Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 21/12/2020


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 21/12/2020
============================================================
Онлайн-конференция, посвященная итогам третьего Всероссийского форума "Право. Религия. Государство". Москва
22 декабря

21.12.2020 19:48
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=92292
------------------------------------------------------------
22 декабря в 16:00 в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоится онлайн-конференция, посвященная итогам третьего Всероссийского форума «Право. Религия. Государство».



Участники:



- председатель Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир ЗОРИН;



- управляющий партнер Славянского правового центра, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Владимир РЯХОВСКИЙ;



- генеральный секретарь Совета Российской ассоциации защиты религиозной свободы Олег ГОНЧАРОВ.



Модератор — директор Института верховенства права, главный редактор сетевого издания «Религия и право» Станислав КУЛОВ.



17 декабря состоялся третий Всероссийский форум «Право. Религия. Государство», организованный Славянским правовым центром при поддержке Общественной палаты РФ и Российской ассоциации защиты религиозной свободы. Впервые форум прошел в смешанном формате: спикеры могли присоединиться к прямой трансляции, прислать ранее записанный видеодоклад или выступить офлайн в студии Славянского правового центра. В форуме приняли участие представители органов государственной власти, религиозные деятели,
адвокаты и правозащитники, религиоведы и эксперты в сфере государственно-конфессиональных отношений, а также слушатели онлайн-трансляции.



Спикерами были затронуты актуальные темы, в том числе новые законодательные инициативы в сфере регулирования деятельности религиозных организаций, международные тренды в области противодействия религиозной ксенофобии, вопросы национальной безопасности, свободы совести и соблюдения законодательства в России. Несмотря на разницу в подходах к оценке ситуации в области свободы совести и вероисповедания в России, эксперты уверены в необходимости усиления взаимодействия институтов гражданского общества с
государством. Спикеры обратили внимание на позитивные тенденции, которые проявляются в активном участии представителей органов государственной власти в подобных экспертных диалогах.



По результатам форума планируется выработка совместных правовых рекомендаций и предложений от представителей экспертного и религиозного сообществ в органы государственного управления.


============================================================


Латвия: на Рождество в церквях ограничат количество верующих

21.12.2020 19:13
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92290
------------------------------------------------------------
Рига, 21 декабря. Во время рождественских богослужений в местах проведения любых религиозных мероприятий одновременно может находиться количество людей, не превышающее 20% максимального числа посетителей, которых может вместить конкретное помещение.



Как сообщает Министерство юстиции, на каждого человека должно быть обеспечено по меньшей мере 10 кв. м площади.



Агентство LETA со ссылкой на Минюст Латвии сообщает, что Министерство уважает закрепленное в Конституции право на свободу религии, но в то же время призывает все религиозные организации публично информировать прихожан об ограничениях и ответственно относиться к введенным правилам.



В Минюсте пояснили, что религиозные организации также должны сотрудничать с Госполицией и другими организациями для обеспечения общественного порядка и требований эпидемиологической безопасности.



Минюст призывает жителей наблюдать за рождественскими богослужениями дистанционно, для этих целей из средств фонда для непредвиденных случаев 17 декабря было выделено 44 528 евро.


============================================================


Схиархимандриту Иоанникию из Чихачево грозит лишение сана

21.12.2020 18:39
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92289
------------------------------------------------------------




© Фото : группа "чихачево †схиархимандрит о.Иоанникий†" в VK



Москва, 21 декабря. Члены Епархиального совета Кинешемской епархии обратились с открытым письмом к запрещенному в служении схиархимандриту Иоанникию (Ефименко) из Ивановской области, в котором предупредили его о возможности лишения священнического сана, призвали покаяться и не уходить в раскол, следует из текста обращения.



В конце ноября глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов сообщил РИА Новости, что община в селе Чихачево Ивановской области, где, по данным следствия, насильно удерживали людей, а бывший настоятель Никольского храма стал фигурантом уголовного дела, продолжает существовать.



«Вы не признаете над собой никакой церковной иерархической власти, не прислушиваетесь ни к чьим советам, не имеете духовного отца, не признаете канонически обоснованного решения о запрещении вас в священнослужении, продолжаете совершать таинства и, как можно ожидать, не признаете и извержение вас из сана, если таковое произойдет, как вы заявили об этом под видеозапись приехавшему к вам журналисту. В вашей жизни нет никакого другого ориентира, кроме вас самого. <...> Вы использовали свой сан
священника для того, чтобы культивировать значимость своей личности, введя в заблуждение тысячи людей», - говорится в письме, распространенном епархией.



В нем также констатируется, что, называя себя схимником, Иоанникий явно «презрел обет нестяжания», создав на принадлежащей ему лично земле частную ферму. Также он развернул масштабное строительство подъездных дорог и туристического «паломнического» жилья, при этом захватил сельское кладбище и снес десятки надгробий, отметили в епархии. По информации епархиальной ревизионной комиссии, в 2010 году в частной собственности схиархимандрита Иоанникия находилось 54,4 гектара земли.



«Те, кого вы называете братьями и сестрами «Никольского монастыря», который канонически не существует, живут в рабских условиях, трудятся бесплатно на ваших хозяйствах, о чем поступало и доныне поступает множество жалоб. Вы внесли разлад во множество семей, заставляя попавших под ваше влияние людей оставлять родных под вымышленными предлогами», - говорится в письме.



Члены епархиального совета также заметили, что схиархимандрит Иоанникий часто совершал самовольные постриги в монахи, без какого-либо согласования с правящим архиереем, «невзирая ни на семейное положение, ни на духовное устроение» людей. Кроме того, в его приходе «кощунственно священнодействовали» клирики, запрещенные в служении в разных местах.



«Учитывая допущенные вами многочисленные канонические нарушения, ваше дело рассматривается сейчас епархиальным судом, который может принять решение о лишении вас священного сана. Члены епархиального совета обращаются к вам с просьбой: исправьте вашу жизнь, покайтесь и испросите прощение у Бога за допущенные вами ошибки. Неужели деньги и власть окончательно затмили вам разум?» - заключают авторы обращения.



В начале октября депутат Госдумы Евгений Марченко после обращения местной жительницы направил запросы в Генпрокуратуру и СК с просьбой проверить деятельность схиархимандрита Иоанникия в Свято-Никольской обители в селе Чихачево. Во время доследственной проверки схиархимандрита освободили от должности и запретили в священнослужении до рассмотрения его дела в епархиальном суде.



Позже СК РФ возбудил уголовное дело о незаконном удержании людей на территории Никольского прихода – верующих убеждали, что за пределами прихода они погибнут от болезней, кроме того, у Иоанникия нашли травматическое оружие без разрешительных документов и 2 миллиона рублей, не имеющих отношения к имуществу РПЦ. Также не имеют отношения к РПЦ и найденные документы об отчуждении недвижимого имущества в пользу бывшего настоятеля прихода и связанных с ним лиц.


============================================================


Храм XIX века пытались продать в Тульской области

21.12.2020 17:14
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92288
------------------------------------------------------------




Тула, 21 декабря. Белевская епархия РПЦ и региональный комитет по охране памятников выясняют законность выставления на продажу через одну из интернет-площадок участка и здания храма Димитрия Солунского в селе Завалово Одоевского района Тульской области.



«Мы занимаемся этим вопросом совместно с региональным комитетом по охране памятников. Уточняются статус здания и законность такой передачи от собственника к собственнику», - сообщил «Интерфаксу» представитель Белевской епархии.



Агентство на данный момент не располагает официальным комментарием Минкультуры Тульской области.



Здание и участок храма Димитрия Солунского общей площадью 166,2 кв. метра выставили на продажу через интернет-площадку Avito из-за банкротства собственника строения. Первоначальная стоимость здания оценивалась в 450 тыс. рублей. Сейчас объявление снято с публикации.



Согласно открытой информации Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), храм в селе Завалово используется под склад и находится в частной собственности.



Храм Димитрия Солунского - однокупольная церковь, до 1836 года она была деревянной. Кирпичный храм был возведен в 1836-1843 годах, в 1852-м построена каменная колокольня.


============================================================


Архимандрит Савва (Мажуко) - об утратах в 2020-м. Рождественское письмо 4
Но нас любят, и это придает сил

21.12.2020 16:54 | "Православие и мир"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=92287
------------------------------------------------------------

============================================================


Митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию на мощах святителя Николая в Бари

21.12.2020 16:22
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92285
------------------------------------------------------------




Фото: mospat.ru



Москва, 21 декабря. 19 декабря 2020 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, посетивший с рабочим визитом итальянский город Бари, возглавил служение Божественной литургии у мощей угодника Божия в посвященной ему базилике.



Архипастырю сослужили настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в г. Бари протоиерей Вячеслав Бачин и настоятель прихода святого апостола Матфея в г. Салерно архимандрит Августин (Морозов).



После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.



По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:





«Дорогие отцы, дорогие братья и сестры!



Всех вас сердечно поздравляю с днем памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.



Вновь, как и в прежние годы, несмотря на сложные условия, Господь собрал нас сегодня здесь, в этой священной базилике, где на протяжении уже долгих веков покоятся цельбоносные мощи святителя и чудотворца Николая.



Это святой, который почитается всем миром. Его почитают и на востоке, и на западе, и на севере, и на юге. Со всего лица земли люди обращаются в молитве к святителю Николаю и удивительным образом получают удостоверение о том, что он эти молитвы слышит и на них откликается. Я думаю, что в жизни каждого, кто собрался здесь, и каждого из тех, кто сегодня в других местах празднует память святителя и Чудотворца Николая, были такие события, которые совершенно очевидным образом показывали, что святитель Николай
присутствует в нашей жизни. Это и чудеса великие, и чудеса малые, это и случаи, когда святитель Николай откликается на наши просьбы в житейских делах. Это многие и многие истории, которые, если их начать описывать, то по слову евангельскому, «и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25).



Господь наш Иисус Христос принес в этот мир совершенно особый образ святости. Святые, которые на протяжении веков следовали по пути заповедей Господних, взирали на Его священный образ и подражали Ему, становились правилом веры и образом кротости. Они бесстрашно исповедовали православную веру. Если возникали ереси, они боролись с этими ересями. Если возникали трудные для Церкви обстоятельства или расколы, они все свои силы отдавали на то, чтобы защитить единство Церкви. Но при этом они сохраняли кротость и
смирение по образу Того, Кто сказал о Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 28-29).



Когда мы приходим к Господу нашему Иисусу Христу с молитвой покаянной или благодарственной, когда мы приходим для того, чтобы причаститься Святых Христовых Таин за Божественной литургией, то мы внутрь себя принимаем Пречистое Тело и Честную Кровь Господа Спасителя и ощущаем, как этот Божественный мир входит в наши сердца и наполняет их.



Когда мы молимся святителю и Чудотворцу Николаю, то мы особым образом ощущаем его присутствие в нашей жизни. Мы видим, как он, правило веры и образ кротости, воздержания учителя, помогает нам на нашем жизненном пути и в наших делах. Мы молимся святителю и Чудотворцу Николаю о себе и о наших близких. Мы молимся ему о наших народах и наших странах. А в эти трудные для наших стран дни и месяцы, когда многие люди болеют, когда некоторые, не в силах справиться с болезнью, умирают, когда особое испытание по
попущению Божию постигло все человечество, весь мир, мы обращаем к святителю и Чудотворцу Николаю наши молитвы с просьбой о том, чтобы он исходатайствовал нам спасение и вечную жизнь, чтобы он умолил Господа и Он преклонил милость Свою, чтобы прекратилась эта напасть, которая попущением Божием постигла сегодня весь мир и все человечество.



Мы молимся Господу и Его святому угоднику, и просим Его о том, чтобы Он сохранил нас в мире, благоговении и чистоте. Мы молимся Господу о упокоении всех тех, кто перешли в мир иной. Каждый день мы слышим новости о все новых и новых умерших, и мы молимся о том, чтобы Господь вселил их, идеже вси святии Твои упокоеваются, идеже несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.



Господь сподобил нас, несмотря на все ограничения и трудности, сегодня прибыть в это священное место для того, чтобы поклониться мощам святителя и чудотворца Николая.



Мы сегодня молились здесь не только от своего лица, но и от лица всех тех, кто хотели бы сюда приехать, но не смогли в силу известных обстоятельств.



Мы молились сегодня о наших близких, о наших народах, о наших странах и обо всем мире.



Мы сейчас, завершив Божественную литургию, спустимся в крипту к мощам святителя и Чудотворца Николая, чтобы еще раз вознести ему горячую молитву, испросить его милости и помощи на нашем жизненном пути.



Хотел бы всем нам пожелать, чтобы в следующий раз, когда будет совершаться память святителя и Чудотворца Николая, мы бы смогли уже в обычном количестве приехать сюда, чтобы вознести молитву святителю и Чудотворцу.



Помолимся сейчас у его мощей о том, чтобы он был нашим милостивым заступником, помогал нам преодолевать все скорби и искушения нашей приходящей жизни, и о том, чтобы он вел нас по пути к Царствию Небесному».





Далее в крипте базилики святителя Николая состоялось славление у мощей святого. В завершение настоятель храма священник Джованни Дистанте обратился к митрополиту Илариону со словом приветствия, вручив архипастырю сосуд с миром от мощей святителя Николая Чудотворца.



Поблагодарив его за теплый прием, митрополит Иларион сказал: «Я хотел бы выразить сердечную благодарность отцу Джованни и братии доминиканского монастыря, которые уже на протяжении многих веков заботятся о сохранении мощей святителя и чудотворца Николая и в последние десятилетия открыли двери этого храма для православных паломников из России, Украины, Белоруссии, Молдовы и других стран, приезжающих сюда, чтобы поклониться святому, почитаемому и на востоке, и западе, и на севере, и на юге. Я хотел бы
пожелать вам, дорогие братья, чтобы то испытание, которое постигло всех нас, поскорее закончилось».



В тот же день митрополит Иларион вылетел в Москву, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.


============================================================


Суд по иску о ликвидации "Церкви последнего завета" в Красноярске продолжится 23 декабря

21.12.2020 15:57
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92284
------------------------------------------------------------




Красноярск, 21 декабря. Красноярский краевой суд отложил рассмотрение иска прокуратуры региона о ликвидации религиозной организации «Церковь последнего завета», лидеры которой находятся под арестом, на 23 декабря для допроса новых свидетелей. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу суда.



«Прокуратура выступила с ходатайством о допросе еще семи медицинских работников - представителей Курагинского района, некоторых жителей района и бывших адептов церкви. Суд ходатайство удовлетворил и назначил на 23 декабря допрос медиков по видео-конференц-связи. Остальных свидетелей суд решил допросить при [их] личном присутствии в судебном заседании позже. Заседание отложено на 14:30 (10:30 мск) 23 декабря», - сообщил представитель суда.



На заседании в понедельник суд удовлетворил ходатайства о приобщении документов районного отдела полиции и местной прокуратуры, а также регионального отделения Минюста. Также был допрошен в качестве свидетеля один из организаторов общественной организации «Движение духовного освобождения» Иван Ноговицын, который утверждал, что за время деятельности движения к нему анонимно обращались несколько человек с жалобами на «моральное разочарование и финансовые потери», связанные с
деятельностью религиозной организации.



В конце сентября основатель религиозной общины Сергей Тороп, называющий себя Виссарионом, пресс-секретарь общины Вадим Редькин и руководитель школы при «Церкви последнего завета» Владимир Ведерников были арестованы. По данным СК, руководители общины в целях получения дохода от религиозной деятельности привлекали деньги граждан. Им предъявлены обвинения по ч. 1 ст. 239 УК РФ («Создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами»). Центр
«Церкви последнего завета» расположен в так называемой «Обители рассвета» в Курагинском районе на юге Красноярского края.


============================================================


Храм, который возводился на пожертвования погибшего мецената Михаила Абрамова, ищет благотворителя

21.12.2020 15:45
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92282
------------------------------------------------------------




Москва, 21 декабря. До конца текущего года приход направит прошение Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу на выделение целевой субсидии для завершения строительно-монтажных работ по храмовому комплексу, рассказал депутат Государственной Думы, советник мэра Москвы и советник Патриарха по строительству Владимир Ресин в ходе селекторного совещания по реализации Программы 200 храмов на территории ЮАО.



Напомним, что основной благотворитель храма, меценат Михаил Абрамов трагически погиб в авиакатастрофе. После его гибели приход столкнулся с финансовыми затруднениями. Михаил Абрамов был основателем уникального Музея русской иконы. При участии Михаила Абрамова в Москве был восстановлен храм Преображения Господня на Преображенской площади и возводился храм Архангела Михаила на Борисовских прудах, напротив вл. 33, в рамках Программы строительства православных храмов в Москве.



По словам куратора Программы Владимира Ресина, на средства, собираемые приходом, полностью окрашены фасады храмового комплекса, на колокольню подняты колокола. Во всем здании проведено тепло. Завершаются работы по монтажу кровли, устройству водосточной системы, а также по гидроизоляции цоколя.



«До конца года планируется обеспечить закрытие теплового контура храма (установку окон) в полном объеме, – отметил Владимир Ресин. - Закрытие контура стилобатной части храмового комплекса уже выполнено. С 25 декабря 2020 года строители приступают к внутренней отделке помещений стилобатной части, завершить которые намечено в первом квартале 2021 года».



Благодаря прихожанам, жителям района, активности прихода по сбору средств на достройку святыни, работа поэтапно продвигается, пояснил Ресин. Ускорить процесс завершения строительства этого крупного объекта могли бы помочь крупные благотворители, которые хотели бы подключиться к этому благому делу и вписали бы свои имена в создание нового шедевра современного русского зодчества и в церковную летопись этого храма.



Храмовый комплекс весь разместится в одном здании. Приходской дом с воскресной школой расположатся в нижней части строения, которая выполняет одновременно функцию стилобата. К храму ведет большая главная лестница, а маломобильные граждане смогут подняться к службе на специально оборудованном лифте.



Индивидуальный проект храма разработал архитектор Владимир Медиевский. По проектам Медиевского построено уже 13 церквей и строится еще 6. Автор идеи архитектурного облика храма — протоиерей Андрей Юревич.



Приход планировал построить пристань рядом с храмовым комплексом и наладить паломнический водный маршрут по Москве-реке, до Нагатинского затона, в Коломенское и к Ново-Спасскому монастырю. Туристы и паломники смогли бы побывать в святых местах и ознакомиться с историей города на интересной речной экскурсии. Для реализации этой идеи приходу потребуется содействие префектуры, департамента транспорта, департамента туризма и речного флота. Сейчас прежде всего приходу необходимо собрать пожертвования на
завершение строительства и благоустройство территории комплекса, сообщает пресс-служба депутата Госдумы В. Ресина.



Михаил Абрамов – меценат, коллекционер, создатель Музея русской иконы, автор многих благотворительных проектов. Погиб в августе 2019 года в катастрофе вертолета у острова Порос.


============================================================


В праздник святителя Николая сирийские дети получили подарки из России

21.12.2020 14:57
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92281
------------------------------------------------------------




Москва, 21 декабря. 19 декабря 2020 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, в Патриархии Антиохийской Православной Церкви прошел праздник для детей, организованный при содействии представительства Русской Православной Церкви в Дамаске, Всероссийской организации ветеранов «Боевое братство», Посольства России в Сирии, Центра по примирению враждующих сторон, Русского центра науки и культуры.



Подарки из России, в том числе от прихожан московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке, постоянных шефов воскресных школ Антиохийской Православной Церкви, получили дети-беженцы из Забадани. Этот город, который несколько лет был в руках террористов, сейчас возвращается к мирной жизни. Россия восстанавливает в Забадани храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.



Викарий Патриарха Антиохийского и всего Востока епископ Селевкийский Ефрем поблагодарил гостей за радость, доставленную детям, а также за помощь в установке рождественских ёлок в Патриархии в Дамаске, в Успенском храме в Забадани и в еще нескольких сирийских городках.



Накануне в храме Святого Креста в Кесаа – самом большом храме Антиохийской Православной Церкви – также прошёл русский праздник для учеников воскресной школы. Поздравить детей пришли представители «Боевого братства», военнослужащие Центра по примирению враждующих сторон, атташе по культуре Посольства России в Сирийской Арабской Республике Т.А. Боков.


============================================================


В Северной Осетии восстанавливают собор XIX века

21.12.2020 14:29
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92280
------------------------------------------------------------




Фото: blagos.ru



Алагир, 21 декабря. В Северной Осетии продолжается подготовка к празднованию 1100-летия Крещения Алании. На отреставрированную колокольню Вознесенского собора в Алагире установили купола, передает телеканал «Культура».



Алагирский собор Вознесения Господня - памятник архитектуры федерального значения. Это один из немногих христианских памятников на территории Осетии, сохранившийся до наших дней без существенных утрат. Собор был заложен в 1851 году.



«Храм не был снесен. Он уникален прежде всего тем, что он сохранен и, конечно, тем, что здесь имеются труды нашего великого Коста Левановича Хетагурова», - заявил архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид Горбачёв.



Алагирский собор чудом избежал разрушения - в 30-е годы прошлого века на его защиту встали многие жители города. В советское время в нём располагался отдел краеведческого музея. А вот надвратная колокольня была утрачена, воссоздали ее по единственной сохранившейся фотографии.



«В общем-то это единственная фотография, где изображена колокольня, и по вот этой фотографии и был восстановлен прежний облик. И так же вход будет восстановлен, въезд на территорию храма будет под колокольней, как и был раньше», - рассказал историк Феликс Киреев.



Алагирский собор построен в «византийском» стиле. Авторство архитектурного проекта приписывают князю Гагарину. В росписи стен участвовал Коста Хетагуров.



«Вот в поновлении орнаментов можно увидеть руку Коста, мне так кажется, потому что они удивительны. С одной стороны, они повторяют образцы альбомов Гагарина, с другой - они имеют какой-то такой очень национальный характер, они напоминают насечку или чернение на серебряных изделиях мастеров Осетии, вообще мастеров Кавказа, они напоминают вышивку золотым шитьем женщин», - отметила искусствовед Людмила Бязрова.



Особый интерес вызывает образ святой Ольги. Она изображена не в короне, а в платке, похожем на те, которые носили осетинские женщины. Реставрация колокольни Алагирского собора близится к завершению. В ее основании будет располагаться крестильный храм и воскресная школа.


============================================================


Андрей Десницкий представил новые переводы посланий апостолов

21.12.2020 13:44
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=92279
------------------------------------------------------------




Москва, 21 декабря, Благовест-инфо. Новый перевод апостольских посланий представил 18 декабря Андрей Десницкий – библеист и писатель, доктор филологических наук, профессор РАН. Презентацию книги «Послания апостолов в библейских переводах Андрея Десницкого», выпущенной издательством «Гранат», организовал директор Культурного центра «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири на платформе ZOOM.



Представляя новую книгу, автор рассказал, как в «ранней христианской юности» читал послания в Синодальном переводе: «там почти не было непонятных слов, но я не понял, что апостол хотел сказать». Работая более 20 лет в библеистике, он познакомился со всеми существующими переводами, и ни один его не удовлетворял. «И я решил: либо я возьму и сделаю, либо не сделает никто. Я взял и сделал – сам, не имея заказа, и разместил варианты на своем сайте». Переводчик трудился в
одиночку, хотя признался, что с радостью бы работал «в рамках церковной традиции, но понял, что в ближайшее время такого проекта не будет, хотя все для него есть, кроме воли высшего начальства». Свою задачу он формулирует так: создать «альтернативу Синодальному переводу для той аудитории, которая не спешит рвать с самой Синодальной традицией, но и не удовлетворяется самим Синодальным текстом».



Работая в этом направлении, Десницкий создал две версии перевода: традиционный перевод, который по возможности сохраняет формальные черты оригинала, оставляя необходимые пояснения для комментариев (он ориентирован скорее на людей с гуманитарным образованием), и общедоступный перевод, который проясняет больше в самом тексте перевода, при этом он обходится без лишних упрощений, анахронизмов и вульгарности (он адресован людям со средним или высшим техническим образованием). Автор попытался передать динамизм и
риторическую насыщенность оригинала, не копируя его синтаксическую структуру, но сохраняя традиции Синодального перевода и, по возможности, традиционную терминологию.



Коллега Десницкого Михаил Селезнев, лингвист и библеист, доцент НИУ ВШЭ, сделал краткий обзор истории библейских переводов последних десятилетий, чтобы определить место перевода Десницкого. Селезнев напомнил, что Синодальный перевод вызывал недовольство и критику еще при своем появлении. Идея о необходимости новых переводов возникла в позднесоветское время, и носителями этой идеи были представители неофитской интеллигенции. Об этом, в частности, много говорили в общине прот. Александра Меня; С.С. Аверинцев
стал первым президентом возрожденного Российского библейского общества (РБО), которое инициировало первый перевод Библии на русский язык. По словам Селезнева, в этих переводах «чувствовался запах весны, открытие нового, как будто человек шел по полю и вдруг нашел в земле жемчужину, которую большевистские свиньи хотели затоптать в грязь, но не получилось». Главным мотивом переводчиков был миссионерский: ими руководило желание «нести эту жемчужину всем людям
: вот переведем Библию на понятный язык – и они станут новыми людьми, будет новое небо и новая земля». В таких переводах миссионерские цели преобладали над филологическими, отсюда стремление к более доступной стилистике, к простоте.



Сейчас совсем другая эпоха: «она трезвее, без всякого триумфализма, без всякой романтики, коротко ее можно назвать «по ту сторону иллюзий»». «Тогда, в 90-е, проект перевода Библии был частью большого проекта "современного православия" или, как говорил о. Александр Мень, "православия с человеческим лицом". Нереализованность большого проекта неизбежно повлекла за собой невостребованность его части», – констатировал Селезнев.



Что же касается представленного перевода Десницкого, то его он относит к «другой эпохе, которую стоит назвать постмиссионерской». И сейчас, считает Селезнев, переводчикам, «чтобы нести библейские смыслы в массы, хорошо бы отрефлектировать, что мы несем, какие смыслы». «Сейчас намного меньше стремления опростить текст ради "хождения в народ", больше традиционности (в смысле ориентации на Синодальный перевод) и больше академичности – это я сейчас вижу в проекте
Десницкого», – сказал он и подчеркнул значимость перевода именно посланий с точки зрения их «литургического использования»: «Евангелие читается за каждой литургией, и для тех, кто усвоил худо-бедно спряжение церковнославянских глаголов, оно почти на 90% понятно. А вот Апостол читается, но совершенно непонятен».







Последнюю мысль акцентировал и кандидат теологии, доцент, консультант Института перевода Библии Алексей Сомов, который попросил Десницкого довести до конца и литургический перевод посланий. Он надеется, что это будет востребовано. Литургический перевод – это особая работа, он не тождествен опубликованному общедоступному. Сомов говорил об ошибочности подхода неспециалистов к библейским переводам: «К сожалению, на каждый появляющийся перевод мы смотрим как на идеальный, он должен удовлетворять
абсолютно во всем: чтобы его можно было читать на богослужении, читать дома, исследовать с научной точки зрения. Но так не бывает. Нужны многоплановые проекты, где люди могут выбирать».



О трудностях восприятия посланий говорил и библеист и переводчик, магистр теологии Глеб Ястребов: «Павловы послания в Синодальном переводе содержат много мест трудных, практически нечитаемых, есть и ошибки... Текст посланий намного сложнее, чем текст Евангелий». Он припомнил слова, приписываемые о. Александру Меню в 80-е гг., о том, что «на русском языке посланий апостола Павла нет». Возможно, в этом и была доля преувеличения, но теперь, после публикации перевода Десницкого, можно
сказать, «что теперь есть, и в хорошем литературном варианте». Для Ястребова важно, что новый перевод не претендует на «революционность», на то, чтобы выставить на первый план «блестящий ум» переводчика.



«Замечательный литературный русский язык» Десницкого, а также глубокое погружение в историко-географический контекст событий, описываемых в посланиях, особенно хвалила редактор издания филолог-библеист Евгения Смагина. А директор Института перевода Библии Виталий Войнов высоко оценил новый перевод и пожелал, чтобы Десницкий «к концу своих дней» довел до конца работу над переводом Нового Завета, «а еще лучше – всех канонических книг Библии».



Как отметил директор издательства «Гранат» Владимир Ананич, новая книга является продолжением многолетней работы с текстами «Посланий апостолов» (издательство «Гранат»), одним из этапов которой стала книга «Павловы послания. Комментированное издание», которая была подготовлена Институтом перевода Библии и издана в 2017 году. Также новое издание продолжает серию «Библейские переводы Андрея Десницкого», в которой уже вышли в свет книги «Вожди и
цари Израиля» и «Пророки Израиля» с избранными книгами Ветхого Завета (в другом издательстве).



Запись презентации можно посмотреть на FB-странице Культурного центра «Покровские ворота». В книжном магазине этого Культурного центра можно заказать книгу с пересылкой по почте или купить со скидкой 10% в течение ближайшей недели. Ознакомиться с версиями перевода Десницкого, а также оставить свои комментарии можно на его сайте.



Юлия Зайцева


============================================================


Предательство Иуды: воскресение смыслов евангельской драмы
Дарья Сивашенкова почти четверть века размышляет о мотивах самой известной измены в истории

21.12.2020 13:13 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=92278
------------------------------------------------------------




Фото: screenshot



Москва, 21 декабря, Благовест-инфо. «Вот Иуда, предающий меня. Мотивы и смыслы евангельской драмы» – свою книгу с таким названием представила 17 декабря в Культурном центре «Покровские ворота» Дарья Сивашенкова – журналист, теолог, автор многочисленных статей и эссе на тему христианства. Книгу выпустило издательство «Никея» в 2020 г. в серии «Молодое вино».



Автор – человек молодой, но большую часть своей жизни, чуть ли не четверть века, она размышляет над загадкой Иуды. По ее словам, начиная с подросткового возраста «не было ни одного дня, чтобы я не думала о нем». Думала – и читала Библию, святоотеческие толкования, богословские труды, многочисленные произведения художественной литературы, но это не приближало ее к пониманию мотивов предательства Иуды: «Традиционные объяснения меня не устраивали, ни одна из версий меня не
убеждала, прощу прощения у всех святителей». Эти версии не отвечали на вопрос: почему в Евангелиях так непропорционально много места уделяется для того, чтобы донести «простые, очевидные, банальные истины: нельзя воровать, нехорошо предавать…»



Чтобы разобраться самой, Сивашенкова принялась за книгу, жанр которой она определяет как «художественное богословие». Шаг за шагом, слово за словом она исследует не только фабулу известных событий, но и историко-богословский контекст, погружая в него читателей, буквально «ведя его за руку», как сказала ведущая презентации христианский психолог Юлия Яровитская. Такой подход убеждает в том, что нельзя смотреть на героя этой драмы глазами современного человека, знающего Евангелие, надо
попытаться взглянуть на те события глазами современника и единоверца Иуды. А еще автору важно было не только интеллектуальное, но и эмоциональное погружение в атмосферу того времени, чтобы читатель «почувствовал ее всеми чувствами». «Когда начинаешь разбираться в каждом движении души Иуды, эта история заиграет всеми красками, которые заложены авторами Писания», – говорит она.



Такое «погружение» открыло много нового для самой исследовательницы. Как заметила ведущая-психолог, автор точно описывает стадии предсуицидального состояния Иуды, его безысходную боль. Однако Сивашенкова – не психолог и не психиатр, и сама, по ее признанию, удивилась, обнаружив, что ее описание совпадает с известными этим наукам этапами. Работа над текстом в этой части была очень тяжела и болезненна для автора, она говорит: «Предсуициальное состояние Иуды – у него-то за два
часа закончилось, а я в этом тяжелом состоянии прожила несколько недель». И ей удается эмоционально настроить читателя на волну переживания.



Тайная вечеря – это тоже момент, который дался автору особенно трудно: ей было «очень больно, тяжело за Христа». Если на многочисленных картинах и иконах Иуда изображается, как правило, где-то в углу Сионской горницы, далеко от Иисуса, то, изучая ритуал иудейских трапез, Сивашенкова обнаружила, что Христос «почти возлежит на груди Иуды, опирается на него в естественной позе и говорит о предательстве». Более того, Иуда сидит на самом почетном по застольным меркам месте, и
получается, что он причащается из рук Христа первым. И это сразу дает другую картину и раскрывает степень близости Учителя и апостолов, не выделяя пока Иуду из их числа каким-то негативным образом.



Кроме того, писательница подчеркивает, что на Тайной вечере Иисус, зная о замысле Иуды, дает ему семь шансов покаяться, вернуться: сначала это «мягкие слова», в конце – «словесные оплеухи», «при этом Христос ни разу не выдает Иуду апостолам». Напротив, Он «раз за разом, минута за минутой прикрывает Иуду от апостолов, от их возможной мести. Иуда намеки Христа прекрасно понимает, апостолы же нет». Так возникают две параллельные линии: «колоссальное
напряжение» между Христом и Иудой на фоне спокойной трапезы апостолов, которых не тревожит, что Иуда почему-то встал и ушел – мало ли дел во время Пасхального седера? Для автора это не просто фиксация, но «иллюстрация двух картин мира: не все, что мы видим, является тем, что есть на самом деле».







Фото со страницы Дарьи Сивашенковой в Facebook



Самоубийство – великий грех для христиан и не только. Но считался ли он таковым у иудеев две тысячи лет назад? Конечно, да, поясняет автор, но не во всех случаях. Оказывается (и это еще одно открытие этой книги), Иуда сделал то, что должен был сделать по закону Моисееву – в том случае, когда преступник, осознав свою вину и не найдя возможности быть справедливо наказанным, сам может совершить над собой казнь. Именно поэтому Иуда сначала обращается к синедриону, возвращает 30 сребреников и
признается: «Согрешил я, предав кровь невинную» и таким образом «попросту предлагает себя на казнь вместо Христа». Но коэны отмахиваются от него, они «всунули ему в зубы амнистию», и Иуда взял на себя функцию своего палача. Именно поэтому, считает Сивашенкова, он совершает самоубийство показательно, демонстративно, на виду у всего Иерусалима, причем в Гиенне – нечистом, скверном месте для любого иудея. «Он себя наказывает за три стат
ьи: предание на казнь невиновного, подкуп (берет за это деньги), богохульство – все три подлежат смертной казни. Именно поэтому он выбирает самую тяжелую смерть. Мог бы выбрать что попроще, если бы хотел просто убить себя», – сказала автор, подчеркнув, что такое понимание красноречиво свидетельствует о раскаянии Иуды.



Множество вопросов вызывает история Иуды: что означает упоминание о воровстве Иуды, в чем смысл истории про 30 сребреников, почему Христос приблизил к Себе такого человека, знал ли Он заранее о его предательстве, неужели Бог изначально предназначил Иуде такую страшную роль, чтобы «исполнились Писания»? Последняя точка зрения, нередкая у толкователей, кажется автору странной и невозможной: неужели какой-то человек может быть предназначен Богом для греха? Неужели Спаситель мог пожертвовать
человеком, отправить кого-либо на смертный грех ради Своих целей? Разве «у подножия Креста может быть закопан труп человеческой души»? О том, как отвечает автор на эти вопросы, а также на главный вопрос о мотивах предательства Иуды, можно прочитать в новой книге.



Еще одним открытием для писательницы стали многочисленные отклики читателей – она увидела, что они верно поняли главный посыл ее книги: «В этой истории про Иуду мы увидели, как Христос любит человека, до какой глубины Он прощает человека. В этом смысл истории: не просто узнать, что предавать плохо, а вешаться нехорошо. Авторы Евангелия вряд ли писали ради того, чтобы мы просто плюнули на могилу этого человека. Мы можем понять, каков наш Спаситель, как Он отвечает на самое страшное преступление.
Эта история должна учить нас состраданию».



Именно об этом пишет в предисловии к книге священник Петр Коломейцев: «По прочтении становится ясно, что эта книга – а значит, и вся история! – в конечном итоге о Христе. Именно Господь является ее главным героем, именно в Нем находятся ответы на самые болезненные вопросы. Как удивительно раскрывается образ Спасителя через Его взаимоотношения с Иудой! Этот образ дает надежду всем нам, имеющим темные и неприглядные закоулки нашей души».



Таким образом, «воскресение смыслов – самая сильная сторона книги», как сказала ведущая презентации. Видеозапись встречи можно посмотреть по ссылке.



Юлия Зайцева


============================================================


В РПЦ объяснили, почему Байдена нельзя назвать "полноценным" христианином

21.12.2020 12:13
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92277
------------------------------------------------------------




Джо Байден. Фото: REUTERS / Mike Segar



Москва, 21 декабря. Высказывания избранного президента США Джо Байдена на тему ЛГБТ и поддержка им идеи смены пола для детей не позволяют считать его «полноценным» христианином, каким он сам себя позиционирует, заявил в субботу глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион в эфире телеканала «Россия 24».



«С одной стороны, он (избранный президент США Джо Байден – ред.) позиционирует себя как католик, но с другой стороны, те высказывания, которые делал Байден, не будучи президентом, в том числе в ходе предвыборной кампании, не позволяют воспринимать его как полноценного католика, потому что его высказывания на тему ЛГБТ, перемены пола, в том числе для детей, радикально расходятся с католическим учением и вообще с христианским вероучением», – сказал митрополит Иларион, которого цитирует
РИА Новости.



По его словам, вопрос в том, будет ли Байден продолжать такую же политику, став президентом, или будет более сдержанным в этих вопросах. «Одно дело делать высказывания, чтобы приобрести голоса избирателей, другое – нести ответственность за страну и жизни людей», – заключил представитель Русской Церкви.


============================================================


На площади святого Петра открылась выставка "100 вертепов в Ватикане"

21.12.2020 11:51
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92276
------------------------------------------------------------




Вертеп, созданный монахиней Теодосией Полотнюк. Фото с сайта Vatican News



Ватикан, 21 декабря. В Ватикане открылась выставка «100 вертепов в Ватикане»: в этом году она располагается на площади святого Петра, в колоннаде Бернини. Организатор выставки – Папский совет по содействию новой евангелизации, который пригласил на открытие выставки посольство Украины при Святом Престоле, передает Русская служба Радио Ватикана.



Среди вертепов, выставленных в Ватикане, есть и произведение украинской монахини Теодосии Полотнюк из Донецкого экзархата УГКЦ.



Сестра Теодосия пояснила, что ее вертеп вдохновляется селом Многополье Донецкой области, где монахиня основала в 2009 году женский скит. Облик Многополья обрамлен элементами западноукраинского горного пейзажа, что символизирует единство страны. Сестра Теодосия, которая использует искусство для евангелизации детей, создала свой вертеп из экологичных материалов – картона, бумаги, дерева, мха, глины, песка, стружки и камней.



Проект был осуществлен при содействии епископа Иринея Билыка, каноника базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме.


============================================================


COVID-19 и ограничения для Церкви: католические епископы просят учесть их мнение

21.12.2020 11:35
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92275
------------------------------------------------------------




Фото: AFP or licensors



Брюссель, 21 декабря. Комиссия епископских конференций Евросоюза обратилась к Европейской комиссии в связи с изложенной 2 декабря стратегией по борьбе с COVID-19 в зимний период. Католические епископы просят в большей степени привлечь религиозные власти к принятию решений, касающихся богослужений, полностью уважая религиозную свободу.



Комментируя это воззвание епископов в интервью Vatican News генеральный секретарь Комиссии священник Мануэль Барриос Прието отметил, что в целом епископы одобряют рекомендации Еврокомиссии (не имеющие обязательного характера), поскольку они продиктованы здравым смыслом, однако в том, что касается литургии, эти предписания следовало обсудить с Церковью, что предусмотрено договорами Евросоюза.



«Право на культ тесно связано с основоположным правом на религиозную свободу, которое следует уважать, но не только: в сумрачные моменты, в моменты одиночества возможность совершать христианские богослужения для многих крайне важна, и это – жизненная необходимость», – подчеркнул Барриос Прието.


============================================================


За десять лет в Москве построено около ста новых православных храмов

21.12.2020 11:13
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92274
------------------------------------------------------------




Фото: compfight



Москва, 21 декабря. За последнее десятилетие в Москве было возведено без малого сто православных храма, сообщил агентству «Интерфакс-Религия» куратор «программы-200», депутат Госдумы Владимир Ресин.



По просьбе агентства он подвел промежуточный итог упомянутой программы строительства храмов в столице, инициатором которой выступил в 2010 году патриарх Кирилл.



«Всего за десять лет по программе на текущий день возведено 97 храмов, из них 80 храмовых комплексов введены в эксплуатацию и 12 ожидают ввода, остальные в процессе обустройства и благоукрашения. 37 храмов строятся, и ещё на 17 площадках готовятся к началу работ. Завершено оформление разрешительной документации 46 храмов, и еще по 21 храму идет оформление», – рассказал Ресин.



По его словам, за десять лет программа успела выйти за изначально заявленные рамки: согласно данным на середину декабря, всего в работе по проектированию и строительству уже не 200, а 281 храмовый комплекс в старой и новой Москве.



«Вот такие у нас итоги, если обобщать. В реальной документации ещё много других цифр и параметров, которые важны нам, строителям, а для прихожан важно одно: мы работали и работать будем, никакая беда не помешает реализации задуманного», – отметил в интервью куратор программы.


============================================================


Сербская Церковь поддержала измененный закон о свободе вероисповедания

21.12.2020 10:33
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92272
------------------------------------------------------------




Фото: PIXABAY



Подгорица, 21 декабря. Митрополия Черногорско-Приморская Сербской Православной Церкви (СПЦ) и другие епархии СПЦ поддерживают изменения в спорном законе о свободе вероисповедания и надеются на его утверждение парламентом Черногориии, сообщил РИА Новости координатор правового совета митрополии протоиерей-ставрофор Велибор Джомич.



Правительство Черногории 17 декабря одобрило поправки к спорному закону о свободе вероисповедания или убеждений и правовому положению религиозных общин, вызвавшему массовые протесты в 2019-2020 годах, и передало обновленный документ на утверждение в Скупщину (парламент).



"Митрополия с текстом предложений об изменениях в законе… ознакомлена министром юстиции Владимиром Лепосавичем, так же, как и другие церкви, и религиозные общины в Черногории. Мы остаемся на ранее озвученной позиции, что в правовой системе Черногории не требуем ни на одно право больше, чем другие церкви или религиозные общины", - заявил протоиерей-ставрофор агентству.



Он указал, что Сербская Церковь не увеличивала своих требований к закону, основанных на международных стандартах свободы вероисповедания согласно документам ОБСЕ, принятым в 2004 и 2014 годах. По его словам, представители СПЦ в Черногории выступают за сохранение ее ранее сложившегося правового статуса и решение имущественных споров в судебном порядке.



"Текст законопроекта недвусмысленно подтверждает, что изменения и дополнения сейчас согласованы с мнением Венецианской комиссии 2019 года и что устранены все очевидно неконституционные и дискриминационные положения закона, которые предыдущая власть подготовила и приняла исключительно против Митрополии Черногорско-Приморской и трех епархий СПЦ в Черногории, тем самым была создана опасность для остальных церквей и религиозных общин", - подчеркнул отец Велибор и выразил ожидание, что депутаты
парламента утвердят исправленный законопроект.



Координатор правового совета митрополии отметил, что данный документ прошел максимально возможное общественное обсуждение гражданами Черногории в течение полутора лет.



В конце 2019 года прошлый созыв черногорского парламента принял закон о свободе вероисповедания и положении религиозных общин, который вызвал сопротивление верующих Сербской православной церкви. В защиту храмов и монастырей, которые согласно документу могли быть переданы в собственность государству, несколько месяцев по всей стране проводились массовые молебны и крестные ходы. Движение "Не отдадим святыни" объединило оппозицию и привело к первому за более чем 30 лет поражению на выборах
Демократической партии социалистов президента Мило Джукановича.


============================================================


Мусульмане в России должны помогать работать с мигрантами - эксперт

21.12.2020 10:20
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92271
------------------------------------------------------------




Фото: РИА Новости / Евгений Одиноков



Москва, 21 декабря. Проект мультикультурализма в России сегодня поддерживается во многом за счет активных действий коренных мусульман, помогающих приезжающим в страну мигрантам-единоверцам адаптироваться к российским условиям; в то же время и фактор "влияния извне" требует особого внимания, считает директор Института религии и политики Антон Игнатенко.



В ходе ежегодной пресс-конференции президент РФ Владимир Путин заявил о том, что европейский проект мультикультурализма потерпел крах, тогда как в России он сложился сам по себе на протяжении веков. В некоторых странах Европы, отметил Путин, мусульмане составляют около 10% населения, при этом они, как правило, являются иммигрантами в разных поколениях. В России же представители разных религий живут в своей собственной стране, и у них нет другой родины. По словам президента, это является важной отличительной
чертой того, как складываются в РФ отношения между конфессиями.



"Действительно, в нашей стране мусульмане – у себя дома, есть длительные традиции мирного сосуществования... У нас есть драгоценное достояние – наш традиционный, многовековой ислам. Тот, который развивался в Поволжье в условиях постоянного взаимодействия людей разной веры и национальности… Не только в Поволжье это есть, но и, например, в том же Узбекистане, который был и остается центром исламской учености на пространстве Северной Евразии – именно этот ареал является своим для
миллионов мусульман и православных во многих наших странах", - сказал РИА Новости Игнатенко.



По его словам, здесь шло в прошлом и не прекращается сейчас мирное сосуществование представителей разных народов и вероисповеданий, а для религиозно окрашенных экстремистов и террористов был найден "единственно правильный жесткий ответ".



Как отметил Игнатенко, сейчас очень большое внимание к нуждам мигрантов из Центральной Азии проявляет руководство российских мусульман. Так, по его словам, во время первой волны коронавируса, когда приезжие лишились источников пропитания, но не могли и уехать, отечественные мусульманские общины даже развозили им продуктовые наборы, "тем самым не только выполняя долг по отношению к единоверцам, но и предотвратив всплеск преступности в российских городах".



Ранее в Духовном собрании мусульман России (ДСМР) отмечали, что именно в сфере трудовой миграции сфокусированы наиболее серьезные проблемы и вызовы общественно-политического и социально-экономического характера. В связи с этим ДСМР запустил межрегиональный проект "Центр правовой защиты и культурной адаптации мигрантов", к которому подключились уже 24 региона России, открывших в рамках проекта горячие линии. По словам эксперта, мигрантам помогают и советом на расстоянии, и на местах – в
приходах и мечетях.



Говоря о факторах, дестабилизирующих межнациональную и межконфессиональную ситуацию в Европе и других регионах, Игнатенко указал на такую проблему, как "влияние извне, когда духовенство и верующие воспринимают трактовки (они могут быть разными), пробуждающие в них лояльность внешним идеологическим центрам в ущерб стране проживания".



"Говоря конкретнее, центром суннитского ислама является Саудовская Аравия, шиитского – Иран, а Турция несет в себе отголоски ушедшего халифата и благоволит к тюркским народам. Одно дело – история и культурные мотивы, другое – политические планы и действия. Это есть в Европе, и с этим уже целенаправленно борются во Франции, в Германии… На нашей почве это также проявляется и требует неусыпного внимания", - отметил эксперт.



В целом, добавил он, тогда как в Европе "внешние эмиссары проводят среди мусульман деинтеграцию", в России "уже интегрированные мусульманские лидеры ведут патриотическое воспитание местных и интеграцию прибывающих единоверцев".


============================================================

В избранное