Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 01/02/2021


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 01/02/2021
============================================================
В Ватикане обсудили религиозный радикализм

01.02.2021 16:36
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92872
------------------------------------------------------------




Папа Франциск и верховный имам Аль-Азхара. Фото: Ossevatore Romano



Ватикан, 1 февраля. Папский совет по межрелигиозному диалогу 26 и 27 января провел закрытый межведомственный вебинар на тему «Религиозный радикализм: интерпретация и ответы христиан и мусульман». В мероприятии приняли участии эксперты и религиозные деятели, представляющие христианство и ислам, передает Русская служба Радио Ватикана.



Участники обсудили феномен религиозного радикализма и насилия, его истоки и механизмы распространения, а также меры, предпринятые для противодействия этим процессам.



Среди организаторов встречи – Госсекретариат Св. Престола, Конгрегация евангелизации народов, Конгрегация католического образования, Департамент служения целостному развитию человека и Папский институт арабистики и исламоведения.


============================================================


Дискуссия о современной храмовой живописи состоялась в Санкт-Петербурге

01.02.2021 16:00 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92868
------------------------------------------------------------




Фото Татьяны Цветковой



Санкт-Петербург, 1 февраля, Благовест-инфо. Дискуссия на тему «Какой может быть современная храмовая живопись» прошла 31 января в просветительском центре собора Феодоровской Божьей Матери в Санкт-Петербурге. Поводом для обсуждения стала роспись храма Иоанна Предтечи Псковской области художника Дмитрия Марголина. Организаторы и заказчики работы, а также прихожане храма приняли решение скрыть роспись как не соответствующую канонам церковного искусства. В то же время многие увидели в работе Дмитрия
Марголина не только ценное произведение искусства, но и возможность для глубокого разговора о христианстве с современным человеком.



Встреча началась с презентации росписи храма. Дмитрий Марголин рассказал, что когда он услышал о храме Иоанна Предтечи в деревне Рождество Псковской области, то сообщил о своем желании сделать эту работу куратору проекта протоиерею Александру Степанову, настоятелю храма св. вмц. Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове, настоятелю храма св. мч. Иоанна Воина в Колпинской воспитательной колонии, главному редактору радио «Град Петров». Именно о. Александр построил храм около 10 лет назад в
деревне Рождество.







Дмитрий Марголин. Фото из личного архива



Художник Дмитрий Марголин объяснил, что на южной и северной стене храма он изобразил сюжеты из Нового и Ветхого заветов, соотносящиеся друг с другом: Рождество Иисуса Христа и обретение младенца Моисея египетской принцессой, Крещение Спасителя и иссечение Моисеем воды из скалы, Распятие и медного змия, Воскресение и Иону во чреве кита.



На западной стене традиционного изображен Апокалипсис. Новшеством стал описанный Иоанном Богословом брак Христа и Церкви в образе молодой девушки. «Нет сложившегося канона изображения Апокалипсиса, – говорит Дмитрия Марголин. – Я позволил себе придумать сюжеты, не беря за основу иконографические образы. Церковь в образе женщины и Иисус Христос, готовые заключить друг друга в объятия, соотносятся с книгой «Песнь Песней»... Иоанн Богослов в книге Откровения описывает сам брак
Спасителя с Церковью и то, что этому предшествует, что было дальше неизвестно».



Художник пояснил, что размышляя над изображением дьявола, решил сделать его не страшным, а смешным – это ярче символизирует падение и поражение.



На хорах изображен райский сад. «Мне хотелось передать звериную сущность животных (в том числе олицетворяющих четырех евангелистов, которых я поместил традиционно на куполе), несмотря на то, что их природа преображена, – сказал художник. – Одной из самых главных задач для меня было изобразить людей и животных, смотрящих на Бога, но при этом не теряющих свою сложность, аутентичность».



В куполе изображен Спаситель и ангелы. Художник признался, что никогда до этого не рисовал ангелов: «Мне нужно было разобраться, кто они иконографически и по сути, – сказал он. – Те ангелы, которых мы встречаем в Библии, не похожи на тех, которых рисовали во время Средневековья... Для меня ангелы как воины, у которых есть некая дисциплина, они сопричастны Божественной воле, энергии, такие праведные легионеры».



«Я хотел прославить Бога, Его творение, мир, который Он создал, не унижая его. Чтобы преображение не изменяло то, что мы потом увидим, чтобы звери и люди сохраняли свою сущность. Я молился словами «Господи, прославь имя Свое». Хотел полноты и красоты, славы Божией, которую можно видеть вокруг», – добавил художник.







Храм Иоанна Предтечи Псковской области с росписью Дмитрия Марголина. Фото из архива художника



Открывая дискуссию, ведущий встречи священник Димитрий Симонов, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла при РГПУ им. А.И. Герцена, отметил, что Дмитрий Марголин – не только художник, но и христианин. «Это важно, потому что мы будем говорить не об отвлеченном интересе художника, а о внутреннем его интересе», – считает он.



Сергей Чапнин, главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары» отметил, что обычно об искусстве говорят, обращаясь в прошлое. «А мне кажется, говорить нужно из сегодняшнего дня в завтрашний, – сказал он. – Разговор о прошлом себя исчерпал. Изменение взгляда касается и Церкви, и Священного Писания, и церковного искусства, и храма, в котором мы хотим находиться». В храме важно чувствовать себя не как в гостях, а как дома. Так же и богословие – это
не что-то отвлеченное, а то, чем мы живем. Роспись храма – во многом визуализация этого богословия, которому, к примеру, противоречит иконостас, алтарная преграда, которая отсекает людей от клира и главного Таинства – Евхаристии, возможности непосредственно видеть и участвовать в моменте преосуществления. «Об этом нужно задуматься», – уверен Чапнин.



Есть еще современный мир, который находится за пределами храма, но который влияет на него, добавил он. «Если вы пройдетесь по улочкам любого средневекового города, вы не увидите изображений. А когда человек входил в храм, он попадал в другое пространство со множеством образов, подчеркивающих переход, – отметил Сергей Чапнин. – Сегодня мир вокруг нас разукрашен настолько, что мы научились ставить блоки перед текстовой и визуальной информацией. Вхождение из мира, наполненного образами, в мир
храма, который тоже ими наполнен, не дает ощущение перехода. Может быть, храм сегодня должен помочь прийти в тишину, где отсутствуют образы. Экспериментов, которые бы вели христианина по пути формирования нового храмового пространства, практически нет».







Уолкер Тримбл, доктор философии восточного факультета Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania), Филадельфия, США, доцент института иностранных языков РГПУ им. А.И. Герцена рассказал, что деревня Рождество производит впечатление пространства после Апокалипсиса, людей там практически нет. Большим контрастом является храм, расписанный Дмитрием Марголиным, который дает ощущение космоса. При этом очевидно, что храм слишком маленький для такой масштабной росписи. На его стенах слишком много
происходит. Это сказали и прихожане, когда увидели роспись впервые. С другой стороны, так же, как лицо Иоанна Крестителя на иконе Деисуса выражает безмолвный вопрос: «Что мы перед Тобой наделали?», входящие в храм могут задаться тем же самым вопросом. «Работа Дмитрия Марголина оказалась спорной, но она является большим шагом вперед», – сказал Тримбл.



Отец Александр Степанов признал, что с самого начала происходящее было экспериментом. «Я надеялся, что риск минимизируется благодаря эскизам, – пояснил он. – Но Дима предоставил не такие четкие эскизы, как я ожидал, заверил, что яснее будет, когда образы начнут появляться на стенах». Храм – это не место, где могут быть развешаны чьи-то картины, продолжил священник, это пространство, где совершается Божественная литургия, максимально возможное присутствие Царства Божия на земле.
Оформление храма должно являть это присутствие. «Дима верно сказал, что преображение не значит, что все упраздняется и теряет свой смысл, – добавил он. – Напротив, церковная живопись призвана показать, что то, что нам привычно, буднично, в свете Царства приобретает иной смысл».



Расцвет средневековой живописи произошел после периода иконоборчества, который был одним из самых тяжелых в истории Церкви. Но после того, как он закончился, Церковью была проделана колоссальная внутренняя работа, которая привела к грандиозному всплеску активности. Насколько это работа проделана сейчас, чтобы мы могли сказать какое-то новое слово?



«Деисус – это не задавание вопросов, а моление, – апеллировал отец Александр к предыдущему докладчику. – Первое, что меня смутило в лике Богородицы в той же иконе Деисуса – это вздернутый возбужденный вид. Вместо этого он должен выражать созерцание, призванное послужить нам камертоном в нашем предстоянии».



Все, что развернулось на стенах – это драма, которая больше подходит для иллюстрации античных трагедий или трагедий Шекспира, чем Евангелия.



«Скорее всего, будет принято решение все закрасить, – объявил отец Александр Степанов. – Но я согласен, что мы живем во время поиска, поэтому любой шаг в правильном или неправильном направлении важен. Тот факт, что мы собрались, что есть дискуссия, дает перспективу, что церковное искусство будет развиваться».







Александр Королев, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Российского института истории искусств РАН, доцент факультета востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ, в ответ на выступление отца Александра выразил убеждение, что если роспись будет скрыта, все равно придет время и ее раскроют. Исходя из мнений искусствоведов, который высказывались по поводу работы Дмитрия Марголина, любому элементу художественной стороны работы (пропорциям, передачи телесности, драматизму, цвету, манере, стилю) может
быть найдена аналогия среди шедевров православного искусства, сказал выступающий.



«Существенным оказывается другое: можно ли совершать в этом пространстве Божественную литургию? – задал вопрос Королев. – Может быть, если бы она совершилась несколько раз, восприятие не было бы таким критичным? Может быть, сейчас образы выглядят слишком свежо, но они всегда выглядят слишком яркими и свежими сразу после окончания работы? Может быть, такова лишь реакция на материал – акрил, являющийся слишком новаторским для церковного искусства, а другим материалом там писать бы не
удалось. Но аргументы в конце концов заканчиваются, потому что Литургия важнее искусства».



Если бы нашлись люди, которые смогли бы и захотели выкупить храм и сделать его музеем, для художника это была бы катастрофа, потому что он проделал свою работу для храма, во имя славы Божией прежде всего, добавил Александр Королев.



В заключение докладчик предложил скрывать роспись самым щадящим образом, чтобы потом ее можно было безболезненно раскрыть.



В дискуссии также участвовали искусствовед, кандидат искусствоведения, руководитель Центра искусствознания и доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств факультета свободных искусств и наук СПбГУ (Смольный институт), старший научный сотрудник Российского института истории искусств РАН Иван Чечот; искусствовед, специалист по искусству XX века, специалист по древнерусскому искусству, доцент кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и
искусства Глеб Ершов.



Татьяна Цветкова


============================================================


100-летие перенесения в Иерусалим мощей Алапаевских мучениц отметили на Святой Земле

01.02.2021 15:34
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92866
------------------------------------------------------------




Фото: rusdm.ru



Иерусалим, 1 февраля. 30 января в храме св. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании, состоялось богослужение, приуроченное к празднованию 100-летия перенесения в Иерусалим мощей Алапаевских мучениц – великой княгини Елисаветы Федоровны и инокини Варвары.



Решение об установлении празднования этого события было принято Священным Синодом Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) указом от 11/24 июля 2020 г. Согласно данному указу, Синод постановил праздновать день перенесения мощей 17/30 января со внесением этой даты в церковно-богослужебный календарь Русской Православной Церкви Заграницей.







Служение Божественной литургии в храме св. равноап. Марии Магдалины, где почивают мощи Алапаевских мучениц, в этот день возглавил представитель РПЦЗ в Иерусалиме архимандрит Роман (Красовский).



По благословению начальника Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме архимандрита Александра (Елисова) в богослужении принял участие казначей миссии иеромонах Афанасий (Букин), передает сайт РДМ.


============================================================


В полиции Израиля объяснили, почему не запретили массовые похороны раввинов

01.02.2021 14:59
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92864
------------------------------------------------------------




Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов



Иерусалим, 1 февраля. Полиция Израиля приняла решение не разгонять десятки тысяч людей, в нарушение карантинных ограничений принимавших участие в похоронах двух авторитетных раввинов в Иерусалиме, опасаясь, что силовые действия могут привести к кровопролитию, сообщил РИА Новости официальный представитель полиции Израиля Михаил Зингерман.



По сообщению газеты Haaretz, в воскресенье в Иерусалиме прошли массовые похороны раввина Мешалема Давида Соловейчика, в которых участвовали не менее 20 тысяч человек, а в ночь на понедельник не меньшее количество людей собралось проводить в последний путь главу иешивы Кменец Ицхака Шайнера. Израильская полиция приняла решение не использовать силовые методы для разгона толпы, собравшейся в нарушение предписаний минздрава.



"В похоронах Соловейчика участвовали тысячи людей. Но любой командир на месте принимает решение. И тут было принято такое, единственно верное решение. Если бы мы начали применять силу, закончилось бы кровью. А этого никто не хотел", - отметил представитель полиции.



По словам Зингермана, полиция пыталась предотвратить скопление людей, и частично уменьшить толпу удалось. В ходе самих похорон полиция ограничилась обеспечением безопасности и регулированием транспортного потока.



"Мы знали, что будут проходить такие мероприятия. Были установлены блокпосты, чтобы не пропустить автобусы с людьми, которые приехали участвовать в похоронной церемонии. Предотвратить попадание еще большего числа людей на похороны нам удалось", - сказал Зингерман.



"Но в какой-то момент люди стали просто выходить из домов и присоединяться к религиозной церемонии. Тут руководители полиции приняли решение не применять силу, не рассеивать толпу, чтобы не было трагедий и крови, иначе, не дай Бог, были бы у нас пострадавшие не только, но и погибшие среди людей, которые участвовали в траурной церемонии", - добавил собеседник агентства.



Правительство Израиля в ночь на понедельник продлило режим "герметичного" локдауна в стране до пятницы, 5 февраля, аэропорт и наземные пограничные переходы будут закрыты до 7 февраля. Исключением могут стать гуманитарные случаи, грузовые и пожарные рейсы. В стране закрыты торговые и досуговые центры, гражданам запрещено отдаляться от домов более чем на километр без уважительной причины, работают лишь продуктовые магазины и аптеки. Запрещено ходить в гости. Нельзя собираться группами более 10
человек. Не работают торговые центры, спортивные клубы, музеи, рынки, парикмахерские и салоны красоты.



В воскресенье кнессет Израиля принял закон об увеличении штрафов за нарушение карантинных ограничений.


============================================================


Восемь новых православных храмов строят на востоке Москвы

01.02.2021 14:35
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92863
------------------------------------------------------------




Фото: compfight.com



Москва, 1 февраля. На территории Восточного административного округа столицы строится восемь храмов по «программе-200», сообщили «Благовест-инфо» в пресс-службе ее куратора, депутата Госдумы Владимира Ресина.



«На территории ВАО действуют 32 православных храмов, которые расположены в 12 районах округа. Москомархитектурой подобраны и одобрены ФХУ РПЦ 14 земельных участков под размещение православных храмов, 1 земельный участок находится в стадии проработки. 10 храмов сдано в эксплуатацию, 8 храмов строятся и 2 проектируются», – говорится в сообщении.



Восточный округ включает в себя 16 районов и являлся вторым по территории (6,13 % площади города) и по численности населения округом Москвы. Здесь проживает свыше 1,5 млн. москвичей, и на один храм приходится около 47 тыс. горожан, притом что задача программы по округу – снизить эту цифру практически вдвое, до 25 тыс. жителей ВАО на один храмовый комплекс.



Храм Святого Владимира в Новогирееве сдадут в феврале 2021 года – это будет первый вводной объект «программы-200» в 2021 году на территории ВАО. Вместимость будущего храма с учетом соблюдения правил социальной дистанции – 300 прихожан.



В сентябре 2021 года планируется сдать с эксплуатацию храм Святого Ермогена в Гольяново, строящийся в византийском стиле. Главный собор рассчитан на 500 человек.



Кроме того, в декабре планируется сдать в эксплуатацию комплекс с храмом в честь Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове. Строительство ведется этапами уже шесть лет. Новое здание местного прихода представляет собой комплекс разновысотных объемов до трех этажей с мансардой на месте существующего двухэтажного здания детсада РЖД с частичным сносом, надстройкой и пристроем новых объемов.



Программа строительства православных храмов в Москве развернута во всех административных округах, кроме Центрального. Ее цель – обеспечить густонаселенные районы столицы храмами шаговой доступности. Программа реализуется полностью на благотворительные пожертвования.


============================================================


В Адмиралтействе после реставрации открыт домовый храм

01.02.2021 14:10
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92862
------------------------------------------------------------




Фото: gov.spb.ru



Санкт-Петербург, 1 февраля. В историческом здании Адмиралтейства после реставрации открылся домовый храм, сообщает «Интерфакс-Религия» со ссылкой на пресс-службу Смольного.



«Храм небольшой, но очень уютный. Самое главное, что он восстановлен в историческом здании Адмиралтейства. Мы продолжаем восстанавливать наше наследие», – сказал губернатор Александр Беглов на церемонии открытия и освящения отреставрированного домового храма Спиридона Тримифунтского в здании Главного Адмиралтейства.



Чин освящения храма и Божественную литургию совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. На службе присутствовали главнокомандующий ВМФ России Николай Евменов.



Храм в здании Адмиралтейства – объект исторического наследия. Он был построен в 1821 году по проекту Огюста Монферрана. В том же году храм освятили в память о дне рождения императора Александра I, приходившегося на день святителя Спиридона.



Спиридон Тримифунтский – раннехристианский святой, которого особо почитали в России. Считалось, что он помогает в делах и новых начинаниях, поэтому настоятель храма освящал все построенные в Петербурге корабли.



В 1858 году домовый храм Адмиралтейства получил статус собора. До 1917 года здесь был один из лучших в столице хоров. Этот хор ежегодно 17 ноября пел на панихиде по морякам, павшим в Синопском и Цусимском сражениях.



13 ноября 1920 года храм был закрыт и вновь открыт в 2013-м. Реставрационные и восстановительные работы проводились с марта 2019 года по приказу главкома ВМФ России.


============================================================


Патриарх Кирилл отмечает годовщину интронизации

01.02.2021 13:50
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92861
------------------------------------------------------------




Фото: kremlin.ru



Москва, 1 февраля. Президент России Владимир Путин поздравил предстоятеля Русской Православной Церкви (РПЦ) Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с двенадцатой годовщиной интронизации. Об этом сообщают«Известия» со ссылкой на пресс-службу Кремля.



Глава государства преподнес Патриарху букет белых роз и поинтересовался о том, в каком предстоятель РПЦ находится настроении.



«Очень рад вас видеть в добром здравии, благодарю вас», — ответил на поздравления Патриарх.



Он добавил, что находится в хорошем настроении.



Также предстоятеля поздравил председатель Госдумы Вячеслав Володин, отметивший, что под попечением Патриарха РПЦ вносит большой вклад в сохранение духовных и культурных ценностей, сообщает РИА Новости.



27 января 2009 года Поместный собор РПЦ избрал митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Патриархом, а 1 февраля того же года состоялась его интронизация. Она впервые прошла в храме Христа Спасителя.


============================================================


В Грузинской Церкви опровергли слухи о заражении Патриарха коронавирусом

01.02.2021 13:17
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92860
------------------------------------------------------------




Фото: ekhokavkaza.com



Тбилиси, 1 февраля. Патриарх Грузинский Илия II здоров, заявили в пресс-службе Грузинской Православной Церкви.



Руководитель службы по связям с общественностью Грузинской Православной Церкви протоиерей Андриа Джагмаидзе заявил, что информация о том, что Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II инфицирован коронавирусом, не соответствует действительности, сообщает spzh.news со ссылкой на издание «Эхо Кавказа».



«Сообщаем, что информация в связи с ухудшением здоровья Патриарха не соответствует действительности, он также не болен COVID», – заявил руководитель пресс-службы на странице Facebook.



Напомним, что 29 января теолог и бывший священнослужитель Басил Кобахидзе распространил информацию, что Патриарх Илия II якобы заразился коронавирусом, не уточняя, откуда получил эту информацию. Также он обвинил в инфицировании патриаршего местоблюстителя митрополита Сенаки и Чхороцку Шио (Муджири). Кобахидзе заявил, что в январе Патриарх лишь дважды проводил лично службы, и что в окружении Патриарха мало кто соблюдает меры предосторожности.


============================================================


В Португалии легализовали эвтаназию

01.02.2021 12:53
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92859
------------------------------------------------------------




Фото: pinterest.ru



Лиссабон, 1 февраля. 29 января 2021 года парламент Португалии проголосовал за легализацию эвтаназии, сообщает spzh.news со ссылкой на Reuters.



Закон, принятый большинством голосов (136 против 78 и при четырех воздержавшихся), предусматривает практику эвтаназии «в определенных случаях и по строгим правилам».



К процедуре будут допускать только психически здоровых пациентов старше 18 лет, которые страдают от неизлечимой болезни и от «длительной и невыносимой» боли.



Кроме того, процесс эвтаназии будет доступен исключительно для граждан и законных резидентов страны.



На следующей неделе проголосованный парламентом закон направят на утверждение президенту страны Марсело Ребело де Соуз, который ранее уже заявил, что с уважением отнесется к решению парламента.



После подписания закона главой государства Португалия официально станет седьмой страной в мире, где люди смогут легально обращаться за врачебной помощью для ухода из жизни.


============================================================


В России запустили горячую линию церковной социальной помощи "Милосердие"

01.02.2021 12:43
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92858
------------------------------------------------------------




Москва, 1 февраля. Начала работу федеральная информационная линия церковной социальной помощи «Милосердие». Проект запустил Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в годовщину интронизации предстоятеля Русской Церкви.



Операторы многоканальной горячей линии будут обрабатывать звонки круглосуточно, без выходных, по телефону: +7 (800) 70-70-222. Звонок бесплатный для жителей всех регионов России, сообщает Патриархия.Ru со ссылкой на сайт Синодального отдела.



По телефону можно будет попросить о духовной поддержке, пригласить священника для совершения таинств, попросить о продуктовой помощи. Также операторы предоставят информацию о том, какую помощь можно получить в церковных социальных проектах: приютах для женщин, центрах реабилитации наркозависимых, приютах для бездомных, богадельнях — центрах круглосуточного сестринского ухода за пожилыми людьми.



В Церкви более 4500 церковных социальных проектов и учреждений, свыше 300 сестричеств милосердия, 77 приютов для женщин, 211 центров гуманитарной помощи, более 60 богаделен — центров круглосуточного сестринского ухода за тяжелобольными людьми, более 90 приютов для бездомных, более 300 проектов помощи наркозависимым, более 800 добровольческих служб и групп милосердия.



«Мы создали единый телефон, по которому человек в беде сможет обратиться за помощью, — рассказал председатель Синодального отдела по благотворительности, викарий Патриарха епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. — В разных епархиях в период пандемии появились такие телефоны, и сейчас по благословению Патриарха мы сможем объединить наши усилия. Эпидемия показала, как сильно востребована помощь Церкви. В храмы, церковные социальные проекты поступает много просьб о помощи. Мы стараемся помочь
каждому человеку».



Горячая линия создана на базе московской справочной службы «Милосердие». Она работает с 2003 года. С апреля 2020 года телефонная служба «Милосердие» стала горячей линией московского церковного штаба помощи и принимала просьбы из Москвы и Московской области. За это время линия обработала более 34 тысяч звонков. Теперь церковный проект социальной горячей линии будет запущен для всей страны.



В епархиях организована продуктовая помощь нуждающимся. С июня 2020 года Синодальный отдел по благотворительности направил более 18,6 млн рублей на закупку продуктовых наборов для 45 тысяч нуждающихся семей в 58 епархиях России, Молдавии, Киргизии, в Восточном Тиморе и на Филиппинах. Продуктовые наборы весят более 10 кг и содержат тушенку, консервы, сгущенное молоко, сахар, соль, крупы, макароны, печенье, масло.



В России созданы мобильные специальные группы священников, которые посещают больных коронавирусом в стационарах и на дому. Синодальный отдел по благотворительности разработал правила совершения таинств в «красных» зонах, организовал обучение и направил в 110 епархий более 3,5 тысяч комплектов средств защиты.


============================================================


Французские крайне правые призывают положить конец исламистской идеологии в стране и запретить хиджабы

01.02.2021 12:29
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92857
------------------------------------------------------------




Париж, 1 февраля. Французская партия «Национальное объединение» во главе с Марин Ле Пен представила свой вариант законопроекта по случаю парламентских дебатов о сепаратизме, в котором предлагается изгнать из Франции исламистскую идеологию, в частности запретить ношение женщинами хиджабов в общественных местах.



Как сообщает «Интерфакс-религия» со ссылкой на газету Ouest-France и на депутатов от «Национального объединения», Ле Пен выдвинула в пятницу свой проект против правительственного, обсуждение которого ожидается в Национальном собрании Франции с понедельника.



В своей первой статье законопроект предусматривает запретить «практику, демонстрацию и публичное распространение исламистской идеологии» в кино, прессе, библиотеках и школах.



Ouest-France пишет, что «Национальное объединение» не дает точного определения такой идеологии, но объявляет ее «несовместимой с правами, свободами и принципами» Конституции из-за «нежелания уважать светскость государства», а также из-за «факторов существенного раскола, которые она вызывает».



Среди других предложений проекта - выдворение с французской территории иностранцев-исламистов, роспуск «организаций, защищающих исламистскую идеологию», и запрет их культовых мест.


============================================================


Христианская биоэтика как почва для дискуссий разных дисциплин и разных культур
В Москве представлен сборник статей, который "распечатал тему биоэтики для академического сообщества в России"

01.02.2021 11:53 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92856
------------------------------------------------------------




Москва, 1 февраля, Благовест-инфо. Презентация сборника статей «Христианская биоэтика: идеи и перспективы» состоялась 27 января в онлайн-режиме в рамках семинара Центра по изучению истории религии и Церкви ИВИ РАН. Сборник вышел в декабре 2020 г. как 38-й выпуск журнала «Государство, религия и церковь в России и за рубежом» – периодического издания РАНХиГС.



Инициатором и главным редактором этого уникального сборника стала Наталия Шок – д.и.н., профессор Приволжского исследовательского медицинского университета, член Американской ассоциации биоэтики и гуманитарных наук. Она пояснила, что в сборнике, авторами которого стали российские и зарубежные ученые, представлен концепт «христианской (православной) биоэтики», предложенный американским профессором Х.Т. Энгельгардтом, в ракурсе американского, центрально-европейского и российского дискурса
взаимоотношений медицины и религии. По словам профессора Шок, задача издания – «дать старт академической дискуссии в России по вопросам биоэтики, христианской биоэтики, религии и медицины не только в контексте периодических дебатов в медиа-пространстве, но именно в контексте академических исследований, которых сильно не достает современной российской мысли». Она отметила, что в немецкой и американской академической традиции эти проблемы обсуждаются с 60-х г
г. прошлого века. При этом российский дискурс биоэтики шел от секулярного к религиозному (она отметила, что РПЦ только с начала 2000-х гг. стала обращать внимание на проблемы биоэтики), в то время как, по оценкам западных специалистов, их мыль развивалась иначе – от религиозного восприятия к секулярному.



Однако среди западных специалистов есть те, кто проделал обратный путь – от биоэтики светской к биоэтике христианской. Яркий пример – Хьюго Тристрам Энгельхардт мл. (1941–2018), профессор Центра этики, медицины и общественных проблем в Медицинском колледже Бэйлор Техасского Медицинского центра; профессор философии в университете Райс (Техас, США). Значению его наследия посвятила первую статью в сборнике сама Наталия Шок. Она показала его эволюцию от врача-«логического
позитивиста» через исследования взаимовлияния континентальной философии и истории медицины, католицизма и биоэтики к созданию собственной концепции христианской биоэтики, основанной на православии. Этот подход, утверждает автор, позволяет расширить привычные для российского академического дискурса теоретические подходы к обсуждению моральных дилемм, находящихся на пересечении медицины, религии и философии.



В сборник включена статья самого Х.Т. Энгельгардта «Мораль, традиция и благодать: переосмысление возможности христианской биоэтики». Он пишет о том, что светская биоэтика потерпела неудачу – она «надеялась, но не смогла объединить людей, разделенных разными религиями, культурами и моральными ценностями, поскольку сформировалась как ответ на требования новых биомедицинских технологий в контексте морального плюрализма». Профессор убежден, что христианская биоэтика способна
объединить людей, создать нравственную общность, если будет основана не на «основополагающих рациональных аргументах или цитатах из Священного Писания, но лишь на христианской общине, объединенной подлинной верой».



Ана Илтис. профессор кафедры философии, директор Центра биоэтики, здоровья и общества Университета Уэйк Форест (Северная Каролина, США), представила в сборнике статью «Биоэтика и культурные войны», в которой она анализирует непримиримое противоречие подходов христианской биоэтики и доминирующей секулярной культуры. «Попытки преодолеть эту пропасть усилиями секулярного разума безрезультатны… Попытки использовать государство для навязывания определенных метафизических и моральных
убеждений, секулярных или религиозных, приводят к публичным дискуссиям, похожим на войну», – считает автор.



«Христианские основы Bio-Ethik германского теолога Фрица Яра (1895-1953) и центрально-европейская перспектива восприятия его концепций» – тема работы Надежды Беляковой, старшего научного сотрудника ИВИ РАН, доцента Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова (Москва, Россия). В статье дается характеристика отношения к биоэтике в Германии на рубеже 1980-90-х гг., описывается идейный конфликт движения «антибиоэтиков» и того контекста, в
котором появление работ Фрица Яра было включено в формирование дискурса глобальной интегративной биоэтики. Автор анализирует причины устойчивого интереса к его наследию в контексте конфликтного развития биоэтики в Европе на рубеже ХХ-XXI вв.



Бруно Сенто, профессор факультета биомедицинской этики, Centre Sèvres (Париж, Франция) назвал свою статью «Как далеко можно зайти, оказывая медицинскую помощь при деторождении?» Он предлагает критический комментарий к заключениям Национального консультативного комитета по этике, который инициировал дебаты вокруг вспомогательных репродуктивных технологий, в частности, о доступе к ним одиноких женщин и однополых пар. В статье обсуждается проект закона по биоэтике, который утвердило
Национальное собрание Франции в августе 2020.



Православный священник Роман Тарабрин, ассистент кафедры гуманитарных наук Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова; исследователь кафедры социально-гуманитарных наук Приволжского медицинского университета, представил статью «Этические дилеммы суррогатного материнства (СМ): христианский дискурс в современном социокультурном контексте». Среди многих проблем, связанных с СМ, автор в данной статье выделяет одну и вводит для нее новое понятие –
усыновление криоконсервированных эмбрионов, не востребованных в ходе ЭКО. При таком усыновлении встает вопрос о вторжении в супружеские отношения. Автор полагает, что при усыновлении криоконсервированных эмбрионов вторжение в супружеские отношения является этически значительно менее значимым, чем потенциальная смерть эмбриона. «Таким образом, СМ может быть этически оправдано для спасения криоконсервированных эмбрионов в случае, если суррогатная мать усыновит эмбрион и после ро
дов будет воспитывать рожденного ребенка», – считает о. Роман.



О моральном статусе человеческого эмбриона в межхристианском контексте ставит вопрос протоиерей Димитрий Кирьянов — кандидат богословия, кандидат философских наук; доцент Тобольской православной духовной семинарии (Россия). Рассматривая подходы различных христианских конфессий к пониманию статуса человеческого эмбриона в контексте развития современных биомедицинских технологий, он дает аргументированную критику либерально-протестантского подхода, анализ позиции Римско-Католической Церкви и описывает
особенности православного подхода к проблеме.



Марк Черри, профессор прикладной этики им. Патриции А. Хайес; профессор философии Университета Св. Эдварда (Техас, США) в статье «Секс, аборты и детоубийство: пропасть между секулярным и божественным» анализирует ключевые аспекты различий между традиционной христианской биоэтикой и светскими моральными установками в области биоэтики. Он утверждает, что «в отсутствие Бога» невозможно преодолеть эту «пропасть», «объединить более глубокую перспективу реальности или
биоэтики». «Вместо того, чтобы постигать нравственную истину», светская биоэтика лишь утверждает «свою идеологическую перспективу, лишенную моральной основы».



О том, насколько противоречива была роль идеологии в формировании отношения к абортам в Советской России в эпоху НЭПа, написала историк Мария Графова, доцент Департамента международных отношений МЭиМП, НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, Россия). «Аборт: официальная пропаганда vs массовые установки» – речь идет о том, что, в отличие от сегодняшнего противоречия в дискуссии об абортах – между секулярной и религиозной моралью, в 20- ее годы главными оппонентами были
новая коммунистическая идеология и традиционализм общественного мнения, которое основывалось на религиозной системе ценностей. Однако и идеологический посыл властей был сам по себе противоречив: с одной стороны, поощрялась свобода сексуальных отношений и общественная активность женщин, с другой – многодетность не могла быть поддержана государством ни финансово, ни социально, ни с точки зрения медицины, что приводило к росту числа абортов. Автор приходит к выводу, что &la
quo;общественный консенсус по этому вопросу не был достигнут, да и был в принципе невозможен».



Филолог Александра Плетнева, старший научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (Москва, Россия), тоже посвятила статью историческому сюжету, осмысление которого может быть полезно в нынешней дискуссии о биоэтике. «Между этикой и физиологией: кормилицы в российском обществе конца XIX — начала XX в.» Физиологические проблемы были связаны с состоянием здоровья кормилицы и возможностью заражения младенца, а этические – с устройством собственного ребенка
кормилицы и шире – с рекомендациями врачей, которые оправдывали «сомнительную общественную практику» – не кормить своих детей в семьях определенного социального статуса.



В ходе презентации А. Плетнева отметила, что материалы нового сборника важны для формирования в России основы для серьезной дискуссии. «Необходим философский ракурс, характерный для российских врачей начала ХХ века. Это дает надежду на то, что христианское обсуждение этих тем возможно не только в плоскости, но и в объеме», – сказала филолог.



О. Роман Тарабрин уверен, что необходимо переосмыслить подход к преподаванию курса биоэтики в России: «То, как сейчас это преподается и публикуется, – к этому большие претензии, зачастую это лозунги без анализа и подтвержденных данных, нет хороших публикаций и хороших переводов западных ученых». В качестве исследователя и преподавателя он старается «объединить академический дискурс биоэтики с религиозным».



В ходе презентации выступили также Александр Агаджанян, Александр Кырлежев, Дмитрий Узланер, принимавшие участие в подготовке сборника. В завершение презентации Наталия Шок выразила надежду, что этот междисциплинарный труд «распечатал тему биоэтики для академического сообщества в России». «Ощущая себя амбассадором мыслей православной американской биоэтики», она сказала: «Давно пора открыть дискуссию в православном сообществе биоэтиков – ученых и богословов. Пора начать
понимать друг друга: кажется, что медицина – это некое нейтральное и универсальное, а культурные и религиозные перспективы нас разделяют. А на самом деле всегда можно найти благодатную почву, и христианская биоэтика – это именно такая почва для дискуссий разных дисциплин и разных культур».



Новое издание доступно для всех интересующихся.



Юлия Зайцева


============================================================


Байден отменил запрет финансирования абортов

01.02.2021 11:21
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92854
------------------------------------------------------------

============================================================


Байден отменил запрет финансирования абортов
Католические епископы США выступили с критикой указа

01.02.2021 11:21
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92855
------------------------------------------------------------




Рим, 1 февраля. Епископы США, которые на днях выразили благодарность администрации Байдена за помощь малоимущим, 29 января были вынуждены выступить с критикой подписанного Джо Байденом указа (исполнительного распоряжения), авторизующего отправку фондов, профинансированных налогоплательщиками, организациям, которые продвигают аборты в развивающихся странах. Этот указ искажает суть «Политики Мехико» - восстановленного Трампом запрета на финансирование организаций, консультирующих по вопросам
планирования семьи, если они включают в свои программы аборты. Трамп расширил этот запрет и на другие группы, продвигающие аборты, сообщает Vatican News.



Епископы США заявили, что указ Байдена «противоречит разуму, попирает человеческое достоинство, и он несовместим с католическим вероучением». На днях Байден назвал прогрессом легализацию абортов в США в 1973 году, на что епископы отреагировали словами: «Невообразимо, что одним из первых официальных актов президент Байден активно способствует уничтожению человеческих жизней в развивающихся странах».



В специальном заявлении, подписанном монсеньором Джозефом Науманном и монсеньором Дэвидом Маллоем, соответственно президентами епископской Комиссии по защите жизни и Комитета по правосудию и международному миру, иерархи призывают Байдена «использовать свое положение во благо, отдавая приоритет наиболее уязвимым, в том числе еще не родившимся детям». Со своей стороны, Католическая Церковь в США готова сотрудничать с администрацией президента «для продвижения здоровья женщин во всем мире
таким образом, чтобы это содействовало целостному человеческому развитию и защищало врожденные права человека и достоинствокаждой человеческой жизни начиная с материнской утробы».


============================================================


Ученые пролили свет на потаенные годы Христа

01.02.2021 10:58
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92853
------------------------------------------------------------




CC BY-SA 4.0 / Bahnfrend /



Москва, 1 февраля. Археологи обнаружили в Назарете дом, где, предположительно, жил Христос. Теперь ученые спорят, так ли это, а некоторые надеются, что открытие поможет ответить на еще более важный вопрос: чем занимался Иисус до выхода на проповедь уже в зрелом возрасте. О поисках научных пояснений евангельской истории — в материале РИА Новости.



Значительный пробел



Самая большая загадка Библии: о жизни Христа до выхода на проповедь примерно в 30 лет почти ничего не известно. Евангелия умалчивают об этом. Только в одном месте Благовестия от Луки приводится история о том, как 12-летний Иисус поразил ученых мужей мудростью и подкованностью в знании иудейского Закона.



Далее — белое пятно. Где жил Христос следующие 18 лет, чем занимался, как выглядел — на эти вопросы нет точного ответа. Неопределенность рождает разные спекуляции, которые любят тиражировать сторонники необычных теорий. Будто бы он путешествовал не то в Индию, не то в Эфиопию. И якобы у него были жена и несколько детей. Историки не нашли подтверждения этим гипотезам, а христиане считают их вымыслом.



Согласно Евангелиям, спустя какое-то время после рождения Иисуса Его земные родители Иосиф и Мария переселились в Назарет.



«Да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется», — повествует Матфей.



Что интересно, кроме Евангелия, Назарет больше не упоминается в источниках I-II веков нашей эры. Как будто бы его тогда не было. Лишь с III века в документах историки находят его — небольшое поселение на северо-востоке современного Израиля.



Возможно, оно бы и осталось таким небольшим и неприметным, если бы не стремительное распространение христианства по Римской империи. В IV веке Назарет разрастается до города — из-за притока паломников. А спустя столетие на месте дома, где жило Святое семейство, строят церковь. Простояла она несколько сотен лет.



Три попытки



Со временем о той церкви позабыли. В XIX веке ученые и вовсе стали заявлять, что Христос не жил в Назарете, а прозвище Назорей означает другое — «святой человек».



Чтобы доказать обратное, сестры одного из католических монастырей в городе организовали раскопки. И спустя несколько лет нашли фундамент той самой церкви V века. Что интересно, под ним было еще какое-то строение.



Но изучить его тогда не удалось — монахини по неизвестным причинам прекратили раскопки. В 1930-х группа археологов продолжила изыскания. Ученые нашли множество артефактов времен Христа. Но и эта работа не закончилась — помешала Вторая мировая война.



Лишь в 2006 году исследование возобновилось. Ученые то и дело сообщали, что нашли тот самый дом, где вырос Иисус. Однако их доводы постоянно опровергали.



Вот и недавнее «сенсационное заявление» археолога Кена Дарка тоже вызвало споры. Научное сообщество смущает, что он основывался на архивных документах раскопок 30-х годов XX века. Сам же профессор говорит, что определил местоположение жилища «столь точно, насколько это позволяет современная наука».



Дарк нашел остатки здания I века нашей эры, которое идентично сохранившимся с того времени строениям в других областях Палестины. Также ему удалось воспроизвести первоначальный облик византийской церкви, построенной над домом.



Плотник или каменщик?



«В свое время это место служило объектом массового поклонения. Об этом говорит фундамент найденной церкви. И в ней было помещение с домом I века нашей эры. Тот, что интересно, выдолблен в скале. А потом вокруг него построили церковь», — рассказал профессор Кен Дарк журналистам.



По его словам, византийцы неспроста сохранили остатки древнего дома, не разобрав его на стройматериалы. Тем самым они показали его значимость.



«Но куда более удивительно то, как сделан дом I века. Его создатель был искусным зодчим», — замечает ученый.



И скорее всего, жилище построил сам Иосиф Обручник — земной отец Иисуса. Удивительно, ведь, согласно общепринятому мнению, он был плотником. И обучил этому Христа.



«Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называет­ся Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» — такие строки можно встретить в Евангелии от Матфея.



Впрочем, как полагают ученые, «плотник» — неверный перевод греческого слова «тектон». Понятие это было более широким, многозначным.



«Это означало «строитель». Он мог быть и каменщиком, и плотником. Вообще, так могли называть людей разной специализации (связанной со строительством. — Прим. ред.)», — поясняет библеист Андрей Десницкий.



В произведениях Гомера тектоны строили как суда, так и дома с храмами. Ученые считают, что такие мастера на все руки были в каждой деревне.



Однако археологи, исследующие Назарет последние 15 лет, полагают, что тектон Иосиф с молодым Иисусом специализировались все же на каменном зодчестве. Вполне возможно, они приложили руку не только к зданиям в их поселении, но и участвовали в масштабных стройках в Галилее I века. Одной из таких «строек века» была Тивериада, где располагалась резиденция местного царя Ирода Антипы: город возведен по лучшим образцам римской архитектуры.



Однако эти предположения пока не подтверждены находками. Археологам лишь предстоит провести полномасштабные раскопки как в родном городе Христа, так и в его окрестностях.


============================================================


По данным нового опроса, треть жителей США укрепилась в вере за время пандемии

01.02.2021 10:51
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92852
------------------------------------------------------------




Вашингтон, 1 февраля. По данным опроса, проведенного ведущим социологическим центром Pew Research Center, почти треть американцев (28%) отмечают укрепление своей веры за время пандемии, при этом рост их религиозности намного выше, чем в других развитых странах мира, сообщает «Седмица» со ссылкой на catholicnewsagency и theguardian.



В Испании только 16% респондентов считают, что их вера укрепилась из-за пандемии, за ней по этому показателю идут Италия и Канада с 15% и 13% соответственно, а в Швеции и Дании только 3% и 2% респондентов попадают в эту категорию. Аналитики Pew Research Center отмечают, что религиозная приверженность сыграла заметную роль в ответах. Те, кто считает себя религиозными, чаще отмечают укрепление веры, чем их нерелигиозные сограждане. В частности, среди американских католиков 35% опрошенных отмечают укрепление
своей веры во время пандемии, а 30% католиков убеждены, что этот рост веры в Бога характерен для всех американцев.



Опрос также показал, что, несмотря на карантинные ограничения доступа американцев к приходским храмам и общественным богослужениям, обрядам и таинствам на протяжении большей части пандемии, всего 4% респондентов отмечают ослабление веры у себя и других. Несмотря на «тенденции к секуляризации» в США и многих европейских странах, религия «продолжает играть более значительную роль в жизни Америки, чем во многих других экономически развитых странах», - подчеркивают авторы отчета.
«Относительно более высокая склонность американцев обращаться к религии в условиях пандемии во многом обусловлена более высоким процентом верующих в США в сравнении с другими развитыми странами», - считают аналитики. Кроме того, 41% опрошенных американцев отметили укрепление своих семейных уз за время пандемии, а 50% заявили, что их семейные привязанности «не сильно изменились».



Предыдущий опрос Pew Research Center проводился в октябре 2020 года. Тот опрос установил, что многие американцы полагают, что пандемия «несет в себе какие-то уроки от Бога». Более ранний опрос за апрель 2020 года, проводившийся в связи с карантинным запретом публичных богослужений и молитв на всей территории США, также установил, что бедствия пандемии заметно сказались на укреплении веры. Тогда рост веры отметили 24% выборки в целом, а среди католиков таковых оказалось 27%. Апрельский опрос
также установил, что 55% американских респондентов молят Господа об избавлении от пандемии, а среди католиков доля молящихся достигает 68%. Согласно новому отчету, наблюдается «всплеск приверженности религиозным обрядам и богослужениям во время бедствий такого масштаба».


============================================================


Папа Римский Франциск учредил международный день пожилых людей

01.02.2021 10:19
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92851
------------------------------------------------------------
Ватикан, 1 февраля. Папа Римский Франциск объявил о решении учредить международный день дедушек и бабушек и пожилых людей. Как понтифик заявил в традиционной воскресной проповеди, Католическая Церковь будет отмечать этот день в четвертое воскресенье июля.



«Старики часто остаются в забвении, а мы часто забываем, что они представляют богатство наших корней и ценностей, которые передают следующим поколениям. Старость - это дар, поэтому я решил учредить международный день дедушек и бабушек и пожилых людей, который будет отмечаться всей церковью в четвертое воскресенье июля, что близко ко дню чествования святых Иоакима и Анны, дедушки и бабушки Иисуса», - сказал Франциск. Он также отметил важность встречи внуков с бабушками и дедушками.



Впервые день пожилых людей будет отмечаться в этом году под эгидой дикастерии по делам мирян, семьи и жизни, передает ТАСС.


============================================================

В избранное