Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 12 апреля


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

6-12 апреля 2017 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


САЕНТОЛОГИЯ

Актриса и бывший саентолог Кэти Шенкельберг раскрывает темную сторону организации

Кэти Шенкельберг возле афиши
своего спектакля

Почти два десятка лет жизнь Кэти Шенкельберг целиком была связана с Саентологией. Она ела бургеры с Джоном Траволтой, пила кофе с Кирсти Элли. Ей никогда не нравился Том Круз, самый знаменитый член Саентологической церкви, но это не помешало ей во исполнение шокирующих требований организации оставить успешную карьеру актрисы, при этом воспитывая дочь и отдавая организации деньги.

Теперь, покинув организацию, которая она называет культом, Кэти рассказывает свою историю — обо всех ошибках и прочем — в спектакле одного актера под названием Squeeze My Cans («Стисни мои жестянки»). Название представляет собой игру слов, намекающую на «одитинг» — методику, когда члены организации берут в руки металлические трубки, похожие на жестяные консервные банки, подключенные к прибору под названием «Е-метр», и вспоминают самые личные и болезненные моменты своей жизни. Некоторые обвиняли Саентологическую церковь в том, что она использует собранную таким образом частную информацию как средство давления на тех, кто пытается покинуть организацию, однако Шенкельберг сама без малейшего стеснения все выложила на стол — как она впервые заинтересовалась Саентологией, почему так долго там оставалась, и как в конце концов вышла.

Во время своего недавнего визита в Нэшвилл Шенкельберг встретилась с нашими журналистами, чтобы поговорить о том, что она пережила, и объяснить, почему она теперь рассказывает об этом всему миру вместо того, чтобы бежать подальше без оглядки.

Давайте начнем со спектакля. Можете ли Вы в двух словах рассказать о его содержании?

Спектакль сложился из коротких монологов — я начала писать эти монологи продолжительностью по 7-8 минут. Мне всегда хотелось сделать сделать моноспектакль, но у меня и в мыслях не было, что его темой станет уход из Саентологии. Я стала собирать монологи вместе и вдруг подумала: «Эй, да из этого может получиться целый спектакль!» Я хотела втянуть зрителей в сопереживание молодой католичке из штата Небраска, которая попадает в культ. Я возьму вас с собой в это путешествие. Будучи саентологом, ты участвуешь в сеансах одитинга, которые проводятся с помощью электронного устройства, т. н. «Е-метра». Через призму этого одитинга мне удалось показать зрителям, что произошло в моей жизни и в моем детстве.

Во время одитинга вы вспоминаете любые травмы и переживания, с которыми сталкивались в прошлом, не так ли?

Правильно. Им нравится подвести тебя к какому-то моменту, а потом двигаться в прошлое, все дальше и дальше. Поначалу это интересно. Ты проходишь эти занятие и чувствуешь свою принадлежность к группе. Мне хотелось куда-то приткнуться, и я познакомилась с одной актрисой-саентологом из Чикаго, которая мне очень нравилась. Так я и попала в Саентологию.

Очевидно, что тема Саентологии вызывает большой интерес, многие хотят об этом слышать, но организация также известна своей склонностью судиться с критиками. С вами еще не связывались их адвокаты? Ожидаете ли вы проблем?

Не слишком. Это история моей жизни. Мои друзья-юристы приходили посмотреть и говорили: «Это твоя жизнь, это было с тобой». Кроме того, у меня нет денег. Я сохранила каждую квитанцию, каждый документ о том, что я когда-либо делала в Саентологии. Каждое письмо с благодарностью, каждую квитанцию на пожертвованные суммы. Я делала копии и хранила все в надежном месте, потому что я параноик. Организация говорит, что твое досье, результаты твоего одитинга, конфиденциальны. Но знаете что? Все это конфиденциально, пока ты не открываешь рот и не начинаешь говорить. В своем спектакле я по-любому рассказываю людям обо всем, что они могут вытащить из моего досье.

Вы с самого начала были готовы рассказать обо всем, или Вам пришлось внутренне настраиваться?

Тяжело было, когда спектакль смотрела мама, потому что я не хотела ее расстраивать. Я не хотела причинить ей боль или неловкость. Я была тронута тем, что она пришла, у меня даже дыхание перехватило, потому что она сама пережила многое из рассказанного. Одна газета впоследствии взяла у нее интервью и спросила: «Барб, этот спектакль — правда?» И мама ответила: «Господи, да она еще умолчала о многом». Я не пытаюсь язвить, я всего лишь рассказываю о своей жизни.

Моя цель — достучаться до уязвимых 20-30-летних людей раньше, чем они окажутся в рядах культа. Люди говорят: «Как ты могла так сглупить? Ведь все очевидно». Но это не было очевидно. Как только я туда попала, стало понятно, что, если ты заглянешь в Интернет (тогда он только создавался), или прочитаешь газету, или прислушаешься к чьей-то критике в адрес организации, это будет стоить тебе дороже, тебе придется посетить больше сеансов одитинга, ведь ты слушала, как кто-то плохо говорит об организации. Они тебя подавляют.

Исходя из Вашего опыта, легче ли стало с появлением Интернета и социальных сетей завязывать отношения с людьми вне организации, и проще ли стало из нее выйти?

Мне только что звонили два саентолога (не могу назвать их имена), которые собираются уйти из церкви и читали обо мне. На мой спектакль приходили десять человек — все они под колпаком и выходят в социальные сети под чужими именами, — у которых есть родные, связанные с организацией, и они не могут уйти, потому что боятся потерять мать или дочь. Есть пара людей, которых я простила бы, если бы они обратились ко мне. Некоторые люди до сих пор должны мне деньги. Меня это не беспокоит, потому что я хочу даром тратить свое время, которое для меня дороже денег.

То есть для Вас это нечто вроде катарсиса?

«Катарсис» — ключевое слово. Спектакль получился веселым, но также и эмоциональным. Некоторые зрители потом спрашивали: «Разве Вы не устали?» Да, устала. Меня радует то, что я делаю, но через свой сайт и через Твиттер я получаю сообщения, мне пишут люди, которых я совсем не знаю, и рассказывают, что они были в культе. Для них культом была работа. «Я ненавидел свою работу, и Ваша история напомнила мне об этом». «Я 17 лет состояла в отношениях с мужчиной, который меня бил». Одна женщина-мормонка потеряла семью, потому что ушла из церкви. В этом и заключается красота спектакля. Именно это и приносит мне исцеление, потому что у меня нет денег на психотерапевтов.

Бывшие саентологи пишут книги, снимают документальные фильмы. Почему Вы выбрали сцену в качестве способа рассказать свою историю?

Я закончила колледж по специальности «музыкальный театр». Я работала актрисой в Чикаго. Я была молода, когда присоединилась к организации, и они постоянно мне говорили: «Сначала сделай это, а потом сможешь вернуться к своей карьере». Закончив очередной уровень, я говорила: «Я хочу поехать в Нью-Йорк на прослушивания. Я певица». Но стоит только открыть эту банку с червями, как тебе говорят: «Если ты не перейдешь на следующий уровень, то заболеешь и умрешь». Что?!

Постойте, они говорили Вам, что Вы умрете?

Да, можно в буквальном смысле угрожать немощью, болезнью или даже смертью. Мне забили голову этими идеями. Я занимаюсь всякими интересными вещами, а потом вдруг открываю эту банку с червями и, блин, — два десятка лет как корова языком слизнула. Почти двадцать лет, я теперь уже в среднем возрасте.

Вы используете юмор как способ пережить все это. Подобные вещи могут быть очень травматичными.

Это терапия для моей души. Однажды, когда я уже была готова наложить на себя руки, моя маленькая 13-летняя дочь забралась ко мне в постель, обняла меня и сказала: «Мне было бы так плохо, если бы ты от меня ушла». Тогда я уже пыталась выйти. Я уже решила, что больше не хочу этим заниматься, но была очень глубоко втянута. Мой агент, мой менеджер, мой консультант по налогам — все они были саентологами. Мой зубной врач, мой дерматолог — все они разорвали со мной отношения. У меня до сих пор нет официального агента.

Многие хотят, чтобы Саентология прекратила существовать. Как по-Вашему, это возможно?

Она исчезнет лишь в том случае, если с нее снимут налоговые льготы. У них миллиарды долларов в недвижимости. Именно поэтому они и покупают недвижимость — им нужно куда-то девать деньги, ведь они считаются некоммерческой организацией.

Вы были бы рады, если бы она исчезла сейчас?

Я бы хотела, чтобы с ней было покончено, но подумайте вот о чем: оборотная сторона есть у всего. С начала времен. Будет другая пирамида.

Вне зависимости от того, какое будущее ждет Саентологию, похоже, Вы решили покончить с ней по-своему.

Наверное, это самое важное. Многие вышедшие не хотят говорить о Саентологии. Это их выбор. Другие хотят говорить, и это их выбор. Ты находишь свой путь, и тебе приходится заново строить свою жизнь — как супругам, которые вырастили детей и остались в пустом гнезде. Мне не нравится стареть, но это неизбежно. Почему же не извлечь из этого максимум хорошего и не сделать что-нибудь полезное для других? Я не могу уничтожить организацию, да и не хочу это делать, но что если я могу удержать одного-двух человек от вступления в нее? Это то же самое. Моя жизнь ничем не отличается от жизни еще полумиллиона людей, просто сценарий немного другой. Возможно, они пережили нечто подобное, потому что тоже чувствуют, что должны вырваться на свободу. Помню, как в один момент я сказала: «Из этой религии будет непросто уйти». Я сказала это женщине, которая меня втянула, и она в ответ: «Почему ты так говоришь?» Я говорю: «Потому, что они держат твою семью в заложниках». Организация это отрицает, но так оно и есть.

Nashville Scene, 06.04.2017

к оглавлению

ДЖОУНСТАУН

Почти 40 лет спустя Джоунстаун остается примером опасной демагогии

19 ноября 1978 года странствующий проповедник, целитель и борец за гражданские права по имени Джим Джоунс вместе с девятью сотнями своих последователей покончил с собой в поселке Джоунстаун в джунглях Гайаны, выпив отравленный цианистым калием лимонад. Прошло 40 лет, но вопросы по поводу резни в Джонстауне и ее вдохновителя остаются.

Журналист Джефф Гуинн в своей новой книге The Road to Jonestown («Дорога к Джоунстауну») подробно рассказывает, чем Джоунс завлекал своих последователей. Он называет Джоунса «потрясающим артистом» с «классическими чертами демагога». По словам Гуинна, Джоунс, основатель секты «Народный храм», преувеличивал значение событий в мире, чтобы внушить людям чувство страха и тревоги. Он увел своих последователей в Гайану, убедив их, что в Америке вот-вот будет введено военное положение, появятся концлагеря и начнется ядерная война.

После того, как достоянием гласности стали факты насилия в Джоунстауне, калифорнийский конгрессмен от Демократической партии Лео Райан прилетел в Гайану, чтобы провести расследование. Некоторые обитатели Джоунстауна захотели вернуться вместе с Райаном в США, но другие открыли по делегации огонь, убив конгрессмена и еще четырех человек. За этим последовало массовое самоубийство.

Гуинн говорит, что уроки Джоунстана сегодня по-прежнему актуальны: «Джим Джоунс — это воплощение худшего, что может случиться, когда мы позволяем одному человеку решать, что нам слышать и во что верить, — говорит он. — Мы сможем измениться, лишь если усвоим уроки прошлого и попытаемся применить их к настоящему».

Об идеализме «Народного храма»

Здание Народного Храма в Индианаполисе

Поначалу, в конце 1940-х — начале 1950-х, созданный Джимом Джоунсом в Индианаполисе «Народный храм» располагался в обычном помещении, напоминавшем лавку. Это была одна из первых общин без расовой сегрегации в той части США, и Джоунс сыграл важную роль в изменении климата в Индианаполисе, который тогда был одним из самых расово нетерпимых американских городов. Потом он с последователями перебрался в Калифорнию.

Заявленной целью «Народного храма» было кормить голодных, одевать нуждающихся и помогать всем, от кого отвернулось общество. Однако в частном порядке, внутри организации, на собрания не допускались посторонние. Они также говорили о том, что хотят создать «пример социализма», где ко всем относятся одинаково, где ни раса, ни деньги, ни что-либо иное не имеет значение. Главным было человеческое достоинство.

О том, как Джоунс завлекал людей, играя на их стремлении к социальной справедливости

Он инстинктивно понимал, как нужно вести себя перед толпой, чтобы не только привлечь, но и удержать их внимание, и чтобы его запомнили… Он делал вид, что может словом удалять рак из тела человека, хотя на самом деле доставал заранее припасенные гнилые куски курятины.

Но даже когда Джоунс с помощью этих «чудес» собрал вокруг себя довольно много последователей, у него было несколько приверженцев, которые прекрасно понимали, что все это — ловкость рук. Но они говорили себе, что Джим делает то, что нужно сделать, чтобы привлечь людей в группу ради их собственного блага. Хотя он обманывает их, при этом он борется с расовой сегрегацией, за гражданские права, за права женщин, и оправдывает свои поступки таким образом: «Я должен сделать все, что необходимо, чтобы вовлечь людей в наше дело. После этого мы все сможем добиться многого».

О том, как Джоунс целенаправленно искал последователей среди малоимущих

Газетное объявление Народного Храма

Идея заключалась в том, чтобы распространять эти листовки не в благополучных районах города; они ходили в трущобы, в социальное жилье, где жили люди, не имевшие ровным счетом ничего. Джоунс понимал, что, когда ты убежден в полной безнадежности жизни, ты готов ухватиться за любое чудо, которое может тебе помочь...

Последователи Джима Джоунса, многие из них, были разумными, социально активными, готовыми усердно трудиться, чтобы сделать мир лучше, и в конечном счете он принес их в жертву собственному эго и собственной вере в себе. Это непростительно.

О том, как Джоунс организовал массовое самоубийство своих последователей

К концу 1978 года отношение Джоунса к своим последователям изменилось. В начале своего служения, когда они делали действительно много хорошего, он воспринимал себя как пастыря, защищающего свое стадо. Но со временем, по мере того, как усиливалась его паранойя, и он принимал все больше наркотиков, Джоунс начал считать, что находится в состоянии войны едва ли не против всех во внешнем мире — против правительства США, против всевозможных секретных служб и т. п.

Под конец он уже воспринимал себя как генерала, а своих последователей — как свои войска… и Джоунс принял решение, что должен сделать какой-то широкий жест, чтобы его имя вошло в историю… и что этот жест должен быть связан со смертью его последователей.

Если бы Лео Райан, конгрессмен, не прилетел в Джоунстаун, произошло бы что-нибудь другое, что стало бы сигналом к исполнению отданного Джоунсом приказа совершить «революционный акт», как он это называл. Он попытался убедить своих последователей, что это не было самоубийство, что это было нечто гораздо большее.

О попытках понять, как 900 человек согласились покончить с собой

Одна из вещей, которую нам сейчас, почти 40 лет спустя, труднее всего понять, — это как почти 900 человека… могли послушаться совершенно нелепого приказа убить себя, исходящего от явного демагога. Но все гораздо сложнее.

Прежде всего, не все в Джоунстауне в тот день умерли добровольно, выпили яд… Из 900 с лишним человек у 300, многие из которых были младенцами, не было выбора. Родители приняли решение за них.

Потом, примерно треть из них, пожилые и нездоровые люди, остались бы одни посреди самых глухих, самых плотных и самых опасных джунглей в мире, если бы они не выполнили приказ Джоунса. Они, по сути, стояли перед выбором: умереть быстро или умереть медленно и мучительно.

Мертвые тела в Джоунстауне

Оставшуюся треть составляли взрослые и относительно молодые люди, но даже среди них не было единодушия. Одни верили, что Джим Джоунс — Бог, или человек приближенный к Богу, они поклонялись ему, и выполнили бы любой его приказ. Другие не верили в божественность Джоунса, но верили в правоту своего дела и находились под впечатлением от его проповедей о том, что остальной мир ополчился на них.

О том дне, когда гайанские войска прибыли в Джоунстаун и увидели, что случилось

Гайанские военные, которые прибыли туда на следующее утро, ожидали встретить вооруженных революционеров. Они полагали, что в Джоунстауне их ждут 100 или больше мужчин с винтовками, поэтому осторожно приближались через джунгли.

В Гайане в это время года жарко. Накануне шел проливной дождь, и с земли поднимался пар. Все было практически в тумане. И они приближаются к периметру Джоунстауна, ожидая нападения в любую минуту. Они держат оружие наготове, но пар, туман ограничивает видимость.

Внезапно они начинают спотыкаться и думают, что революционеры разбросали по земле бревна, и что вот-вот начнется огонь из засады, — а потом туман немного рассеивается, солдаты смотрят под ноги и начинают кричать, потому что повсюду разбросаны тела, больше, чем они могут сосчитать, и они в ужасе.

NPR, 11.04.2017

к оглавлению

ИСЛАМ

К 2070 году ислам будет крупнейшей религией мира

Как показывают результаты исследований, ислам — единственная религия, которая растет быстрее, чем население мира, и к 2070 году станет крупнейшей в мире. Американский Исследовательский центр Пью проанализировал демографические изменения среди основных мировых религий и обнаружил, что мусульманское население земли с 2010 по 2050 год вырастет на 73%, а количество христиан, следующей по скорости роста религии, — на 35%. Население мира за тот же период увеличится на 37%. Если такие темпы роста сохранятся и после 2050 года, к 2070 году мусульман станет больше, чем христиан. В докладе также говорится, что мусульмане составят 10% населения Европы.

В 2010 году в мире было 1,6 млрд мусульман и 2,17 млрд христиан. К 2050 году мусульман будет 2,76 млрд, а христиан — 2,92 млрд. И если обе религии будут в дальнейшем расти с такой же скоростью, к 2070 году число последователей ислама превысит число последователей христианства.

Доля атеистов, агностиков и нерелигиозных людей среди населения мира к 2050 году уменьшится с 16,4% до 13,2%, говорится в докладе, хотя эти группы растут в Европе и Северной Америке.

Отчасти изменения обусловлены разницей в рождаемости среди последователей тех или иных религий. У мусульман рождаемость самая высокая, 3,1 ребенок на каждую женщину, далее следуют христиане — 2,7 ребенка на одну женщину.

Кроме того, возраст последователей ислама в среднем гораздо меньше, чем возраст последователей других религий, а это означает, что их детородный период дольше. 34% мусульман младше 15 лет, тогда как в среднем для населения мира этот показатель равен 27%.

Также доклад предсказывает, что на численности христиан будет негативно сказываться отток верующих, которые будут становиться нерелигиозными или переходить в другие религии. Согласно прогнозам, в христианство обратятся около 40 млн человек, но 106 млн покинут ряды христиан.

В докладе также подытоживаются результаты прошлогоднего исследования отношения европейцев к мусульманам.

«Большинство жителей Венгрии, Италии, Польши и Греции говорят, что относятся к мусульманам недоброжелательно, но негативное отношение к мусульманам гораздо менее распространено во Франции, Германии, Соединенном Королевстве и других странах Северной и Западной Европы. «Те, кто ассоциирует себя с правой частью идеологического спектра с гораздо большей вероятностью относятся к мусульманам отрицательно, нежели левые», — говорится в отчете.

The Telegraph , 01.03.2017

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
191186, Россия, Санкт-Петербург, а/я 100
russia@apologetika.ru


В избранное