Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Буддизм сегодня

  Все выпуски  

Буддийские цивилизации на территории Дальнего Востока России. Продолжение.


 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2010-06-24

Буддийские цивилизации на территории Дальнего Востока России (VII–XIII вв.)

Продолжение. Начало.

Государство Цзинь (1115–1234) было хозяином на территориях Приморья, Приамурья, Приморья, Приамурья, Манчьжурии, Восточной Монголии, Северного и Центрального Китая. Китайская империя в этот период была фактически под управлением чжурчжэньской династии

Для Китая это малоприятный факт. Да и современные историки предпочитают его игнорировать, рассматривая цзиньскую династию как одну из китайских династий и списывая все научные и культурные достижения этого периода в пользу Китая. А достижений было немало: чугун, порох, бумажные деньги. Все эти чжурчжэньские изобретения с успехом используются по сей день — и не только в Азии. Но вернемся к истории. Цзинь, безусловно, была наследницей Бохайской культуры, добившись еще большего в сферах экономики, культуры и внешнеполитического влияния. От Бохая была перенята и система исполнительной власти (6 министерств), и административно-территориальное деление (5 столиц). Чжурчжэни так же, как и бохайцы, уважали чиновников, и госслужба была здесь в большом почете. Как писали знаменитые друзья Маркс и Энгельс, «производственная деятельность является основой для формирования культуры любого народа».

И с этим не поспоришь. Большому государству необходимы большие ресурсы. После завоевания Китая земледелие стало основным видом хозяйственной деятельности чжурчжэней. Северо-Китайская равнина отличалась плодородной почвой и достаточно мягким климатом, и это обеспечивало большую концентрацию земледельцев. А благодаря усовершенствованию техники земледельческих работ, орудий труда и ирригационного хозяйства (постройка и ремонт плотин, осушение болот, внедрение рациональной системы посевов и т. д.), земледелие стало стабильной отраслью. Государство самостоятельно обеспечивало себя продуктами питания (это большая редкость даже для современных развитых экономик). В тот же период в Цзинь стали широко практиковать пастбищное государственное скотоводство. Особенно коневодство. Цзиньская армия всегда была обеспечена «транспортом». Разведение породистых лошадей вообще традиционно для чжурчжэньской культуры.
В XI веке с растущими потребностями государства резко увеличивается добыча металлов, цветных и черных. Улучшилась техника их плавки и обработки. Стали применяться каменный уголь и химические реактивы. Чжурчжэни знали способы не только добычи руды, но и ее обогащения. Металлоплавильные печи были довольно сложными сооружениями с воздуходувными устройствами. Железорудные и чугунолитейные центры представляли собой единую инфраструктуру со всеми этапами производства и развитой логистикой, стандартными рецептурами. Например, крупнейшим центром металлообработки чжурчжэней было Шайгинское городище в Приморье (6 мастерских). Кстати, чугун впервые начали обрабатывать именно в Цзинь (на Запад эта технология проникла вместе с монгольским нашествием).

Освоение ряда химических процессов позволило открыть секрет пороха, наладить крупные керамические и фарфоровые предприятия. На высоком технологическом уровне шло производство строительной и технической керамики (кирпич, черепица). Было широко развито ювелирное дело.

Рост ремесленного производства повлек за собой рост городов и кораблестроения, поскольку морская внешняя торговля стала играть все более заметную роль в сбыте товарной продукции. Этому способствовало географическое расположение государства с выходами к морю. Интенсивно шли и речные перевозки, обеспечивающие внутрихозяйственные потребности. В общем, в Цзинь была хорошо налажена воднотранспортная система, имевшая большое значение для хозяйственной, экономической и военной жизни государства. Активно благоустраивались государственные дороги. На сухопутных и речных трассах располагались постоялые дворы и почтовые станции. Государством была введена система надзора за дорогами, станциями, почтовой и курьерской службой. Цзинь была крупнейшим экспортером соли. Морскую, озерную, каменную соль добывали в больших количествах. Соль, наряду с уксусом, чаем и вином, была отнесена к государственной монополии и давала казне огромные доходы. Еще одной государственной монополией было печатание бумажных денег, которые впервые ввели в обиход чжурчжэни (печатные доски некоторых выпусков сохранились до наших дней, например, выпуск 1215 года). Наличие бумажных денег в обороте свидетельствует о появлении финансового сектора и значительной централизации государства. Совершенно уникальная картина для феодального средневековья. Для любого экономиста перечисленных фактов достаточно, чтобы сделать вывод об экономике «Золотой империи». Она была сильна и стабильна, как доллар США до 2008 года.

Контролировать огромную территорию, которую занимала Цзинь в то время, можно было только посредством сильной армии. Поэтому в этом государстве развивалось и военное искусство. Чжурчжэни создали систему горно-равнинных укреплений. Они строили крепости на сопках (естественная преграда) и усиливали их искусственными препятствиями (высокие валы, глубокие рвы, башни, цитадели). На северо-западных границах чжурчжэни создали целую оборонительную систему для защиты от монголов. Она включала в себя сложные многокилометровые сооружения (1500–1700 км), состоящие из ряда валов и рвов, пограничных постов и крепостей. (Кстати, структуру армии с системой сотников монголы переняли у чжурчжэней.) Открытие пороха и развитие механики давало большие преимущества. Во время осады применялись тяжелые катапульты с рычагами, метавшие огромные камни на расстояние в несколько сот метров, осадные башни с катапультами и самострелами, крытые подвижные проходы, тараны с железным концом для разрушения стен, подкопы для мин. Чжурчжэни внесли заметный вклад в развитие порохового оружия. Так, например, при осаде Цичжоу в 1221 году цзиньские части применяли взрывчатые бомбы в чугунной оболочке.

Одним из критериев уникальности и зрелости культуры является наличие собственного языка и письменности. Ранние чжурчжэни не обладали собственной письменностью, если не считать узелкового письма. После завоевания Китая чжурчжэни могли принять китайский язык в качестве официального и письменного, сохранив чжурчжэньский в качестве разговорного. Тем более что китайский был интернациональным языком Дальнего Востока. Но такой шаг был бы «потерей лица» и означал бы отказ от важного средства культурного воздействия на новых подданных. Чжурчжэни пошли более сложным путем, объявив свой язык государственным в империи Цзинь, но для этого была необходима письменность. Король Тай-цзу поручил вельможе Сииню создать национальную письменность. Примерно к 1119 году были разработаны основные принципы письма. Этот процесс совершенствовался долгие годы. Создание собственной письменности позволило Цзинь создать оригинальную литературу и систему образования на родном языке. Хотя в условиях многоэтнического государства ввести монополию на чжурчжэньский язык не удалось. Китайский также широко использовался до конца существования Цзинь.

С 60-х годов XII века образование становится важнейшей заботой государства. Население постепенно переходило от военных занятий к гражданским, и для госслужбы увеличивалась необходимость в образованных людях. Потребность в образованных чиновниках была столь велика, что к экзаменам, позволявшим получить чин, допускались все мужчины не зависимо от сословий. В 1151 году открылся Государственный университет. А спустя 10 лет количество высших учебных заведений значительно увеличилось. Причем университеты (при которых печатались книги для учащихся) делили на китайские и чжурчжэньские. К государственным наукам относились: история, натурфилософия, астрономия, служба времени, география, горное дело, медицина, фармакология, агротехника. О грамотности большей части населения Цзинь свидетельствуют археологические находки. Большое количество предметов быта, найденных на раскопках, имеют подписи мастеров, их изготовивших.

Влияние буддизма было очень велико в Цзинь. Чжурчжэни познакомились с буддизмом еще до появления государственности — сказалось влияние киданей, а возможно, и бохайцев. Родоначальной религией чжурчжэней был шаманизм. Завоевав Китай, они оказались погруженными в активную буддийскую среду, к тому же к буддизму благожелательно относились ранние чжурчжэньские императоры, и это позволило буддистам получить государственную поддержку. В Цзинь строились храмы и монастыри. Об этом говорит множество археологических буддийских памятников, найденных на территории Приморья (Николаевское, Шайгинское, Краснояровское и другие городища). Так, например, в районе Уссурийска при раскопках дворцового комплекса обнаружена уникальная находка — прекрасно сохранившаяся буддийская ваджра из белой бронзы длиной 21,5 см. Время происхождения этой находки — конец XI — начало XII веков.

Храмовые комплексы украшались большими статуями Будд (1,5–2 м), сделанных из белого мрамора или дерева (раскрашенных и позолоченных). Миниатюрные статуи отливали из бронзы или вырезали из камня. Любимым Будда-аспектом цзиньских скульпторов был Авалокитешвара. Столь же часто встречались изображения Амитаюса, Самантабхадры, Манджушри, Амитабхи. Опираясь на перечисленные факты, можно уверено сказать, что в Цзинь были распространены Махаяна и Хинаяна. Наличие Ваджраяны можно только предполагать. Помимо буддизма большое влияние в Цзинь имели конфуцианство и даосизм, что вполне естественно при таком этническом составе государства. Тем не менее позиции буддизма в Цзинь никогда не были слабыми. Археологи находят очень много буддийской символики даже на предметах быта в жилищах простых обывателей.
Культура Цзинь, безусловно, имела влияние на весь Дальневосточный регион. Она стала образцом и базой для формирования маньчжурской культуры
XIV–XIX веков, а также культур малых народностей Приморья и Приамурья.

Цзинь как государство просуществовала недолго. В 1234 году ее захватили монголы. Как это могло случиться с таким мощным и преуспевающим государством? Современники Цзинь называли следующие причины: «богатство и знатность, литература и письменность». Как и Римскую империю, Цзинь погубила «изнеженность общества». Почему Цзиньская армия, некогда самая сильная в Азии, не смогла отразить удар монголов? Возможно, чжурчжэни стали слишком «цивилизованными» для своего грубого времени.

В 1251 году Хубилай-хан начинает править в Китае. Известно, что этот правитель был учеником Второго Кармапы Карма Пакши. Так что можно предположить, что чжурчжэни, ассимилировавшиеся в Китае, могли быть учениками Кармапы.
Какова судьба чжурчжэней после краха Цзинь? В результате падения их государства чжурчжэням доставалось и от монголов, и от китайцев. Но геноцида не было, чжурчжэни сохранились в монгольской империи как этнос. А часть военной элиты поступила на службу монголам. Само название орды «Золотая» — перенос значения «Цзинь», еще при монголах служившего обозначением Северного Китая.
После разгрома монголов китайской династией Мин земли чжурчжэней (Маньчжурия, Приморье, Приамурье) получили независимость. В 1616 году возникло новое государство — Поздняя Цзинь, и с этого периода этноним «чжурчжэни» стал в официальной документации заменяться новым — «маньчжуры». Маньчжурское государство просуществовало до конца XVIII века.

Александра Третьякова.


Факты. Издание книг:

Для учебных учреждений, открывавшихся по всей стране, требовалось большое количество литературы.
Это обстоятельство послужило причиной развития книгопечатания.

Во время войны с киданями и Китаем книги были обязательным трофеем.
Так, например, в 
1126—1127 годах чжурчжэни забрали из Китая не только фонды Государственного университета, секретного книгохранилища, собрания печатных блоков (досок), но и мастеров-печатников. На рубеже XII века в Цзинь стали организовывать собственные книгоиздательские центры — государственные и частные. Наиболее активное академическое издательство в Яньцзине (Пекин) выпускало широко известные книги из разделов «классики», «философии» и «истории». Их переводили на чжурчжэньский язык и печатали большим тиражом.

Переводная литература с 1194 года издавалась чжурчженьской литературной коллегией.
Коллегия вместе с императорской библиотекой стала центром государственного книжного комплектования. Восстанавливались утраченные книги. Так, в 1148 году был организован грандиозный проект — печатание буддийской Трипитаки «Великого канона», поскольку старое ляоское издание сгорело. Собирались пожертвования, буддийские монахи и тысячи мастеров заново вырезали клише и печатали главы канона. Новое издание, состоявшее из 7182 глав, включало в себя сутры Махаяны и Хинаяны. Печатание всего тиража затянулось до 1195 года.

 Рассылка 'Буддизм сегодня'

При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна.

Книги и журналы о буддизме вы можете приобрести в интернет-магазине http://www.dharma-shop.ru/
Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com
 


В избранное