Все выпуски  

Новости 7 ноября


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

1-7 2018 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Родители-Свидетели Иеговы отказываются от переливания крови, несмотря на решение суда

Супружеская пара Свидетелей Иеговы из Дурбана, против которых член Исполнительного совета южноафриканской провинции Квазулу-Наталь подал иск в суд, когда они по религиозным мотивам не позволили сделать переливание крови своему хронически больному сыну, тверды в намерении не уступать. И это несмотря на постановление суда, согласно которому 5-летнему ребенку, страдающему серповидно-клеточной анемией, при необходимости следует сделать переливание крови.

Судья верховного суда Дурбана Грэм Лопес подписал постановление в пятницу вечером.

Слабослышащие родители общались с нашими журналистами через своего переводчика Сайласа Нгетара. Нгетар заявило, что мальчику не переливали кровь, несмотря на судебное постановление. Ребенка уже выписали из больницы, и он проходит курс реабилитации на дому.

Родители, по его словам, верили в альтернативные способы лечения. «Ребенка лечили альтернативными методами, благодаря чему уровень кислорода в его крови вырос с 3,2 до более 8. В настоящий момент этот показатель равен 8,2. Нормальный уровень — между 10 и 12. С точки зрения родителей, это доказывает, что альтернативное лечение помогает».

По словам переводчика, решение родителей было основано не на трусости, но на библейских принципах: «Об этом свидетельствует тот факт, что, не желая переливания крови, они нашли ему медицинскую альтернативу».

Д-р Ноксоло Мбади, глава педиатрического отделения Эддингтонской больницы и член Исполнительного совета по делам здравоохранения Сибонгисени Дхломо обратились в суд с неотложным иском 28 сентября — через 10 дней после госпитализации ребенка. В тот же день было выдано временное постановление, которое было окончательно утверждено в пятницу. В показаниях под присягой д-р Мбади описала серповидно-клеточную анемию как аномалию красных кровяных телец, которые содержат гемоглобин, отвечающий за транспортировку кислорода в крови. По словам врача, мальчика госпитализировали 17 сентября, и уровень его гемоглобина на тот момент был 3,4.

Мбади заявила, что показатели ребенка «гораздо ниже» нормальных, и сказала, что, если не сделать переливание крови, мальчик может пострадать от инсульта или умереть. По ее словам, родителям через переводчика объяснили, почему переливание крови необходимо. Однако те не дали согласия. «Напротив, они заявили, что, даже если ребенок умрет, вины больницы в этом не будет».

Мбади рассказала, что ребенка поддерживали с помощью кислородной терапии и покоя, и что за 10 дней уровень гемоглобина не поднимался выше 3,8. По ее словам, ребенка можно выписать не раньше, чем уровень поднимется до 5.

«Мы не можем допустить, чтобы состояние ребенка ухудшилось без переливания крови, единственного способа спасти ему жизнь. С каким бы уважение я ни относилась к религиозным убеждениям родителей, они, к сожалению, действуют не в лучших интересах малолетнего ребенка, отказываясь от переливания крови, которое могло бы спасти ему жизнь», — заявила Мбади. По ее словам, спасти ребенка — ее врачебный долг.

28 сентября, ввиду того, что показатели пациента не улучшились, она обратилась за помощью к главному администратору больницы, который, как назло оказался на совещании. Тогда она обратилась за помощью к юридическому отделу. После 17:30 юрисконсульт Дашендра Найду составила исковое заявление.

Мбади была убеждена, что переливание крови — вопрос жизни и смерти, и у нее не оставалось другого выбора, кроме как обратиться в суд. В ответ на запрос относительно убеждений Свидетелей Иеговы по поводу переливания крови представители управленческого центра в Гаутенге Нзамо Голода и Эшли Гибсон сообщили, что у организации есть четкая позиция, однако каждый верующий вправе принимать собственное взвешенное решение.

Энн Скелтон из Центра по юридической поддержке детей заявила, что, в соответствии с Актом о детях, родители не могут отказаться от лечения ребенка, ссылаясь на свои религиозные убеждения, «если не смогут предложить медицински обоснованную альтернативу. Доказательства существования альтернативы должны быть представлены суду, однако затягивать с решением нельзя, поскольку иногда речь идет о жизни и смерти».

Окончательное решение вопроса было отложено до 5 декабря, чтобы ответчики могли представить письменные объяснения.

IOL, 02.11.2018

к оглавлению

Распахали «башню»: как работают «Свидетели Иеговы» после запрета

В конце лета прошлого года «Свидетелей Иеговы» были включены в список организаций, запрещенных на территории России. Решение, по которому их деятельность признавалась экстремистской, Верховный суд РФ принял еще раньше — в апреле 2017 года. К этому моменту число ее последователей в стране насчитывало около 160 тыс. человек. Спустя больше года прокуратура по-прежнему добивается возврата принадлежавшей свидетелям недвижимости в федеральную собственность. А сами представители запрещенного движения подали в Европейский суд по правам человека иск с требованием выплатить им рекордную компенсацию в несколько миллиардов рублей — только изъятые у них объекты недвижимости истцы оценили в миллионы евро. О каких активах может идти речь и что тем временем происходит с рядовыми последователями движения, разбирались «Известия».

Пожертвовали по-братски

Во вторник, 30 октября, прокуратура Пандунского района города Братска, расположенного в Иркутской области, сообщила, что представители ведомства подали иск против городского отделения религиозной организации «Свидетели Иеговы» о незаконном отчуждении имущества.

По данным сотрудников прокуратуры, организация «Братск», вместо того чтобы передать принадлежавшее ей здание и земельный участок (их площадь в ведомстве не уточняют) в федеральную собственность, переписала его на австрийскую общину. Формально передача оформлена как благотворительное пожертвование, однако в районной прокуратуре настаивают, что сделано это для того, чтобы обойти решение Верховного суда об отчуждении собственности в пользу РФ.

«Вопреки требованиям закона, в целях вывода имущества и исключения возможности его обращения в собственность государства после принятия решения о ликвидации организации местной религиозной организацией «Свидетелей Иеговы «Братск» заключен договор пожертвования», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте ведомства.

Прокуратура потребовала признать договор пожертвования недействительным через районный суд города, однако там иск отклонили. После этого в надзорном ведомстве обратились в Иркутский областной суд, где претензия была принята к рассмотрению.

Вероятнее всего, решение будет принято в пользу государства. Это — не первый подобный случай, аналогичные новости с начала осени появляются в различных регионах страны. Например, община в Адыгее переписала имущество на фонд, находившийся в Нидерландах, в Ангарске — на организацию в Испании. Кроме того, получателями таких пожертвований становились общества, находящиеся в Швеции и в США.

В Саратове же свидетели вскоре после запрета просто передали свое имущество другой религиозной организации, действующей в городе, — «Обществу Сторожевой башни, Библий и трактатов». Отметим, что сторожевая башня — один из важнейших символов в философии свидетелей Иеговы, и именно под таким названием существуют многие общины за рубежом.

Там, где разбирательства уже состоялись, решение было принято в пользу государства. Как это, например, недавно произошло в Ульяновской области, где местная община передала здание и участок площадью около 200 га братской ассоциации из Португалии. Ранее там же часть имущества была передана общине в Швеции. Обе сделки признали мнимыми.

Без преувеличения

Само движение «Исследователи Библии», существенная часть которого после 1931 года приняла название «Свидетели Иеговы», появилось в США в 1870-х годах, почти сразу первые участники движения появились в ряде европейских стран, в том числе и в России. Так, в 1891 году основатель движения Чарлз Тейз Рассел посетил с проповедью и Российскую Империю.

В России с 1840-х годов существует похожее по названию движение — еговисты, ведущее начало от идей объединителя иудаизма и христианства, отставного военного Николая Ильина. Поэтому термин «иеговисты» использовать не стоит — по сути, он указывает на два совершенно разных движения, между которыми нет никакой связи, пояснил «Известиям» Павел Костылев, религиовед, старший преподаватель философского факультета МГУ.

По данным, которые сама организация регулярно публиковала вплоть до запрета, к 2016 году в ней числилось около 160 тыс. человек. Специалисты в целом с такими оценками согласны.

— Упоминается от 160 до 175 тыс. последователей на территории Российской Федерации. Образно говоря, примерно каждый 900-й житель РФ — свидетель Иеговы, здесь вряд ли есть какое-то преувеличение, — говорит Павел Костылев.

Всего в мире религиозное движение насчитывает до 8 млн последователей, и во многих странах, в том числе на Западе, оно существует на легальных основаниях.

Во всем мире свидетели Иеговы соблюдают строгую иерархию, при которой многочисленные региональные общины подчиняются единому руководящему органу. В России им являлся «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» — он координировал работу еще около 400 обществ, действовавших в разных регионах.

Вопросы к их деятельности возникали и раньше — так, в 2010-х годах экстремистскими признавались отдельные номера издававшегося ими журнала «Сторожевая башня», в домах некоторых последователей движения проходили обыски, а в некоторых регионах выносились решения о блокировке сайтов организации, — впрочем, меры носили скорее точечный характер.

Однако в марте 2017 года сотрудники Министерства юстиции провели проверку деятельности религиозного объединения на соответствие уставу, по итогам которой Минюст обратился в Верховный суд с просьбой признать и сам «Управленческий центр», и связанные с ним общества экстремистскими организациями. Их деятельность была приостановлена до решения суда.

В апреле Верховный суд согласился с требованиями Минюста и постановил ликвидировать «Управленческий центр» и еще 395 организаций и передать принадлежавшую им недвижимость в федеральную собственность. Все апелляции «Свидетелей Иеговы» были отклонены. В августе 2017 года Министерство юстиции внесло связанные с движением организации в список запрещенных на территории РФ.

«Ходили по улицам, будоражили людей»

Граждане, по данным социологов, оказались на стороне государства — в июле 2017 года опрос, проведенный Левада-центром, показал, что запрет поддерживают 79% респондентов.

— Здесь надо сказать спасибо, к сожалению, самим свидетелям Иеговы, потому что они ходили по улицам, по квартирам и, так сказать, будоражили людей, на улицах пытались выдавать им религиозную рекламу, — а именно так воспринимались их журналы «Сторожевая башня», — отмечает Павел Костылев.

Как рассказывала одна из бывших участниц организации в тематической группе «ВКонтакте», большая часть литературы печаталась на пожертвования, сделанные исключительно добровольно. Правда, отмечала девушка, по ее словам, покинувшая организацию еще до официального запрета, нередко решение о взносе принималось в пылу увлеченности новой философией.

«…Берут они эмоциональной привязанностью, теплым, радушным отношением и постоянным давлением», — писала она, рассказывая о методах работы «иеговистов».

Это — еще одна причина, по которой люди, в основном, к свидетелям относились с недоверием. Многие убеждены, что солидные средства на покупку недвижимости и само существование организации ее руководители получали в том числе за счет манипулирования людьми.

Об одном из таких случаев еще в 2012 году писали журналисты издания «Фонтанка» — тогда семья погибшего в Ленинградской области предпринимателя обнаружила, что всё имущество он завещал свидетелям Иеговы, которые пришли к близким покойного спустя несколько дней после трагедии.

Родственники заявили, что подпись была подделана или поставлена под давлением (в том числе психологическим), в ответ члены общины объяснили журналистам, что люди слишком мало знают об организации, что приводит к возникновению предрассудков.

«Много страшилок о нас ходит. Люди мало знают о нас», — говорил тогда журналистам пресс-секретарь организации Григорий Мартынов, добавляя, что главная ее цель — сделать так, чтобы как можно больше людей прочитали Библию.

Председатель юридического центра при Российской ассоциации центров изучения религии и сект (РАЦИРС) Александр Корелов говорит, что может назвать несколько случаев, когда представители общины якобы уговаривали последователей — в том числе пожилую женщину и девушку, недавно вышедшую замуж за одного из свидетелей, — переписать имущество в пользу братства.

При этом девушка, рассказывавшая о своем опыте участия в движении в социальных сетях, писала, что для того, чтобы выйти из него, ей достаточно было написать бумагу о своем желании покинуть ряды свидетелей — никаких препятствий руководители общины не чинили.

Крах системы

Государственные органы, однако, скорее всего, насторожили не подобные истории, а убеждения, которых придерживались последователи движения: они в основном строились на противопоставлении себя государству.

«С.И. («Свидетели Иеговы». — Прим. «Известий») считают себя гражданами всемирного теократического государства со столицей «Вефиль» (так они называют штаб-квартиру своей организации и все управленческие центры, используя библейский образ «дома Божия»). Это объясняет непризнание адептами С. И. земных властей, отказ от исполнения обязанностей гражданина», — отмечается в статье, посвященной движению, в Большой российской энциклопедии (ее автором также является Павел Костылев).

В том числе свидетели не признавали государственных символов, избегали службы в армии, предпочитая альтернативную, и принципиально отказывались от переливаний крови.

При этом если не считать проповеднической активности на улицах (вполне, кстати, подпадающей под статью 3.8 «Приставание к гражданам в общественных местах» московского кодекса об административных правонарушениях), в целом свидетели Иеговы вели довольно закрытый образ жизни. В основном они собирались в специальных молельных домах, которые чаще всего находились в собственности общин или арендовались ими (именно на них сейчас обратила внимание прокуратура); там же читали молитвы, слушали проповеди и пели гимны. Некоторые из таких собраний в исследовательских целях посещал Павел Костылев.

— Когда свидетели собирались и пели гимны, я обратил внимание на строчку одного из гимнов «Ждет систему злую крах». Система в данном случае — это мир и его конкретные проявления, например, на уровне конкретных государств. У свидетелей изначально было отношение к государству как к своего рода неизбежному злу, в котором они живут, и потому должны, в какой-то степени, с ним мириться, — объясняет он.

Именно развитие этой линии в их философии, возможно, в конце концов привело к тому, что организацию признали экстремистской (в том числе на основании провозглашения превосходства над другими религиями).

— Как религиовед я могу свидетельствовать, что определенные основания для таких опасений (связанных с подозрениями в экстремистской деятельности. — Прим. «Известий») есть, если судить по текстам «Свидетелей Иеговы». Другое дело, что в той или иной степени такие моменты можно обнаружить в текстах почти любого религиозного движения, потому что для верующих религия всегда стоит выше государства, — отмечает исследователь, подчеркивая, что не может судить о том, насколько обоснован был такой запрет с правовой точки зрения.

Солнечный «Вефиль»

В России их столицей стала Ленинградская область: именно там находился отечественный «Вефиль», большой комплекс, располагавшийся в поселке Солнечное под Петербургом, сегодня — едва ли не самом дорогом пригородном районе Северной столицы, расположенном у берегов Финского залива. Его называли самым крупным активом «Свидетелей Иеговы» в России.

Обслуживался он в основном добровольцами из числа последователей движения: на некоторых собраниях распространяли анкеты для желающих пройти такое служение.

Комплекс построен на территории бывшего пионерлагеря, который члены общины приобрели вскоре после того, как их деятельность в современной России была легализована в 1990-х годах, и почти сразу начали перестраивать.

Судя по фотографиям, доступным, например, в Pinterest, к 2017 году территория «Вефиля» скорее напоминала дорогой загородный отель. С фонтанами, мощеными дорожками и клумбами. Это также отмечали журналисты «Фонтанки», занимавшиеся расследованием деятельности свидетелей в начале 2010-х годов и посещавшие «Вефиль». Люди, которые там якобы служили, рассказывали им, что кормили добровольцев домашней едой, а жили они с комфортом, по двое в комнатах.

После того, как Верховный суд постановил, что имущество российских организаций, связанных со «Свидетелями Иеговы», должно быть передано государству, выяснилось, что «Вефиль» еще в 2000 году по договору дарения был передан американскому юридическому лицу, «Обществу Сторожевой башни, Библий и трактатов Пенсильвании». Однако комплекс в судебном порядке всё равно был изъят: сначала такое решение принял Сестрорецкий район суд, а весной 2018 года, после того как представители ответчика подали жалобу в вышестоящую инстанцию, его поддержал суд Санкт-Петербурга.

Как отмечали в Российском агентстве правовой и судебной информации (РАПСИ), сделку признали мнимой, поскольку «после передачи имущества в собственность иностранному лицу местная религиозная организация продолжала пользоваться комплексом и нести бремя его содержания».

Всего, по данным прокуратуры, на территории комплекса находилось 16 жилых и административных зданий, а его кадастровую стоимость в ведомстве оценили в 881 млн рублей. При этом реальная рыночная цена, скорее всего, была выше и в действительности могла достигать 2 млрд рублей (по мнению журналистов «Коммерсанта») или 1,5 млрд (по версии «Делового Петербурга»).

«Свидетели Иеговы» против РФ

Осенью 2017 года, сразу после того, как российские судебные инстанции отклонили апелляции представителей движения, «Свидетели Иеговы» подали сразу две жалобы в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) — от центральной организации и регионального общества, попавшего под запрет в Удмуртии.

В них в том числе говорилось о конфискации имущества стоимостью «в десятки миллионов евро», которое объединению якобы предоставляли частные лица и иностранные организации. Кроме того, по мнению свидетелей, было нарушено право на свободу мысли, совести и религии, а также на свободу собраний.

Представители России возразили, что в жалобах нет детальной информации о самом имуществе, а значит, оценка его стоимости является необоснованной. В ответ представители «Свидетелей Иеговы» скорректировали информацию — в конце сентября 2018 года стало известно, что они уточнили требования, потребовав компенсации в размере 79,1 млн евро.

Это больше всех компенсаций, которые в ЕСПЧ присудили в 2017 году по делам, связанным с Россией — их сумма составила 14,6 млн евро, пишет «Коммерсант».

При этом в иске подчеркивается, что основным требованием представителей запрещенной в РФ организации является возврат имущества. В Минюсте пока не успели подготовить ответные замечания — по просьбе российской стороны, ЕСПЧ отложил рассмотрение дела до декабря 2018 года.

Пока же имущество, которое уже перешло в федеральную собственность, региональные власти выставляют на аукционы. Так, на Кубани осенью 2018 года состоялся аукцион по продаже зданий сразу в трех районах края, их общая стоимость оценивалась в 6,7 млн рублей. Еще два здания стоимостью около 4 млн рублей там выставили на торги в октябре.

Комплекс «Солнечный», который был изъят одним из первых, отошел в собственность государственного медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова — одного из крупнейших федеральных медицинских центров. Кроме того, организация еще раньше получила бывший «Зал конгрессов» «Свидетелей Иеговы», расположенный на Коломяжском проспекте в Петербурге. Как писал «Деловой Петербург», в медицинском учреждении пояснили, что им необходимы дополнительные площади в связи со стартом новых образовательных программ.

«Просто ушли в подполье»

Запрет привел к возникновению определенных — и довольно серьезных — организационных трудностей для последователей «Свидетелей Иеговы». В том числе он лишает их возможности открыто проводить (и посещать) собрания, ходить по квартирам или проповедовать на улицах, распространять свою литературу, однако на сам факт существования движения введение запрета практически не повлияло, убеждены опрошенные «Известиями» эксперты.

Как считают представители прокуратуры, во всех описанных выше случаях помещения, формально переданные другим организациям, в реальности продолжали использоваться свидетелями. В материалах отдельных СМИ описывались аналогичные встречи, которые после вступления запрета в силу начали проходить в частных квартирах последователей движения.

Группы в социальных сетях, посвященные деятельности «Свидетелей Иеговы», перестали обновляться в 2017 году, однако в сети продолжают действовать сообщества их противников (в них, в том числе, приводятся свидетельства людей, якобы состоявших в организации, а затем покинувших ее ряды), наряду с ними вполне активно существует страница, которая заявлена как научно-исследовательский проект, посвященный истории движения. На ней в основном говорится о гонениях, которым подвергались «иеговисты» в СССР 1950-х годов.

Там же, в социальных сетях, можно найти адреса центров помощи (в основном православных) тем, кто считает, что пострадал от действий «Свидетелей Иеговы» или любых других нетрадиционных религий и сект. В том числе в таких списках приводятся телефоны Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова, который действует при храме на Большой Ордынке в Москве.

На сайте организации говорится, что основная задача центра — «духовная реабилитация людей, пострадавших от нетрадиционных тоталитарных деструктивных религиозных организаций» и приобщение их к православному христианскому образу жизни.
Представитель центра подтвердил «Известиям», что среди людей, которые обращаются к ним за помощью, есть и бывшие последователи «Свидетелей Иеговы». При этом с момента вступления запрета в силу их количество не изменилось.

— Они [«Свидетели Иеговы»] ведь не прекратили существовать, они просто перестали проповедовать на улицах, ушли в подполье, — отмечает собеседник издания.

Как именно сегодня существует организация, ему неизвестно, однако в некоторых случаях, отмечает он, ее общины просто переименовываются, называясь «Библейскими обществами».

— Запрет организации не ведет к запрещению идеологии. Ее невозможно запретить — она продолжает гнездиться где-то в головах. Даже если институты прекратили свое действие, доктрина продолжает существовать, — подчеркивает юрист комитета защиты прав и достоинств личности при Российской ассоциации центра изучений религий и сект, сотрудник Центра религиоведческих исследований Дмитрий Бахирев.

«Отделить себя от движения»

Председатель юридического центра при РАЦИРС Александр Корелов считает, что «запрет — это только начало», а дальше потребуется кропотливая работа государственных органов, чтобы проследить за тем, что все эти организации реально прекратили свое существование. При этом, подчеркивают юристы, речь идет именно об официальных структурах «Свидетелей Иеговы» и их руководителях.

— Никто не собирается преследовать отдельных адептов «Свидетелей Иеговы», — говорит Александр Корелов.

Однако пока представители центрального управляющего органа религиозного движения, которому принадлежали активы, оцененные в ими же «в миллионы евро», судится с Российской Федерацией, страдают в том числе и отдельные адепты этого движения. Многие из которых присоединялись к нему в поисках того самого «теплого и радушного отношения», которым свидетели привлекали неофитов.

Так, вскоре после вступления запрета в силу, в России было возбуждено около 20 уголовных дел против людей, являвшихся последователями ушедшей в подполье организации. Задержания проходили в том числе во время общих собраний и молитв.

Только в октябре в СК РФ сообщили о задержании пяти последователей движения в Кировской области — по данным ведомства, у них обнаружили экстремистскую литературу (после запрета 2017 года экстремистской была признана в том числе и Библия в переводе «Свидетелей Иеговы» — один из главных текстов движения), деньги, которые они собирали для финансирования деятельности организации (около 500 тыс. рублей), а также две гранаты и мина.

Впрочем, правозащитники настаивают на том, что среди задержанных или обвиненных по делам, связанным со «Свидетелями Иеговы», есть самые рядовые участники движения, в том числе — пожилые люди. Так, во Владивостоке в апреле 2018 года был задержан и взят под стражу мужчина в возрасте 42 лет (он будет находиться под арестом до декабря 2018-го). Одновременно с ним задержали пять пожилых женщин, самой младшей из которых было 67 лет, а самой старшей — 84 года. Позднее они были отпущены под подписку о невыезде (официального подтверждения этой информации «Известиям» найти не удалось).

При этом само решение Верховного суда не касалось религиозных взглядов, которых в частном порядке придерживались или придерживаются последователи движения, и по умолчанию не превращает десятки тысяч жителей России в экстремистов, отмечает Павел Костылев.

— Будет некорректно говорить, что кто-то запретил свидетелям Иеговы верить в то, во что они верят. Решением Верховного суда в апреле 2017 года «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» и 395 местных религиозных организаций этого движения были ликвидированы, но сами они [свидетели] не запрещены. От того, что 160 тыс. человек входили в это движение, они сами по себе автоматически не становятся экстремистами, — поясняет он.

Другой вопрос, по мнению религиоведа, заключается в том, смогут ли участники отделить себя от движения и как именно они переформатируют свою активность в связи с ликвидацией официальной организации. Тем более что до вступления запрета в силу ее деятельность предполагала довольно высокую вовлеченность со стороны адептов.

Известия, 06.11.2018

к оглавлению

ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Как выглядит детство в культе

Лайза Кон

В своей новой книге To the Moon and Back: A Childhood Under the Influence Лайза Кон описывает, как она пришла в Церковь Объединения, и как ушла оттуда.

1 июля 1982 года, во время летних каникул после 1-го курса университета, Лайза Кон присутствовала на бракосочетании своей матери. Однако ее мать — Мими, как называла ее Лайза, — была не единственной, кто в тот день сочетался браком в спортивно-концертном центре Мэдисон-Сквэр-Гарден. В тот день были обвенчаны более 2000 пар, лично отобранных Сан Мен Муном, основателем Церкви Объединения. Лайза и Мими были членами этой церкви. Обычно их называли «мунистами».

К тому времени Лайза уже начала дистанцироваться от организации, членом которой была с самого детства. Но сделать это после многолетней интенсивной индоктринации было непросто. В своей новой книге она рассказывает, как стала частью этой религиозной организации, которую многие считают культом, как жила в ней, и как в конце концов обрела свободу.

Лайза присоединилась к этому движению в 1974 году в возрасте 10 лет — через несколько месяцев после того, как Мими впервые услышала проповедь преподобного Муна. Поначалу ей нравилась четкая структура организации, возможность оторваться от жизни, к которой она уже привыкла в собственной семье, от нудизма, наркотиков и беспорядочной жизни своих разведенных родителей.

«К тому моменту, когда мама привела нас в эту церковь, она стала спасительным прибежищем для меня и моего брата Робби, — рассказывает Лайза, которой сейчас уже 55 лет. — Мои мама и папа были хиппа. В семье не было никакого порядка, и приятель мамы часто ее бил. Там было небезопасно».

Лиза и ее брат восприняли Церковь Объединения как прибежище и быстро обрели кумира в лице ее главы. Преподобный Мун — «Отец», как его называли последователи, — создал свою организацию в 1954 году в Корее после того, как получил видение. В этом видении Иисус сообщил Муну, что Его распяли раньше, чем Он завершил Свою миссию на земле, и что единственный способ уничтожить первородный грех — объединить все мировые религии. Как говорится в книге Муна «Божественный Принцип», священном писании Церкви Объединения, в 1930-х годах Бог послал в Корею мессию, чтобы тот возглавил эту работу. Мун, подходивший на эту роль, принял возложенное на него поручение. (Мун умер в 2012 году в возрасте 92 лет; его церковь все еще действует, и теперь официально называется «Федерацией семей за объединение и мир во всем мире», хотя от этого основного течения откололся ряд мелких сект. Лидером движения Объединения, как правило, считают вдову Муна.)

Мими, которая интересовалась духовностью и всю жизнь изучала разные религии, проповедь Муна показалась «разумной», говорит Лайза. По выходным женщина с двумя детьми ездила из Нью-Джерси в Бэрритаун, штат Нью-Йорк, чтобы слушать проповеди Муна, часами сидя на жестком полу. Вскоре Мими устроилась на полновременную работу в Церковь Объединения, а детей оставляла с их дедом, а потом — с их отцом в грязной квартирке в Нижнем Ист-Сайде. Вместо мебели и игрушек в этом жилище были вечеринки, пакеты с кокаином и непонятные люди, «в шутку» предлагавшие купить Лайзу. Дэнни даже давал сыну покурить травки — Лайза, которая придерживалась более строгих правил, всегда отказывалась.

Лайза, Мими и Робби

Единственной отдушиной для Лайзы и Робби были поездки к матери на выходные, которые были полной противоположностью будням у отца. В Церкви Объединения алкоголь, наркотики и секс до брака были под строгим запретом, а общение людей разных полов ограничивалось. От членов движения требовали жить «в монашеской чистоте»; как писала газета «Нью-Йорк Таймс», они не принимали никаких самостоятельных решений, не думали своей головой — лишь ревностно следовали указания и занимались черновой работой.

«Во многих отношения в церкви я чувствовала большую безопасность, мне было уютнее с мамой, и я все больше отдалялась от отца и все больше боялась его, — рассказывает Лайза. — Я считала его порочным, действующим по наущению сатаны. Через него сатана пытался нас вновь заполучить себе». Лайза с братом целыми днями бегали с «истинными детьми» (детьми преподобного Муна и его жены), к которым в организации относились с почтением, и которых постоянно охраняли. По словам Лайзы, взрослые считали благословением, если «истинные дети» (считавшиеся безгрешными) обращали на них какое-то внимание, пусть даже негативное — например, передразнивали или бросались камнями.

Лиза наслаждалась жизнью в новой семье. «Когда я была там, то считала это единственным благом и единственной истиной. Только сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это было не так», — говорит она. Как-то раз, еще в старших классах школы, она даже ездила летом в Сиэтл, чтобы проповедовать. Она была без ума от церковной музыкальной группы Sunburst.

Но вскоре она ощутила, что ее побуждают стать совершенной верующей. И по мере того, как Лайза взрослела, ее верность организации слабела. «Это было очень трудно, там были строгие правила, отделявшие тебя от внешнего мира», — рассказывает она. Лиза подавляла в себе влечение к мальчикам (свидания были строго запрещены) и впервые ощутила сомнения по поводу учений организации, когда ей было 17 лет, и она побывала в летнем лагере, где подружилась с несколькими «голубыми».

Я поехала в музыкальный лагерь, я впервые оказалась одна, не в церковной обстановке, и мне было очень страшно. Многие мои друзья и подруги были гомосексуальны. Я помню, что была в ужасе и смятении. Помню, что они мне очень нравились, это были чудесные ребята, но они жили во грехе. Мать постоянно твердила: «Ты должна или обратить их, или держаться от них подальше». Я впервые не увидела в ее словах смысла. В первый раз все во мне протестовало.

К тому моменту, когда два года спустя ее мать вступила в брак — раньше Лайза сама мечтала участвовать в этом обряде, — девушка уже отчаянно хотела уйти из организации. «Я больше не хотела там оставаться», — говорит она.

Решение уйти далось ей непросто. «Мне было трудно уйти. Я знала, что так будет правильно, но мне не хватало сил довести дело до конца», — говорит она.

Лайза казалась себе неудачницей и начала катиться по наклонной плоскости. Она вступала в отношения с мужчинами, которые били ее, она начала принимать наркотики, к которым прежде чувствовала отвращение, у нее началась анорексия, и она даже хотела броситься с моста в своем студенческом городке. «Мой самый страшный грех заключался в грехопадении, я вступила в отношения с мальчиком, я ушла из церкви», — так она думала тогда.

Только теперь, оглядываясь назад, исцелившись, пройдя программу «12 шагов», Лайза понимает, что Церковь Объединения действительно была тем, чем ее многие считали, — культом.

Процесс выздоровления еще не завершен, но Лайза, ныне владелица собственной консалтинговой компании, замужняя женщина с двумя детьми, не живет прошлым, а смотрит в будущее. У нее ровные, но неблизкие отношения с обоими родителями (мать тоже со временем ушла из организации). Они поддержали ее в решении написать воспоминания. А ее отношениям с братом (который тоже покинул организацию) ничто не может помешать.

Лайза надеется, что ее книга поможет читателям понять три вещи: «Во-первых, что экстремистские верования опасны. Нет ничего более опьяняющего, чем сознание, что ты обладаешь истиной. Во-вторых, я хочу донести до людей весть надежды. И, наконец, что людям нужно больше любить себя, сочувствовать себе и принимать окружающих».

Лайза считает, что решение идти вперед, обрести новую жизнь, наконец помогло ей почувствовать себя свободной.

Marie Claire, 01.11.2018

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Пример того, как саентологический «разрыв отношений» должен давить вам на психику

Мы уже несколько раз писали о Кэрол Нибург. Многие бывшие саентологи запомнили ее как дружелюбного администратора общежития на Наземной базе «Флаг» — задачей Кэрол было поместить вас в правильную комнату, когда вы надолго приезжали в духовную мекку Саентологии. Но подобно многим другим членам Морской организации, она столкнулась с физическим насилием и разочаровалась в Дэвиде Мискевидже. Проведя в Морской организации 26 лет, Кэрол ушла, и ее объявили «подавляющей личностью» — врагом церкви.

Одним из самых трудных последствий для Кэрол стало то, что двое ее детей отреагировали на происшествие совсем по-разному. Ее сын Джефф тоже покинул Морскую организацию и Саентологию, но когда отец поставил его перед выбором: разорвать отношения с Кэрол или самому быть объявленным ПЛ, — молодой человек отказался.

Кэрол Нибург с дочерью

Однако дочь Кэрол, Нэнси, полностью выбросила мать из своей жизни, следуя инструкциям руководства. Нэнси выросла в «кадетской организации» и сама была сотрудником Морской организации с 1997 по 2004 год. На тот момент, когда ее мать объявили ПЛ, девушка не работала на организацию. И Кэрол лишилась не только дочери. У Нэнси было трое детей, и Кэрол потеряла связь с тремя внуками.

В 2016 году Кэрол оказалась в числе нескольких бывших саентологов, снявшихся в телевизионной программе, посвященной разрыву отношений, которая так и не вышла в эфир. В рамках программы Кэрол ездила в Клиаруотер, надеясь застать дочь врасплох. Но когда она готовилась к съемкам ей показали фотографию беременной Нэнси — примерно на восьмом месяце. Кэрол об этом даже не догадывалась.

«Было похоже, что она вот-вот родит. Меня это так потрясло, что я совершенно потеряла контроль над своими чувствами. Потом я забеспокоилась, что наша встреча станет для нее таким же потрясением, как и для меня, и причинит ей вред», — рассказала нам Кэрол.

Встреча с Нэнси так и не состоялась — как впоследствии стало известно съемочной группе, организация узнала, что Кэрол находится в Клиаруотере, и быстро вывезла Нэнси из города. С тех пор Кэрол ничего не слышала ни о Нэнси, ни о своих внуках, и даже не знает, кто родился — мальчик или девочка.

И для нее стало совершенной неожиданностью, когда им с сестрой стали приходить электронные сообщения с просьбой пожертвовать деньги на фандрайзинговое мероприятие с участием внучек Кэрол. Оно было подписано одной из внучек, которую Кэрол никогда не видела. «Внучка появилась на свет в 2012 году — именно тогда меня объявили ПЛ», — говорит она.

Узнав, что сестра, которая никогда не была саентологом, получила такое же письмо, Кэрол попросила ее связаться с Нэнси и узнать, действительно ли эти сообщения были адресованы им. Значит ли это, что Нэнси готова восстановить отношения и вернуть мать в свою жизнь?

Сестра Кэрол послала Нэнси сообщение: «Хочу узнать, подлинным ли было сообщение о мероприятии девочек-скаутов… как у вас всех дела? Мама по вам очень скучает».

Ответ Нэнси поразил Кэрол: «Сообщение было подлинным. У нас все хорошо! Дети уже так выросли! Я очень и очень по тебе скучаю!!!!!!!» К письму были приложены фотографии выросших детей. На снимках дети украшали тыквы и веселились в крытом бассейне.
Кэрол вспоминает: «Я была вне себя от радости. Думала, Нэнси знает, что мы с сестрой близки, и что я тоже увижу эти фотографии. Мне показалось, что она пытается тайком со мной связаться». Движимая осторожным оптимизмом, Кэрол послала дочери такое сообщение:

Нэнси,

мне было очень приятно увидеть фотографии. Я никогда не захожу на твою страницу в Фэйсбуке, потому что это слишком больно. «Смотреть, но не трогать». Я очень люблю тебя и всех детей. Ты ничего не написала о младшем, который родился в 2016 году. Это был мальчик или девочка? И как он или она сейчас?

Я всегда буду любить тебя и молиться за тебя и за всю твою семью каждый день — и, конечно за себя тоже.

С любовью, мама.

«Я наивно думала, что она прозрела и хочет помириться», — говорит Кэрол. Но потом от Нэнси пришел ответ:

Я сразу хочу сказать, что если ты имеешь какое-то отношение к этим свихнувшимся, разрушающим семьи, сеющим ненависть ****м, больше ты никаких писем в жизни от меня не получишь. Семья — это самое ценное, и как христианка — блин, да не важно, какой ты религии, — ты должна понимать, что сеять ненависть нельзя. Это ни к чему не приведет и никому не поможет.

Это не соединяет людей. А родные люди должны держаться вместе, не обвиняя друг друга и не показывая друг на друга пальцами.

Проблемы есть в каждой религии и навешивать ярлыки, сеять ненависть, обличать чужие ошибки — это не выход.

«Получив ответ, я была потрясена и раздавлена переменой ее тона», — говорит Кэрол. Она обратилась к нам и попросила высказать мнение о том, каким языком написано письмо. Мы ответили, что саентологам свойственно выворачивать все наизнанку — очевидно, Нэнси внушили, что в разрушении семьи виновата не организация, а бывшие ее члены и прочие посторонние люди.

Мы говорили со многими бывшими саентологами, которых коснулась проблема разрыва отношений, и знаем, что это одна из самых жестоких ее сторон: проблеск надежды, что произошли перемены, что семья вот-вот воссоединиться, который тут же снова гаснет.

Мы спросили Кэрол, хочет ли она предать огласке сообщение Нэнси, и она ответила утвердительно. Мы обратились к Нэнси с просьбой обсудить с нами письмо, которое она написала матери, но не получили ответа. Кэрол тоже не получала от Нэнси никаких сообщений.
Однако Кэрол не готова сдаться. Она послала дочери письмо, зная, что, возможно, никогда больше не увидит ни ее, ни внуков:

Нэнси,

прочитав твое письмо, я сначала была потрясена и даже не хотела отвечать. Но, помолившись обо всем этом и попросив Божьего водительства, я решила написать тебе: я люблю тебя и всех твоих детей, моих внуков. Я с радостью встречусь с тобой в любое время. Моя любовь безусловна. Я против разделения семей и не питаю ненависти ни к тебе, ни к саентологам. Вот и все, что я могу сейчас сказать. Я люблю тебя и хочу, чтобы ты была частью моей жизни.

С любовью, твоя мама.

Underground Bunker, 07.11.2018

ВЕТВЬ ДАВИДОВА

Культ Уэйко: как Дэвид Кореш уговорил 30 британцев последовать за ним

На глазах всего мира ранчо в Уэйко, штат Техас, исчезло в страшном пожаре. В горящем здании находились лидер культа Дэвид Кореш и десятки его приверженцев. 25 лет спустя родственники погибших британцев вспоминают те события.

Кореш приобрел репутацию самозваного пророка, называвшего себя новым Христом. Среди рабски послушных ему приверженцев было 30 британцев. 24 из них погибли, когда многодневная осада ранчо закончилась трагедией.

Эти люди приехали в США из Манчестера, Лондона и Ноттингема — внешне обыкновенные молодые люди в возрасте от 20 до 40 лет. О них почти все забыли. Вот их истории.

Девочка, любившая соул

Гейл запомнила свою сестру веселой уличной девчонкой. «Вокруг нее всегда была компания девочек. Ей нравилась группа Van Halen, она любила музыку соул. Они с подругами ездили на концерты по всей стране».

Бернадетт Монбелли

Бернадетт Монбелли заведовала обучением новых сотрудников в банке, и на работе все ее любили. Яркая молодая женщина, получавшая удовольствие от социальной жизни и лондонских клубов 1980-х годов.

Как-то раз под дверь квартиры, где жили сестры, просунули письмо — это было приглашение в местную общину Адвентистов седьмого дня, многие члены которой, подобно Гейл и Бернадетт, принадлежали к первому или второму поколению иммигрантов с Карибских островов. Гейл и Бернадетт откликнулись на приглашение.

Бернадетт очень понравилось радикальное христианское богословие, которое проповедовала одна маленькая домашняя группа вне основных церковных собраний. Как-то раз она услышала выступление человека из Техаса, который знал все тайны последнего судного дня.

К тому времени Бернадетт нездоровилось, ее самочувствие ухудшалось, и, по воспоминаниям Гейл, это способствовало тому, что молодая женщина попала под влияние новых знакомых: «Эти люди постоянно окружали ее. Они постоянно, днями и ночами торчали у нее дома. Я спросила: „Бернадетт, кто все эти люди?“ „Они мне помогают“, — ответила на. И с этого момента наши пути разошлись».

Человеком из Техаса, о котором упоминает Гейл, был Дэвид Кореш. Он действительно посетил Англию со своим ближайшим помощником в поисках новых людей, которые примкнули бы к его зарождающейся секте.

Пророк в студенческом городке

Дэвид Кореш и его верный соратник по имени Стив Шнайдер приехали в Англию в 1988 году. Они искали плодородную почву для проповеди своих идей о близком конце света.

Сам Кореш был отлучен от церкви Адвентистов седьмого дня в Техасе. И он знал, что в Англии ему есть, откуда начать. Без всякого разрешения, скрывая свое настоящее имя, он выступал с проповедями в адвентистском колледже Ньюболд в Беркшире. Именно тогда жизнь трех студентов изменилась навсегда. Оттуда овладевавшие умами идеи Кореша растеклись по многим английским семьям.

Манчестерская связная

Диана Генри

Один из студентов встречался с девушкой из Манчестера по имени Диана Генри. Она принадлежала к большой семье, у нее было пятеро братьев и сестер; отец ее работал каменщиком в Олд-Траффорде. Диана только что получила диплом психолога, когда приятель увлек ее идеями об утопической жизни в техасской общине.

Отец Дианы, Сэм, вспоминает: «Ее приятель был серьезным парнем, не каким-то балбесом. И она подумала: раз он так говорит, наверное, это правда. Она клюнула. Она бросила учебу и готова была пойти за этим человеком на край света».

Несколько раз Диана тайком, без ведома отца, оставляла занятия в колледже и уезжала в Уэйко. Потом она вернулась в Манчестер в последний раз. Сэм вспоминает, как в это свое возвращение она сама начала проповедовать идеи Кореша. Она организовала собрание в полузаброшенном доме в пригороде Манчестера, и на встречи приходили десятки молодых людей. Помощник Кореша выступал на этих собраниях с пламенными речами, уверяя, что «должен следовать воле Бога». Конечно, он имел в виду Кореша.

Пресвитер местной общины адвентистов Джордж Тэйлор вспоминает, как посещал эти тайные собрания: «Помню, как я повернулся к жене и сказал: „Это странно. Что-то тут не так“». Его жена Димплетс вспоминает переполненную людьми комнату: «Люди стояли, сидели на подоконниках, набивались во все углы и говорили о неотложных вещах. Когда я пыталась вмешаться и задать выступающему какой-то вопрос, они начинали на меня шикать“».

Джордж Тэйлор видел изменения в дочери Сэма Диане. Он пытался переубедить ее, помешать ей увлечься идеями самозваного пророка. Но молодая женщина была глуха к его словам.

Однажды Сэм Генри предпринял отчаянную поездку в Уэйко, чтобы попытаться уговорить дочь вернуться домой. Там он познакомился с самим Дэвидом Корешем: «Он пытался уговорить И МЕНЯ остаться там. Он говорил: оставайся, здесь власти тебя никогда не найдут. Он подкатывал ко мне по-всякому. Я сказал: „Мы должны уехать отсюда!“ Но она не слушала меня. Никто не слушал». Сэму пришлось вернуться в Англию одному.

Но самое страшное ждало его впереди. Вскоре Диане удалось уговорить мать и четырех братьев и сестер оставить отца и переехать к ней в Уэйко. Никто из них не вернулся на родину живым.

Культ распространяется по Англии

Девон Эллиотт

Тем временем в Британии, в Ноттингеме, Девон Эллиот пытался отговорить свою сестру от переезда в Уэйко. Жизнерадостный вежливый человек 50 с небольшим лет от роду — никто бы не подумал, что трагедия Уэйко коснулась его больше, чем многих других. «Я потерял сестру, ее жениха, двоюродного брата жениха, мою тетю и очень близкого друга». Все они попали под влияние проповедей Кореша в колледже Ньюболд.

Девон вспоминает, что у его сестры Беверли был чудесный голос и великолепное чувство юмора. «Жалею, что я много лет назад не записал, как она поет», — говорит он.

«Несколько лондонцев приехали в Ноттингем и пытались организовать какие-то встречи, беседы. Было очевидно, что они нахватались какого-то не слишком здравого учения. Но для людей это было все равно, что сходить к друзьям и вместе посмотреть футбол, — никто на самом деле ни во что не вникал. Сейчас, оглядываясь назад, если бы я знал, что она хочет сделать, я бы порвал в клочки ее паспорт. Честное слово», — вспоминает он. Он не знал, что сестра действительно намерена осуществить свой план.

И ему пришлось беспомощно наблюдать за тем, как переговоры с общиной Кореша зашли в тупик; как ФБР-овцы окружили здание, опасаясь оружия, которым запасся Кореш; и как растущее чувство тревоги переросло в национальную — и международную — трагедию.

«Мне казалось, что я снимаюсь в каком-то фильме. Моя жизнь свелась к тому, что я часами смотрел на это белое здание. И вдруг ты видишь, что оно рушится. И у меня в голове возникает мысль… там моя сестра. Там моя тетя. Там люди, которых я всем сердцем люблю», — говорит Девон.

Предложение пророка

Кореш обратился к британцам с соблазнительным предложением. Чаще всего они принадлежали к религиозным традициям, хорошо знакомым с Библией. Так что он стучался в открытую дверь. Откровение, библейское описание конца света, уже близко, говорил он. Он убеждал людей, что он — новый мессия, посланный Богом, чтобы возглавить праведников, которых ждет спасение, и которые вкусят вечной жизни. Он рассказывал британцам, что они будут в числе этих людей. Что им нужно переехать на его ранчо в Техас и там вести аскетическую молитвенную жизнь, готовясь к неизбежному концу света.

Чего он им не рассказывал, так это что в своей версии апокалипсиса он будет вооружен до зубов, и что он является серийным растлителем.

Их «конец света»

Попытки ФБР вызволить культистов закончились чудовищным пожаром. В течение нескольких минут 72 человека погибли. 24 из них были британцами. Они приехали из больших и маленьких городов в поисках простой жизни, стремясь выполнить библейское пророчество.

«Эти „чудики из Уэйко“ были такими же людьми, как мы с вами», — говорит Гейл Монбелли, вспоминая свою сестру Бернадетт. Она хочет, чтобы люди не забывали о 30 британцах, которые уехали туда.

Как вспоминает один опытный британский следователь, участвовавший в расследовании трагедии в Уэйко, «проблема в том, что всех их мажут одной краской. Но это неправильно. Ответственность за то, что произошло в Уэйко лежит только на одном человеке. На Дэвиде Кореше».

BBC, 31.10.2018

к оглавлению

НЕОЯЗЫЧЕСТВО

На медиафоруме РПЦ МП неоязычество признано одним из магистральных религиозных движений в России

Неоязычество является одним из магистральных направлений среди новых религиозных движений, которое следует рассматривать в динамике, отметили на форуме, организованном синодальным Отделом РПЦ МП по взаимодействию с обществом и СМИ. Такую оценку участники услышали от кандидата исторических наук, доцента кафедры теологии и мировых культур Омского государственного университета В.Б. Яшина, сообщает официальный сайт Московского патриархата.

Семинар «Неоязычество в России: генезис и развитие феномена в конце XX — начале XXI вв.» состоялся 31 октября в рамках VIII Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово», проходящего в подмосковном пансионате «Клязьма».

В своем докладе «Трансформационные процессы в русском (славянском) неоязычестве в постсоветской России» докладчик отметил, что неоязычество в современной России — живучий феномен. Он считает, что неоязычество является одним из магистральных направлений среди новых религиозных движений, которое следует рассматривать в динамике. Специалист подчеркнул, что в то же время все больше представителей неоязычества стали проникать в госструктуры, правоохранительные и силовые органы.

Заведующий научно-исследовательской лабораторией «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы» Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, кандидат исторических наук Р.В. Шиженский в докладе «Сакральное пространство русских язычников XXI века: опыт 3D презентации» поделился опытом своих «полевых» исследований в современной неоязыческой среде.

Он отметил, что в настоящее время среднестатистический неоязыческий праздник в центральной России собирает 1200-1500 человек, а современный неоязычник — это, как правило, мужчина, в среднем 30 лет, с высшим, чаще всего, гуманитарным образованием, проживающий в каком-либо из крупных городов.

Шиженский подчеркнул, что для современного неоязычества характерен синкретизм. Например, в настоящее время шаман может руководить общиной славянских язычников. Из последних тенденций развития современного неоязычества специалист отметил появление в разных регионах страны крытых неоязыческих храмовых комплексов и формирование особого языка неоязычников, их «новояза», который уже стал предметом интереса исследователей.

Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и религиоведения Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена А.В. Гайдуков в докладе «Особенности организационного устройства российских неоязыческих объединений» обратился к данным опроса, проведенного среди участников интернет-сообщества неоязычников «Paganka Blog».

Он отметил противоречивость данных этого опроса: так 74 % опрошенных считают, что нужны четко структурированные объединения неоязычников, но в то же время лишь 46 % опрошенных заявило, что состоит в таких объединениях. Гайдуков подчеркнул, что большинству неоязычников на самом деле не нравится иерархичность, необходимость материальной поддержки лидеров таких сообществ, из чего специалист сделал вывод, что объединения как таковые не дают ничего современным неоязычникам.

Портал-Credo.Ru, 31.10.2018

к оглавлению

РАЗНОЕ

В России появилась новая наука - деструктология

Презентация новой научной дисциплины - деструктологии, которая будет изучать всю совокупность деструктивных вызовов жизни, здоровью и благосостоянию людей, состоялась в пятницу в Москве.

"В настоящее время наши граждане гибнут и теряют свое имущество не только вследствие деятельности экстремистов и террористов. Не меньший урон наносят деструктивные субкультуры, суицидальные игры и увлечения, секты, маги и псевдоцелители, психокульты и медицинские диссиденты", - рассказал "Интерфаксу" разработчик новой отрасли знания, профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев.

По его словам, зону риска составляет самая широкая аудитория, однако число специалистов, способных адекватно оценить весь спектр угроз, очень невелико.

"Одни учёные специализируются на сектах, другие - на террористах, третьи - на профилактике подростковых суицидов, в то время как современные вызовы требуют более универсального подхода. Именно такой подход формирует новая прикладная дисциплина деструктология, разработанная в МГЛУ. Целые группы учёных, особенно теологов и религиоведов, смогут благодаря ней повысить свою квалификацию и приобрести навыки противодействия деструктивным угрозам", - рассказал Р.Силантьев.

Курс по новой дисциплине уже читается в МГЛУ.

Разработчик курса уверен, что в случае достаточного распространения деструктологии удастся заметно повысить уровень национальной безопасности и минимизировать вовлечение граждан в деструктивные организации.

Интерфакс, 02.11.2018


В избранное