Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Буддизм сегодня

  Все выпуски  

Интервью с XVI Гьялва Кармапой


 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2009-07-07

Интервью с XVI Гьялва Кармапой


Во время своей третьей поездки по США в начале 80-х годов Его Святейшество Гьялва Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже дал интервью буддийскому журналу "Денсал". Мы публикуем здесь русский перевод, опубликованный позже в журнале "Буддизм.ру"



- Это Ваша третья поездка по Америке. Может быть, поделитесь своими наблюдениями или скажете несколько слов о развитии Дхармы в США?

- Ответственность Учителя заключается в том, чтобы постоянно давать поучения. Не играет никакой роли, сколько времени прошло, много или мало, - важно лишь, чтобы Учение давалось непрерывно. Иногда можно подумать: "Вот сейчас подходящее время для того, чтобы давать поучения, так как у людей есть и потребность и досуг". Кажется, что какой-то период хорош для обучения. А в другое время может показаться, что поучения давать не надо, поскольку люди слишком заняты и не выказывают интереса. Важно, однако, не судить таким вот образом о времени и месте, а постоянно давать возможность получать поучения. Интересуются всего несколько человек, сотни или миллионы людей - обучение должно продолжаться, вне зависимости от чувства удовлетворенности или уныния. Обучение Дхарме должно продолжаться в любые периоды и быть выше всего временного. Другая ситуация, которая может возникнуть, - это когда мы думаем, что должны прекратить практику и получение поучений из-за нехватки времени или вследствие каких-то своих действий или достижений. Это не путь Дхармы. На пути Дхармы нет остановок. Путь Бодхисаттвы - работать, не унывая, пока от этого есть польза хотя бы одному существу.

Распространение Дхармы где-либо - результат того, что происходит на индивидуальной основе - лежит в ответственности тех, кто хочет ей следовать и применять на практике. Это значит, что нужно правильно понимать Дхарму, осознавать истинность кармы - причины и следствия. Осознавая истинность учений, знаешь, что нужно жить, следуя им и не давая им исчезнуть. Однако, если существа не осознают истинности Учения или истинности причины и следствия, что, в принципе, одно и то же, - это не способствует развитию Дхармы.

- Самая большая проблема людей на Западе, как мне кажется, состоит в том, что у них есть желание достигнуть конечной духовной реализации за одну жизнь, и это при том, что они постоянно должны выполнять разнообразную работу в миру, что требует много времени. Как справиться с такой ситуацией и эффективно идти по пути Махамудры? Сказано, что действительность тоже может быть медитацией. Не могли бы Вы объяснить это?

- В течение многих, многих жизней мы захвачены опытом Самсары, потому что нас очень привлекают привычные нам структуры, и это вынуждает нас следовать той или иной модели поведения, подобно тому как мы это делали в прошлом. Сейчас, в данный период нашей жизни, благодаря совершенным ранее позитивным действиям, в нас возникла определенная степень сознательности, пробужденности. В наше сознание пришло исключительно ценное состояние - и это наша связь с Дхармой. Если мы понимаем Дхарму, нам становится яснее направление, в котором мы идем. Это можно сравнить с той ситуацией, когда вы хотите поехать в Калифорнию. Вы знаете: есть поезд, который довезёт вас дотуда. У вас есть это понимание. Тогда все остальное уже становится вопросом индивидуальной ситуации - потребности, возможно, насущной потребности поехать в Калифорнию. Для этого нужно сесть в поезд. Предположим, вы принимаете решение: "Да, это так. Я отправляюсь в путь". И как только вы сели в вагон, возможность достигнуть Калифорнии возрастает. Возможны различные обстоятельства, из-за которых вы туда не попадете: что-нибудь случится в дороге, скажем, авария. Но вы знаете: возможность попасть туда все же присутствует. Вы еще не там, но у вас есть направление и знание того, что попасть туда возможно. Можно сказать, что благословение Дхармы присутствует сходным образом: если даже не достигаешь Просветления за одну жизнь, благословение практики и Дхармы - непрерывно. Поэтому вполне естественна ваша уверенность в том, что вы попадете в Калифорнию, даже когда вы еще не там. Та же ситуация и в вашей жизни в Дхарме. Благословение не прервется и в том случае, если вы не достигните Просветления в этой жизни. Если у вас правильное направление, в состоянии Бардо (после смерти) произойдет нечто подобное встрече матери и сына. Это удобный случай положиться на собственную способность понимания и осуществления и использовать благословение Дхармы, чтобы в состоянии Бардо "узнать мать" и осуществить свой опыт Ясного Света. Таким образом, это весьма благоприятная возможность для постижения, которая засвидетельствована и гарантирована Учением. Без сомнения, все сказанное выше люди могут испытать на собственном опыте.

- Существует ли для людей, захваченных вихрем Самсары, возможность достичь безмятежности и постижения Махамудры?

- Да, существует. Это вопрос доверия к Учению. Если у вас стопроцентное доверие к Учению - ваше постижение не зависит исключительно от формальной практики. Если вы на сто процентов посвятили себя Учению и имеете доверие, тогда любая жизненная ситуация становится частью практики. Вы можете жить практикой, и делать не только её. Но чем меньше доверия, тем больше вы отдаляетесь от Дхармы.

- Частью практики в линии Кагью является уединение на три года и три месяца. Не могли бы Вы объяснить, в какой степени трехгодичный ретрит важен для американцев? Ведь многие привыкли быть активными и затрудняются осознать пользу подобного предприятия.

- Я думаю, что в будущем многие люди станут делать эти практики исходя из собственных возможностей. У тех, кто не может этого себе позволить, в действительности те же шансы получения опыта в практике. В трехгодичном ретрите много времени и внимания уделяется медитации - фазам завершения и развития, произнесению мантр и многому другому. Каким бы невежественным существо ни было, есть уверенность, что трехгодичный ретрит вызовет в его уме соответствующее переживание Учения. В ретрит включаются подготовительные и основные практики, и если человек их проделает, определенные переживания гарантированы. Но если обладаешь достаточной мудростью и способностью к восприятию Учения, то и без трехгодичного ретрита достижимы соответствующие понимание и постижение.

- Заметили ли Вы, что все больше западных людей идет к тому, чтобы стать квалифицированными учителями и держателями линии?

- У меня такое чувство, что очень важно, когда люди способны заботиться о Дхарме и не довольствоваться ролью потребителей. Я полагаю, мы воспитаем таких учителей, это очень важно.

- Вы пользующийся всеобщим признанием глава важной линии, учитель тысяч людей. Многие неправильно понимают, что значит духовный учитель в традиции. Не могли бы Вы сами объяснить, что такое Гуру?

- Я скажу вам, кто не является Гуру. Им не является тот, кто ищет славы или учит ради денег. Или тот, кто лишь в присутствии множества людей демонстрирует хорошие качества, свойственные учителю, то есть, говоря другими словами, носит Дхарма-маску. Использует каждую удобную возможность порисоваться, но не искренен. Потому что в действительности все выглядит совсем иначе. Находясь вдали от людских взоров, он, как и все остальные, нуждается в массе вещей, у него, как и у любого другого, столько же, если не больше, желаний. Пристрастное отношение к существам, эгоизм - все негативное присутствует в нем. К сожалению, это происходит в наше время довольно часто, что бросает тень на духовный путь и духовных друзей вообще, формируя негативную точку зрения у людей, которые некомпетентны в вопросе истинности Гуру. Они могут встретить настоящего учителя и не найти с ним связи, потому что какое-то время назад столкнулись с одним из тех негативных явлений, которые я сейчас описал. В наше время действительно очень сложно встретить настоящего Гуру. Итак, встречая духовного друга, который представляется учителем, проверяйте, не хочет ли он помочь самому себе, выражая желание помочь вам, а также способен ли он вам помочь. У него должно быть желание помочь вам, как самому себе. Только с таких позиций кто-либо может рассматриваться сейчас как духовный друг. Действительное качество Гуру заключается в желании работать на благо других. Конечно, есть различные уровни учителей. Есть различные степени способности помогать другим, различные степени силы и мудрости, чтобы вести других. Сложно говорить о каких-то специфических качествах Гуру, но мы можем прийти к следующему выводу: если учитель приносит какую-либо пользу существам и делает этот бескорыстно, он достоин того, чтобы считаться духовным другом и Гуру.

- Ваше Святейшество, может быть, Вы могли бы дать особое наставление вашим ученикам, последователям и интересующимся людям, читающим этот журнал. Какой-нибудь совет на эти трудные времена?

- Практика Дхармы - дело первостепенной важности. Люди должны осознавать это. Это драгоценная возможность, возникшая здесь и принесшая то, чего еще никогда не было. Это очень ценно, потому что такое случается крайне редко. Время, когда вы можете использовать шанс, строго ограничено, отчего ваша возможность становится еще более ценной. Я хотел бы еще раз повторить, что встреча с Дхармой - это драгоценная и редкая удача, какой никогда у вас не было в жизни. Это поистине исторический момент, поворотный пункт. Но время на использование данной возможности ограничено. Поэтому мы должны осознать особую ценность шанса. Лучшим образом это можно сделать, посвятив себя практике Дхармы - насколько возможно серьезно. Иначе шанс может утратить свою ценность. Опасность же потерять возможность существует совершенно определенно. Она может отдаляться все дальше и дальше, что было бы крайне невыгодной ситуацией. Это подобно тому, как если бы алмаз был в одном сосуде с разными кристаллами. В этом случае на вид они совершенно одинаковы - лежат без внимания, пылятся, и никто их не ценит. Но стоит протереть их и положить на золото, да еще осветить должным образом, - любой сможет понять их цену. Тогда будет очень ясно видно, где алмаз, а где обычный кристалл. Эта степень внимания и осознавания очень важна.

Что касается серьезной практики и изучения Дхармы, то важно иметь уважение к другим школам и религиям. В буддизме, например, некоторые люди разделяют Махаяну и Хинаяну. Это полностью ошибочный взгляд, поскольку противоречит Дхарме. Нужно иметь уважение к учению и Хинаяны, и Махаяны. А также к другим религиям, тем, что существовали в данной стране столетиями. Они сыграли значительную роль в жизни людей. Если практикуешь одну религию, то по этой причине не нужно отрицать другие. Необходимо практиковать свободу совести и свободу вообще. И на этой основе выбрать определенное учение. Но выбор не должен включать в себя отрицание или сектантское неуважение к другому пути. Это противоречит практике Дхармы. Поскольку каждый индивидуум обладает свободой выбора, важно посвятить себя определенной духовной практике и учителю, добиться пользы от получения учения и практики и обрести постижение в постоянной практике учения. Возможно даже, что некоторые ученики обретут более высокое постижение, чем их учителя. Такое может случиться. Итак, мы видим возможности, используем их, понимая, что обладаем способностями фактически освоить поучения. Практиковать прямое отношение к учителю и поучениям и усердно учиться - вот суть, если хочешь обрести постижение. Это происходит не вследствие предрассудков или отгороженности. Если идешь к одному учителю и пытаешься немного поучиться и попрактиковать, а потом идешь к следующему и там делаешь то же самое, то не добьешься определенного улучшения и успеха. Учитывая подобную перспективу, необходимо неуклонно придерживаться одной определенной линии практики учения.

- Считаете ли Вы, что практика традиционных религий является хорошей основой для того, кто выбирает буддийский путь?

- Есть общая польза от всех практик религиозного или духовного направления, имеющих под собой соответствующую основу. Там есть польза - так или иначе. Но это разные пути. Еще раз: важно проявлять уважение ко всем школам учений, буддизм ли это или что-либо другое. Вместе с тем вы свободны в выборе. Выберите путь, ведущий к осмысленному познанию ума. Например, если что-то кислое на вкус, стремитесь распробовать эту кислоту. Или, если что-то сладкое либо горькое, стремитесь суметь попробовать на вкус и это. Какой бы практикой вы ни занимались, делайте это до тех пор, пока не получите опыт ее сущности. Опыт очень важен. Необходим опыт и связь с определенными учениями и практиками. Причина, по которой люди так много критикуют, в том, что будучи нетерпеливыми и запутанными, они ходят туда и сюда, пробуют одну практику, обманываются, пытаясь достичь чего-нибудь очень быстро и не получая никакого полноценного понимания и никакого опыта. А как могли бы они все это получить? Как могли бы что-нибудь осознать? И так они идут куда-то еще, остаются там ненадолго, надеясь, что вот-вот должно что-то случиться. И если речь идет об истинном пути и правильном учении, тогда что-нибудь случается. Но не так просто. Требуется время. Поучения Махаяны, например, очень драгоценны. К их изучению нужно относиться очень серьезно, подходить с большой ясностью и вниманием. Ничто не происходит мгновенно и не достается без усилий. И в этом причина того, что люди критикуют ту или иную школу - говорят, что в ней нет никакой ценности, что практика не хороша или не хороши поучения, или что-нибудь еще. Но нет оснований для критики. И кроме того, такая нездоровая позиция не принесет никому ничего хорошего. Публичное высказывание подобных взглядов вредит не только вам, но и другим. Вы таким образом воздвигаете препятствия на пути других людей, которые пытаются получить связь с высокими поучениями. И возникает проблема.

Кроме преданности вашему обучению и вашей практике, кроме неподдельной открытости навстречу другим, есть еще одна очень важная позиция. Она очень проста - не играть в политические игры. Это значит не выступать с внешне дружеской миной, когда внутри все выглядит по-другому. Внешне и внутренне вы должны давать другим всю дружбу и поддержку, на какую только способны, и одновременно делать свою практику. Живите своей жизнью, уважайте свою жизнь и практикуйте правильно.

У Вас должны быть уверенность, доверие к Учению и чувство преданности. Это значит "посвятить себя Учению". Это крайне важно и никогда не происходит просто так. Я хочу сказать следующее: люди вступают на путь Махаяны и ожидают мгновенной реализации, без доверия и уважения к поучениям и ничего еще не поняв. Это просто неправильное понимание. Если ваша преданность неподдельна, если вы действительно доверяете, то может возникнуть опыт. Сила Учения доказана тысячелетиями практики и передачей. И если вы не уверены, то я тогда должен открыто сказать: вы сами себя оставляете в дураках. Вам необходима некоторая степень терпения и доверия. Чем она выше, тем быстрее наступит ваше постижение, и вы сможете достичь значительных успехов за одну жизнь и даже Освобождения. И тогда вы почувствуете, что время и энергия не были потрачены даром. Если вы способны на тотальное доверие, уверенность и усердную работу, тогда совершенно точно вы достигните в одной жизни необычайно значительной реализации. Если у вас есть хотя не полное, но все-таки доверие, и вы применяете методы, то вы тоже можете достичь определенных результатов. Были монахи, которые освоили некоторые практики, и их повседневная жизнь ничем не выделялась, однако после смерти они три дня просиживали в медитации. Если не в жизни, то в Бардо есть точка, когда возникает момент совершенной чистоты. И когда он возникает, способность, которую вы развили, может привести к более высокому состоянию ума. В-третьих, я хотел бы сказать, что люди должны действительно работать и заботиться о самих себе. Если у них просветляющий настрой ума, то они несут ответственность за людей вокруг, за свою страну - заботятся о ней. Они всегда находятся в своей практике, нераздельны с ней, не упускают возможности жить на благо другим и делают это всеми возможными способами. Они родились в этой стране. Многие люди, которые это читают, происходят из семей, целые поколения живущих здесь. Эта страна была лучшим местом для них. Они должны оказывать уважение своим предкам и вести достойную жизнь, чтя их традиции. Жизнь, которая считается достойной в обществе, вашими родителями и вами самими. Вы должны также подавать достойный пример последующим поколениям. Если вы действительно хотите помочь этой стране и людям здесь, то этот путь, как мне кажется, наиболее разумен. Во всяком случае, это более разумно, чем принадлежать к той или иной партии, заниматься тем или иным соревнованием, т.е. заниматься политикой в том или ином виде. Как практикующие Дхарму мы не должны отрицать или отклонять политику, но нам не нужно и участвовать в этих играх. Это не полезно, не важно и не может быть использовано на благо другим.

Если вы, например, работаете в больнице, то можете видеть, каковы ваши возможности и ответственность помогать людям. И точно так же, какую бы работу вы ни выполняли, всегда найдутся люди, которым вы можете быть полезны. Вы должны служить своему народу, своей стране и не ждать, чтобы ваша страна служила вам. Это тоже часть практики Дхармы. Не работать - значит, не принимать ответственности. Если вы практикующий на пути Махаяны, то это значит, что вы обладаете тем, чем можете гордиться, - чем-то достойным, отличным. Но многие люди ведут себя как какие-то отбросы. Это не соответствует Дхарме, - выступать аутсайдером, ходить в лохмотьях, с длинными волосами и неумытому, как наркоман или что-то в этом роде. Не стоит преподносить себя так. У таких людей нет самоуважения и уважения к Дхарме, которую они практикуют, и они не создают того правильного внешнего впечатления, которого достойна славная Дхарма.

Суть моего обращения к практикующим Дхарму в том, чтобы они были достойными людьми, как внешне, так и внутренне, - чтобы их внутреннее достоинство сверкало и снаружи. Мы не наркоманы. Носить нормальную одежду и быть нормальным человеком, служить своей стране и себе самому, уважать себя как личность - вот путь Дхармы. Как вы можете служить на пользу людям, если вы выглядите так, будто полностью исключили себя из общества? Придерживаться этого - безответственно и не отражает духа Просветления. Если вы практикуете просветляющий настрой ума, то вы, конечно же, должны быть в состоянии привлекать к себе людей. Когда вас видят небуддисты, они должны думать: "Да, эти люди действительно порядочные. Думаю, я могу с ними пообщаться и что-нибудь спросить. Возможно, они мне помогут". Так вы будете в состоянии помочь или хотя бы показать направление, где можно найти помощь. Мы гордимся тем, что можем показывать пример практики Дхармы. Если вы одеты в рванье, не следите за собой, идете в мир чудак чудаком, то это производит странное впечатление о вас лично, о Дхарма-Центре, с которым вы связаны, и о вас как о члене общества. Вы создаете плохое впечатление и показываете неуважение к своей стране и её людям.

Вот что я хотел бы сказать перед своим отъездом. Надеюсь, что в этих словах найдет для себя смысл каждый, кто их услышит: будь то практикующий Дхарму или нет, человек, связанный с буддизмом или не имеющий такой связи. Они сказаны честно и прямо, без притворства и дипломатии, - откровенно, прямо и начистоту. Вооружившись нравственной чистотой и искренностью, вы можете служить существам. А если вы работаете с Дхармой, вы можете служить многим. В этом величие учения и практики Махаяны. Вы не должны выпадать из общины, общества или семьи. У вас есть нечто ценное. Живите достойно.

Перевод с немецкого - Наталья Булгакова

 Рассылка 'Буддизм сегодня'


Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com 
 


В избранное