Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 13 января


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

7-13 января 2016 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Свидетелей Иеговы обвинили в сокрытии фактов сексуального насилия

Свидетель Иеговы, который душил девочек с целью получения сексуального удовлетворения, был, наконец, приговорен к тюремному заключению после того, как община более 20 лет скрывала его преступления. 54-летний Иан Физи оставался безнаказанным более 25 лет в результате того, что его поступки были скрыты собранием, которое он посещал.

Иан Физи

Суду были предъявлены доказательства того, что Физи впервые напал на семилетнюю девочку, когда работал добровольцем-библиотекарем в Зале Царства Свидетелей Иеговы в г. Уорвик в 1990-х годах. В конечном итоге, Физи поймали — еще одна его жертва обратилась в полицию, узнав, что Физи работает в хосписе. В октябре 2014 года его арестовали и обвинили в ряде преступлений, совершенных в период с 1989 по 1994 год.

В прошлую среду Физи был приговорен к пяти годам тюремного заключения после того, как признал себя виновным в нападении на одну девочку, которой причинил физический ущерб, и в непристойных действиях по отношению к двум другим девочкам. Объявляя приговор, судья Уорвикского коронного суда Ричард Гриффит-Джонс сказал: «Вы получаете сексуальное удовлетворение от мыслей об удушении детей. Это отвратительная и вызывающая беспокойство фантазия; она серьезно озаботила меня, когда я решил вынести Вам обвинительный приговор. Так что речь не только о том, что причинение детям таких страданий вызывает страх и отвращение, речь о том, что последствия для них могут быть даже более катастрофическими.

Таплов сообщил суду, что Физи совершил первое злодеяние, когда девочка пришла в библиотеку Зала Царства за книгой.

Второй жертвой Физи стала 14-летняя девочка, которую он схватил за горло и бросил на пол, где обездвижил и стал душить. Девочка потеряла сознание, потом пришла в себя, потом вновь отключилась и вновь очнулась, закричав: «Иегова, помоги мне!» Физи спокойным тоном объяснил девочке, что убьет ее, если она кому-нибудь расскажет, и добавил, что, если она уцелеет, и у нее будут дети, он изнасилует и их. Девочка в слезах прибежала домой и рассказала обо всем матери, но та лишь велела ей привести себя в порядок, а затем отвезла в больницу, чтобы врач обработал синяки у нее на шее.

Г-н Таплов добавил: «К сожалению, родители девочки приняли решение скрыть сексуальный характер совершенных в ее отношении действий и велели ей молчать об этом. В дальнейшем они преуменьшали серьезность преступления, и организация скрыла проблему».

Третьей жертве Физи было всего шесть лет — родители девочки наняли его сделать какую-то работу по дому. Она сидела у него в машине, когда он сел рядом, начал ее щекотать, а потом залез к ней под юбку рукой, но остановился, когда девочка начала пинаться и кричать.

После ареста Физи заявил, что не помнит случившееся в библиотеке, но признал, что неоднократно брал девочку руками за горло. Он признался, что фантазировал, как будет душить 14-летнюю девочку, и заманил ее в комнату специально, чтобы душить ее и получить от этого сексуальное наслаждение.

Г-н Таплов заявил: «Он получал особое сексуальное наслаждение от акта удушения. Он получал сексуальное удовлетворение от того, что душил детей, и во время так называемой „игры в лошадку“ он душил таким образом многих детей».

Защитник Ник Девайн заявил: «Неизбежное длительное тюремное заключение будет иметь для него пагубные последствия, если он в этом возрасте окажется в тюрьме за такое преступление. Вполне возможно, что община Свидетелей Иеговы, хотя ей можно поставить в упрек то, каким образом она отреагировала на произошедшее, приняла меры к тому, чтобы он впредь не реализовывал свои фантазии». Кроме того, Физи должен будет пожизненно зарегистрироваться как лицо, совершившее преступление сексуального характера, и ему будет запрещено контактировать с детьми.

Представитель Свидетелей Иеговы заявил, что организация осуждает поведение Физи, и отрицал, что она скрывала его преступления. Представитель сказал: «Свидетели Иеговы испытывают отвращение к насилию над детьми и рассматривают его как гнусное преступление и грех. Безопасность наших детей — высший приоритет. Любое предположение, что Свидетели Иеговы скрывают насилие над детьми, — совершенная ложь. Мы полны решимости сделать все возможное, чтобы предотвратить насилие над детьми и предложить духовное утешение тем, кто пострадал в результате этого ужасного греха и преступления».

The Telegraph, 29.12.2015

к оглавлению

МОРМОНЫ

Почему частные бумаги высших руководителей мормонов никогда не будут преданы гласности

Если вы хотите узнать о мормонских магических камнях, тайном многоженстве, видениях, личных откровениях, финансовых неудачах, крещениях, призваниях и отлучениях, тюремных сроках и чудесах исцеления, спорах о пророческой преемственности и разногласия относительно того, что такое Сион, — все это есть здесь, в документах, дневниках, письмах и хрониках, опубликованных самой церковью СПД.

Материалы, относящиеся к первым десятилетиям истории мормонов в XIX веке, подвергались изучению, анализу и критике публично и со всех возможных точек зрения.

Документы современной церкви? Не так много.

Каким образом, к примеру, были приняты новые правила, называющие однополые пары мормонов «отступниками» и запрещающие их детям участвовать в религиозных обрядах? Кто был их инициатором — апостолы, Первое Председательство или лично президент Томас Монсон? Пришли ли они по обычным каналам? Все ли высшие руководители были единодушны?

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней отказалась сообщать подробности, а это значит, что члены церкви и исследователи, возможно, никогда не узнают историю целиком. Дело в том, что единственные, кто мог бы рассказать, как принимались такие решения, — это мормонские пророки, апостолы и другие высшие руководители церкви, однако их дневники, равно как и протоколы их заседаний, недоступны для исследователей, или же доступ к ним крайне ограничен. Эти правила действуют даже в тех случаях, когда руководство СПД рассказывает правду об основателе своей религии (вспомним исторический проект публикации бумаг Джозефа Смита) и демонстрирует открытость, публикуя эссе об истории и учении мормонов.

Ричард Терли

В 1980-х годах, как поясняет помощник церковного историка Ричард Терли, церковь СПД начала требовать, чтобы все высшие руководители мормонов подписали соглашение, согласно которому любые результаты их деятельности — в том числе их дневники, речи, фотографии и прочие материалы, имеющие историческую ценность, — должны передаваться в исторический отдел церкви для «долговременного хранения».

Библиотека церковной истории, по слова Терли, «стремится предать гласности настолько много этих материалов, насколько возможно с учетом законных, этических и религиозных границ и практических ограничений».

Практика подобных соглашений распространена среди крупных организаций и исследовательских библиотек, говорит Терли, однако причины беспокойства мормонов уникальны: «Чтобы защитить конфиденциальность общения и обсуждений между членами церкви и сохранить святость обрядов и благословений». Эти правила, хотя они и рутинные, уже оказали глубокое влияние на возможность написать полную и честную историю мормонизма в XX и XXI веках — в то время, когда церковь СПД избавлялась от многоженства, когда она пыталась быть тем, чем хотела быть, в атмосфере споров о принципах и программах, когда она решала вопросы об эволюции, коммунизме и экуменизме, когда она, наконец, отбросила свое расистское прошлое, когда она боролась с феминизмом, и когда оформились ее представления о правах гомосексуалистов.

В двух словах, эти правила наделяют церковь СПД, в особенности сотрудников ее исторического отдела, правом принимать окончательные решения по поводу того, какие отрывки из дневников апостолов после начала XX века будут доступны исследователям.

Грег Принс

«Я считаю это контрпродуктивным для церкви», — говорит Грег Принс, соавтор книги David O. McKay and the Rise of Modern Mormonism («Дэвид Мак-Кей и возникновение современного мормонизма»), революционного исследования о жизни и деятельности девятого президента мормонов. Учитывая, что у всех мормонов есть священная обязанность вести дневники, и что эти дневники имеют огромную церковь, говорит он, бессмысленно закрывать к ним доступ или передавать право распоряжаться личными записями другим. Эта политика, например, могла побудить апостолов заниматься самоцензурой, не включать в свои записи откровенные мысли, неотредактированные подробности и негативные чувства. Результатом может быть подчищенное изложение болезненных вопросов. Хуже того, некоторые руководители мормонов могут вообще не записывать свои воспоминания.

Отсутствие таких записей, говорит Принс, грозит тремя проблемами:

∙ это лишает человека возможности самоанализа, которую предоставляет ежедневное ведение дневника;

∙ это лишает родных и близких руководителей СПД возможности познакомиться с самыми сокровенными подробностями служения, составлявшего смысл жизни этих людей;

∙ это означает, что будущим историческим исследованиям мормонизма будет недоставать голосов самых важных действующих лиц этого периода времени.

«Если внутренние голоса молчат, будут преобладать голоса внешние, — говорит Принс, — и сбалансированная история церкви и ее руководителей останется лишь иллюзорным желанием».

Счастливые исключения

В последние несколько десятилетий дневники двух мормонских пророков оказались в руках родственников и исследователей. В обоих случаях документы позволили получить из первых рук бесценную информацию о личности, мнениях и склонностях Спенсера Кимбалла и, как уже упоминалось, Дэвида Мак-Кея, а также весьма значимые сведения о церкви, которую они возглавляли, и о коллегах, с которыми они работали.

Кимбалл, возглавлявший церковь с 1973 по 1985 год, на протяжении десятилетий вел подробные дневниковые записи, начиная с того времени, когда он еще не был руководителем церкви, и в течение своего служения в качестве апостола и президента церкви. 12-й президент мормонов передал свои записи в распоряжение родных, в особенности своего сына Эдварда, чтобы они написали откровенную двухтомную биографию.

По словам Эдварда, его отец был убежден, что историю следует излагать, «как есть, не подчеркивая негативные моменты и не раскрывая того, что носит характер исповеди». «Он считал ведение дневников важным делом».

Хотя Кимбалл с осторожностью писал о членах церкви, обращавшихся к нему за советом, или подвергнутых церковным взысканиям, его дневники «удивительно откровенно описывают его жизнь», говорит внук пророка Джордан Кимбалл, «они откровенно описывают его проблемы со здоровьем, огорчение от того, что его старший сын отдалился от церковной жизни; он писал как о личных разочарованиях, так и о личных духовных переживаниях».

Бумаги Кимбалла и его беседы с сыном также приоткрывают завесу над тем, как этот лидер церкви духовно, интеллектуально и эмоционально переживал наложенный церковью запрет на посвящение чернокожих мужчин и мальчиков в священство, состоящее исключительно из мужчин, и на посещение мормонских храмов чернокожими женщинами.

Если бы его дед не описывал с такой откровенностью свои переживания, не вкладывал бы в свои дневники столько души и не доверил бы своему сыну рассказать о его жизни, говорит Джордан Кимбалл, мормоны вряд ли узнали бы, даже сейчас, как он пришел к историческому решению 1978 года, которое положило конец ограничениям в отношении чернокожих.

Бумаги Мак-Кея оказались в распоряжении его alma mater, Университета штата Юта, где Принс и другие исследователи получили возможность беспрепятственно изучать период его правления с 1951 по 1970 год.

Члены церкви впервые, быть может, получили возможность увидеть, как блаженный Мак-Кей спорил с апостолом-догматиком Брюсом Мак-Конки о том, что представляет собой учение мормонов. Они смогли, так сказать, услышать, как апостолы спорят об участии будущего пророка Эзры Тафта Бенсона в деятельности праворадикального Общества Джона Берча. Они смогли увидеть, что происходило с церковными финансами, и стать очевидцами неумеренно рьяных попыток улучшить статистику крещений.

Ничто из этого не было бы возможно, убежден Принс, если бы наблюдения Мак-Кея оказались «запертыми в архивах».

Прозрачность

Патрик Мэйсон

Патрик Мэйсон, руководитель программы мормоноведения в Клермонтском университете, работал над составлением биографии Бенсона, занявшего пост президента церкви СПД в 1985 году. Теперь он ведет переговоры с историческим отделом церкви о возможности доступа к бумагам Бенсона.

Мэйсон, автор только что опубликованной книги Planted: Belief and Belonging in an Age of Doubt не возражает против желания церкви ограничить доступ к частным записям апостолов и пророков: «У религиозных групп должно быть право ограждать то, что для них наиболее священно, если только речь не идет о преступлениях и насилии». И все же, говорит он, «святые последних дней издавна верили, что Бог действует в истории через них и через их руководителей, что придает их частным дневникам и другим бумагам, характер святыни». Если Бога можно увидеть в деталях, как полагают мормоны, это, по словам Мэйсона, «придает священную значимость даже протоколам заседаний. Так что если церковь верит, что апостолы и пророки призваны Богом, и что Бог действует через них, церковь должны быть уверена, что это отражается в их частных дневниках».

Возможно, нынешние руководители мормонов беспокоятся, что дневники апостолов содержат нелицеприятные высказывания и воспоминания, говорит он, но «церкви просто следует проявить большую зрелость». Подобная прозрачность может даже пойти на пользу верующим: «Признание человеческих (и свойственных всем людям) слабостей их руководителей, в том числе плохих мыслей и предрассудков, в конечном итоге, может оказать большую пользу свидетельству церкви об искуплении всего человечества и всей истории Иисусом Христом».

Еще одна сторона вопроса, которую могут не увидеть члены церкви, — то, насколько разнообразно церковное руководство: «Слишком большая часть мормонской истории была написана — и внутренними, и внешними авторами — как некий монолит, которого в действительности никогда не существовало. Внешнее и внутреннее противоборство и конфликты всегда были стержнем мормонской истории». Однако без документов лишь немногие последователи 15-миллионной всемирной религии в полной мере это понимают.

Внутренняяя структура

Ардис Паршэлл

Ардис Паршэлл, бывшая сотрудница церковного исторического отдела, в течение многих лет изучала документы в церковной исторической библиотеке.

«Они велели мне написать историю, которая никогда не была рассказана, но иногда не позволяли мне читать бумаги, раскрывающие эту неозвученную историю, — шутит Паршэлл, ныне независимый исследователь. — Я сказала им, что они похожи на фараона, который велит мне делать кирпичи, но не дает соломы, однако это не помогло».

Если тебе «очень повезет, и люди в хорошем настроении, и в последнее время не было никаких неприятных происшествий, историки могут попросить сотрудников библиотеки проверить протоколы заседаний [Кворума Двенадцати Апостолов] за какой-то конкретный день, чтобы подтвердить какой-нибудь факт, или точную формулировку цитаты, найденной в другом источнике, — говорит Паршэлл, — но это случается крайне редко».

По ее словам, исторический отдел в настоящее время находится «под давлением, и я сомневаюсь, что сейчас кто-то может рассчитывать даже на такое сотрудничество».

Однако есть и другие способы выискивать жемчужины в современной истории мормонизма. Хорошие исследователи обычно могут найти источники помимо дневников, говорит Паршэлл, такие как «заметки других людей, с которыми разговаривали апостолы, или копии апостольских писем… или читать между строк выступления на Генеральных конференциях СПД».

Мэтью Боумэн

Ученый-мормон Мэтью Боумэн, который преподает историю в Университете им. Хендерсона в штате Арканзас, беспокоится, что ограничения могут подтолкнуть критиков, в том числе даже мормонов, к тому, чтобы вообразить нечто гораздо худшее, нежели могут показать документы. С точки зрения Бомэна, автора книги The Mormon People: The Making of an American Faith, подлинная история принесет церкви гораздо больше пользы, чем думают ее руководители.

Ограничение доступа к дневникам и протоколам — естественное следствие расширения церковной бюрократии, особенно в конце XX века. «По мере того, как количество комитетов и правил растет, становится возможно ограничить доступ к гораздо большему количеству вещей, — говорит Боумэн. — Это просто общепринятая практика, а вовсе не сознательная попытка что-то скрыть».

По его словам, «проще и безопаснее сказать нет, чем да».

Боумэн, который много пишет о попытках «корреляции», предпринятых мормонами в середине XX века с целью привести к однообразию церковные правила и установления, не имел доступа к дневниками 11-го президента церкви Гарольда Ли — серьезная потеря, поскольку этот проект был детищем Ли. Тем не менее, автору-мормону позволили прочесть протоколы «общецерковного координационного совета», из которых он извлек довольно много ценных сведений о программе.

Система «имеет гораздо больше нюансов, нежели предполагают правила, — говорит Боумэн. — Можно получить некоторые бумаги из закрытых коллекций и не получить доступа к документам из открытых коллекций».

Боумэн говорит, что он «несколько более оптимистичен», чем прежде. «Со времем готовности раскрывать информацию, похоже, становится больше. Возможно, вскоре будет возможно ознакомиться с материалами начала XX века».

Особенную озабоченность вызывает неприкосновенность частной жизни ныне живущих. «Нервничать их заставляют не только нелицеприятные вещи о церкви или церковном руководстве. В этих документах есть огромное количество сведений об обычных членах церкви», — говорит Паршэлл. Огромные церковные хранилища документов заполнены сотнями тысяч страниц, и если в какой-то коллекции есть хотя бы одно такое письмо, или в каком-то дневнике есть хотя бы одна такая страница, говорит она, церковь не может открыть доступ к этим документам, пока вся коллекция не будет изучена, и относительно небольшая часть содержания не будет признана закрытой». Это огромный труд, однако Паршэлл не теряет надежды.

«Когда в 2000 году мне предоставили доступ к переписке Бригама Янга до того, как ее открыли для всех, мне приходилось отчитываться перед сотрудником архива обо всем, что я копировала, и кому я продала копии, и в чем была суть проекта моего клиента, и мне было запрещено продавать копии оптом, — говорит Паршэлл. — Теперь кто угодно во всем мире может зайти на вебсайт библиотеки и скачать изображения тех же писем, и никого это не волнует. Это невообразимый прогресс, достигнутый всего за 15 лет».

В настоящий момент Паршэлл пишет книгу об истории церкви СПД, рассказанной через призму женских судеб, и она уверена, что прозрачность «продолжается и даже усиливается, и пока еще слишком рано утверждать, что мы не сможем при нашей жизни написать историю современной церкви». Она говорит, что доступ к бумагам апостолов едва ли будет открыт в этом году или даже в течение ближайших 50 лет, «но это не одна из тех вещей — таких, как мир на земле или моя свадьба, — исполнения которых нам придется ждать до начала Тысячелетия».

А до тех пор исследователи могу изучать точку зрения женщин-мормонок. Возможно, таких дневников в распоряжении церкви меньше, но все они открыты.

The Salt Lake Tribune, 10.01.2016

 

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Сайентологи ведут активную агитацию в латвийских школах

Общество Laimes kalve («Кузница счастья»), тесно связанное с движением сайентологов, очень часто гостит в школах Латвии, сообщает передача de facto на Латвийском телевидении. В учебных учреждениях они читают лекции, посещают которые даже десятилетние дети. Сами представители общества заявляют, что на их лекциях побывали свыше 2 тысяч детей, сообщает портал Lsm.lv.

Общество Laimes kalve связано с одной из ветвей сайентологического движения — международной организацией Way to Happines Foundation International или «Международный фонд пути к счастью». Эта организация распространяет по всему свету одноименную брошюру Рона Хаббарда, делая упор именно на агитацию в школах.

Минобразования предупреждало еще в 2014 году: брошюры Laimes kalve — материалы не для детей. Эксперты министерства тогда признали: содержание этих брошюр — тенденциозное, ненаучное и вводящее в заблуждение. В них, например, говорится, что у законов нет связи с добром и злом: их приходится соблюдать только из-за боязни перед государством. Однако многие школы этот совет проигнорировали. Передача de facto выяснила, что лекторы Laimes kalve посетили основную школу Даудзесе, Балтинавский христианский интернат, начальную школу Алуксне, среднюю школу в Краславе, Неретскую среднюю школу имени Яниса Яунсудрабиньша, Гауйиенский интернат, а также учреждение социальной коррекции Naukseni.

Лекции, в основном, были посвящены профилактике зависимостей, мотивации учиться, решению конфликтов и достижению компетентности.

Организациям, участвующим в процессе обучения, необходимо получить разрешение в местном самоуправлении или в Министерстве образования и науки. Но, как выяснила передача de facto, ни в одной из школ эти документы у лекторов не попросили. Передача отмечает, что согласно латвийскому законодательству, работать в школах могут только организации, не нарушающие стандартов обучения в Латвии. И следить за этим должны директора школ.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, как говорится в исследовании, подготовленном в 1996 году экспертами Аналитического управления Аппарата Государственной думы Российской Федерации по поводу деятельности «Церкви сайентологии», по служебным материалам МВД России, «Церковь сайентологии» является одной из разновидностей сатанистских сект, имеющих явно криминогенную направленность и активно применяющих психотропные вещества в целях получения управляемого типа личности у своих адептов. Секта имеет специально созданные структуры прикрытия, занимающиеся внешне благотворительной деятельностью, к которым относится «Гуманитарный центр Хаббарда». Американская секта, неоднократно обвинялась в шпионаже, нарушении гражданских прав и свобод личности.

ИА REGNUM, 11.01.2016

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

Почему Евангелие Процветания это наихудшая финансовая пирамида

Должен признаться. Учась в колледже, мне довелось прочесть книгу видного пастора одной мега-церкви. Автор призывал жить, как дитя Божие. Он говорил, что Бог хочет благословить меня, и что просто по моей вере Бог подарит мне самый лучший дом в окрестности. Казалось, его слова были наполнены смыслом.

Автор объяснял, что в свое время он тоже хотел иметь наилучший дом в квартале, и Бог дал его. Вот же, перед вами человек с доказательствами. У него была не только история с домом и ряд других рассказов, но и ряд белоснежных зубов (как-то неестественно белоснежных, еще подумал я).

Это было мое первое знакомство с популярным «учением о преуспевании», или «евангелием здоровья, богатства и процветания». Тогда логика: «Если это получилось у него, почему не должно получиться и у меня?» казалась неуязвимой.

Если бы я копнул поглубже, я бы увидел настоящую причину, почему у него это сработало, а у меня – нет. Потому, что «учение процветания» — это финансовая пирамида.

Что такое финансовая пирамида?

Вот как работает простейшая пирамидальная схема.

Первое: ловкий предприниматель желает сделать много денег. Скажем, идет он и говорит двум подружкам-пенсионеркам, что если они начнут продавать его «Супер-Подделку-3000», они подзаработают немножко деньжат, например, на сиделок для своих котов. Начальный вклад в дело — $401.76. Да, «Супер-Подделка-3000» — чистое надувательство, но это неважно, так как цель — вовсе не продавать продукцию, а привлекать больше новых вкладчиков-продавцов.

Второе: Эти милые дамы идут к другим своим подругам с той же самой речью и вербуют вкладчиков.

Третье: В какой-то момент люди убеждаются, что никто не хочет покупать «Супер-Подделку-3000» и никто из них, фактически, ничего не продает. В это время все их начальные взносы поступают на самый верх и наш сообразительный предприниматель кудахчет от удовольствия, плавая в деньгах.

Это – основной принцип финансовой пирамиды.

Евангелие Преуспевания можно считать пирамидой

Три признака, по которым Евангелие Процветания можно считать пирамидой.

Что общего у подобного принципа пирамиды с книгой упомянутого выше пастора? Есть по крайней мере три пункта, указывающие на поразительное сходство.

1. Оно базируется на обманчивом успехе парня на самом верху.

Я был одурачен уловкой пастора процветания точно так же, как люди обманываются пирамидной схемой. Они видят кого-то успешного наверху и думают: «У него получается, не правда ли?»

Правда. И это произошло, потому что кто-то заплатил за дом того пастора. Включая и меня, когда я купил его книгу. И миллионы других, подгоняющих грузовики «рассадных» денег к его крыльцу каждый выходной. Эти люди, способствующие его успеху — и есть люди у основания пирамиды. Конечно, для него это работает. Он ведь на самом верху!

2. Это ложь, адресованная отчаявшимся людям.

Как и финансовая пирамида, евангелие здоровья и богатства подпитывается за счет людей, находящихся за бортом социального благополучия. Мой друг, Валериан Мганга, рассказывал, что в Кении теология преуспевания — это единственная версия христианского учения, которую слышат люди. Мой тесть, который занимается наставнической работой с заключенными, говорит, что постоянно сталкивается с этим учением в тюремной системе. Почему? Потому, что «евангелие здоровья и богатства» охотится за людьми, жаждущими облегчения.

Миссиолог Пол Бортвик рассказывал, что во время своей поездки в Гану был свидетелем того, как 150-киллограмовый проповедник приводил свою тучность, как доказательство Божьего благословения и Бог, говорил он, таким же образом благословит и финансовый посев его слушателей. «Когда ты живешь в нищете,» — рассказывал один миссионер из группы, — «слышать, что ты любим, недостаточно. Ты желаешь ниспосланного Богом процветания… Их учат тому, что пожертвования этому способствуют».

Доктрина процветания, это не просто плохое учение. Это – форма угнетения.

3. Оно подпитывает наше идолопоклонство.

Как и жертвы финансовых пирамид, последователи учения благополучия не обязательно только отчаявшиеся, хватающиеся за соломинку люди.

Этому учению просто достаточно людей, живущих в идолопоклонстве. Мы ввязываемся в пирамидальные схемы не по глупости. Мы вступаем туда по собственному желанию. Мы желаем получить много денег, здоровье и уважение, которое они предлагают — и желаем этого побыстрее. Нам хочется верить, что всё это достижимо щелчком переключателя веры в нашем сознании. Нам отчаянно этого хочется.

Никогда не забуду момент, когда я оспорил представления одной моей знакомой последовательницы учения преуспевания, обратив ее внимание на жизнь апостола Павла. Она отвечала: «Значит, у него не хватало веры.» Это как раз то, что делают финансовые пирамиды: подчиняют нас нашим идолам. Затем, мы перестаем замечать что бы то ни было, указывающее нам, что нас надувают, неважно, каким бы очевидным это ни было.

Настоящие обещания Иисуса

Пожалуйста, не поймите меня неправильно. Я всем сердцем верю, что Бог хочет меня благословлять. Я верю, Бог споспешествует мне и желает мне, насколько только возможно, хорошей жизни. Но, я также верю, что Его Евангелие несравнимо лучше евангелия преуспевания. Учение процветания вскарабкивается по людям; Иисус же спускается, чтобы нас поднять. Учение благоденствия угнетает бедных, Иисус – нуждается с нуждающимися. Учение преуспевания распаляет нашу кузницу идолов; Иисус сокрушает их явлением Своей славы.

Подлинное Евангелие гласит: Планы Иисуса для нас намного весомее, чем просто погоня за здоровьем, богатством и личным успехом. Иисус не одобряет самолюбие, Он предлагает достоинство Божие, когда мы отрекаемся от само-возвышения (Мат. 5:3). Он не поддерживает самодовольство; Он предлагает свой совершенный мир, когда мы сокрушаемся в грехах (Мат. 5:4). Он не предлагает наилучший дом в окрестности; Он предлагает надежду воскресения, когда мы оставляем надменность (Мат. 5:5). Он также не предлагает «сверхъестественную благосклонность» от других, но вместо этого обещает вечную награду, когда мы презираемы за имя Его (Мат. 5:10-12).

Короче говоря: Иисус – наилучший Бог, наиважнейший Бог. Он — не стоящий на самом верху кучи торгаш, обещающий мирские блага. Он – Бог, нисходящий к самому основанию пирамиды. В пыли, Он распростер свои объятия на кресте, где нет изобилия, богатства и здоровья, но есть Божьи неувядаемые сокровища.

Ieshua.org, 10.05.2015

к оглавлению

Почему Джоел Остин — самый популярный проповедник на планете

Он похож на радостно-возбужденного маленького мальчика.

Сидя на балконе ложи верхнего яруса бейсбольного стадиона AT&T Park, Джоел Остин смотрит вниз, на игровое поле, но не следит за игрой. Он следит за тем, как на поле возводят сцену. Он следит за тем, как монтируют освещение. И он следит за тем, как несколько дорогих видеокамер высокого разрешения устанавливают на специальные тележки, расставленные по всему полю. С залива веет свежий ветерок, а позднее летнее солнце понемногу разгоняет утренний туман.

«Разве не отличный кадр?» — спрашивает Остин, глядя на картинку с одной из панорамных камер. Одним плавным движением объектива оператор захватил красивый вид на залив позади стадиона, тысячи сидений, которые послезавтра будут заполнены людьми, и, наконец, усеянную светильниками сцену, на которой будет стоять, и с которой будет проповедовать Остин.

«Какое послание передаст людям камера, когда возьмет меня крупным планом? — спрашивает он. — Это означает: „Давайте его слушать!“ Это привлекает внимание людей. Такова психология. Мы долго возились с ней, чтобы поставить ее именно туда».

Остин и его команда из почти 200 человек приехали в Сан-Франциско, чтобы провести мероприятие, которое они называют «Ночь надежды». Большинство сотрудников Остина приехали все вместе из Хьюстона, где Остин является их старшим пастором в церкви Лэйквуд — внеконфессиональной мегацеркви, собирающейся на спортивной арене, прежде известной под названием Compaq Center, на которой играла команда Хьюстон Рокетс. Еженедельно эту церковь посещают десятки тысяч человек, а миллионы других по всему миру смотрят проповеди Остина по телевизору, что делает его самым популярным проповедником на планете. Его широкая популярность означает, что его поклонниками провозгласили себя самые разные люди, от Опры Уинфри и Джона Маккейна до Хлои Кардашьян. Кроме того, Остин один за другим штампует бестселлеры, являясь одним из самых крупных имен в книжном деле. (Его новая книга The Power of I Am в октябре 2015 года сразу попала в список бестселлеров «Нью-Йорк Таймс».) Его общее финансовое состояние, по некоторым сведениям, составляет от 40 до 60 млн. долларов.

Вдобавок к этому Остин и его жена Виктория проводят массовые мероприятия. Всего они провели примерно 150 мероприятий и несколько раз собирали целые стадионы зрителей, что они планируют сделать и здесь. Это трехдневное мероприятие предполагает, что в течение трех дней десятки добровольцев будут заниматься благотворительной работой в городе — строить дома и раздавать пищу бездомным. Главное мероприятие, запланированное на субботний вечер, представляет собой отчасти старое доброе собрание пробуждение, отчасти грандиозный христианский рок-концерт. В последние несколько лет аналогичные мероприятия до отказа заполняли стадионы Янки и Доджеров. Сегодня, в пятницу днем, идет подготовка сцены, которая для Остина и его команды стала чем-то вроде ритуала.

Вскоре Остин уже идет через поле к сложной сценической конструкции, возведенной прямо позади питчерской горки. Есть главная сцена, с которой будут проповедовать Остин, Виктория и еще несколько приглашенных спикеров. За ней есть еще более высокая сцена для десятка музыкантов с инструментами. Большинство сотрудников Остина — в узких джинсах, некоторые потягивают кофе. Однако в целом все происходящее может посоперничать с любым концертным турне «Пинк Флойд».

Остин принимает активное участие в подготовке сцены. Даже когда все заканчивается, он по-прежнему с волнением смотрит на микрофонные стойки, фермы и операторские краны. Он получает удовольствие, решая, куда поставить камеры, — словно собирает паззл. Один человек медленно ходит вдоль сцены, чтобы Остин мог увидеть, как он будет выглядеть на экране. Посреди поля, за сценой, стоят три больших светодиодных экрана, которые выглядят так, словно их поставили как попало, — пока вы не увидите снятую крупным планом сцену с этими яркими огнями, заполняющими фон.

«Видите, все стыкуется, — говорит Остин свойственным ему мягким, спокойным голосом, едва слышным за стуком молотков, который эхом отдается по всему стадиону. — Мы хотим, чтобы кадры были глубокими и насыщенными. Здесь с нами будет 30 тысяч человек, но большинство будет смотреть по телевизору. Большинству людей будут видны только эти 40 дюймов».

Качество продукции крайне важно для Остина: «Все должно выглядеть хорошо, и ты должен быть точен. В наши дни конкуренция за внимание зрителя так велика. Если ты заранее не знаешь, что сказать, или твои слова не находят отклика, или что-то не соответствует стандартам — даже если картинка в фокусе, но свет неудачен или звук нечеток, — ты рискуешь потерять внимание людей».

Эта сосредоточенность на глянцевом и привлекательном конечном продукте — на «этих 40 дюймах» — представляет собой часть формулы успеха Остина. Кроме того, у него есть еще и вечно позитивное послание. Его часто называют «улыбающимся проповедником», и он намеренно избегает употреблять такие слова, как «грех» или «ад». Он никогда не говорит о «сатане» или «зле», предпочитая такие выражения, как «враг», которое может означать любое препятствие — от кризиса веры до простых сомнений в себе. Остин — мотивационный оратор c религиозной жилкой, что делает его очень доступным, а также легкой мишенью для критики.

Он также производит впечатление — в личном общении и на экране — искреннего человека. Именно это большинство людей хотят увидеть в телепроповедниках. В возрасте 52 лет он все еще выглядит неуклюжим, неопытным сыном проповедника. Его огорчает то, как плохо он иногда говорит. Он сделал частью служения всю свою семью. Он взял за правило никогда не просить денег, хотя, как он выражается, «Мы явно благословлены, благословлены возможностью проявлять щедрость и благословлять других». Он говорит, что просто хочет сделать людей счастливыми. Он хочет передать им дар теплых чувств. И каждый день он, похоже, искренне удивляется тому, как повернулась его жизнь.

Родители Остина, Джон и Доди, в 1959 году основали собственную церковь в заброшенном магазине с общиной из дюжины человек. Поначалу они были баптистами, но вскоре церковь стала независимой, внеконфессиональной. Джон и Доди развивали ее более сорока лет, и когда в 1982 году Джоел бросил учебу в университете, он вернулся домой и сообщил родителям, что хочет начать телевизионное служение. И вот, что он сделал: собрал команду, чтобы транслировать отцовские проповеди по телевидению.

В течение 17 лет Джоел старался представлять отца в выгодном свете. Он брал 40-минутные проповеди и сокращал их до 25 минут. Он следил за светом, звуком — за всем, вплоть до того, что подбирал отцу костюмы и галстуки. И он был счастлив. Отец был его лучшим другом, и ему нравилось работать и ездить по миру вместе с ним.

«Я думал, что буду всю жизнь этим заниматься, — говорит Остин. — Меня это устраивало».

Время от времени Джон подталкивал сына: «Джоел, — говорил он. — Почему бы тебе не подняться сюда и не помочь мне окормлять церковь? Думаю, из тебя вышел бы хороший служитель». Но сын всегда вежливо отказывался. Он был застенчив и тих. «У меня не было ни малейшего желания это делать, — говорит Джоел теперь. — Я был так далек от этого».

Каждый год они хотя бы раз летали в Индию. В течение всего длинного полета они сидели рядом, и отец всегда говорил ему одно и то же: «Ты был бы замечательным служителем. Ты можешь мне помочь». «Папа, — отвечал Джоел, — я не проповедник. Ты проповедуй, а я позабочусь, чтобы ты хорошо выглядел».

Как-то раз, когда Джону было 77 лет, он был в гостях у сестры Джоела, Лизы. Он решил позвонить Джоелу и еще раз попытаться его уговорить. Доди и Лиза сказали Джону, что он напрасно тратит время.

«Я помню все, словно это было вчера, — говорит Джоел, закрывая глаза. — Это был понедельник».

Поначалу все шло так, как много раз до этого.

«Эй, Джоел, — сказал отец. — Я просто хотел спросить, не согласишься ли ты, наконец, послужить вместо меня»

«Папа, — как всегда ответил Джоел, — я бы с радостью, но это просто не мое».

Но на этот раз, когда они повесили трубку, сын почувствовал странное побуждение. «Не прошло и 90 секунд, как я почувствовал что-то здесь, — вспоминает Джоел, прикасаясь к груди. — Я услышал: „Джоел, тебе нужно это сделать“».

Когда он перезвонил отцу и сказал, что согласен, мать и сестра были поражены.

Теперь Джоел шутит, что это была худшая неделя в его жизни. Он решил попробовать разок, чтобы отец мог им гордиться. Он велел Виктории не разговаривать с ним до окончания воскресной службы.

В ту пятницу Джон оказался в больнице из-за осложнений, связанных с диализом. Мать Джоела в начале 1980-х почувствовала себя плохо, и врачи обнаружили у нее на печени опухоль размером с апельсин. Однако она усердно молилась, старалась жить обычной жизнью и обрела чудесное исцеление. Джоел решил, что его отцу тоже вскоре станет лучше. В то воскресенье Джон слушал первую проповедь своего сына по телефону из больницы. Медсестры сказали Джоелу, что никогда не видели его отца таким гордым. Несколько дней спустя у Джона случился инфаркт, и он «отошел к Господу», как выражается Джоел.

Сын был потрясен, но то же ощущение, которое побудило его подняться на кафедру и служить в первый раз, подсказало ему, что он должен занять место отца и стать пастором церкви. Это было в 1999 году, и число прихожан Лэйквуда к тому времени выросло до 6000 человек. В тот момент целью Джоела было сберечь созданное отцом. «Я сделал все, что мог; я не понимал, что делаю. Елки, я и сейчас едва это понимаю».

Поначалу он пытался подражать стилю своего отца, и это был более тяжеловесный, более традиционный стиль по сравнению с его сегодняшним стилем. Но он чувствовал себя неловко. Поэтому он сознательно решил стать проще и доступнеее — больше похожим на самого себя.«Я хотел, чтобы парни, с которыми я играл в баскетбол в YMCA, парни, которые не ходили в церковь, понимали все, что я говорю. Я не хотел, чтобы кто-то думал, будто я говорю заумно».

Он стал меньше говорить о библейских героях и в большей степени сосредоточился на историях о том, как люди преодолевали трудности, о том, как вера помогала людям пережить ужасные времена. Он писал проповеди и заучивал их наизусть, иногда записывая себя, чтобы изучить собственный голос. После того, как он много лет редактировал проповеди своего отца для телевидения, он мог редактировать самого себя и сосредоточиться на том, какие слова он хотел бы использовать. Остин повторял слова, которые, по его мнению, звучали позитивно, и вырезал все, что, по его мнению, могло оттолкнуть людей.

«Многих людей жизнь достаточно сильно побила. Они могут прийти сюда, и я могу сказать: „Знаете что? Вы все грешники. Наверное, сегодня вы вели себя нехорошо“. Но они уже знают это. Они приходят в церковь не для того, чтобы почувствовать себя виноватыми. Ты уже чувствуешь себя виноватым из-за того, что не уделил достаточно времени своему ребенку. Ты не отказался от дурной привычки. Знаешь, Бог видит, что ты нашел время, чтобы прийти в церковь или на стадион. Он приготовил нечто хорошее для тебя в будущем».

Именно об этом Остин проповедует сегодня. Именно об этом он пишет в своей новой книге. Его мысль такова: если ты в буквальном смысле произносишь вслух позитивные слова, ты с большей вероятностью воплотишь их в реальность. Речь о силе веры. Это чем-то похоже на «Тайну» для христиан.

В течение нескольких лет после того, как сын занял место пастора, число членов Лэйквуда выросло в геометрической прогрессии. В 2005 году церковь переехала в бывший Compaq Center, потратив около 100 млн. долларов на ремонт и развитие помещения, включая строительство пятиэтажного административного корпуса. Не вызывающая больших противоречий проповедь и манера Остина пользуется широкой популярностью — он воспринимается как источник расслабления в сложном современном мире.

Но такой позитивный взгляд на жизнь, который иногда называют «евангелием преуспевания», может навлечь на себя гнев критиков. Консервативный блоггер Мэтт Уолш в 2014 году назвал Джоела и Викторию Остин «еретиками». Другие проповедники усомнились в том, что Остин разбирается в богословии. Они говорят, что проповеди Остина, возможно, побуждают людей фокусировать внимание на самих себе, а не на Боге или Иисусе. Некоторые евангелические христиане высмеивают его неизменно счастливый настрой.

Однако Остин говорит, что почти никогда не видит и не слышит критику. Он не читает блоги и разделы комментариев. «Смешно, — говорит он. — Я выгляжу наивным, но все, с кем я беседую, говорят мне: „Вы мне помогли, мне нравится вас слушать“. А полные людей стадионы? Они приходят не потому, что они критики. Они приходят потому, что ты коснулся их жизни».

Остин утверждает, что, говоря о преуспевании, он имеет в виду не только деньги. «Преуспевание для меня — это душевный покой. Это хорошие взаимоотношения. Это способность платить по счетам, да, но это способность благословлять кого-то еще».

Он уверен, что мнение, будто он недостаточно преподает библейских уроков, также ошибочно: «Я не говорю об этом конкретно: „Эй, ты — грешник“, — но я говорю о недостатке честности, о компромиссах. Я захожу с другой стороны. Это та же самая мысль. Просто я говорю о ней с позитивной точки зрения. Девяносто девять процентов людей откликнутся на это. И я думаю, что именно поэтому мое послание так глубоко проникло в мир».

Толпа начинает собираться днем в субботу. Сначала это небольшой ручеек, потом людей становится больше и больше. Первыми приходят, в основном, верные поклонники Остина, желающие оказаться в первых рядах. Но вскоре начинают стекаться уже тысячи людей. Движение на улицах вокруг стадиона замирает. Жители окрестных домов выходят на улицы, чтобы посмотреть, в чем дело.

Среди зрителей — самые разные люди. Большинство заплатили по 25 долларов за билет. Представлены все возраста, все расы. Некоторые прекрасно одеты — в деловых костюмах с украшениями. Другие пришли в ветровках и стоптанных кроссовках. Дети носятся между кресел, играя в пятнашки. Бывшая спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси, давняя поклонница Остина, занимает место рядом со сценой, неподалеку от Уилли Робертсона, звезды сериала Duck Dynasty, одетого во флисовую куртку, узкие джинсы, ярко-зеленую майку и фирменную бандану в виде американского флага.

Вскоре сиденья на стадионе заполняют 30 тысяч человек. Еще несколько тысяч следят за происходящим благодаря прямой трансляции в YouTube. Еще больше зрителей смотрят передачу на телеканале Trinity Broadcasting Network. Хэштег Night of Hope становится трендом в окрестностях залива Сан-Франциско.

Солнце еще не зашло, когда начинает звучать музыка — медленные и быстрые песни прославления вперемешку. Джоел и Виктория под громовые аплодисменты выходят на сцену. На нем синий костюм, галстук в точку и рубашка в тонкую полоску. На ней пиджак в ковбойском стиле и шейный платок соответствующего стиля. Вместе они смотрятся как улыбающиеся модели, рекламирующие идеальный американский пригород.

«Бог сегодня улыбается, глядя на тебя с небес, — говорит толпе Джоел. — Ему даже незачем смотреть сквозь крышу; Он может посмотреть прямо на тебя. Бог за тебя. Сама мощная сила во Вселенной сегодня на твоей стороне! Тебе нужно только лишь сказать: „Бог, я хочу принять то, что ты приготовил для меня сегодня“». И продолжает: «Это будет твой лучший в жизни год!»

«Бог поможет тебе преодолеть все проблемы, — говорит Виктория. — Внутри тебя уже есть все, что тебе нужно». Она рассказывает о том, как однажды приготовила себе шоколадное молоко, но прежде, чем она успела его допить, раздался телефонный звонок. Когда полчаса спустя она вернулась, весь шоколад осел на дно стакана. «Иногда хорошие вещи оседают на дно, и мы не верим, что можем сделать то, к чему Бог нас призвал. Тебе нужно взять божественную ложку и взболтать веру и все остальное, что в тебе есть». Виктория снова и снова повторяет фразу «шоколадное молоко» — позитивные слова.

Еще музыка. Еще истории. Джел говорит о том, какую силу Бог дает людям в трудные времена. Виктория говорит о том, что «Бог выбрал тебя» так же, как приемные родители выбирают младенца в больнице. На сцену выходит Доди, чтобы рассказать о своем исцелении от рака. Десять пасторов из местных церквей — консервативных и либеральных — по одному поднимаются на сцену, чтобы произнести позитивные аффирмации и молитвы.

В какой-то момент музыка стихает, и Джоел выходит на сцену один, чтобы рассказать о том, как умер его отец, и как он стал пастором церкви. Когда он рассказывает о последних днях жизни отца, о том, как горд был Джон в больнице, голос Джоела начинает дрожать. Ему приходится на мгновение остановиться и смахнуть слезы с глаз. Это не выглядит наигранным. Более того, похоже, Джоел немного досадует на себя: «Я страшный плакса. Ничего не могу с этим поделать». Толпа взрывается самыми бурными за вечер аплодисментами.

Джоел продолжает: «Бог хочет сделать больше, чем ты просишь, думаешь или воображаешь. Божьи мечты о твоей жизни настолько больше твоих собственных. Я никогда не мечтал, что сегодня буду это делать. Меня устраивала работа за сценой. Но у Бога для меня был другой план. Прямо сейчас у тебя есть дары и таланты, которыми ты еще не пользовался. Возможно, ты не будешь, как я, стоять перед людьми. Возможно, ты будешь преподавать в школе; однажды ты станешь директором этой школы. Возможно, ты работаешь в какой-то компании; однажды ты станешь хозяином этой компании».

Его голос крепнет. Человек, который вчера был тих и застенчив, теперь выглядит так, словно он питает энергией весь стадион. Температура понизилась, но эти люди чувствуют тепло».

«Будь готов, — говорит Джоел. — Будь готов к тому новому, что Господь хочет сделать с твоей жизнью!»

Success, 11.01.2016

В Архангельской области возбуждено уголовное дело за возбуждение ненависти к атеистам

В Поморье возбуждено уголовное дело в отношении 19-летнего жителя Котласа, который подозревается в публичных действиях, направленных на возбуждение в обществе ненависти и унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии.

По версии следствия, в августе 2014 года пользователь сети Интернет с персонального компьютера разместил «на стене» одного из сообществ на сайте «Вконтакте» комментарий, в котором содержатся унизительные характеристики и отрицательные эмоциональные оценки ряда религиозных групп и социальной группы «атеисты», сообщает региональный СУСК.

ИА Беломорканал, 13.01.2016

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное