Книга
начинается с отборного вранья. Через три дня после гибели Саула в Секелаг
прибежал израильский перебежчик. Он рассказал Давиду о смерти царя. Давид
не мог поверить в такую удачу - он стал выспрашивать у беглеца о подробностях.
Оказалось, что
беглец - амаликитянин. Странно. Давид, который живет у филистимлян и готов
сражаться в их рядах против израильтян, пробавляется грабежом амаликитян.
Амаликитяне же воюют в рядах войска Саула. И вот теперь амаликитянин приходит
к Давиду и рассказывает ему о смерти израильского царя. Его рассказ многого
стоит. Оказывается, это именно его Саул попросил о смерти. И амаликитянин
убил Саула! Совсем недавно мы читали об этом нечто иное. Но фантазии продолжаются.
Цареубийца снял с трупа монарший венец и прочие побрякушки, чтобы принести
Давиду. Зачем так нескладно
врать? Затем, что должна быть обеспечена преемственность власти. Давид
- иудей. Язычникам израильтянам факта помазания иудейского пастуха даже
целым горшком елея могло показаться недостаточным для престолонаследия.
Давид тут же разодрал
свои одежды и начал громко рыдать. Он всхлипывал и хныкал, посыпал голову
прахом и катался по земле. Все члены его банды благоговейно смотрели на
этот спектакль. В какой-то момент их предводитель перестал кататься и
деловито задал вопрос. - Чего уставились,
горя не видели? - А чего делать-то? - Убейте этого
бегуна. - За что убивать,
он же корону тебе принес? - Что значит "за
что"? Он царя убил! - А-а, понятно. Бедняге немедля
пустили кровь. Давид встал, отряхнулся, подошел к агонизирующему вестнику
и с любопытством заглянул в его тускнеющие глаза. - Ты сам виноват,
паренек, в своей смерти. Ничего не поделаешь - политика. Труп еще не перестал
дергаться в пыли, а Давид уже настроил свои гусли, прочистил горло и затянул
песенку. Песенка так себе - про доброго царя Саула и про плохих филистимлян.
Одна строчка меня особенно умиляет. "Скорблю
о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была
для меня превыше любви женской". Нечто подобное
спел через много веков некто Элтон Джон - на смерть своего друга - кутюрье
из Италии.
Жизнь
продолжалась. И она налаживалась. Давид собрал всех своих людей и пошел
в иудейский город Хеврон. Жители Хеврона помазали его на царство над всей
Иудеей - а ведь это всего два колена. Неподалеку лежал языческий Израиль,
у которого на днях погиб царь. Десять израильских племен решали, кого
посадить на трон. Ни о каких иудеях они не помышляли. Давид с детства
знал, что наглость - второе счастье. Поэтому он решил вмешаться в процесс.
Послал к израильтянам письмишко, в котором хвалил их за то, что они с
почестями похоронили героя-царя, и обещал им всяческие блага за это. Он
хвалил их так, словно они уже были его подданными. Израильтяне посчитали
это обыкновенным выражением соболезнования и не отреагировали так, как
хотел этого Давид. Наоборот, они помазали на израильское царство Иевосфея,
сына Саула, который остался в живых. Давиду дали по
носу. Его отшили. Иевосфей правил большим Израилем два года. Давид же
правил маленькой Иудеей семь лет. Как такое могло быть, неужто время текло
в этих странах по-разному? Воеводой у Иевосфея
остался брат покойного царя Авенир. Давид тоже завел себе воеводу, Иоава.
Однажды произошла приграничная стычка. Дозор Авенира схватился с дозором
Иоава. Все погибли. После этого произошло настоящее сражение, в котором
иудеи наголову разгромили израильтян. Иудеев погибло двадцать человек,
а израильтян - триста шестьдесят. Не так много, как в былые времена. Авенир с остатками
своих людей отступил к Иордану. Младший брат Иоава - Асаил - гнался за
Авениром до самой реки. Старый генерал несколько раз уговаривал его не
дурить, а возвращаться к своим. Но тот не слушал старших, а хватался за
меч. Пришлось прирезать мальчишку. На такой оптимистической ноте конфликт
закончился.
Давид
стал примерным семьянином - у него в Хевроне было шесть сыновей от шестерых
жен. В Израиле Авенир тоже устраивал свои личные дела - он взял в жены
наложницу покойного Саула. Иевосфей начал укорять за это Авенира. Авенир
обиделся. - Ты мне мораль
из-за бабы будешь читать? Я для тебя царство израильское от Давида сберег,
а ты меня укоряешь! Спасибо большое! Вот возьму и поддержу Давида - станет
он царем Иудеи и Израиля. А тебе - кукиш с маслом. Иевосфей промолчал,
ибо боялся своего дяди до смерти. Дядя Авенир не стал откладывать в долгий
ящик, а сразу послал к Давиду гонца с письмецом. "Давай, помогу тебе
воцариться над Израилем, а ты возьмешь меня военачальником". Давид
ответил: "Давай, но только приведи ко мне Мелхолу, мою любимую жену,
за которую я уплатил двести шкурок от филистимских погремушек". И
вслед за письмом послал своих слуг - жену забирать. Мелхола уже давно
жила своей жизнью. Муж ее любил. Но пришла пора собираться в путь-дорожку.
Собралась. Новый муж бежал за ней до самого Бахурима и плакал. Наткнулся
на Авенира, который его вышиб за городские ворота. "Пошел вон!"
Он и пошел. Но плакать не перестал. Авенир и двадцать
израильских молодцов привели к Давиду его жену и немножко погостили. Давид
закатил для них пир. Попили, поели, старые деньки повспоминали. Авенир
засобирался домой и пообещал, что приведет весь Израиль под скипетр Давида.
Давид проводил их до дверей и помахал вслед кружевным платочком. Отвлечемся немного.
С чего это Давид вдруг вспомнил о Мелхоле, когда у него уже столько жен?
Ларчик открывается очень просто. Факт обливания его умной головы елеем
ровным счетом ничего не значил - для языческих израильтян. А вот жена
- дочь царя - совсем другое дело. А уж сын от этого брака будет самым
законным наследником трона. Это потом, а пока надо разобраться с братом
покойного царя и теми его детьми, которые остались в живых. Не все же
сразу! Вскоре прибыли
с разбойничьих промыслов Иоав и его люди. Узнав о случившемся, Иоав раскричался
на весь "дворец". - Что ты наделал?
Как мог ты отпустить Авенира? Он же с разведкой к тебе приходил. Выведал,
с какой стороны у тебя вход, а с какой - выход. Теперь жди беды. Он не стал говорить,
что просто хочет отомстить за брата. Давид не собирался ничего предпринимать.
Тогда Иоав проявил инициативу - послал людей вдогонку Авениру. Авенира
вернули с полпути. Генерал удивился, но не очень - слишком уж хорошо расстались
они с Давидом. Приехал опять в Хеврон. Иоав взял его под руку и завел
в укромное место - детали объединения Иудеи с Израилем обсудить. Авенир приготовился
слушать. Слушать не пришлось - Иоав молча всадил ему меч в брюхо. Полководец
тихо умер. Давид тут как тут. - Это ты, Иоав,
виноват. А я тут ни при чем. Пусть все знают, что я ни при чем! После этого Давид
устроил Авениру царские похороны. Закатил такую надгробную речь, что стены
плакали. В знак горя Давид отказался кушать в этот день - до захода солнца.
Видать и вправду опечалился. В наше время на похоронах мафиозо и бандитов
всех мастей - самые пышные венки всегда от убийц. Самые проникновенные
речи мы слышим именно от них. Традиция эта не умерла, она продолжается
и сегодня.
Автор
произведения - Ингвар, 2005 || e-mail || фото
автора По
вопросу издания книг Ингвара обращайтесь по номеру: +38063
7705555
(Анатолий,
литературный агент Ингвара)