Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 3 марта


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

25 февраля — 3 марта 2021 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Фильм «Убийство среди мормонов» разоблачает замысел террориста и искусного фальсификатора уничтожить религию мормонов

В фильме «Убийство среди мормонов» нет более странного эпизода, чем начальные титры, в которых сообщается, что одним из режиссеров этого документального сериала компании Netflix (его премьера назначена на 3 марта) был Джаред Хесс — склонный к идиосинкразии кинематографист, снявший такие ленты, как «Наполеон Динамит», «Суперначо» и «Господа Бронко». Отчасти столь необычное сочетание художника и материала объясняется тем, что Хесс — мормон. И все-таки это странный шаг со стороны человека, отказавшегося от своего фирменного жанра нестандартной комедии в пользу прямого и бесхитростного изложения истории, замешанной на мошенничестве.

Хесс и Мисом (второй режиссер фильма) рассказывают о происшествии, которое потрясло Солт-Лейк-Сити. 15 октября 1985 года с промежутком в час взорвались две самодельные бомбы. Первая уничтожила офис коллекционера редких документов Стива Кристенсена в центре города и убила его самого. Второй взрыв, прозвучавший в пригороде, оборвал жизнь Кэти Шитс (жену Гэри Шитса, бывшего сотрудника Кристенсена). Обе жертвы участвовали в процветающем предприятии, связанном с торговлей редкими книгами и документами, которое за предыдущие 10 лет наделало много шума в мормонской общине. Весь бизнес был построен на поиске, продаже и обмене артефактов XIX века, имеющих значение для Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. К моменту гибели Кристенсен был на пороге заключения от имени церкви СПД фантастической сделки стоимостью в 300 тыс. долларов по приобретению вновь обнаруженного собрания книг, дневников, писем и откровений, получившего название «Коллекция Мак-Леллина».

Марк Хофманн

Деловым партнером Кристенсена в этой «сделке века» был Марк Хофманн, который к тому времени был уже настоящей легендой в своих кругах. Первые ценные находки он сделал в 1974 году, когда служил миссионером в Англии, в Манчестере. Потом драгоценные находки следовали одна за другой. В 1980 году Марк и его жена Дори нашли в старой Библии сложенное в несколько раз письмо, предположительно составленное в 1828 году Мартином Харрисом, секретарем Джозефа Смита, и содержавшее частичную копию текста золотых листов, найденных Смитом под камнем по указке ангела Морония (это событие — краеугольный камень всей религии мормонов). Так называемая «Копия Энтона» сделала Хофманна звездой и позволила ему сойтись накоротке с руководством церкви СПД, в том числе с тогдашним президентом Гордоном Хинкли.

Так появилось на свет прибыльное предприятие. В 1984 году Хофманн сделал свою самую крупную находку, так называемое «Письмо саламандры» — записку, якобы составленную Мартином Харрисом, в которой говорилось, что Джозефа Смита к золотым листам привел не ангел Мороний, а белая саламандра. Свидетельство о том, что Смит занимался магией, а не следовал указаниям Бога, угрожало потрясти самые основные догматы мормонской церкви.Но с точки зрения создателей «Убийства среди мормонов» более важно другое: Хофманн продал «Письмо саламандры» Кристенсену, который тут же передал документ Гордону Хинкли для дальнейшего изучения и сохранности. Покупатели и продавцы нередко умалчивают о том, где и от кого были получены драгоценные артефакты. Аналогичным образом и церковь СПД решила сохранить в тайне этот потенциально опасный документ, который противоречил канонической истории Джозефа Смита.

Фильм «Убийство среди мормонов» приоткрывает завесу тайны над рынком древних документов с помощью интервью, взятых у ключевых игроков, в том числе Шэннона Флинна, Брента Меткалфа, Курта Бенча и Брента Эшворта. Кроме того, в фильме широко используется архивная киносъемка, в том числе кадры из домашнего видео и новостных репортажей, позволяющие заглянуть за кулисы теневой торговли, охватившей штат Юта в 1980-х годах. Кинокадры знакомят зрителя не только со странными миром торговли редкими мормонскими документами, но и с уникальными личностями, которые этот мир населяли. Самым ярким его представителем был Шэннон Флинн, который сегодня предстает перед камерой в костюме-тройке и галстуке-бабочке. Флинн легко признается в том, что в молодости был бунтарем и любил оружие. Это дало Хессу единственную возможность вернуться к любимому жанру комедии — он снял пародийную сцену, в которой Флинн мчится на спорткаре Марка Хофманна с «Узи» в руке, а потом выскакивает из машины и расстреливает несколько сотен патронов.

Тем не менее, главное внимание в «Убийстве среди мормонов» уделяется Хофманну — «ботанику», воспитанному в мормонской вере, но все более тяготевшему к атеизму. Хофманн ездил в Нью-Йорк, где заключал крупные сделки, а потом отмечал успех в дорогих ресторанах, не ограничивая себя в выпивке (категорическое табу для мормонов). На следующий день после двух взрывов в Солт-Лейк-Сити Хофманн был тяжело ранен бомбой, взорвавшейся в его машине. Он пережил это покушение, но впоследствии, как не удивительно, стал главным подозреваемым в ходе расследования, которое вели прокурор Джерри Д’Элия и детектив Майкл Джордж. Вскоре появились сомнения в подлинности ценностей, найденных Хофманном. Несмотря на то, что поначалу эксперты подтвердили их подлинность, Д’Элия и Джордж не были обескуражены и в конечном итоге докопались до истины. Хофманн оказался искусным фальсификатором, и многие документы, принесшие ему славу и прибыль (включая и «Письмо саламандры»), были подделками.

Таким образом, следствие выяснило, что у Хофманна был мотив совершить двойное убийство. В фильме «Убийство среди мормонов» приводятся отрывки из длинного аудиоинтервью с Хофманном, записанного после объявления приговора. Он не только признает себя виновным в том, за что его осудили, но и раскрывается как жуткий социопат, который получал удовольствие, дурача других людей. Он сознательно подрывал репутацию церкви СПД, распространяя поддельные документы, и при этом нисколько не заботился о людях, которыми воспользовался и которым причинил вред. Хофманн был блестящим манипулятором. Жадность побуждала его обманывать других людей, которые в свою очередь тоже были слишком жадны, чтобы заметить обман. В той среде, где никто не задавал слишком много вопросов и не говорил больше, чем нужно, двурушничество было делом обыденным и привычным.

Даже разделенный на три относительно коротких части фильм «Убийство среди мормонов» выглядит несколько перегруженным — особенно последний эпизод. Однако завершающие сцены фильма искупают все недостатки — они рисуют пугающий образ человека, который из любви к славе и богатству и из желания уничтожить религию мормонов, распоряжался историей, человеческими отношениями и человеческими жизнями как пешками в собственной смертельной игре.

Dig Deeper, 02.03.2021

КРИШНАИТЫ

Интервью с Нори Мастер

Нори Мастер

В: За минувшие годы Вы наблюдали много перемен, произошедших в МОСК (Международном обществе Сознания Кришны). Каковы, на Ваш взгляд, самые серьезные изменения, предпринятые этой организацией? Что не изменилось или нуждается в изменениях?

О: Я присоединилась к МОСК в 1978 году — как раз в то время они ввели институт региональных гуру. В рамках этой системы одиннадцать человек получили право давать инициацию в своих регионах. Это самое большое изменение, какое я только наблюдала в МОСК, и, возможно, самое серьезное изменение за всю недолгую историю Общества. Я помню, как в битком набитой комнате Лос-Анджелесского храма Рамешвара обнародовал новый план. Большинству учеников Шрилы Прабхупады он пришелся не по душе. Некоторые считали, что Прабхупада, даже его больше нет с нами, должен быть единственным гуру. Они считали, что все будущие ученики должны присоединяться к Прабхупаде, даже если обряд инициации совершит кто-нибудь другой. Другие считали, что все ученики Прабхупады должны стать гуру и инициировать собственных учеников. Это вызвало раскол, поскольку в течение десяти лет Руководящий совет МОСК назначил гуру еще многих людей.

Один из аспектов, которые нисколько не изменились, — это роль женщин. Насколько мне известно, в МОСК по-прежнему нет женщин-гуру, и они не позволяют женщинам вести утренние занятия по Бхагаватам или утренние киртаны. Мне хочется верить, что они больше не заключают договорные браки, поскольку я разговаривала с женщинами из МОСК, и они рассказали мне, что мужчины, за которых их выдали замуж, били и насиловали их. Что касается детей, правила все-таки изменились, и теперь детям разрешается жить с родителями. Это хорошее изменение.

В: Что, по-Вашему, организация может и должна изменить немедленно?

О: Это не мое дело, поскольку я ушла из организации. Но когда я еще принадлежала к ней, мы пытались более открыто писать правду в газете ISKCON World Review. С 1986 по 1988 год мы публиковали статьи, интервью и передовицы, касающиеся самых разных вопросов: о движении за реформу системы гуру, гурукулах, изменениях в издательстве Bhaktivedanta Book Trust, убийстве Стивена Брайанта (Сулокана). Но это были 80-е годы, и организация не была готова к такой открытости. Руководящий совет постоянно пытался помешать нам писать о проблемах МОСК. Они хотели, чтобы мы публиковали только хорошие новости, поэтому мы уволились с работы. Если бы мы продолжили свое дело, рано или поздно они, наверное, нашли бы способ нас уволить. Но я все еще верю, что солнечный свет — лучшее дезинфицирующее средство, и хочу, чтобы организация с большей открытостью говорила о своих внутренних проблемах с последователями и общественностью. Работая в офисе по взаимоотношениям с общественностью, мы знали слишком много, но нам не разрешали об этом говорить. Это выглядело странно и однобоко. Из-за этой необходимости утаивать информацию и покинула МОСК с чувством вины, и у меня ушли годы на то, чтобы от него избавиться.

В: Иными словами, Вы посоветовали бы организации повысить прозрачность и подотчетность — как во внутренней жизни, так и в отношениях с общественностью. Я правильно понимаю?

О: Да, я за прозрачность и подотчетность. Почти все, что мне известно о МОСК сегодня, я знаю со слов людей. Многие пишут мне, прочитав мою книгу или наткнувшись на мою страницу в Интернет. Некоторые моменты из того, что я слышу, наводят на мысль, что в МОСК все еще царит хаос. Возьмем, к примеру, бакалавриат, который я окончила. Мой колледж всегда пользовался хорошей репутацией и числился в десятке лучших общественных колледжей. Но если бы в моем колледже постоянно происходили скандалы, и он пользовался бы дурной славой, мне было бы стыдно рассказывать людям, где я училась. То же самое происходит с МОСК. Я провела в этой организации десять с половиной лет и хотела бы, чтобы Общество привело себя в порядок, чтобы я могла им гордиться. На мой взгляд, они по-прежнему слишком скрывают проблемы и слишком пытаются себя выгородить.

В: Что Вы думаете о продолжающейся «индуизации» МОСК и об акценте, который (в последнее время) делается на проповедь среди иммигрантов из Индии? Я думал, что МОСК — не секта, а открытое духовное общество. Почему они сейчас называют себя «индусами»?

О: Я много лет наблюдала за тем, как МОСК катится вниз под руководством белых американцев. К моменту своего ухода в 1988 году я уже начала думать, что индусы, вероятно, смогли бы управлять организацией лучше. В конце концов, это их религия. Они выросли в ней, в то время как большинство из нас в детстве были христианами или иудеями. Если индусы будут вести себя честно и относиться ко всем справедливо, я только за. Будет жаль, если все развалится.

Другой возможный вариант — если МОСК будут управлять дети, выросшие в Обществе. Но многие из них по мере взросления покидают организацию. Так или иначе, настоящие индусы или дети, выросшие в МОСК, кажутся мне лучшими кандидатами для того, чтобы очистить организацию и хранить наследие Шрилы Прабхупады.

В: Спасибо Вам за время и помощь!

Примечание: Нори Мастер — автор книг Betrayal of the Spirit: My Life Behind the Headlines of the Hare Krishna Movement (University of Illinois Press, 1997), Cult Survivors Handbook: Seven Paths to an Authentic Life (2010) и Child of the Cult (2012). Она была в МОСК с 1978 по 1988 год, в 1991 закончила магистратуру в Университете Западного Орегона и работала с малолетними насильниками. Сейчас она пишет книги и преподает одном из ВУЗов Аризоны. У нее также есть свой сайт, посвященный исследованию культов.

Cult News, 02.03.2021

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
191186, Россия, Санкт-Петербург, а/я 100
russia@apologetika.ru


В избранное