Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 24/03/2021


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 24/03/2021
============================================================
"Западная духовность VS восточная духовность". Онлайн-беседа с игуменом Петром (Мещериновым)
26 марта

24.03.2021 17:35
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=93746
------------------------------------------------------------
«Западная духовность vs восточная духовность» — беседа с игуменом Петром (Мещериновым)



Онлайн-мероприятие



Пятница, 26 марта, в 19:00



В эту пятницу (26 марта) в 19:00 состоится стрим с катехизатором, миссионером, публицистом и переводчиком игуменом Петром (Мещериновым). Как сообщают организаторы, «на этот раз мы будем говорить о западной и восточной христианской духовности и постараемся ответить на следующие вопросы:



∙ Каковы основные отличия восточной и западной духовности в истории и современности?



∙ Почему исторически они враждовали между собой, возможно ли примирение?



∙ Какая духовность более совершенная и почему?



∙ Могут ли элементы западной духовности быть интегрированы в православие»?



Ведущий встречи: создатель и главный редактор сообщества «Сакральные тексты» теолог Алексей Макаров.



Стрим будет доступен на Ютуб-канале по ссылке: https://www.youtube.com/c/Сакральныетексты .


============================================================


В "Пещере ужаса" в Израиле археологи обнаружили новый свиток Мертвого моря

24.03.2021 17:09
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93745
------------------------------------------------------------




Фото: Rublev.com / снимок экрана



Иерусалим, 24 марта. Управление древностей Израиля сообщило о находке, сделанной его сотрудниками при раскопках так называемой Пещеры ужаса — пещеры, впервые обследованной археологами еще в 1955 году, но до сих пор таящей в себе множество загадок, передает Rublev.com.



Свое название пещера получила из-за того, что в начале 1960-х годов здесь были обнаружены останки примерно сорока человек — мужчин, женщин и детей, умерших в один день, скорее всего, погибших во время восстания Бар-Кохбы, еврейского мятежа против Рима (ок. 132—136 гг.), вспыхнувшего во время правления императора Адриана.



Ученым удалось найти фрагменты древнего свитка, написанного на греческом языке и содержащего религиозный текст. По мнению представителей управления, находка является недостающей частью свитка «Книги 12 малых пророков», впервые обнаруженного в 1961 году.



Обнаруженные фрагменты очень малы, их размер варьируется от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Они содержат стихи из книги Захарии 8:16-17, включая часть имени Бога, написанного на древнееврейском языке, и книги Наума 1:5-6. В тексте присутствуют незначительные различия в формулировках по сравнению с другими известными рукописями. Эти разночтения, подчеркивают специалисты, крайне важны для понимания эволюции текста Священного Писания.



«Когда мы думаем о библейском тексте, мы думаем о чем-то очень статичном. Он не был статичным. Есть небольшие различия, и некоторые из этих различий важны», — отметил в комментарии для агентства Associated Press Джо Узиэль (Joe Uziel), глава отдела свитков Мертвого моря Управления древностей Израиля.



Экспертам удалось восстановить 11 строк текста из книги Захарии, включая стихи: «вот что вы должны делать: говорить правду друг другу, воздавать истинную и совершенную справедливость в ваших вратах. И не измышляйте зла друг на друга, и не любите лжесвидетельства, потому что все это я ненавижу, — говорит Господь».



Опередить грабителей



Пещера ужаса — труднодоступное место, попасть сюда можно лишь с помощью специального альпинистского снаряжения, поскольку пещера расположена на большой высоте в отвесных скалах. «Пустынная команда проявила исключительное мужество, самоотверженность и преданность цели, спустившись в пещеры, расположенные между небом и землей», — рассказал Исраэль Хассон (Israel Hasson), директор израильского Управления древностей.



С 2017 года в отдаленных пещерах и расщелинах пустыни к востоку и юго-востоку от Иерусалима проводятся обширные раскопки, организованные израильским Управлением древностей. Этот национальный проект направлен на предотвращение дальнейшего разграбления древностей и попадания исторических артефактов в руки мародеров. В рамках проекта специалисты методично и всесторонне обследуют скалы, ущелья и пещеры в поисках признаков древних жилищ обитателей пустыни.



«Археологи всегда гонялись за грабителями, — сказал Амир Ганор (Amir Ganor), возглавляющий отдел по предотвращению краж в Управлении древностей. — Мы решили, что, возможно, пришло время опередить грабителей».



С помощью современных инструментов, таких как беспилотники, которые могли бы обыскать каждый уголок и трещину, три команды, состоящие из четырех человек каждая, нанесли на карту и обследовали около 50 миль скал по всей длине Мертвого моря.



В ходе раскопок в пещерах Мураббаат, на том месте, где сейчас находится Западный берег, было обнаружено много других редких и исторических находок, в том числе большая плетеная корзина с крышкой, возраст которой составляет примерно 10,5 тысяч лет и которая, возможно, является самой старой сохранившейся корзиной в мире. Изготовленная из плетеного тростника, она относится к периоду неолита, предшествовавшему развитию гончарного дела в регионе.



Корзина, обнаруженная в Пещере ужаса



Археологи обнаружили 6000-летний, частично мумифицированный скелет ребенка, похороненного в позе эмбриона и завернутого в ткань, а также тайник с редкими монетами, украшенными еврейскими символами, такими как арфа и финиковые пальмы, и отчеканенными во времена восстания Бар-Кохбы.



«Скелет ребенка и покрывало из ткани сохранились на удивление хорошо, — рассказал представитель Управления древностей Ронит Лупу (Ronit Lupu) газете Jerusalem Post. — Из-за климатических условий в пещере произошел процесс естественной мумификации; кожа, сухожилия и даже волосы частично сохранились, несмотря на течение времени».



В ходе раскопок ученые нашли стрелы и наконечники копий, обрывки ткани, окрашенной в яркие полосы (такая расцветка считалась модной в римские времена, из нее шили туники), семена, оливковые и финиковые косточки, остатки сандалий, деревянный гребень для вшей и другие артефакты.



«Впервые за 70 лет мы смогли упредить грабителей», — отметил Амир Ганор, глава отдела по предотвращению краж древностей.



Первый свиток Мертвого моря, найденный бедуинским пастухом в 1947 году, стал одним из самых значительных археологических открытий XX века.


============================================================


Правительство РФ снизило цену газа для религиозных организаций на 20%

24.03.2021 16:54
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93743
------------------------------------------------------------
Москва, 24 марта. Религиозные организации отнесены к категории потребителей газа «население» - это позволит им платить за голубое топливо на 20% меньше, сообщает «Интерфакс-религия».



Премьер-министр РФ Михаил Мишустин 20 марта подписал постановление о внесении изменений в «Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ», документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.



Теперь к категории «население», помимо собственников и нанимателей жилья, коммунальных и управляющих компаний, а также садоводческих товариществ, причисляются «религиозные организации, приобретающие газ для его использования в котельных всех типов и (или) оборудовании, для производства электро- и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд на объектах, специально предназначенных для богослужения, молитвенных и религиозных собраний, а также для всего монастырского или храмового комплекса, в том числе трапезных, помещений, используемых религиозными организациями для обучения религии, монашеской жизнедеятельности, временного проживания паломников, помещений, не имеющих религиозного назначения и предназначенных для обслуживания имущества религиозного назначения».



Итоговый документ содержит детальный перечень объектов религиозных организаций, подпадающих под новую ценовую категорию. В проекте постановления список был намного меньше: «Объекты, специально предназначенные для богослужения, молитвенных и религиозных собраний».



Документ подготовлен министерством энергетики РФ в связи с поручением правительства РФ от 12 февраля 2020 года на основании обращения патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 5 ноября 2019 года.



Регулируемая оптовая цена на газ для промышленности, к примеру, в Московской области составляет 4903 рубля за тысячу кубометров, а для населения - 3921 рубль, то есть на 20% ниже.


============================================================


Обнародован календарь богослужений Папы Франциска на Страстную седмицу

24.03.2021 16:19
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93742
------------------------------------------------------------




Крестный путь на площади Святого Петра (10 апреля 2020 г.; Vatican Media)



Рим, 24 марта. Ватиканский зал печати обнародовал расписание богослужений Папы Римского Франциска с Вербного воскресенья до понедельника в Октаве Пасхи, сообщает Vatican News.



Все богослужения, которые в этот период возглавит Папа Франциск, будут проходить с ограниченным числом участников, «в соответствии с предусмотренными санитарными мерами», говорится в сообщении.



28 марта святая месса Вербного воскресенья начнётся в 10:30 утра при алтаре Кафедры в базилике Святого Петра.



1 апреля в 10 часов утра – также при алтаре Кафедры – Папа Франциск совершит Божественную литургию освящения мира и благословения елея.



Святая месса Вечери Господней в Страстной четверг начнётся в 18 часов, и её возглавит декан Коллегии кардиналов Джованни Баттиста Ре.



В Страстную пятницу, 2 апреля, в 17 часов Папа Франциск совершит литургию Страстей Господних в соборе Святого Петра. Вечером того же дня, в 21 час 15 минут, понтифик возглавит Крестный путь у входа в Ватиканскую базилику, как это было год назад.



По сообщению директора пресс-службы Маттео Бруни, подготовка размышлений для Крестного пути была поручена группе скаутов из Умбрии и детям из римского прихода Святых мучеников угандийских. Это будут «простые и непосредственные слова, при этом полностью осознающие смысл дискриминации и унижения, а также справедливости и солидарности», говорится в коммюнике Зала печати Ватикана. Стояния Крестного пути будут сопровождаться рисунками детей и молодёжи из двух римских детских домов – Mater Divini Amoris и Tetto Casal Fattoria.



3 апреля пасхальное бдение под предстоятельством Папы Франциска начнётся в 19 часов 30 минут у алтаря Кафедры в соборе Святого Петра. Воскресным утром 4 апреля в 10 часов Епископ Рима возглавит в Ватиканской базилике Пасхальную мессу, после которой обратится с посланием Urbi et Orbi – «Граду и миру» – и преподаст торжественное благословение.



На следующий день, в понедельник, 5 апреля, из библиотеки Апостольского дворца понтифик возглавит полуденную молитву «Царица Небесная».


============================================================


От последствий COVID-19 скончался митрополит ПЦУ Антоний (Махота)

24.03.2021 15:48 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93741
------------------------------------------------------------




Фото: newsyou.info



Хмельницкий, 24 марта, Благовест-инфо. 23 марта в возрасте 55 лет скончался митрополит Хмельницкий и Каменец-Подольский Православной Церкви Украины (ПЦУ) Антоний (Махота). Об этом на своей странице в Facebook сообщил официальный представитель ПЦУ архиепископ Евстратий (Зоря).



«Печальное известие пришло из Хмельницкого. На 55-м году жизни упокоился митрополит Хмельницкий и Каменец-Подольский Антоний Махота», – написал спикер ПЦУ.



Позже он добавил, что Махота умер «от осложнений после коронавирусной болезни».



Слова скорби по факту смерти митрополита Антония выказал и мэр Хмельницкого Александр Симчишин, сообщает newsyou.info.



Митрополит Антоний (Владислав Васильевич Махота́) родился 8 ноября 1966 года в Слатино, в Золочевском районе Харьковской области. Мать умерла, когда мальчику был год и четыре месяца, и он воспитывался в семье родственников матери.



В 1983 году окончил среднюю школу в городе Суджа, в Курской области. С 1983 по 1984 год обучался в Харьковском техническом училище, а с 1984 по 1991 год — в Харьковском политехническом институте по специальности инженера-механика. Пришел к вере, посещая Покровский мужской монастырь в Харькове. 27 мая 1991 года был рукоположен в сан диакона, а 29 мая 1991 года возведен в сан пресвитера и назначен настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы села Скураты Житомирской области.



В марте 1994 года переехал в Крым и архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем (Швецом) был назначен ключарём Троицкого кафедрального собора Симферополя.



В 1995 году перешёл в юрисдикцию Украинской православной церкви Киевского патриархата и 24 марта 1995 года был назначен настоятелем прихода святого равноапостольного князя Владимира и Ольги в Симферополе.



18 июля 1996 года был пострижен в монашество с именем Антоний.



21 июля 1996 года был хиротонисан во епископа Симферопольского и Крымского (УПЦ КП).



29 октября 1997 года назначается епископом Хмельницким и Каменец-Подольским, управляющим Хмельницкой епархией.



23 января 2004 года был возведён в сан архиепископа, а 23 января 2012 года указом патриарха Филарета (Денисенко) возведён в достоинство митрополита.



15 декабря 2018 года на Объединительном соборе вошёл в юрисдикцию Православной церкви Украины, пишет «Википедия».


============================================================


Храм-юрту построят в тувинском селе

24.03.2021 15:15
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93740
------------------------------------------------------------




Кызыл, 24 марта. В селе Кунгустуг Каа-Хемского района Республики Тува планируют построить храм-юрту во имя святой блаженной Матроны Московской. В день ее памяти на месте будущего храма совершили молебен о начале доброго дела.



Пока ведется сбор средств для покупки юрты под храм, местные жители еженедельно встречаются с миссионерами для молитв и бесед на духовные темы, сообщают «Приходы» со ссылкой на сайт Кызыльской епархии.



Приход начал формироваться после того, как в Страстную седмицу 2019 года в Кунгустуг привезли мощи святой блаженной Матроны Московской. Первая в истории поселка литургия состоялась 5 сентября в переносном храме-палатке. Некоторые прихожане тогда причастились Святых Христовых Таин впервые в жизни.


============================================================


Суд 21 апреля рассмотрит жалобу общины Виссариона на изъятие участка в Красноярском крае

24.03.2021 14:58
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93739
------------------------------------------------------------




Фото: © Александр Рюмин/ТАСС



Красноярск, 24 марта. Третий арбитражный апелляционный суд в Красноярске 21 апреля рассмотрит жалобу Церкви последнего завета (ЦПЗ), известной также как община Виссариона, на решение краевого Арбитражного суда Красноярского края, удовлетворившего иск регионального Минлесхоза о досрочном расторжении с нею договора безвозмездного пользования лесным участком. Об этом сообщается в картотеке арбитражных дел, передает ТАСС.



Договор был заключен в 2015 году. Церковь последнего завета обязалась использовать участок в соответствии с лесным законодательством для осуществления религиозной деятельности. Однако истцом выявлены факты нарушений условий договора, в частности, речь идет о размещении на участке жилых и нежилых строений, не предназначенных для осуществления религиозной деятельности, а также о его захламлении. В начале февраля арбитраж удовлетворил иск министерства.



«Принять апелляционную жалобу Курагинской местной религиозной организации Церковь последнего завета <...> к производству. Назначить рассмотрение апелляционной жалобы на 21 апреля 2021 года», - говорится в документах суда.



Спорный договор касался лесного участка площадью 8,9 га, расположенного в Табратском участковом лесничестве. Здесь расположены строения, используемые ЦПЗ в качестве паломнического скита.



В конце сентября 2020 года основатель религиозной общины Сергей Тороп, называющий себя Виссарионом, пресс-секретарь общины Вадим Редькин и руководитель школы при Церкви последнего завета Владимир Ведерников были арестованы. По данным СК, руководители общины в целях получения дохода от религиозной деятельности привлекали деньги граждан. Им предъявлены обвинения по ч. 1 ст. 239 УК РФ («Создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами»).



Прокуратура Красноярского края обратилась в краевой суд с иском о ликвидации религиозной организации «Церковь последнего завета». Центр «Церкви последнего завета» расположен в так называемой Обители рассвета в Курагинском районе на юге Красноярского края.


============================================================


В РПЦ прокомментировали проверку выставки "Мир тела" следователями

24.03.2021 14:37
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93737
------------------------------------------------------------




Фото: moscow-post.su



Москва, 24 марта. В Московском патриархате назвали проверку Следственного комитета в отношении организаторов анатомической выставки «Мир тела» (Body Worlds) на ВДНХ адекватной реакцией, сообщает РИА Новости.



Ранее глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил дать правовую оценку проведению в Москве выставки «Мир тела». Экспозиция состоит из реальных человеческих тел и органов, обработанных с помощью метода полимерной пластинации, разработанного немецким доктором Гюнтером фон Хагенсом в 1977 году.



«Я считаю, что данное поручение главы Следственного комитета РФ является адекватной реакцией на ту общественную реакцию, которую вызвало проведение этого мероприятия», - сказал РИА Новости замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.



По его мнению, те вопросы, которые поставила выставка «Мир тела», не касаются чувств только верующих людей, поскольку «уважение к останкам человеческих тел не ограничивается исключительно верующими».



«В религиозных и нерелигиозных культурах является нормальным выражение почтения к телам умерших после их смерти. Я полагаю, что в данном случае мы имеем дело не с желанием заниматься, скажем так, научно-образовательными проектами, а с желанием заработать на демонстрации шок-контента. Разумеется, в профильных музеях, анатомических театрах, в рамках обучения в вузах допускаются определенные манипуляции с телами умерших людей, но делается это не в целях развлечения праздной публики, а ради обучения будущих медиков, которые в будущем будут спасать жизни», - отметил Кипшидзе.



Он добавил, что «здесь есть огромная разница между образовательным процессом и выставочной, коммерческой деятельностью».



Ранее общественное православное движение «Сорок сороков» направило в Генпрокуратуру РФ заявления с просьбой оценить проведение анатомической выставки «Мир тела». Кроме того, глава Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев заявил, что выставке необходимо дать квалифицированную правовую оценку.



Первая выставка Хагенса прошла в Токио в 1995 году, за 26 лет существования экспозицию посетили около 51 миллиона человек в 35 странах мира. В ряде стран в отношении Хагенса и его Института пластинации были возбуждены уголовные дела. Так, прокуратура Лондона возбудила дело после того, как ученый провел публичное вскрытие в лондонской художественной галерее «Атлантис». В России в 2002 году Хагенс проходил свидетелем по делу о поставке в его институт 56 тел и 400 препаратов головного мозга из Новосибирска.



Выставка на ВДНХ должна продлиться до января 2022 года.


============================================================


Госдума приняла закон "Об аттестации духовенства"

24.03.2021 14:18
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93736
------------------------------------------------------------




Фото: mitropolia-simbirsk.ru



Москва, 24 марта. Государственная Дума на пленарном заседании в среду приняла закон о переаттестации в России духовенства, получившего религиозное образование за рубежом, передает РИА Новости.



Инициатива была внесена в Госдуму в июле прошлого года. Согласно документу, лица, подозреваемые в финансировании терроризма, не смогут возглавлять религиозные группы и участвовать в их деятельности.



Также уточнен порядок переаттестации духовенства, получившего свое образование за границей: от аттестации будут освобождены российские священнослужители, получившие иностранное духовное образование, если они уже осуществляют религиозную деятельность в России. Кроме того, россияне, которые только получают или планируют получить религиозное образование за рубежом, но еще не начали служить в России, после завершения обучения должны будут получить дополнительное профессиональное образование в российских духовных образовательных организациях.



Если у конфессии нет своих образовательных организаций в России, они смогут получить дополнительное профессиональное образование на кафедрах теологии федеральных вузов, перечень которых утвердит Минобрнауки.



Ранее глава думского комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов заявлял, что нормы закона не будут распространяться на священнослужителей-иностранцев, прибывших в нашу страну для чтения лекций, поскольку это не относится к религиозной деятельности.


============================================================


Эксперт: РПЦ следует восстановить общение с рядом обителей Афона

24.03.2021 13:45
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93733
------------------------------------------------------------




Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко



Москва, 24 марта. До половины всех афонских монастырей настроены против поддержки украинских раскольников и критически оценивают деятельность Константинопольского Патриарха, и Московскому Патриархату не следует полностью разрывать общение с этими обителями, считает доцент МГУ, специалист по истории Церкви и истории Греции и один из основателей издательского дома "Святая Гора" Афанасий Зоитакис.



Святая Гора Афон - полуостров в северо-восточной Греции - является особой самоуправляемой административной единицей в составе Греции с центром в городе Карея. Это одно из главных мест паломничества в православном мире, сохранившее в неизменном виде древний монашеский уклад. Юрисдикционно афонская монашеская "республика" относится к Константинопольскому патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинополя и внутреннюю самостоятельность. Все решения на Афоне принимаются 20 монастырями, представители которых входят в управляющий орган - Священный Кинот.



После создания в 2018 году при участии Константинополя раскольнической "Православной церкви Украины" (ПЦУ), Русская Православная Церковь прекратила евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом, в том числе и с подчиняющимся ему Афоном. Верующих РПЦ призвали воздержаться от паломничества на Святую Гору. Некое исключение было сделано только в отношении Русского Пантелеймонова монастыря: Патриарх Кирилл разрешил там причащаться мирянам РПЦ, учитывая особо тесную связь этой обители с Русской Церковью и ее большую популярность у российских паломников. Пантелеймонов монастырь создавался русскими монахами и из всех афонских обителей собрал больше всего насельников из России и других стран, являющихся канонической территорией РПЦ.



Комментируя РИА Новости отношение монахов-афонитов к действиям Константинополя на Украине и возникшему расколу в православном мире, Афанасий Зоитакис признал, что "единой позиции Афона нет по этому вопросу", и на полуострове "существует разделение".



"Те монастыри на Афоне, которые достаточно скептически относятся к признанию украинской автокефалии, - это те же обители, которые так же скептически относились и к Критскому собору 2016 года, и вообще к экуменическому курсу (на объединение христианских конфессий - ред.) Патриарха Варфоломея. Это прежде всего монастыри, основанные учениками старца Ефрема Аризонского (1928-2019): Филофей, Каракал, Ксиропотам и Констамонит. Они наиболее радикально в этом плане настроены", - сказал Зоитакис.



В частности, монастырь Констамонит, отметил эксперт, был вообще единственным из 20 афонских обителей, который не участвовал во встрече патриарха Варфоломея на Афоне в октябре 2019 года, и не прислал на встречу даже своего представителя. К числу оппонентов действующего главы Константинополя собеседник агентства добавил также монастырь святого Павла, игумен которого "очень критически относится к модернистским шагам Варфоломея".



"Я бы добавил сюда и монастырь Дохиар, который, если бы был жив его игумен геронда (старец - ред.) Григорий, я думаю, и публично бы высказался по этим событиям (с созданием ПЦУ - ред.), потому что он неоднократно в самых резких выражениях критиковал украинских раскольников и вообще до конца был человеком очень твердым. У монастырей Филофей и Дохиар всегда с Россией были очень хорошие связи, русские монахи там были... Сюда можно еще добавить и Русский Пантелеимонов монастырь, и, пожалуй, еще сербский монастырь Хиландар и болгарский Зограф, потому что они следуют позициям своих Церквей", - сказал Зоитакис.



Он пояснил, что, хотя сербский и болгарский монастыри и находятся в каноническом подчинении Константинополю, подобно другим обителям на Афоне, "тем не менее, они связаны очень прочными узами с Сербской и Болгарской Церквами, которые пока не признали украинскую "новую церковь". "Нужно упомянуть еще монастырь Григориат - там тоже очень скептическое отношение к украинским раскольникам, как минимум скептическое. Они думают над этим вопросом, и в целом настроены достаточно антиэкуменически", - добавил эксперт.



Другие 10 святогорских обителей, наоборот, или прямо поддержали Патриарха Варфоломея, приняли делегацию украинских раскольников и сослужили с ними, или же заняли более осторожную и выжидательную позицию. Это Великая Лавра, Ватопед, Иверский, Дионисиат, Кутлумуш, Пантократор - монастыри, занимающие первые места в афонской иерархии обителей, а также монастыри Симонопетра, Ставроникита, Ксенофонт и Новый Эсфигмен.



Как рассказал Зоитакис, помимо монастырей, на Афоне также много скитов и келий - небольших монашеских общин, иногда составленных из одного старца и нескольких его учеников, и их позиция тоже очень неоднородная, даже зачастую резко критическая по отношению к курсу Константинопольского Первоиерарха. В частности, собеседник агентства напомнил, что в марте 2019 года было выпущено заявление ряда афонских келиотов, которые осудили патриарха Варфоломея за ошибочное признание украинской автокефалии. В то же время он признал, что за позицию небольших монашеских общин "никто особо не борется, потому что считается, что Афон - это 20 монастырей, и мало кого интересует позиция келиотов или скитов: основная борьба идет вокруг позиций обителей".



Говоря о позиции Русской Православной Церкви в отношении афонских монастырей, эксперт выразил мнение, что было бы целесообразно и в отношении Афона руководствоваться теми же принципами, которых Московский Патриархат придерживается во взаимоотношении с другими Поместными Церквами.



А именно, когда в 2019 году ПЦУ признали Первоиерархи Александрийской и Элладской Православных Церквей, а в 2020 году - предстоятель Кипрской Церкви, РПЦ в ответ заявила о разрыве евхаристического общения лишь с теми иерархами этих церквей, которые признают ПЦУ и будут сослужить с раскольниками. Те же епархии и митрополии, которые будут от этого уклоняться, сохранят прежние отношения с Русской Церковью, и доступ ее священников и паломников будет туда разрешен.



"Мне кажется, что в случае с Афоном вполне можно было бы придерживаться того же порядка, который Русская Церковь придерживается в отношении Александрийской, Элладской, Кипрской Церквей - находиться в общении с теми братствами, которые не признают раскольников и последовательно стоят на неприятии неканонических шагов Константинопольского Патриарха. И здесь, может быть, не совсем правильно ограничиваться именно русским монастырем, потому что это вызывает некое недоумение на Афоне и уже вызвало обвинения в адрес Русской Церкви в некоем национальном подходе", - сказал Зоитакис.



По его словам, сейчас у кого-то может сложиться впечатление, что русский монастырь находится на Афоне "в кольце врагов, в кольце греческих монастырей", тогда как на данный момент это не так.



В частности, позицию РПЦ, разрешившей причащаться паломникам-мирянам в Пантелеимоновом монастыре, ранее подверг критике настоятель Ватопедского монастыря игумен Ефрем. При этом сам Ефрем, привозивший в Россию на поклонение христианскую святыню - Пояс Богородицы, в 2019 году уже принял в своем монастыре украинских раскольников.



По мнению Зоитакиса, к тем афонским монастырям, которые отказываются сослужить с представителями ПЦУ, Русская Церковь должна относиться как к союзникам и разрешить паломникам - когда после пандемии это станет возможным - посещать эти монастыри.




============================================================


Презентация книги Франко Нембрини "Данте, который видел Бога". Москва
30 марта

24.03.2021 12:32
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=93732
------------------------------------------------------------
30 марта в 19:00 издательство «Никея» проведет презентацию книги «Данте, который видел Бога "Божественная комедия для всех"». Будет организован телемост из Италии с Франко Нембрини, автором книги, выдающимся педагогом и филологом.



Специальными гостями вечера станут поэт, переводчик и исследователь творчества Данте Ольга Седакова и Николай Александров, литературный критик, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы».



В 1321 году, дописав свое гениальное произведение, Данте Алигьери отошел в мир иной. Великий поэт, мыслитель и богослов позднего Средневековья оставил человечеству много пищи для размышлений, больших и маленьких философских озарений, которые и сегодня, спустя столетия, завораживают и не дают покоя умам современных людей.



Зачем современному читателю вступать в диалог с Данте? О чем средневековый поэт может рассказать жителю мегаполиса в XXI веке? Почему призыв автора никогда не устаревает и «Божественная комедия» живет вне времени и пространства?



Об этом и многом другом пойдет речь на встрече. Модератор: редактор книги — Наталия Виноградова.



В связи с карантинными мерами количество мест ограничено, необходима регистрация на мероприятие. Всех гостей просят быть в масках и по возможности соблюдать социальную дистанцию.



Адрес: Москва, метро Китай-город, ул. Маросейка, д. ⅞, стр. 1 (вход в красную дверь), 3 этаж, код домофона 31В.


============================================================


Зачем в юности Бог? Разговор о книге митр. Антония Сурожского "Бога нельзя выдумать". Москва
28 марта

24.03.2021 12:27
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=93731
------------------------------------------------------------
28 марта в 18:00 издательство «Никея» приглашает друзей и читателей принять участие в обсуждении книги митрополита Антония Сурожского «Бога нельзя выдумать».



Что волнует людей в юном возрасте? Любовь, протест, проблемы самоидентификации и отношений с миром. А можно ли в эту систему координат и ценностей вписать Бога? Как говорить с молодыми о вере, чтобы тебя услышали? Не сглаживая углов, митрополит Антоний всегда предельно честно отвечал на вопросы подростков и молодых людей о Боге и жизни. Искренность и глубина его слов завораживала. Выходя за рамки привычных шаблонов, митрополит Антоний касался самого сердца собеседников. Его хотелось слушать и слышать.



В разговоре примут участие:





Майя Кучерская — российская писательница, литературовед, литературный критик, колумнист, педагог;

Протоиерей Федор Бородин — писатель и публицист, отец восьмерых детей, настоятель храма свв. Космы и Дамиана на Маросейке;

Модератор встречи: Константин Мацан — журналист, ведущий телеканала «Спас» и радио «Вера», писатель, музыкант.





Гости поделятся собственным опытом общения с молодыми людьми, раскроют видение этого вопроса, а также принципы, которых стоит держаться, рассказывая молодым о вере. Встреча будет полезна родителям, педагогам и просто людям, интересующимся наследием митрополита Антония.



Встреча проводится при поддержке Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского».



В связи с карантинными мерами количество мест ограничено, необходима регистрация на мероприятие. Всех гостей просят быть в масках и по возможности соблюдать социальную дистанцию.



Адрес: Москва, метро Китай-город, ул. Маросейка, д. ⅞, стр. 1 (вход в красную дверь), 3 этаж, код домофона 31В.


============================================================


Патриарх Кирилл совершил панихиду в день 220-летия убийства императора Павла I

24.03.2021 12:21
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93730
------------------------------------------------------------




Фото: foto.patriarchia.ru



Москва, 24 марта. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 23 марта совершил панихиду по императору Павлу I, убитому в результате заговора 220 лет назад — в ночь с 11 (23) на 12 (24) марта 1801 года.



Заупокойное богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина, сообщает Патриархия.ru.



«Заговорщики связывали с умерщвлением императора Павла очень большие надежды на радикальные изменения жизни нашей страны и нашего народа по тем лекалам и образцам, которые уже сформировались в результате революционных событий XVIII века в Западной Европе, в первую очередь во Франции, – сказал Патриарх Кирилл перед началом панихиды. – Этот образ перемен был настолько вожделенным для части русской интеллигенции, что поднявшие руку на государя императора не остановились даже перед тем, чтобы умертвить ни в чем не повинного человека. Заговорщики возлагали надежды на Александра Павловича, сына законного императора, полагая, что с его приходом к власти произойдут перемены, ради которых они и совершили это преступление».



Несмотря на это жестокое убийство, надежды заговорщиков не оправдались, продолжил Патриарх: «Александр, став императором Всероссийским и пройдя через непростой путь переосмысления всего того, что происходило в Отечестве, возглавил великую войну с французами, когда страшный враг дошел до Москвы. Не получило укоренить на русском престоле царя, который был бы способен предать национальные интересы».



«Все, что произошло, должно было показать и показало русским людям, насколько губительны попытки изменить течение жизни народа через преступление. В дальнейшем в нашей истории снова были такие попытки, и мы знаем, какими страшными были их последствия», – сказал глава РПЦ, подчеркнув, «насколько важно, чтобы течение жизни нашего народа было спокойным, мирным, чтобы оно исключало всякого рода потрясения».



«Верим, что весь тот опыт, через который прошла наша страна, наш народ и в веке XIX, и в веке ХХ, должен сформировать глубокие патриотические убеждения, направленные на сохранение самобытной жизни нашего народа, его веры, его культуры, его языка, а главное, его свободы, в условиях которой только и возможно мирное и поступательное движение страны», – добавил Патриарх Кирилл.


============================================================


Суд обязал возобновить дело Порошенко о разжигании межконфессиональной розни

24.03.2021 12:09
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93729
------------------------------------------------------------
Киев, 24 марта. Шевченковский районный суд Киева обязал Государственное бюро расследований (ГБР) возобновить уголовное производство о "разжигании межконфессиональной вражды" экс-президентом Украины Петром Порошенко во время создания Православной церкви Украины (ПЦУ). Об этом сообщил во вторник бывший депутат Верховной рады Игорь Мосийчук в Facebook.



"Шевченковский райсуд Киева обязал ГБР возобновить <...> уголовное производство по факту разжигания межконфессиональной вражды <...> Петром Порошенко при создании ПЦУ и попытки ликвидации УПЦ КП (Украинской православной церкви Киевского патриархата)", - написал Мосийчук, слова которого приводит ТАСС. Он уточнил, что речь идет об уголовном производстве, которое было возбуждено ГБР в 2019 году по заявлению главы УПЦ КП Филарета. В июле 2020 года ГБР закрыло дело против Порошенко.



Порошенко с момента прихода к власти в феврале 2014 года активно продвигал идею создания в стране поместной православной церкви, которая не была бы связана с каноническим Московским Патриархатом. В декабре 2018 года в Киеве представителями Константинопольского Патриархата при активном участии украинской власти был проведен так называемый объединительный собор, на котором две раскольнические организации - Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь - объявили о создании Православной церкви Украины (ПЦУ). 6 января 2019 года Константинопольский Патриарх передал главе ПЦУ митрополиту Епифанию томос об автокефалии. УПЦ, а также Русская Православная Церковь считают и томос об автокефалии, и "объединительный собор" в Киеве "канонически ничтожными".


============================================================


Итальянский епископат издал литургическое пастырское пособие ITE AD IOSEPH ("Идите к Иосифу")

24.03.2021 11:50
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93728
------------------------------------------------------------




Фото с сайта Vatican News



Ватикан, 24 марта. В католический праздник святого Иосифа 19 марта Национальная литургическая служба епископата Италии опубликовала литургическое пастырское пособие Ite ad Ioseph («Идите к Иосифу»). Цель издания – содействовать молитвенной жизни церковных общин; в книге собраны высказывания Римских Пап, тексты молитв, схемы проведения специальных богослужений, передает Русская служба Радио Ватикана.



Итальянские епархии настойчиво призывают верующих к благотворительности, подчеркивая дар особых индульгенций для тех, кто, следуя примеру святого Иосифа, будет совершать телесные или духовные дела милосердия, подчеркнул генеральный секретарь Итальянской епископской конференции монсеньор Стефано Руссо на презентации пособия.



В этом году внимание верующих будет привлечено к святилищам и приходским церквам, посвященным святому Иосифу, отметил епископ: эти храмы «послужат ориентиром для общинной и личной молитвы, а также знаковыми местами совершения Таинства Примирения». Генеральный секретарь итальянского епископата уточнил: каждая епархия укажет наиболее подходящие даты и расписания молебнов, а также способы почитания святого Иосифа, чтобы вверить его защите поместную Церковь, семьи и весь Народ Божий.



Ранее по случаю 150-летия декрета Quemadmodum Deus, которым Папа Римский Пий IX присвоил святому Иосифу титул покровителя Вселенской Церкви, Папа Франциск обнародовал апостольское послание Patris corde («Отцовским сердцем»), провозгласив специальный церковный год святого Иосифа, который продлится с 8 декабря 2020 по 8 декабря 2021 года.



Документ Папы Франциска сопровождается декретом Апостольской пенитенциарии, которым предоставляется «дар особых индульгенций» верующим. Специальные указания относятся к тем дням, которые традиционно посвящены святому Иосифу Обручнику (19 марта и 1 мая), а также касаются больных и пожилых людей «в нынешнем контексте санитарно-эпидемиологической чрезвычайной ситуации».


============================================================


Власти Петербурга оценивают стоимость реставрации Александро-Невской Лавры в 6 млрд рублей

24.03.2021 11:33
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93727
------------------------------------------------------------




Фото с сайта fotokto.ru



Санкт-Петербург, 24 марта. Ориентировочная стоимость реставрации 11 зданий Александро-Невской лавры, приуроченной к 800-летию Александра Невского, составит 6 млрд рублей. Об этом сообщила пресс-служба правительства Санкт-Петербурга со ссылкой на губернатора Александра Беглова.



"По договоренности с федеральным центром средства федерального бюджета будут выделены для проведения реставрации. Ориентировочная стоимость составит 6 млрд рублей", - сказал Беглов, которого цитирует ТАСС.



Беглов также поблагодарил Министерство обороны РФ и Министерство культуры РФ за выделение 405 млн рублей на разработку проектно-сметной документации для реставрации 11 зданий Александро-Невской лавры, в том числе Троицкого собора и Федоровской церкви. По итогам конкурсных процедур победителем стал ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские". Разработка документации должна завершиться до конца 2021 года.



24 июня 2014 года президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2021 году 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, определяющий порядок подготовки и проведения этого события. Центральным местом проведения всех федеральных мероприятий станет Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге.


============================================================


Епархия требует в суде признать свои права на 14 зданий в захваченном монастыре на Урале

24.03.2021 11:13
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93725
------------------------------------------------------------




Среднеуральский женский монастырь. Фото: Донат Сорокин/ТАСС



Екатеринбург, 24 марта. Екатеринбургская епархия заявила в суде ходатайство об увеличении до 14 количества зданий на территории Среднеуральского женского монастыря, удерживаемого сторонниками бывшего схимонаха Сергия (Николая Романова), на которые она требует признать права собственности, передает корреспондент ТАСС с заседания Арбитражного суда Свердловской области.



28 февраля митрополия подала иск к администрации Среднеуральска о признании права на восемь зданий на территории монастыря. Старший юрисконсульт юридической службы Артем Клименко, который представляет епархию в данном деле, заявил ходатайство, чтобы к восьми строениям, изначально указанным в иске, добавили еще шесть. "Это два храма на территории монастыря, жилой комплекс монастыря, несколько келий на территории и несколько вспомогательных помещений", - пояснил ТАСС на какие здания претендует митрополия Клименко.



Адвокат Анастасия Харисанова, представляющая интересы монахинь, проживающих в монастыре, заявила ходатайство о привлечении их к делу в качестве третьих лиц. Суд в ходатайстве отказал.



Ходатайство об увеличении числа зданий по рассматриваемому иску будет рассмотрено на следующем заседании, которое состоится 6 апреля.



Ранее арбитражный суд Свердловской области удовлетворил иск Екатеринбургской епархии о признании права собственности на здание храма иконы Божией Матери "Спорительница хлебов" в Среднеуральском женском монастыре.



Романов был запрещен в служении в конце мая 2020 года после нарушения запрета на чтение проповедей. Позднее церковный суд Екатеринбургской епархии лишил его сана за нарушение священнической присяги, а затем отлучил от церкви. Епархия обязала Романова покинуть женский монастырь, однако он продолжил совершать там богослужения, митрополия называла ситуацию в монастыре захватом. После задержания Романова и его ареста обитель продолжают удерживать его сторонники, не допуская внутрь представителей епархии.


============================================================


В РПЦ назвали варварством украинские законопроекты о "русском мире"

24.03.2021 11:01
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=93724
------------------------------------------------------------




Фото: РИА Новости / Александр Натрускин



Москва, 24 марта. Украинский законопроект об осуждении идеологии "русского мира" и уголовной ответственности за его "пропаганду" – пример политтехнологического варварства и насилия над совестью, считает председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.



18 марта в Верховной раде Украины были зарегистрированы проекты законов об осуждении идеологии "русского мира" и уголовной ответственности за его "пропаганду". Авторами инициативы стали два депутата от пропрезидентской партии "Слуга народа" Олег Дунда и Александр Аликсийчук.



"Насилие над совестью, унижение и преследования тех людей, которые чувствуют свое единство с единой Днепровской купелью, из которой вышли все народы исторической Руси, представляется примером политтехнологического варварства", - написал в своем Telegram-канале Легойда, которого цитирует РИА Новости.



Он отметил, что этот законопроект приравнивает идеологию "русского мира" к коммунистическому и нацистскому режимам. В частности, проектом предусмотрена уголовная ответственность за "инициирование проектов и мероприятий, призванных продемонстрировать широкой общественности наличие в Украине и России общего дела, генеалогии, общего духовного наследия и будущего", а "за слова о духовном единстве украинцев и россиян предлагается ликвидировать организации и конфисковать их имущество".



По мнению Легойды, попытки переименования Украинской православной церкви, "охота на ведьм имеют целью посеять рознь между двумя народами, возвести стены сиюминутных политических разделений до небес".



Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле считают Украину частью русского мира, и Москве не нравится имеющая место в Киеве линия на отрицание этой общности. Он отмечал, что на Украине живет много русских и русскоговорящих, связанных с русским миром культурными и историческими связями. По словам Пескова, для продвижения идей русского мира на Украине Россия будет придерживаться мягкой силы, никогда не используя методы, противоречащие международному праву.


============================================================


"Горчичное зернышко христианской психологии между двумя жерновами"
Конференция "Место психологии в духовном образовании" состоялась в Москве

24.03.2021 10:44 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=93726
------------------------------------------------------------




Фото: screenshot



Москва, 24 марта, Благовест-инфо. Конференция «Место психологии в духовном образовании» состоялась 22 марта в Москве в Российском православном университете св. Иоанна Богослова (РПУ). Соорганизаторами мероприятия, наряду с РПУ, стали Сретенская духовная семинария и Учебный комитет Русской Православной Церкви. С докладами выступили Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем, епископ Каменский и Камышловский Мефодий, преподаватели духовных школ и ведущие ученые, давно работающие в сфере христианской психологии.



Участников конференции приветствовали ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) и председатель Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов. Последний в своем вступительном слове обозначил проблематику конференции, отметив, что за последние годы «преодолено отрицание» христианской психологии в РПЦ: теперь считается, что «священник, который за 10 лет служения не приобрел психологических навыков, – профнепригоден». Новая ситуация не только в церкви, но и в обществе, охваченном «всеобщей психологизацией», требует особого внимания к подготовке будущих пастырей и ставит ряд вопросов: как научить семинаристов различать разные методы и течения психологии, какие из них приемлемы, а какие несовместимы с христианским вероучением; какое место в психологических программах духовных школ должен занимать теоретический курс; как трактовать понятие личности, как оценивать психосоматические явления и соотносить их с понятием греха; как не подменять пастырское
попечение и духовное руководство психологическим консультированием; каково вообще поле взаимодействия христианской психологии и богословия. Эти и другие вопросы обсуждались в докладах участников.



Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Виктор Слободчиков выступил с докладом «Современная психология в пространстве современного образования», в котором дал «понятийную разметку проблемного поля». Уделив внимание основным теоретическим положениям о глобальных практиках образования, профессор подчеркнул, что в основе православного подхода к образованию лежит христианская антропология, сконцентрированная на понятии личности как «основной черте образа Божия в человеке». Задача христиански ориентированного образования – создать условия, помочь личности стать «явленной», научиться делать ответственный выбор: идти ли по пути «богоуподобления, сорабоничества Богу» или по пути «самости, богооотвержения, власти греха».



Докладчик дал апофатическое определение христианской психологии: это «не психология психики, не еще одна наука о психологических феноменах, не психология религии, не наука о психологических особенностях верующего человека; это должна быть психология не о человеке, а для человека». Исходя из этого, он предлагает в образовательном поле различать три типа психологического знания: психология психики (общая психология), психология человека (как проектно-конструктивная дисциплина, отвечающая на вопрос «как это возможно») и православная психология как «психология пути» («как дОлжно быть»). В ходе дискуссии выяснилось, что В. Слободчиков предпочитает говорить о «православной психологии», тогда как его коллега профессор Борис Братусь считает более корректным и всеобъемлющим термин «христианская психология».



Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем (Просянок) выбрал для доклада обширную тему ― «Психология в пастырской практике: тысячелетний опыт Русской Церкви», однако сосредоточился, главным образом, на критическом анализе «хабаровского эксперимента» – так он называет период, когда ректором Хабаровской духовной семинарии был митрополит Игнатий, кандидат психологических наук (впрочем, имя его в докладе и в комментариях ни разу не упоминалось). Архиепископ Ефрем не ставит под сомнение необходимость преподавания психологии в духовных школах, но критикует преподавателей, которые, по его словам, «вели психологическую практику через оппозицию Церкви». Так, приглашались православные психотерапевты, которые «оправдывают аборты, развод, иные искажения человеческой природы»; которые выступают за смягчение постов для мирян, за необязательность воцерковления детей, не поощряют многодетность, говорят о «религиозных невро
зах» и предостерегают от «манипуляций духовников»; которые считают, что церковь должна следовать за изменением социальных норм, а не вести за собой общество.



Такую психологию можно трактовать «как форму секулярного наступления на церковь», считает архиерей, подчеркивая необходимость тщательного отбора преподавателей, которые не проявляли бы «скепсис, недоверие церкви», которые были бы убеждены, что «полнота истины нигде не раскрывается так, как в православной Церкви». Будущему пастырю важно знать, чем живет современный человек, в том числе – разбираться в преимуществах и слабых сторонах психологии. Но при этом докладчик считает недопустимым в православных духовных школах подход «хабаровского эксперимента», который был ориентирован на открытость, когда в программе широко были представлены неправославные конфессии, другие религии и мировоззрения, тем более преподаваемые их носителями. Изучение основ психологии уместно на старших курсах, но при этом «не стоит психологии уделять больше внимания, чем сравнительному религиоведению», считает архиепископ, а преподавателем д
олжен быть тот, «кто не дает повода усомниться, что вера является нашим главным сокровищем».



Доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА) Лариса Шеховцова представила анализ опыта преподавания психологии в этой духовной школе, где она работает более 20 лет. Она кратко напомнила о преподавании психологии в СПбДА и в МДА до 1917 г. и большую часть доклада посвятила приоритетам программы, которую стоит создать для будущих современных пастырей. По ее мнению, акцент необходимо делать не столько на теоретических аспектах и истории психологии, сколько на прикладных, практических дисциплинах: возрастной, педагогической психологии, психологии семьи, общения, психологическом консультировании, чтобы психология стала для священнослужителей «инструментом, который можно использовать в работе».



Она также подняла вопрос об отсутствии общецерковной утвержденной программы по психологии для духовных школ в РПЦ. О. Максим Козлов ответил, что в такой программе нет необходимости, поскольку каждая духовная школа в состоянии сделать программу для себя. Однако рекомендации по составлению такой программы уже разработаны в Перервинской духовной семинарии.



В докладе Л. Шеховцевой был затронут вопрос о том, где кончаются границы психотерапии и начинаются границы духовной практики. По В. Франклу, цель первой – «исцеление души», а второй – «спасение души», но четко провести демаркационную линию между ними трудно. Идеальным вариантом было бы сотрудничество пастыря с приходским психологом, где каждый знает свои границы и компетенции. В таком сотрудничестве можно было бы осуществить «интеграцию знаний о современном человеке и тысячелетний опыт св. отцов», отметила докладчица.



Епископ Каменский и Камышловский Мефодий (Кондратьев) продолжил эту тему. «Я не против психологии как таковой, но – за церковным забором», – заявил он в начале своего доклада и пояснил это через противопоставление целей: духовное делание ищет Царства Небесного, а психология – «адаптации к внешнему миру», «дружбы с миром», что есть «вражда против Бога». В основе духовных практик лежит не объяснение явлений психики, а «контроль над всей своей природой». «Мы должны контролировать свои тела, слова, помыслы, внимание, но и прислушиваться к чувствам и к голосу совести», при этом «не измерять себя самим собой», как в психологии, а основывать самоконтроль на Евангелии и соблюдении заповедей, продолжил епископ, добавив, что «все это вместе можно назвать словом «пост». «Всякая душевная дурь уходит только молитвой и постом, без поддержки психологии. Покаяние в по
лноте дает возможность изменить себя радикальным образом», – считает докладчик.



При таком подходе особо значимой является роль духовника, который должен «восстанавливать связь между Богом и человеком», открыть своему чаду волю Божию, но отнюдь не свое мнение: «Пастырь учит от Откровения, не от себя. <…> Но если он психолог в епитрахили, он – стена между Богом и человеком, потому что приводит человека к себе, а не к Богу, и люди такой обман не простят».



Заведующий кафедрой пастырского душепопечения Сретенской духовной семинарии протоиерей Павел Великанов представил иную точку зрения. Он выбрал тему «Вызовы современной психологии пастырскому душепопечению» и на примере анализа разных подходов к «началу всех страстей» – гордыне – показал, как психология и духовное попечение могут дополнять друг друга. Докладчик кратко охарактеризовал святоотеческое представление о гордыне и психологическое, исходящее из теории неврозов Карен Хорни. Несмотря на очевидную разность этих подходов, о. Павел смог найти и немало общего, например: источник гордыни – неведение о себе подлинном, неадекватное восприятие реальности; гордыня – это болезнь, источник страдания для самого гордеца и главное препятствие для любви; ресурс для выздоровления надо искать внутри самого человека, а для этого необходимым условием является познание себя.



В преодолении гордыни два подхода кардинально разнятся: так, добровольное принижение себя, покаяние, проповедуемое св. отцами, – «правильные вещи, но неприемлемые для невротика, он не может признать себя грешником». «Сломить гордыню через жесткие унижения» – эта аскетическая методика приведет к еще большей гордыне, разовьет «смирение паче гордости», считает священник. Кроме того, святоотеческая модель не предполагает обращение несчастного гордеца за помощью, он должен справляться с гордыней сам, используя зачастую «лобовые» советы духовника. Конечно, это далеко не все отличия.



Таким образом, «традиционные православные методики могут оказаться не всегда достаточными, если гордыня или другой грех обусловлены изначальной невротизацией», поэтому сначала нужна терапия. И понимание этого позволяет пастырю «не допустить еще большей травматизации», но проявить любовь и оказать пастырскую поддержку страдающему человеку. При этом также важно понимание того, что «гордыня является не результатом свободного выбора, а компенсацией глубинного страха, который не осознается самим человеком». Эти и другие выводы, сделанные автором доклада, помогают «выстроить мостики между традиционной христианской антропологией, аскетикой и мировоззрением, которым живет современный человек с его главным вопросом "кто я?"»



Проректор ПСТГУ протоиерей Николай Емельянов размышлял о месте психологии в пастырском душепопечении на примере казуса Древерманна. Этот немецкий богослов и экс-священник жестко критиковал Католическую Церковь за ее якобы «патогенную природу», «репрессивную мораль», формализацию исповеди, деградацию душепопечения и системы подготовки клириков. Выход он видит в том, чтобы «создать пространство взаимодействия и взаимного дополнения психологии и теологии, которые могут обогатить друг друга». «Таким образом он признает неполноценность и того, и другого: только взаимодействуя, они должны совместно заняться душепопечением, помощью человеку. <…> Понять человека с помощью психоанализа, потом – исцелить с помощью Библии и психологии Юнга – вот что предлагает Древерманн. Но где тут душепопечение? Всегда ли необходим этап психоанализа? Древерманн считает, что это неизбежный этап», – анализирует позицию немецк
ого мыслителя о. Николай. Он признает, что некоторые вопросы, поднятые Древерманном, актуальны и для современной РПЦ: проблемы духовничества, институализация душепопечения, которое по своей природе «внесистемно», и ряд других. Однако Древерманн склоняется к тому, что священник должен быть психологом-консультантом. «Это очевидно невозможно – психологи-консультанты и так есть», – сказал о. Николай и привел еще ряд вопросов, над которыми заставляет задуматься анализ концепции немецкого богослова, который очень популярен и в то же время серьезно критикуется в католической среде.



Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова Борис Братусь начал свое выступление с констатации того, что спустя четверть века отношения между психологией и Церковью по-прежнему «напряженные». «Горчичное зернышко христианской психологии уже 20 лет находится между двумя жерновами, готовыми стереть его в порошок», – сказал он, имея в виду, с одной стороны, 97% психологов, которые «либо настороженно, либо недоуменно, либо отрицательно относятся к взаимодействию психологии и Церкви», а с другой стороны, значительную часть православных, отрицающих необходимость этого взаимодействия и тем более – преподавание психологии в духовных школах.



По мысли профессора Братуся, это напряжение во многом связано с непониманием самого предмета психологии. Через небольшой экскурс в историю христианской психологии в России, у истоков которой стояли святые – Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, он привел слушателей к мысли о том, что те 3% психологов, которые считают себя христианскими, вовсе не посягают на полномочия духовников, душепопечение – не их задача. Они призваны заниматься «внешней» и «самой уязвимой» стороной души – психикой. Психологии не место в том, что касается внутренней, «глубинной сути души», ее богословского измерения – это область аскетики, духовной работы, пастырского душепопечения. И такой подход, по мнению ученого, дает приемлемый ответ о содержании курса психологии в духовных школах, его задача – «знакомство с возможностями коррекции внешней стороны души». Докладчик подчеркнул, что речь не идет о психологии вообще, которая в
ключает множество различных школ, подходов и направлений: «Такая постановка вопроса возможна только в рамках христианской психологии. Другие психологии не признают души вообще. <…> Мы – единственная отрасль психологии, которая ставит задачу вернуть психологии душу, а душе – научную психологию», – сказал он о возрождающейся российской школе христианской психологии.



Проректор по научно-богословской работе Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов, кандидат богословия, тоже далек от идеализации взаимодействия пастырства и психологии. «Два путника стремятся навстречу друг другу, между ними прекрасное цветущее поле, но поле минное… Без разминирования поля их встреча невозможна», – такая метафора кажется ему подходящей для описания взаимного движения пастырства и психологии. В своем докладе он обозначил эти «мины»-препятствия, поставив ряд вопросов: с какой ветвью психологии стоит взаимодействовать Церкви; есть ли в психологии своя «иммунная система», которая ставит барьер лженауке; как преодолеть противоречие между психологией и христианством в существенных ценностных установках? Как соотнести восприятие человека как «образа Божия» и как клиента; «любовь к себе», «здоровый эгоизм» – и христианский идеал отвержения себя? А методики «
;повышения самооценки» – разве это не «средство для взращивания гордости и самолюбия»? Жертвенность – «ключевое понятие христианства», но разве не считается она в психологии синдромом невротического состояния? Эти и другие вопросы ярче высвечивают и значимую внутрицерковную проблему: «мы, церковные люди, очень плохо знаем свое евангельское и святоотеческое учение… Если мы овладеем нашим духовным инструментарием, многие запросы, которые мы обращаем во вне, снимутся сами собой».



Что касается программы для духовных школ, то о. Вадим считает полезным включить в нее три дисциплины: историю психологии, пастырскую психиатрию и основы педагогики. К этому списку епископ Мефодий предлагает добавить еще «анализ психологических практик с точки зрения сектоведения». А замдекана факультета психологии РПУ о. Петр Коломейцев считает весьма полезным изучение общей психологии студентами духовных школ.



В дискуссии также приняли участие доктор психологических наук Маргарита Воловикова (Институт психологии РАН) и преподаватель РПУ и МГУ им. М.В. Ломоносова, сотрудник Научно-практического института психологии личности при Московской школе христианской психологии Наталия Инина.



С видеозаписью конференции можно ознакомиться на официальном YouTube-канале РПУ.



Юлия Зайцева


============================================================

В избранное