам)
  • как отступление от Писания (более свойственно протестантам).

Впрочем, абсолютизировать эту разницу не стоит:

  • церковная догма представляет собой зафиксированное церковными постановлениями толкование Библии, т. е. критерием, опять-таки, является Писание
  • у протестантов тоже есть понятие Analogia Fide — иными словами, богословствуя, мы должны принимать в расчет историю толкования Библии в предыдущие века.

Мы в Центре апологетических исследований пользуемся термином «культ христианства». Культ христианства — это группа людей, которые, называя себя христианами, тем не менее исповедуют учение, отрицающее или искажающее основные положения христианства.

— Дмитрий Розет

Мы готовы ответить на ваши вопросы по апологетике на нашем сайте: Apologetika.ru

Оглавление

Можно ли заниматься йогой для физического здоровья, не интересуясь самим учением? Или это взаимосвязано?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует кратко пояснить, что такое йога.

Йога относится к «ортодоксальным» индийским религиозно-философским школам, которые признают жизнь после смерти, закон кармы и авторитет Вед. Йога является продолжением древнейшей философской школы — санкхьи. Основными целями учения санкхьи является осмысление реальности бытия и поиск путей к освобождению от страдания. Практические рекомендации духовного роста дает сопутствующая санкхье йога. Говорят, что «классическая йога начинается там, где кончается санкхья».

Несмотря на то, что в основном позиции йоги и санкхьи совпадают, существует и принципиальное расхождение. В отличие от последней, йога придерживается концепции личного божества (Ишвары). Однако в йоге вечный, всемогущий и вездесущий Ишвара не считается Творцом материального мира…

Своей целью йога ставит освобождение пуруши (души, духовного начала) и достижение мокши (освобождение от цикла перерождений), а это требует от человека духовной дисциплины. Например, система самосовершенствования раджа-йоги подразумевает восемь этапов:

  1. Воздержание (яма) от неправедной жизни, лжи, лихоимства, половой жизни и стяжательства.
  2. Соблюдение предписаний (нияма) – внутренней и внешней чистоты, довольства, укрощения страстей, размышления о духовном.
  3. Статические упражнения (позы-асаны).
  4. Овладение гармоничным дыханием (пранаяма).
  5. Направление сознания внутрь себя (пратьяхара) с целью подготовки физического тела к духовному опыту.
  6. Сосредоточение (дхарана) внимания на объекте.
  7. Созерцание (дхиана) объекта.
  8. Самадхи – состояние глубокой медитации (достижения сверхсознания).

На последнем, восьмом этапе пуруша обретает освобождение от телесных оков. В этом состоянии разум все еще может осознавать объект медитации на интуитивном уровне или же полностью абстрагируется от мыслительного процесса и растворяется в Абсолюте (Томпсон М. Восточная философия / Пер. с англ. Ю. Бондарева. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — с. 47-48) .

Зная это, мы должны понимать, что йога — это не гимнастика, а, в первую очередь, религиозная практика, смысл которой заключается в том, чтобы подвести человека к определенному этапу духовного развития.

В нашей повседневной жизни мы достаточно часто видим приглашения на занятия йогой, и могу сказать, что ни разу не встречал настоящей йоги, лишенной своей духовной составляющей. А это значит, что Вам предлагают или обыкновенную гимнастику под видом йоги, или же, наоборот, духовное учение, закамуфлированное под гимнастику. Если же Вам действительно предложат занятия классической йогой, то ответ на вопрос очевиден.

В любом случае стоит задуматься, какова цель занятий йогой. Если улучшение самочувствия, то существует немало других очень эффективных методик, не связанных с духовными упражнениями. Восточная религиозная практика неразрывно связана с занятиями йогой.

Если кто-то ищет духовного самосовершенствования, то классическая йога нацелена именно на это, однако это путь вне Христа и без надежды на Его искупление. Человек встает на путь САМОсовершенствования. Для христианина такой путь неприемлем.

— Дмитрий Розет

Мы готовы ответить на ваши вопросы о культах на нашем сайте: Apologetika.ru

ОБЪЯВЛЕНИЯ

ПОДПИСКА НА БУМАЖНЫЙ "ВЕСТНИК ЦАИ" В 2009 ГОДУ

Уважаемые подписчики, получающие бумажный вариант «Вестника», обязательно подтвердите свою подписку на следующий год!

Для этого пришлите на адрес ЦАИ письмо или электронное сообщение в котором подтвердите свое желание получать «Вестник ЦАИ» в 2009 году и уточните свой почтовый адрес, если он изменился.

КАК ПРИСЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Наша организация существует, главным образом, на средства жертвователей. Мы сердечно благодарим всех, кто уже поддерживает нас и обращаемся к вам с просьбой и далее жертвовать средства на издание «Вестника ЦАИ»

Если вы решили пожертвовать на служение ЦАИ какую-либо сумму, пошлите ее почтовым (или банковским) переводом. На почтовом бланке в графе «назначение платежа» напишите: «Пожертвования» без указания назначения пожертвований. Квитанцию вложите в письмо, в котором укажите назначение этих пожертвований.

Реквизиты для почтового перевода:

194044, Россия, С-Петербург, а/я 954, Центр апологетических исследований. Столярову П. Н.

Реквизиты для банковского перевода:

СПб ОО «Центр апологетических исследований» ИНН 7826053249, КПП 783901001
Р/с 40703810849000001515 в ОАО «Банк «Санкт-Петербург», БИК 044030790,
корсчет 30101810900000000790

Оглавление


НАША ПОЧТА

Здравствуйте! Пишу я вам по поводу Свидетелей Иеговы. Сама я христианска, Иисус коснулся моего сердца в 1999 году. До ноября 2007 года я жила в Таджикистане, и мне не приходилось сталкиваться с иеговистами. Я знала, что есть такие, что их учение не правильное, но сама с ними не встречалась. Но сейчас я переехала в Россию — точнее, в этот поселок, из которого я и пишу. Недавно я поехала в гости к своей сестре в челябинскую область и, конечно же, говорила с ней о Господе. Слава Богу, мои сестра и племянник покаялись. И вот мой племянник написал мне в письме, что в их дом приходили Свидетели Иеговы. Он спрашивал у меня совета, как к ним относиться, но так как в моей практике не было общения с ними, то я не была готова к ответу. Но наш Бог — Бог чудес. Я случайно нашла в своих дисках фильм «Свидетели Иеговы». Это был ответ! Я послала племяннику письмо с местами из Писания. Этот фильм очень помог и мне и моему племяннику. Слава Богу!

— Ю. О. Тверская обл.

Мир Вам, здравствуйте! Особое благодарение вашей миссии за книгу «Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания»! Хоть и медленно, но уверенно я черпаю знания из этой нужной книги. Рядовые Свидетели приходят в недоумение от такой информации. В сентябре мы семьёй отдыхали в Анапе. Местные «расселиты» обещали нам сверить в LХХ Исх.3:14— «эго эйми» и греч. Нов. Зав. Ев. от Иоанна, где Иисус говорит: «Я Есмь» тот самый из Ветого Завета. Эти свидетели были несколько шокированы! Скажите пожалуйста, где и как можно научиться правильно толковать Писание? Владеете ли Вы более подробной информацией о Новом Завете на иврите, чтобы с помощью этого перевода показывать «Свидетелям Иеговы» божественность Иисуса Христа?

— А. В.

Здравствуйте! Недавно мне предложили креститься в Церкви Иисуса Христа СПД. Я уже 2 года наблюдаю за мормонами. Некоторые вещи мне нравятся: крепкие семьи, сплоченность, активная молодежь, взаимопомощь, отсутствие вредных привычек, духовность — это все хорошо. Но я никогда всерьез не задумывалась о вступление в их ряды. Недавно я побывала на молодежной конференции... И вот сейчас я начала задумываться: может, креститься? Да и как-то неудобно перед миссионерами, ведь они постоянно со мной проводят беседы. Сегодня я немного ознакомилась с критикой, нашла некоторую информацию в Интернете и просто не знаю, что думать? С миссионерами я встречаюсь в воскресенье и хочу к этому времени определиться с решением. Что я могу сказать им как возражение? Что Вы можете посоветовать мне? С уважением,

— С. Екатеринбург

Оглавление


ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ ССЫЛКА НА «ВЕСТНИК ЦАИ» С УКАЗАНИЕМ ПОЧТОВОГО И ЭЛЕКТРОННОГО АДРЕСА ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Руководитель проекта: Павел Столяров.

Главный редактор: Дмитрий Розет

Отдел рассылки: Валерия Сорокина

Оглавление


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@Apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное