Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Буддизм сегодня

  Все выпуски  

Буддизм сегодня Буддисты в стране воинов и поэтов


СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:
 

 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2019-02-28

Буддисты в стране воинов и поэтов

В Новосибирске сделал остановку зимний российский тур буддистов. Почти 300 человек из 29 стран мира вместе с буддийским Ламой Оле Нидалом в течение месяца преодолеют на этот раз 10 452 километра на поезде по Транссибирской магистрали. В программе тура — лекции и встречи в шести городах страны, в том числе и визит президента Российской ассоциации буддистов Карма Кагью АЛЕКСАНДРА КОЙБАГАРОВА в Государственную публичную научно-техническую библиотеку Сибирского отделения Российской академии наук. В библиотеке он ответил на вопросы корреспондента «Континента Сибирь» АНТОНА ВЕСЕЛОВА.

— Настало время сопротивления и ритуалов. Принято заявлять о своей позиции в негативном ключе: «Я не смотрю телевизор!», «Я не верю правительству», «Я больше ни капли не выпью», «Никогда не женюсь!» И тут же окунаться с головой в ритуалы. Изо дня в день смотреть любимый сериал, говорить только через «Яблоко», машинально уже ругать всех. Ритуалы делают жизнь более предсказуемой. Почему мы так боимся перемен?

— Я с вами не согласен. В обществе потребления есть все, и никто ни от чего не отказывается. Больше всего это похоже на миграцию — люди от турецких товаров переходят на индийские и непальские, дальше — к итальянским, кто-то к российским. Так и с идеями. В России есть запас благополучия, и люди продолжают философствовать. Жители нашей огромной страны не достигли еще того уровня, когда главная задача — выжить. Страна живет, строится, работает. Немцы были потрясены в Челябинске — ночь, мороз –32, никого, но витрины горят, улицы освещены. И вот наши спутники спрашивают: «Почему же вы не гасите свет?» А мы им отвечаем: «Это социальный оптимизм!»

— Для меня буддизм всегда был объединяющей религией или философией, призванной собрать вместе, усилить, масштабировать возможности нашего ума и подтолкнуть к познанию мира. И казалось, что в этом течении не должно быть ни ритуалов, ни ограничений. Но внутри буддизма налицо четкое разделение на традиционный и «новое видение», да и условностей хватает…

— Поскольку буддизм – институционализированная мировая религия с огромным количеством приверженцев по всему миру и из разных стран, он самый разный. Философская высокая основа одна — четыре благородные истины, восьмеричный путь. А главное — едина сама цель: все буддисты хотят стать Буддой, независимо от разных путей и традиций, все хотят достичь абсолютного развития своего сознания. А дальше уже идут методы. И поскольку сотни миллионов людей этому следуют, не отрываясь от культуры своей страны, каждый следует по-своему. «Покажите мне, как ведут себя Будды в повседневной жизни, и все встанет на свои места — внутри я уже давно Будда, я просто не знаю, как мне себя вести», — говорят одни. И там никаких ритуалов нет — чистая практика. А есть еще те, кто говорит: «Я точно буддист, потому что у меня бабушка была буряткой, все остальное — суета, и мне она не нравится». Кроме того, для большой массы сочувствующих буддизму и родственников буддистов это своеобразный «театр». Правда, ничего самостоятельно не делая, эти люди пребывают в уверенности, что Будда за них заступится в трудный момент. Ведь якобы в буддизме и делать ничего не нужно. Есть анекдот на эту тему: встречаются две блондинки, одна говорит: «Ты знаешь, мой сын стал буддистом». Вторая: «Очень хорошо… А вот мой сидит в странной позе, что-то бормочет и ничего не делает». К сожалению, значительный пласт своей культурной истории у многих современных жителей земли утрачен, в том числе и философия и уж тем более практики буддизма. Скорее, к нам приходят не «буддисты» по крови, а те, кто ищет покоя ума, умиротворения, радости и силы, представители самых разных народностей, верующие и неверующие в разных богов, — те, кто устал терять всего себя при расставании с любимым или после склоки с боссом: они хотят прекратить страдать, научиться быть счастливым, выйти на следующий уровень познания себя и мира.

— Перекрестное движение есть? Вы приходите в традиционные буддистские монастыри здесь или за пределами нашей страны? И как часто к буддистам Алмазного Пути примыкают представители традиционного буддизма?

— У нас был период взаимного изучающего внимания, но мы ясно поняли, что наши методы — для разных типов «аудитории», это нормально. И наш Лама открыт всем. Мы уже лет десять дружим с XXIV Пандито Хамбо ламой (главой Буддийской Традиционной Сангхи России) Дамбой Бадмаевичем Аюшеевым. Мы приезжаем в Иволгинский дацан, и каждый раз он ведет нас в храм, где находится нетленное тело ламы Итигэлова. Хамбо лама прекрасно общается с Ламой Оле Нидалом. Когда мы в ноябре открывали буддийский центр Алмазного пути в Москве, все флаги в гости были к нам — представительства республик, послы буддийских стран, представитель Хамбо ламы, бурятские ламы из других монастырей…

— Вся ветвь Карма Кагью во многом развивается на харизме одного человека, человека немолодого. Предусмотрен ли вариант преемника?

— Алмазный путь действительно построен на силе личности, но сейчас таких личностей уже несколько. Пока такая личность жива, существует — можно и нам постараться стать такими же. Количество и масштаб этих первых фигур зависят в первую очередь от востребованности. Учитель приходит потому, что он нужен ученикам, сам он полностью реализован, ему больше в этом мире ничего не нужно. Конечно, уход каждого учителя воспринимается тяжело. Но уходит только тело — ум не умирает. Если только требуется — учитель воплощается в новом теле.

— Меня давно уже волнует вопрос о количестве и «качестве» просветленных людей в той или иной ветви буддизма. Возможно ли самостоятельно — или основав собственную школу — достичь Просветления?

— Если вы не опираетесь на традицию, вы не авторизованы учителем, несущим передачу непрерывной линии преемственности, ничего хорошего из этого не получится… Раз уж мы находимся в библиотеке, расскажу такую историю. Недавно мы победили в серьезном споре с Центральной городской публичной библиотекой в Питере. Мы готовились к конференции, я подбирал литературу и обнаружил, что в тематическом каталоге в ящичке «Буддизм» есть Асахара. Оказалось, что несмотря на то, что его организация запрещена в России, чтобы запретить книги и изъять их из библиотек, нужна отдельная процедура. Я возмутился, а мне парировали, что таков уж библиотечный классификатор, выбранный при издании, и книга попадает в раздел «Буддизм». Пришлось грозить прокуратурой и оскорблением чувств верующих. К счастью, в итоге мы мирно договорились — убрали Асахару в Новые религиозные движения. А еще там был Бхагван Шри Раджниш (Ошо), в наш же буддийский ящик определили индуистские материалы. В этом уже нет криминала, просто ошибка, но людей это запутывает. А Асахара опасен, он вводит ищущих в заблуждение, приводя массу цитат из Будды, комментирует сутры. Вне традиции надо очень внимательно смотреть за лидерами, их текстами и их действиями.

— Для того чтобы найти потенциального или явного врага, нужно его изучить — кто этим сейчас занимается?

— Это совершенно каноническая ступень в собственном развитии каждого — сначала слушаете, что вам говорят, а потом это критически анализируете, проверяете. Как только вы готовы выбрать учителя, стоит спросить, кто был его учителем. Буддисты гордятся тем, что передача традиции не нарушена — от самого Будды до нынешних лам у каждого буддиста есть прямая связь. Если нет — проверять нужно особенно тщательно, есть ли там что-то эгоистическое, негативное, лишнее. И выбирать. Ламу Оле Нидала наделил статусом Ламы его учитель, духовный глава линии Карма Кагью Кармапа XVI, «царь йогинов Тибета», а у нас изначально был прямой контакт с Ламой Оле. Мы познакомились в 1989 году в Питере. Нас было человек десять. И восемь из них по-прежнему в организации. Путешествие, во время которого мы с вами встретились, двадцать восьмое! Все эти годы мы ездим по стране. Каждый год месяц проводим с Ламой. Он говорит, что Россия — страна воинов и поэтов, идеализма и открытых сердец. Здесь если принимают кого-то, то принимают полностью. Метод Алмазного пути — Ваджраяны — это когда вы находите себе учителя, он вам нравится, и вы полностью ему открываетесь и отождествляетесь с ним. И если вы угадали, и он действительно Будда, тогда вы тоже становитесь Буддой.

— Так получилось, что все образованные люди стремятся к свободе и к эффективности. При этом мне кажется, что человек, планирующий стать максимально эффективным, должен с какой-то частью своей свободы расстаться. Нужно принять правила игры — рынка в бизнесе, философскую позицию, религиозную практику… Под силу ли нам объединить свободу и эффективность?

— Конечно, так и нужно действовать. Я не религиовед и не думал, что стану как-то причастным к религии. Я всегда был атеистом и, по сути, остался им. Если говорить про буддизм, то чем больше практикуете методы, тем больше свободы. Ограничения такие: если вы будете вредить людям — они будут вредить вам. Буддисты живут в соответствии с этим законом, мы называем это законом кармы. После признания этой истины вы становитесь не столь эффективным во вреде, потому что постоянно думаете, а вдруг это все правда? Зато эффективно получается сознательно помогать другим. Когда мы выбираем буддийское Прибежище, говорим такие слова: «Отныне и до Просветления я принимаю Прибежище в Трех Драгоценностях: Будде, Дхарме и Сангхе». В Алмазном пути принимаем прибежище еще и в Ламе — Учителе. — О знании, которое тождественно силе. Мы привыкли об этом говорить со школы. Хотя все чаще в памяти возникают представители власти или бизнеса, которые, не имея впечатляющего инструментария, образования и эрудиции, никогда не были озабочены поиском и сомнением, и все же достигли силы.

— Лама Оле мне как-то сказал, что у него нет собственности и нет наличных. Его датская пенсия где-то капает, но он за ней не особенно следит — себе он не принадлежит, его куда-то везут, чем-то кормят, он готов оказаться в любой точке мира и разделить с принимающей стороной практически любые условия жизни. Вы тоже?

— Я тоже пенсионер. Мне недавно пенсию повысили — была семь тысяч, теперь под девять. Я ее трачу, конечно, и я ее жду. У меня есть квартира в Питере, которую я сдаю. И это тоже подмога. Но если честно, я очень мало трачу. — Как к жизни пилигрима относятся близкие — семья, дети, друзья? — У меня уже третья жена-буддистка. Она разделяет мои интересы. Мы стараемся ездить по России вместе. С братом и детьми точно видимся раз в два-три месяца. Все мои знакомые как минимум сочувственно относятся к буддистам.

— Вы не пробовали в такую игру поиграть — простыми понятными словами объяснить крохе, чем вы занимаетесь?

— Я недавно внуков приводил в наш московский буддийский центр. И моя дочка сказала им: «Дедушка учит людей быть счастливыми, и он тут самый главный». Я, конечно, не «самый, самый», но первое верно: учиться буддизму — это учиться, как быть счастливым, невзирая на обстоятельства!

Источник: https://ksonline.ru

 Рассылка 'Буддизм сегодня'

При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна.

Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com
 


В избранное