Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богородица в Германии

  Все выпуски  

Богородица в Германии: Грефратская икона. Часть 3.




Рассылка "Богородица в Германии" основана 06 (19) мая 2010 года.
Статус: бесплатная серебряная рассылка.
Подписаны: 90
Выходит периодически по мере необходимости и возможности.
Данная рассылка № 8 выпущена 02 (15) августа 2013 года, четверг.

Грефратская икона Божией Матери
(Продолжение, часть 3)
1-я часть - ЗДЕСЬ; 2-я часть - ЗДЕСЬ)


Алексей Потупин

Икона до и после 1364 года

Примерно через 200 лет после основания грефратского женского монастыря появляется первое документальное подтверждение о чудотворной Грефратской иконе Божией Матери. Юлих-Бергский тайный советник и архивариус Иоанн Готфрид фон Редингхофен (1628-1704) поведал, что обнаружил в архиве официальный опечатанный документ, в котором сообщается о том, что в период празднования Успения Божией Матери в 1364 году пред "самым достойным святым изображением самой святой Девы" в грефратском монастыре молились и преклоняли колена архиепископ Кёльнский Энгельберт III фон дер Марк в сослужении кёльнского викарного епископа Еберхарда Вестерхаймского (в то время также исполнявшим обязанности епископа Севастии Армянской, или, другими словами, Севастии Каппадокийской. Будучи доминиканцем, Еберхард своё епископское служение в Католической Церкви проходил с 1362 по 1392 год). Из этого факта возможен вывод а том, что к тому времени Грефратская икона заняла центральное положение в иерархии святынь монастыря. В более поздних версиях, связанных с происхождением Грефратской чудотворной иконы содержатся утверждение о том, что она была написана в своё время апостолом, евангелистом и иконописцем Лукой.

Рукопись об указанных выше молитвах иерархов католической церкви перед чудотворным образом Грефратской Богородицы ныне находится в Баварской национальной библиотеке (Мюнхен). Это так называемые "Редингхофенские документы коллекции 1661 года" (код 2213, том, 16 стр. 60, том 56, стр. 199). Имеется также копия в виде микрофильма в городском архиве Золингена.

Непростой вопрос: почему можно считать образ Грефратской Богоматери центральным в иерархии почитаемых святынь монастыря? Ведь к тому времени чудесами мироточения и исцеления прославилась небольшая частица мощей святой великомученицы Екатерины, также хранившаяся и почитавшаяся в монастыре. Да что там! Святая Екатерина получила высочайшее почитание во многих королевских и царских династиях Европы, в её честь создавались братства и сестричества. Можно привести всего один, но показательный пример: в России Петром I был учреждён орден Святой Великомученицы Екатерины. Им награждались великие княгини и дамы высшего светы и формально орден считался вторым по старшинству в иерархии наград с 1714 до 1917 год. В самом грефратском монастыре почитание святой Екатерины было организовано на высочайшем уровне, в её честь освящена церковь и основано общество защитников города. Казалось бы, такие высокие персоны, какими являлись указанные выше посетили Грефрата, должны были бы оставить самые высокие слова в адрес святой Екатерины и её чудотворений в Грефратском монастыре. Но... в указанном документе святой великомученице Екатерине посвящено всего лишь шесть довольно-таки сухих слов упоминаний о мироточении её небольшой частицы мощей, а вот поклонению образу Богоматери посвящего целых 12 содержательных строк. Пред рядовой иконой особо благоговейных слов и коленопреклонений у высоких иерархов католической церкви не бывает.

Ещё раз задумается: о каком почтении к Божией Матери говорит указанный выше факт религиозной истории? Что хотели выразить высокие иерархи католической церкви? Почтить Божию Матерь (как и положено) выше всех святых или за этим скрывается нечто большее? Представим себе ситуацию в православной церкви: архиереи посещают монастырь святой Екатерины на Синае, поклоняются её святым мощам, а потом в книге почётных посетителей оставляют всего несколько слов как дань уважения святой великомученице, но с восторгом и многими строками описывают своё восхищение чудотворной местночтимой иконой Богородицы этого известного монастыря? Реально ли такое?..

Ответ может быть таким: кёльнский архиепископ молился перед иконой, прославленной такими чудесами Матери Божией, пред которыми меркнет даже неоднократное мироточение частицы святых мощей великомученицы Екатерины. А распространённое в то время мнение, что икону написал святой апостол Лука, только подогревало стремление архиепископа особо почтить образ Грефратской Богоматери. Да и в Православной Церкви особо почитаемые древние иконописные образы Богоматери часто связывают с кистью апостола и евангелиста Луки, поскольку земная жизнь Пресвятой Богородицы полнее всего описана именно в его Евангелии.

О почитании Грефратского образа Божией Матери говорит и другой факт, зарегистрированный на самой иконе: её нижняя часть значительно стерта многочисленными поцелуями верующих. К этой православной иконе столетиями притекали и припадали западные христиане в своих скорбях и бедах. И не из-за этого ли великого почитания святого образа Богоматери, в церкви грефратского монастыря завещал себя похоронить и был похоронен граф Адольф V Бергский, знаменитый победитель сражения при Воррингене? И не по этой ли причине (быть ближе к Матери Господа нашего Иисуса Христа) здесь покоится прах и его жены? Ведь в годы жизни графа (скончался в 1296 году) в монастыре ешё не было частицы мощей великомученицы Екатерины (согласно преданию, она была принесена в монастырь в 1309 году).

Таким образом, у нас есть возможность исправить сложившееся в XIX веке ошибочное представление о том, будто бы массовое паломничество в грефратский монастырь обязано своим происхождением появлению здесь мироточивой частицы мощей святой великомученицы Екатерины Александрийской. На самом деле основание для многовекового паломничества послужили утаённые до сего дня великие чудеса, происходившие от иконы Божией Матери...

В 1364 году святое изображение Богоматери поместили для сбережения в хрустальный сосуд и определили для хранения в алтаре монастырской церкви.

В 1471 году икона была вынута и выставлена для верующих (время монастырской реформы, которая прежде всего коснулась августинцев, к ордену которых принадлежал и грефратский женский монастырь).

В первой половине XVIII века Грефратская икона была помещена в серебрянный монстранц (или же "остенсорий" - в католической церкви небольшой реликварий, носимый во время процессий) , по периметру которого размещены медальоны с изображениями евангелистов и отцов церкви. Так доныне образ и находится в этом реликварии.

(Продолжение следует...)

На главную страницу сайта "Православная Германия"
На главную страницу сайта "Православное паломничество"

В избранное