Богородица в Германии

  Все выпуски  

Богородица в Германии: Икона Грефратская (продолжение)



Грефратская икона Божией Матери
(Продолжение. Начало ЗДЕСЬ)

Алексей Потупин

Введение

Обнаружение русскими православными паломниками в грефратской сокровищнице музея Клинка (Золинген) очень старой чудотворной иконы Богородицы явно византийского происхождения, поставило задачу узнать об этой иконе как можно больше сведений. Оказалось, что образу Богоматери посвятил часть своих исследований Рюдигер Шнайдер Берренберг, написавший работу о церковной сокровищнице Грефрата (Rudiger Schneider Berrenberg, Graefrather Kirchenschatz. Im Selbstverlag Muenchen 1972, 21 ff., 57 f., Abb. 1, 31, 31 a). Но наиболее основательно изучал Грефратскую икону искусствовед Хайнц Р. Улеманн, написавший свой труд чуть позже Берренберга и включивший в своё исследование практически все доступные ныне существующие источники информации, в том числе и в полном объёме сведения Берренберга (Uhlemann, Heinz R.: Die Marienikone von Graefrath. Im Romerike Berge (Zeitschrift fuer heimatpflege im Bergischen Land), 1974, S.25-34). Мы будем следовать тексту Хайнца Улеманна, перерабатывая информацию с точки зрения православной церкви.

Постановка вопроса, возраст и происхождение иконы

Итак, Улеманн отзывается о работе Беренберга весьма положительно, указывая на основательность проведенных исследований и научную компетентность автора, впервые подробно написавшего о старейшей святыне Грефратского женского монастыря. Но что-то сдерживало Улемана от принятия выводов Беренберга и он решил повторить исследования, привлекая к ним все доступные источники информации, в том числе и неизвестные Беренбергу. И не только источники инофрмации, но и знатоков византийского искусства. В исследованиях Улеманна приняли участие директор музея икон в Реклингхаузене Хайнц Скробуха (Heinz Skrobucha); священник Грефратской церкви Успения Пресвятой Богородицы Коллай (Kolley); доктор Бернхард (Bernhard) из Мюнхенского университета; директор государственной библиотеки Пассау, профессор, доктор Освальд (Oswald) и руководитель городского архива Золингена Лёбберс (Loebbers). Неплохо было бы и участие православных знатоков византийского искусства, но таковой возможности в то время у господина Улеманна не было и не могло быть, особенно контактов с исследователями искусствоведами из советской России. Когда же работа в 1974 году была закончена, то свои выводы, отличающиеся от выводов Беренберга, автор счёл не только новыми, но и поразительными по своей сути.

Было подтверждено, что икона действительно имеет византийское происхождение. Её образ ныне относят к Халкопратийскому типу икон Богородицы, когда Матерь Божия изображается без младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным воздеянием рук. Иначе этот образ называют "Заступницей". Именно так она изображалась на чудотворной иконе в Халкопратийском храме Константинополя, где в специальной раке хранились риза и пояс Богородицы. Иконописный образ восходит к изображению Богородицы в составе деисусной композиции, когда Матерь Божия предстоит перед своим Сыном (с правой стороны) и просит его о помиловании нас, грешных. В древнерусском искусстве этот тип изображения называли "Матерь Божия Молебница". В современном искусстве такой тип иконы называют "Агиосоритиссой", то есть "стремящейся к святому воссоединению".

Икона появилась в Византии в IX-X веках, но широкое распространение получил в XII-XV веках.

Чаще всего изображения помещались на старых византийских иконостасах в составе диптиха или триптиха. Именно такой вариант подтверждается на Грефратской иконе Богородицы. Действительно, если снять с иконы её серебряный оклад, то обнаруживается на её левой стороне следы от шарниров, как и положено быть складню. Поэтому с полным основанием можно предположить, что икона Грефратская - часть старинного византийского диптиха (триптиха), привезенная с востока.

Интересно, что Халкопратийская икона византийского происхождения имеется на центральном иконостасе Успенского собора Московского кремля, но более удивительное по сходству с Грефратским изображение Богородицы мы находим на иконе "Madonna Advocata" (Рим, базилика Santa Maria d'Aracoeli, Санта Мария д'Арачели или церковь святой Марии на Алтаре Неба).

Все православные паломники прекрасно знают эту церковь, расположенную в центре Рима, на вершине Капитолийского холма, к которой ведёт широкая и высокая мраморная лестница с очень крутыми ступенями и в которой православные паломники обращают внимание на часовенку с мощами равноапостольной царицы Елены в кругу мраморных колонн. Но, к сожалению, мало кто обращает внимание на центральное изображение главного алтаря - явно православную икону. Это и есть "Madonna Advokata" или, по-русски - "Богородица Призывающая", она же - Халкопратийская, Заступница. Как попала икона в Рим? Наиболее вероятное объяснение связано с тем, что до IX века на месте современной базилики стоял монастырь, державшийся греческого, то бишь, православного обряда. Следовательно, икона дасталась францисканским монахам в наследство от того монастыря и, прославившись чудесами, стала в последующем главным духовным изображением базилики. Её здесь датируют 1100-ым годом. В отличии от чудотворной Грефратской иконы, на которой Богородица изображена в полный рост, на римской иконе мы видим поясное изображение Божией Матери...

Но образ Божией Матери Халкопратийской на Капитолийском холме, как выяснилось, всего лишь копия более старой иконы, находящейся сейчас в римской монастырской церкви доминиканцев Санта Мария дель Розарио, что на холме Монте Марио. Как следует из имеющейся у нас информации, эта икона относится католиками к иконам Богородицы, выполненным святым апостолом и евангелистом Лукой и появившейся в Риме в VII веке. По крайней мере её считают старейшей иконой Богоматери, хранящейся в Риме и именно с неё выполнена как копия иконы Мадонна Адвоката на Капитолийском холме, так и "Эдесская" икона Богородицы в базилике святого мученика Вонифатия и Алексия человека Божия, что на Авентинском холме... Действительно, чудотворная икона "Эдесская" относится к иконам типа Халкопратийских, да и самый нижний слой краски, как выяснили специальные исследования, относится к XIII веку....

Но вернёмся к нашей иконе. Когда она была написана и попала в Грефрат? Однозначных ответов пока нет. Например, согласно датировке Хайнца Розенталя в его работе, посвященной истории Золингена и выпущенной в Дуйсбурге в 1965 году, икону нужно относить к VII веку. Дело в том, что в 1877 году копию Грефратской иконы заказал для своей коллекции раннехристанских древностей русский царь Александр II, и (якобы) сам так датировал время изготовления иконы.

Но это слишком заниженная датировка, не отвечающая специальным исследованиям искусствоведов. Внимательное расмотрение техники иконописи, отдельных частей облачения Богородицы и её облика, как и серебряного оклада, приводит специалистов к однозначной датировке: около 1150 года.

И тут остаётся небольшая возможность для предположений о пути чудотворной иконы в Германию. Как раз в этот период происходил позорный для крестоносцев 2-й крестовый поход. Армия германского императора Конрада III была разбита и была вынуждена возвратиться в германские земли, по пути успев награбить много чего в Византии. Известно, что "воины христовы" отбирали всё, что попадётся под руку. Вот и оказался серебряный складень одной из церквей Византийской империи разорван на куски и неизведанными путями Божиими его часть с образом Богородицы оказалась на истоке Итера в современной земле Грефрата. И здесь неожиданно вмешалась сама Божия Матерь и стала являть чудеса милости...

Пресвятая Богородица, моли Бога о нас.

(Продолжение следует...)

Назад, на главную страницу сайта "Православная Германия"


В избранное