Буддизм сегодня

  Все выпуски  

Полезен ли буддизм для здоровья?


 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2009-04-23

Полезен ли буддизм для здоровья?

Стивен Холл 

Весной 1992 года факс Ричарда Дэвидсона в его офисе в Мэдисоне на факультете психологии Университета Висконсина как гром среди ясного неба выдал письмо от Тензина Гьяцо - Четырнадцатого Далай-ламы. Дэвидсон, нейробиолог, выпускник Гарвардского университета, приобрёл известность своими исследованиями природы положительных эмоций - и слава о его достижениях дошла до северной Индии: находящийся в изгнании духовный лидер тибетских буддистов написал ему с намерением предложить для исследований умы своих монахов - в частности, их удаль в медитации.

Большинство уважающих себя американских нейробиологов предпочли бы, мягко говоря, уклониться от приглашения изучать буддийскую медитацию, расценив эту тему как крайне неопределённую и, как недавно признал сам Дэвидсон, "очень капризную". Но профессор из Висконсина, сам уже много времени занимавшийся медитацией - он в своё время взял отпуск из аспирантуры, чтобы путешествовать по Индии и Шри-Ланке и учиться восточным практикам медитации, - ухватился за эту возможность обеими руками. В сентябре 1992 года он организовал и предпринял претенциозную экспедицию в северную Индию, потащив с собой в предгорья Гималаев переносные электрогенераторы, портативные компьютеры и оборудование для записи электроэнцефалограмм. Он намеревался измерить замечательную, на первый взгляд, неуловимую, величину - нейрологические характеристики ума буддиста в действии. "Это олимпийские атлеты, золотые медалисты в медитации", - говорит Дэвидсон.

Все судорожно принялись за работу. Монахи поначалу артачились - не особенно стремились быть "подсаженными на провода", но исследования медитации теперь достигли такой степени достоверности, которую нельзя было представить десятилетие тому назад. В течение последнего десятка лет лабораторию Дэвидсона в Мэдисоне посещали буддийские монахи из северной Индии и других азиатских стран во главе с Мэтью Рикардом - монахом, родившимся во Франции, который получил докторскую степень в области молекулярной биологии. Рикард и его собратья надевали на себя медузообразное сплетение из 256 электродов сети электроэнцефалограммы, сидя на полу небольшой будки и реагируя на различные визуальные стимулы. Они проводили от двух до трёх часов в аппарате отображения магнитного резонанса, пытаясь медитировать среди стука и трескотни устройств для получения изображений мозга.

Официально никаких данных этих экспериментов пока опубликовано не было, но в "Проектах сочувствия" - сборнике документов, вышедшем в свет в прошлом году, - Дэвидсон мимоходом замечает, что у одного из монахов примерно по 175 пунктам эксперимента было зарегистрировано резкое повышение активности в нескольких зонах левой предлобной части коры головного мозга - той области мозга, которую последние исследования связывают с положительными эмоциями.

За годы, прошедшие с момента прихода Дэвидсону факса от Далай-ламы, нейробиологические исследования буддийских практик преодолели порог скептицизма в качестве достойной научного внимания темы. Частично это объясняется новыми, более мощными технологиями сканирования мозга, которые могут не только отображать состояние ума в разгар медитации, но и обнаруживать стойкие изменения в функционировании мозга спустя месяцы после длительного медитационного курса. Благоприятным фактором является и то, что некоторые знаменитые и признанные авторитеты в области нейробиологии сейчас заинтригованы предварительными сообщениями об исключительных способностях ума буддистов. Пол Экман из Университета Калифорнии в Сан-Франциско и Стивен Косслин из Гарварда начали собственное исследование психических способностей монахов. Кроме того, несколько скрупулёзных исследований позволяют сделать вывод, что медитация в буддийском стиле может вызывать у западных пациентов физиологические изменения в мозге и иммунной системе.

Хочет этого кто-то или нет, но интерес к биологии медитации возрастает, и знаковым событием здесь стала встреча ведущих специалистов страны в области нейробиологии и поведения человека с тибетскими буддистами - включая самого Далай-ламу - на симпозиуме в Политехническом Институте Массачусетса. "Можно считать, что монахи просто показывают, какой здесь имеется потенциал", - говорит доктор Джон Кабат-Зинн, почетный профессор медицины из Медицинской школы при Массачусетском университете. Он одним из первых задался вопросом, какую пользу для здоровья приносит медитация. "И вам совсем не обязательно вести себя экстравагантно, становиться буддистом или сидеть на горе в Индии, чтобы получать от этого пользу. Хотя этот вид исследований находится на самой ранней стадии, мы подошли к открытию крайне увлекательных вещей".

За свою 2500-летнюю историю буддизм направлял свою энергию внутрь в стремлении научить ум понимать психическое состояние счастья, опознавать и обезвреживать источники негативных эмоций и культивировать такие эмоциональные состояния, как сочувствие, для улучшения жизни человека и общества. Уже в течение нескольких десятков лет в США проводятся научные исследования кратковременного воздействия медитации на нервную систему. Обнаружилось, что медитация сокращает показатели стресса, например, ускоренное сердцебиение и потоотделение. Эти исследования стали основой для "реакции на расслабление", с которой знакомил широкую публику профессор Герберт Бенсон из Гарварда в 1970-е годы. Однако буддийская практика делает упор на необратимые изменения в психической активности, а не только на кратковременные результаты. И учёных всё больше интригует тот нервный и физический стимул для долговременных изменений, который достигается годами интенсивной практики.

"В буддийской традиции, - объясняет Дэвидсон, - слово "медитация" эквивалентно понятию "спорт" в Соединённых Штатах. Это целый спектр активности - не что-то единичное". Практикующие буддизм утверждают, что каждая из этих медитативных практик требует различных психических умений. Например, исследователи из Висконсина фокусируются на трёх общих способах буддийской медитации. "Первый - это концентрация внимания, где нужно упражняться в сосредоточении на каком-либо объекте в течение длительного времени, - говорит Дэвидсон. - Второй - сознательное развитие сочувствия. Они занимаются этим каждый день, и у них есть специальные упражнения, в которых они рисуют в своём воображении негативные события, что-то вызывающее злобу или раздражение, а затем трансформируют это, применяя противоядие - сочувствие. По их словам, они способны делать это просто вот так, - говорит он, щёлкая пальцами. - А третий способ называется "открытое присутствие". Это состояние точного осознавания той мысли, эмоции или ощущения, которое возникает в данный момент, без реакции на него. Они описывают его как чистое осознавание".

Тот факт, что мозг способен учиться, адаптироваться и перестраиваться на молекулярном уровне благодаря опыту и тренировке, предполагает, что медитация может оставлять биологический отпечаток в мозге - отпечаток, который, учитывая быстрый технический прогресс в наше время, возможно определить и измерить. "Это соответствует всей специальной литературе по нейробиологии, - говорит, нейробиолог из Гарварда Стивен Косслин, - где рассказывается о том, как водителей такси исследуют на предмет их пространственной памяти, а музыкантов - на чувство высоты звука. Если вы чем-то занимаетесь - что бы это ни было, даже игра в пинг-понг - на протяжении 20 лет по восемь часов в день, то в вашем мозге должно быть нечто такое, чего нет у того, кто этого не делал. Это просто должно быть так".

Джонатан Коэн, специалист по контролю за вниманием и познавательными способностями из Принстона, также был заинтригован сообщениями о том, что некоторые последователи буддизма могут концентрировать свое внимание в течение долгого времени. В одном из своих выступлений он отметил: "Наш опыт, который подтверждается многочисленными доказательствами, добытыми в лаборатории, говорит о том, что у обычных людей способность к вниманию ограниченна. Когда мы пытаемся поддерживать внимание в течение долгого времени - что должны делать авиадиспетчеры - это считается чрезвычайно напряжённым занятием, сродни стрессу. Буддизм же, напротив, вырабатывает способность к плавному переносу внимания, и это состояние поддерживаемого сосредоточенного внимания описывается здесь как приятное переживание, а не как стресс".

По крайней мере, встреча в M.I.T. свидетельствует о том, что Дэвидсон, один из её главных организаторов, смог убедить многих корифеев присоединиться к ней, тем самым показав, что исследование этих практик - достойное всяческого уважения занятие в научном мире. Среди участников такие авторитетные учёные, как Эрик Ландер - руководитель проекта исследования генома человека, Коэн - видный исследователь нейрологических механизмов принятия нравственных и экономических решений, и Дэниел Канеман - лауреат Нобелевской премии по экономике из Принстона, открывший дорогу к исследованиям психологии принятия решений в области финансов.

"Нейробиологи хотят сохранить в своём подходе как существо вопроса, так и серьёзный имидж - показав, что они не просто ударились в романтику, когда решили изучать сознание, - признаёт Коэн, председатель заседаний на встрече в M.I.T. - С другой стороны, я лично полагаю, что история науки отучила нас высокомерно думать, что мы знаем всё".

"Эксперименты с монахами" в Мэдисоне начинают пересекаться с несколькими не столь масштабными, однако заставляющими задуматься исследованиями, которые показывают, что медитация в буддийском стиле оказывает не только эмоциональное, но и недвусмысленное физиологическое воздействие. То есть сила медитации может быть направлена небуддистами таким образом, что наряду с уменьшением стресса и растворением негативных эмоций произойдёт улучшение, скажем, иммунной системы.

Учёные давно уже интересуются возможностями ума влиять на функции тела, особенно взаимосвязью нервной, иммунной и эндокринной систем. Например, Дженис Киколт-Глейзер и Рональд Глейзер, ученые из Университета штата Огайо, провели ряд исследований, показывающих, что стресс негативно сказывается на функциях иммунной системы, хотя нюансы подобного взаимодействия по-прежнему остаются неясными.

Довольно интересно, что сами последователи буддизма полностью открыты для научного объяснения своих практик. "Буддизм, подобно науке, основывается на опыте и исследовании, а не на догме", - объяснил мне Мэтью Рикард в электронном послании месяц назад. Он написал, что эту религию можно считать "наукой о созерцании", добавив: "Будда всегда говорил, что не следует принимать его учение лишь из уважения. Нужно обнаружить его истинность на собственном опыте, как если бы мы проверяли кусок золота, потирая его о камень, расплавляя и т.д.".

В июле я присоединился к Дэвидсону и нескольким его коллегам в диспетчерской во время эксперимента. На экране была молодая женщина, сидевшая на стуле в соседней комнате один на один со своими мыслями. Темой эксперимента как раз были эти самые мысли, а точнее то, как испытуемая пыталась их контролировать, получая соответствующие команды.

Дэвидсон выдвинул гипотезу о том, что эмоциональные особенности человека отражают относительную силу, или асимметрию активности между двумя сторонами предлобной части коры головного мозга - левой стороны, которая, по мнению Дэвидсона, связана с позитивными эмоциями, и правой стороны, повышенная активность которой связана с беспокойством, депрессией и прочими видами плохого настроения.

Его исследовательская группа проводила эксперименты с детьми и пожилыми людьми, медитаторами-любителями и восточными адептами с целью определить сложную нейрологическую цепь, соединяющую предлобную часть коры головного мозга с другими структурами - такими, как амигдала, где коренится страх, и передняя часть пояса головного мозга, связанная с "отслеживанием конфликтов". Некоторые эксперименты также показали, что повышенная левосторонняя предлобная активность связана с активизацией иммунологических функций клеток-убийц и прочих аспектов иммунной системы.

Когда один из учёных в диспетчерской произнёс: "Итак, сейчас будет первая картинка", - женщина явно напряглась, поёжилась. Провода электродов змейками тянулись из-под её волос и двух точек прямо под её правым глазом. Уставившись на экран, она следила за тем, как там сменяют друг друга крайне тревожные образы - ужасно изувеченное тело, отрубленная рука, готовая к броску ядовитая змея. Через наушники женщину просили модулировать свою эмоциональную реакцию на каждый образ, либо усиливая её, либо подавляя, в то время как электроды под её глазом тайком подключались к нейрологической цепи, определяя, успешно ли она построила позитивный или негативный отклик на тот или иной образ.

"Измеряется способность человека сознательно регулировать свои эмоциональные реакции", - объяснил Дэвидсон.

"Медитация может способствовать тому, что человек быстрее и непринуждённее приходит в себя после негативных реакций", - добавил Дарен Джексон, руководитель данного исследования.

Приезжавшие сюда монахи и группа медитирующих конторских служащих из близлежащей биотехнической фирмы глазели на эти мрачные картинки с той же самой целью - определить то, что Дэвидсон называет "эмоциональным стилем" каждого человека (например, склонен ли он "западать" на негативные эмоциональные реакции), а также возможно ли влиять на этот стиль сознательным усилием того типа, что должна вырабатывать медитация. Дэвидсон и периодически сотрудничающий с ним Джон Кабат-Зинн надеются, что силу медитации можно направить не только на создание эмоционально позитивного состояния, но и на улучшение физического здоровья.

С момента основания Клиники противодействия стрессам при Медицинской школе Университета Массачусетса в 1979 году Кабат-Зинн и его коллеги провели лечение 16 тысяч пациентов и научили более 2 тысяч работников здравоохранения технике "медитации внимательности", которая в качестве способа противодействия стрессу рекомендует "неоценивающее" полное осознавание текущего момента - своего рода буддийскую медитацию. Кабат-Зинн опубликовал небольшой, но захватывающий реферат о том, что люди, проходящие лечение от псориаза, в случае применения медитации вылечиваются в четыре раза быстрее; что больные раком в результате практики медитации имели гораздо лучший эмоциональный настрой, нежели контрольная группа; и что медитация не только облегчала симптомы у людей, страдавших от беспокойства и хронической боли, но что польза от неё продолжала ощущаться в течение длительного периода - даже спустя четыре года после упражнений. Кабат-Зинн проводит исследования для компании Signa Healthcare с целью определить, сокращает ли медитация расходы на лечение пациентов с синдромом хронической усталости, болезнью мышечных волокон и синдромом раздражения кишечника.

В настоящее время наука о медитации всё ещё пребывает на в культурном вакууме, между оксюмороном и чем-то более понятным. "Мы пока находимся на самых ранних этапах исследований", - говорит Дэвидсон. Он признаёт, что "подавляющее большинство исследований по медитации - это кот в мешке". Однако имеющее характер строгой системы исследование, которое в июле 1997 года опубликовали Дэвидсон, Кабат-Зинн и их коллеги, предоставляет ещё одно доказательство того, что эта тема имеет право на существование.

В июле 1997 года Дэвидсон нанял людей из небольшой биотехнической компании близ Мэдисона для изучения влияния буддийской медитации на нейрологическую и иммунологическую активность обычных американских конторских служащих. Прежде чем они приступили к курсу медитации, который преподал им Кабат-Зинн, были измерены с помощью проводов показатели их мозга. Это было контролируемое, рандомизированное исследование, а через восемь недель исследователи должны были снова проверить мозг и иммунные показатели, чтобы оценить эффект от медитации.

Некоторые служащие скептически отнеслись к данной затее, но в конечном счёте в эксперименте приняло участие около сорока человек. Каждую неделю Кабат-Зинн появлялся в "Промеге" со своими красными и пурпурными кассетами для медитации и тибетскими колокольцами, и собравшиеся служащие компании - учёные, маркетологи, лаборанты и даже некоторые менеджеры - сидели на полу в конференц-зале в течение трёх часов и практиковались в сосредоточении внимания.

Результаты эксперимента в компании "Промега" были опубликованы в бюллетене психосоматической медицины. Они свидетельствуют о том, что медитация действительно оставляет ощутимый и стойкий отпечаток в уме и теле практикующих. Среди служащих "Промеги", практиковавших медитацию в течение двух месяцев, исследователи из Висконсина обнаружили значительное повышение активности в нескольких областях левой стороны предлобной части коры головного мозга, которое продолжалось, как минимум, до четырёх месяцев после эксперимента, когда снова были сделаны измерения. Более того, медитаторы, у которых повышение этой активности было наибольшим, после упражнений демонстрировали также повышенную способность вырабатывать антитела против вакцины гриппа. Кабат-Зинн предположил, что эти открытия указывают на качественные изменения в деятельности мозга, появляющиеся всего после двух месяцев медитации, что отражает предварительные результаты исследований с такими опытными медитаторами, как монахи.

Данные экспериментов пока осторожно обдумываются. И действительно, потребовалось пять лет, чтобы опубликовать результаты исследования в Висконсине, поскольку, по словам Дэвидсона, несколько крупных журналов, куда эти разработки были направлены, отказались даже послать их на экспертную оценку. И тем не менее к тому времени, когда исследование закончилось, объективные данные были дополнены субъективным опытом участников: от медитации у людей осталось неизгладимое чувство того, что они стали счастливее, позитивнее, менее подверженными стрессам. Своим впечатлением поделился Майкл Слейтер, молекулярный биолог из "Промеги": "Я убеждённый эмпирик во всех аспектах моей жизни. Я сомневаюсь в догмах - я их проверяю. Я делаю это и на лабораторном столе, и в личной жизни. Эксперимент с медитацией, показался мне заманчивым, поскольку я почувствовал меньшую подверженность стрессу. Я мог сказать, что стал менее раздражителен. У меня появилось больше способности выдерживать факторы стресса. Моя жена почувствовала, что со мной легче стало находиться рядом. Иными словами, есть осязаемые результаты. Для эмпирика этого достаточно".

Допустим, что этого недостаточно для многих других людей, особенно для учёных-скептиков. Но Слейтер выдал экспромтом ещё один комментарий, который поразил меня как в высшей степени убедительная, хотя и совершенно неофициальная форма экспертной оценки. "Моя жена, - сказал вполголоса Слейтер, - всё готова отдать, чтобы я снова стал медитировать".

Стивен Холл - автор книги "Торговцы бессмертием: в погоне за мечтой продления жизни".


Перевод с английского - Вагид Рагимов.

 Рассылка 'Буддизм сегодня'


Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com 
 


В избранное